Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1. ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК
ОБЪЕКТИВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 7
§ 1.1. Межпредметные связи как важная составляющая учебного процесса 7
§ 1.2. Основные подходы к разработке математических задач прикладной направленности 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ ФИЗИКОМАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 20
§ 2.1. Разработка системы межпредметных задач физико-математической направленности 20
§ 2.2. Педагогический эксперимент по апробации системы прикладных задач физико-математической направленности 34
Заключение 39
Список использованных источников 40
Приложение 44
Приложение А 44
Приложение Б
В последнее время в России были проведены реформы школьного образования, которые привели к существенным изменениям в подходах к оценке образовательных результатов. Теперь требования к образованию являются практическими, а развитие способностей учащихся, направленных на решение социальных и общественно значимых задач, играет существенную роль.
Актуальность данной темы заключается в том, что современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности, которая имеет широкое представление о мире и понимает связи, происходящие между явлениями и процессами. Такого процесса можно достичь при помощи межпредметного обучения и формирования функциональной грамотности.
Для того чтобы человек легко приспосабливался к сложным и меняющимся социальным условиям, он должен быть функционально грамотным. Развитая функциональная грамотность позволяет жить в определенной культурной среде, помогает взаимодействовать с другими людьми и окружающей средой, устанавливать деловые контакты, выполнять гражданские обязанности. Функциональная грамотность - это черта личности, проявляющаяся в конкретных ситуациях. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается как проблема деятельности человека. Уровень функциональной грамотности, как показатель образованности, включает следующие аспекты: знание правил, норм и инструкций; умение применять правила в известных ситуациях; умение обосновывать и применять известные правила в новых ситуациях; использование универсальных приемов деятельности для решения функциональных задач в учебных ситуациях; решение функциональных задач, связанных с выполнением отдельных социальных функций.
Основываясь на действующих ФГОС, результативность обучения состоит не только из знаний по предметам, но и из метапредметных умений, которые включают в себя освоение межпредметных понятий и умение применять методы обучения. В дальнейшем эти умения и знания можно применять не только в учебном процессе, но и в реальной жизни, и в других областях знаний. Таким образом, универсальные учебные действия, такие как функциональная грамотность можно достичь при помощи межпредметного обучения.
Функциональная грамотность включает в себя множество компетенций, одна из которых - математическая грамотность. На основании результатов, полученных учащимися в международном исследовании PISA, можно увидеть низкие результаты по математической грамотности, а именно дефициты в переносе имеющихся знаний на новую ситуацию. Исходя из этого отметим важность изучения не только математики, но и умение применять математические знания в новой ситуации, затрагивающей другие сферы, например такие, как физика.
Проблема: Многие учащиеся не понимают, как могут быть связаны физика и математика, так как в школьной математике мало времени уделяется на рассмотрение связей с реальными объектами.
Объект исследования: процесс обучения предметам физико
математической направленности в основной школе.
Предмет исследования: построение процесса обучения математике на основе задач физико-математической направленности.
Гипотеза: Уровень развития функциональной грамотности
обучающихся будет развиваться, если в процессе обучения математике применять разработанную систему задач физико-математической направленности.
Цель: разработать систему межпредметных задач физико
математической направленности, направленных на формирование представлений о прикладном характере математических знаний.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
• Изучить и описать теоретические аспекты формирования знаний о прикладном характере математики на основе межпредметных задач физико-математической направленности.
• Выделить темы из основного курса физики, с помощью которых можно продемонстрировать прикладной характер математики;
• Разработать систему межпредметных задач физико-математической направленности;
• Провести диагностику уровня функциональной грамотности и мотивации к учебной деятельности учащихся.
Практическая значимость работы заключается в разработке системы межпредметных задач физико-математической направленности по формированию знаний учащихся о прикладной направленности математики, а также в положительном влиянии познавательного процесса и мотивации к учебной деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе МАОУ СШ № 27 города Красноярска. Задачи проводились в рамках образовательного процесса обучения математике. В исследовании приняли участие учащиеся 8 классов, в количестве 40 человек.
