Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6- 7 ЛЕТ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Работа №153487

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 9
1.1. Виды готовности детей к обучению в школе 9
1.2. Психофизиологические особенности современных младших школьников
6-7 лет 16
1.3 Пути повышения уровня готовности детей к обучению в школе 21
Выводы по I главе 29
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6- 7 ЛЕТ К
ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 31
2. 1. Организация исследования актуального уровня отдельных компонентов готовности детей 6-7 лет к школьному обучению 31
2.2. Анализ определения актуального уровня отдельных компонентов
готовности детей 6- 7 лет к школьному обучению 33
2.3 Методические рекомендации по подготовке детей 6-7 лет к школьному
обучению 37
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЯ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Актуальность. Поступление в школу - значительное событие в жизни ребенка. Оно коренным образом меняет социальную ситуацию развития и во многом определяет перспективы дальнейшего развития личности.
При поступлении ребенка в школу возникает необходимость учета не только его возраста, но и уровня психологического развития, а также уровня готовности к школьному обучению. Адекватность и своевременность использования методов диагностики уровня готовности к школе позволит педагогу предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде, и что более важно - предупредить появление проблем в усвоении школьной программы.
Процесс подготовки к школе предполагает под собой специально организованное педагогическое руководство деятельностью ребенка, в процессе которой происходит формирование внутренних сил ребенка, а именно мышления, нравственно-волевых качеств, творческой активности, навыков культуры поведения. В рамках данного процесса формируются не только предпосылки учебной деятельности, но и реализовывается физический и духовный рост ребенка.
Необходимым условием эффективной подготовки будущих школьников является непрерывность и последовательность воспитательно­образовательного процесса, важнейшим механизмом которой выступает организация преемственности между всеми звеньями образования.
Все выше перечисленное обусловливает актуальность темы выпускной квалификационной работы: «Организация процесса формирования готовности детей 6-7 лет к школьному обучению»
Цель исследования: разработать комплекс занятий для формирования готовности детей 6-7 лет к школьному обучению и методические рекомендации по его проведению.
Задачи исследования:
1) теоретически изучить проблему готовности детей к школе;
2) рассмотреть психофизиологические особенности современных младших школьников 6-7 лет;
3) изучить пути повышения уровня готовности детей к школе;
4) провести эмпирическое исследование актуального уровня готовности к обучению в школе детей 6-7 лет;
5) разработать комплекс занятий для формирования готовности детей 6-7 лет к школьному обучению и методические рекомендации по его проведению.
Объект исследования: процесс формирования готовности к школьному обучению.
Предмет исследования: актуальный уровень отдельных компонентов готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Гипотеза: актуальное состояние готовности детей 1 класса к школьному обучению различно и определяется уровнем их интеллектуальной, мотивационной готовности, а также - развитием мелкой моторики кистей рук

