ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО
1.1. Понятие и категории детей с особыми возможностями здоровья 6
1.2. Особенности проведения и влияние занятий по физической культуре
на развитие детей с особыми возможностями здоровья 11
1.3. Анализ современных программ по физическому развитию для детей
с особыми возможностями здоровья 17
1.4. Взаимодействие специалистов ДОО с родителями воспитанников в
процессе их интеграции в среду здоровых сверстников 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО
2.1. Организация исследования 30
2.2. Методы исследования 32
2.3. Программа интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников на
физкультурных занятиях в ДОО и условия ее реализации 44
2.4. Оценка эффективности экспериментальной программы
интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников и условий ее реализации 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время остается одним из приоритетных направлений
специальной педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей. Количество детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью в России за последние пять лет выросло на 9,2%.
Под термином «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) в научной литературе понимают таких детей, которые имеют какие - либо ограничения в повседневной жизнедеятельности, непосредственно связанные с физическими, психическими или иными дефектами [5].
Одним из направлений современной педагогики стала интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников. Обусловленность такого подхода в развитии детей с ОВЗ базируется на гуманистических принципах социализации личности ребенка, его полноценным участником педагогического процесса.
Суть возникшей проблемы лежит в русле сложившихся противоречий между ростом числа детей с ОВЗ и не готовностью системы образования успешно интегрировать их в среду здоровых сверстников.
По данным Института возрастной физиологии РАО, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра РАМН, физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%.
По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимает болезни костно-мышечной системы (сколиоз и другие) увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, несоответствием уровня физического развития биологическому 3
возрасту. Растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом. Так, если в 4 года ребенок имел 1-2 отклонения, то к 6 годам их число увеличивается до 4-5 [6].
Эта тревожная тенденция и обусловила выбор темы настоящего исследования.
Целью представленного исследования является разработка
программы интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников на физкультурных занятиях и условий ее реализации в ДОО.
Объект исследования - интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых детей.
Предмет исследования: интеграция детей с ОВЗ в организованной образовательной деятельности по физической культуре.
Задачи данной работы:
1. Изучить теоретические основы интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников на физкультурных занятиях в ДОО.
2. Разработать программу и организационные условия интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых детей на физкультурных занятиях в ДОО.
3. Определить эффективность предложенной программы и условий ее реализации в ДОО.
Гипотеза исследования базируется на предположении о высокой эффективности средств, форм и методов физического воспитания детей в укреплении их здоровья, коррекции физических, физиологических и психических недостатков, с которыми ребенок либо рождается, либо приобретает в процессе первых лет жизни, если этот процесс удовлетворяет следующим требованиям:
• реализуется посредством соответствующей программы интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников;
• протекает в условиях, способствующих целевому назначению предложенной программы, реализуемой в ДОО.
Методы исследования:
• наблюдение
• изучение литературных источников
• тестирование
• анализ полученных результатов
Методологической базой исследования послужили программа Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» и Нищевой Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)».
Дошкольный возраст является одним из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируются интерес к физической культуре и спорту, личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.
Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании.
Социализация для детей с различными проблемами в развитии вызывает очень большие трудности. Связь детей с ограниченными возможностями с окружающими детьми, взрослыми достигается
специальными мероприятиями, направленными на психолого-педагогическое сопровождение таких детей в ходе обучения и воспитания. Интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум можно понять, как «самосовершенствование данного социума, его воздействие на формирующуюся личность ребенка и участие в данном процессе интеграции непосредственно самого ребенка» [5].
В последнее время предлагается большое количество инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие - инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его 62
развития образования. Для этого требуется реальная адаптация пространства дошкольного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия.
Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.
Успешность интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений и от эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той образовательной среде, в которую ребенок интегрируется.
Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие — три составляющих успеха интеграции при обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Очень важно понять: при создании инклюзивных ДОО дети привыкают к тому, что мир - разнообразен, что люди в нем - разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
1. Белъмер В. А., Григорьева Л.П., Денискина В. 3., Кручинин В. А., Максютова Р. Д., Новичкова И.В., Плаксина Л. И., Подколзина Е.Н., Сековец Л.С., Сермеев Б. В., Тупоногов Б. К. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения». М: «Экзамен», 2003.
2. Веракса Н.Е. , Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М: Мозаика-Синтез, 2015.
3. Дьякова Т.А. «Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей» // Научно-практический журнал Инструктор по физкультуре. 2009. № 2. С 100-105.
4. Долгополова Е.С. Интеграция детей с ограниченными
возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.
URL:https//nsportal.ru (дата обращения 03.04.2017).
5. Долматова Е.С., Назаркина А.С., Шелудько О.С. Особенности социализации детей с ОВЗ. URL: http://medconfer.com (дата обращения 03.04.2017).
6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М: Просвещение, 2005.
7. Егорова Е.А, Адекова Т.Л. Индивидуальный подход к детям в физкультурно-оздоровительной работе специалистов ДОУ // Научнопрактический журнал Инструктор по физкультуре. 2009 № 2. С 106-110
8. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». М: Мозаика-Синтез, 2004.
9. Кузнецова М.А. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников. URL:https//infourok.ru (дата обращения 03.04.2017).
7. Лежова Г.Н. Влияние двигательной активности на состояние здоровья дошкольников // Научно-практический журнал Инструктор по физкультуре. 2009 № 2. С 9-13.
8. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб: «Детство-пресс». URL:http://testuser.7.narod.ru. (дата обращения 04.11.2016).
9. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб: «Детство-пресс». 2014. URL:http//gigabaza.ru. (дата обращения 04.11.2016).
10. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. «Оценка физического и нервно - психического развития детей раннего и дошкольного возраста». СПб: «Детство-пресс». 2008.
11. Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно
двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении Методические рекомендации. Департамент образования города Москвы Специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида № 44 Институт проблем
интегративного (инклюзивного) образования Московского городского Психолого-педагогического университета, Серия «Инклюзивное
образование». М., СПб: Нестор-История. 2012. URL:www.edu-open.ru.(дата обращения 04.11.2016).
12. Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ в ДОУ. URL:http// dou70.ru/7.doc. (дата обращения 04.11.2016).
13. Поляков С.Д., Хрущев С.В. Методическое пособие Мониторинг и
коррекция физического здоровья дошкольников. М., 2006.
URL:http://pedportal.ru (дата обращения 04.11.2016)
14. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». М: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
15. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. URL: http://suvagcentr.ru/news/2707searchString (дата обращения 15.04.2017)....25