Результаты были представлены на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов, аспирантов и молодых ученых «Образование и наука в XXI веке: математика, физика, информатика и технологии в смарт-мире».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава включает в себя два параграфа. В первом параграфе рассматривается важность использования межпредметных связей в образовательном процессе, а также необходимость развития знаний о прикладном характере математики. Во втором параграфе рассматривается понятие прикладной задачи, ее функции и виды задач, которые могут встретиться в прикладной математике.
Первый параграф второй главы содержит разработки межпредметных задач физико-математической направленности. К разработанным задачам предлагаются общие методические рекомендации для их успешного использования. Во втором параграфе представлены результаты, которые показывают функционирование разработанной системы задач на базе МАОУ СШ № 27.
Практическая ценность проведенного исследования заключается в разработке и использовании системы межпредметных задач физикоматематической направленности в практике развития математической грамотности, знаний учащихся о прикладном характере математики в МАОУ СШ №27 города Красноярска. Эффективность предложенных межпредметных задач физико-математической направленности подтверждена со стороны успешности реализации, а также последующего использования в развитии знаний о прикладном характере математики.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Формирование знаний о прикладном характере математических знаний - это длительный, трудоемкий и многосторонний процесс. Для его успешного проведения и реализации в образовательном процессе необходимо продумать и систематизировать подходы.
2. Разработанные задачи, которые направлены на развитие знаний о прикладном характере математики, смогли заинтересовать учащихся экспериментальной группы в процессе обучения.
3. Благодаря проведенному исследованию, направленному на использование разработанной системы задач, можно увидеть положительную динамику в развитии уровня сформированности знаний учащихся о прикладном характере математики. Использование результатов исследования возможно реализовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности учащихся.
1. Артёмов А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах: Пособие для учителей и студентов факультета педагогики методики начального обучения / А.К. Артёмов. - Самара: Издательство СГПУ, 1995.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988.
3. Бекболганова А. К. Прикладные задачи и принципы построения их
системы/ А. К. Бекболганова, Г. Ахметова, А. Мухаева// Евразийский союз ученых. - 2015. - №10-4 (19). - С. 17-19. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/prikladnye-zadachi-i-printsipy- postroeniya-ih-sistemy/viewer (дата обращения: 10.02.2023).
4. Брекенридж В. Прикладная математика / В. Брекенридж и др. - М.: Наука, 1987.
5. Виноградова Л. В. Методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие / Л. В. Виноградова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 252 с.
6. Гурьев, Л. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы. Челябинск, 2002. - 372 с.
7. Дерипаско А. А. Роль и место прикладных задач в процессе обучения
математике / А. А. Дерипаско. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - №31 (269). - С. 130-131. - URL:
https://moluch.ru/archive/269/61849/ (дата обращения: 03.04.2023)
8. Дик Ю. И. Межпредметные связи курса физики и математики в средней школе /Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. - М.: Просвещение, 1987. - 191с.
9. Журавлева Н.С., Среднева О.А. Межпредметные связи физики и математики при изучении вопросов геометрической оптики в школьном курсе физики // Молодой ученый. 2016. № 6.2. С. 47-50.
10. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981
11. Иванов А. И., О взаимосвязи школьных курсов физики и математики при изучении величин, -«Физика в школе», 1997, №7, стр. 48.
12. Киякибаева А. Л. Необходимость использования прикладных задач в обучении математике // Молодой ученый. - 2015. - №19. - С. 9 -11. - URL: https://moluch.ru/archive/99/22150/ (дата обращения: 03.05.2023)
13. Кожекина Т.В., Никифоров, Г.Г. Пути реализации связи с математикой в преподавании физики // Физика в школе. 1982, № 3. — С. 38.
14. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. Часть 1. - М.: Просвещение, 1977.
15. Колягин Ю.М. Функции задач в обучении математике и развитие мышления школьников // Советская педагогика, 1974, № 6...30