«Графический диктант» Д.Б. Эльконина).
Теоретико-методологическую основу исследования
основные положения деятельностного подхода в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., теории личностного развития ребенка дошкольного возраста в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой, Л.В. Трубайчук, P.M. Чумичевой и др.
База исследования: МБОУ «Комаровская основная школа». В эксперименте приняли участие 14 детей, учащиеся 1 класса, 6-7 лет. Практическая значимость исследования: разработанная диагностическая программа по выявлению актуального уровня готовности к обучению в школе может быть использована в научных работах студентов; разработанные рекомендации могут быть применены педагогами дошкольных образовательных организаций при создании условий для повышения уровня готовности к школьному обучению; материалы дипломной работы могут быть интересны родителям, обеспокоенным повышением готовности к обучению в школе детей 6-7 лет для обеспечения процесса их эффективной адаптации.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению. В нем рассмотрены виды готовности детей к школе; психофизиологические особенности современных младших школьников, а также психофизиологические особенности современных младших школьников. Кроме того, в нем проведено эмпирическое исследование по изучению актуального уровня готовности к обучению в школе детей, а также разработаны рекомендации по повышению уровня готовности детей к школьному обучению.
В психолого-педагогической литературе психологическая готовность к школе является сложным структурным образованием, затрагивающим все стороны детской психики. Это состояние достижения определенного уровня психофизиологического, умственного, личностного и эмоционально - волевого развития, позволяющего детям включиться в организованную учебную деятельность.
Синтез различных подходов по проблеме формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников позволяет создать достаточно широкое представление о признаках и ключевых компонентах школьной готовности.
Готовность ребенка к обучению в школе, а также успешность его обучения определена уровнем предшествующего развития. Для того чтобы ребенок мог беспрепятственно влиться в учебный процесс, у него еще в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень не только умственного, но и физического развития. В процессе исследования, нами были рассмотрены основные виды готовности ребенка к школе, сформированность которых обеспечивает успешность его дальнейшего обучения. Удетей старшего дошкольного возраста должен быть развит определенный ряд значимых для систематического обучения навыков, а также сформирован довольно обширный круг представлений об окружающем мире.
Однако следует обратить внимание, на то, что только накопить необходимый запас знаний недостаточно, требуется усвоить специальные умения и навыки, поскольку учение - это деятельность, которая предъявляет особые требования к личности.
Значительные требования жизни к организации воспитания и обучения принуждают выискивать новые психолого-педагогические подходы, которые нацелены на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни. В данном смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особенный смысл. В ходе теоретического анализа нами были обозначены основные пути повышения уровня готовности к школе у детей 6-7 лет. С этим связано определение целей и задач организации преемственности взглядов на организацию обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и школе.
Экспериментальное исследование, проведенное на базе МБОУ «Комаровская основная школа», в котором приняли участие 14 детей, учащиеся 1 класса, 6-7 лет, показало, что большинство детей из исследуемой группы психологически и физиологически готовы к обучению в школе, у них высокий уровень функционального состояния поведения, их состояние не вызывает тревоги, справляются с нагрузкой, развитие мелкой моторики у них сформировано. При этом мы пришли к заключению, что актуальное состояние готовности детей 1 класса поступающих в школу, определяется уровнем их интеллектуальной, мотивационной готовности, пространственного восприятия и развитием мелкой моторики кистей рук.
Мы считаем, что для детей со средним и низким уровнями готовности к обучению в школе необходима помощь. Для осуществления данной работы были разработаны специальные методические рекомендации, подразумевавшие, помощь в овладении детьми необходимыми для поступления в школу умениями и навыками, как в рамках ДОУ, так и в домашних условиях:
1. для педагогов:
• формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
• формирование положительного эмоционального отношения к школе;
• формирование позитивного опыта учебной деятельности;
• повышение уровня педагогической компетентности родителей, передача им необходимой информации по вопросам подготовки детей к обучению в школе;
• организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства посредством мероприятий, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.
2. для родителей:
• рекомендации по определению степени зрелости ребенка и его готовности к обучению в школе;
• развитие мелкой моторики, по координации движений рук, пальцев, динамические нагрузки на мышцы кисти, предплечья и плеча - в игровой форме. лепка, рисование, игры в «пальчиковый футбол» и т.п.;
• подготовка руки к письму: развитие мелкой моторики пальцев рук; пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед - назад и т. д.); изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений;
• развитию общей выносливости, повышение устойчивости организма к простудным и иным заболеваниям.
В процессе целенаправленного, систематического, педагогического воздействия дошкольная организация выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе. Знания детей, полученные в дошкольной организации, дополняются в семье родителями в процессе повседневного общения, формирующиеся психологические качества будущего школьника, расширяется кругозор детей, поскольку процесс воспитания детей без родительского участия не возможен и не полноценен.
Таким образом, при последовательном решении исследовательских задач, мы пришли к выводу, что цель исследования достигнута. А гипотеза исследования, состоявшая в предположении о том, что актуальное состояние готовности детей 1 класса поступающих в школу, определяется уровнем их интеллектуальной, мотивационной готовности, пространственного восприятия и развитием мелкой моторики кистей рук - подтверждена.


1. Алферов А. Д. Психология развития школьников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 384с.
2. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет [Электр.ресурс]. - URL: http://pedagogic.ru/books/ ( дата доступа: 09.05.2020)
3. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2010. -272 с.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,
2008. - 304с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2009. - 368 с.
6. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. - 2001.
• №12. - С.35-37
7. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2005.
• 256с.
8. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. / Под ред. В.В. Слободчикова.
• Томск: Пеленг, 1992. - 62 с.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 208 с.
10. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Под ред. Н.Е.Вераксы.- М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 112с.
11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 123 с.
12. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий /авт. - сост. М.А.Павлова, М.В. Лысогорская, канд. психол. наук. - Волгоград: Учитель, 2009. -186 с.
13. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В. Эксакутсто. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 442 с.
14. Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций. - М.: Айрис- пресс, 2005. - 51с.
15. Кеэс П.Я. Интеллектуальная подготовленность к обучению в школе и ее диагностика; // Формирование школьной зрелости ребенка. / Сост. Т. Тулва. - Таллин, 1982. - 156-160 с...45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