Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Работа №153486

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Правовые и медико-педагогические основы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей без ограничений
1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное
образование в Российской
Федерации 6
1.2. Нарушения зрения у детей школьного
возраста 13
1.3. Методические рекомендации по обучению детей с нарушением
зрения 21
Глава 2. Организация самостоятельной работы слабовидящих обучающихся при совместном обучении в общеобразовательной школе
2.1. Сущность самостоятельной работы, ее уровни, виды и
формы 31
2.2. Особенности средств обучения и инструкций для самостоятельной работы слабовидящих детей на уроках биологии и методические
рекомендации по ее организации 38
Выводы 50
Список используемых источников 51
Приложение 56

Статья 5 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дает право всем детям без исключения на получение образования [37].
Инклюзивное образование - относительно новое образование для Российской Федерации, обеспечивающее равный доступ к обучению детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в условиях общеобразовательной школы. Традиционно обучение таких детей осуществлялось в специализированных учреждениях. В настоящее время наряду со специальными образовательными учреждениями для детей с ОВЗ, образовательные услуги данная категория детей может получить в любой общеобразовательной школе.
К категориям детей, которые могут обучаться в общеобразовательных учебных заведениях, относятся: слабовидящие; слабослышащие; с
нарушением функций опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития - аутисты (с легкими формами проявления патологий).
Категория слабовидящих детей является самой распространённой не только в России, но и по всему миру. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире 45 млн человек лишены зрения и еще 135 миллионов страдают различными дефектами зрения. По имеющимся прогнозам число слепых людей на нашей планете уже к 2020 году увеличится до 75 млн человек, а слабовидящих - до 200 млн человек.
В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. Число абсолютно слепых россиян на сегодняшний день составляет порядка 100 тыс. человек, инвалидов по зрению - около 600 тысяч. В общей сложности, по данным Российского научного общества офтальмологов, в России проживает более миллиона слепых и слабовидящих людей, из них детей - 100%-х инвалидов по зрению - примерно 34 тысячи (данные на 2009 год) [7].
В связи с узакониванием инклюзивного образования неизбежно
возникнет ряд проблем, связанных с неготовностью современной школы
3
реализовывать программы обучения детей с особыми образовательными потребностями по ряду причин: слабая материальная база школы, отсутствие квалифицированных кадров, психологическая неготовность педагогов работать с данной категорией учащихся, проблемы взаимоотношений в детских коллективах, отсутствие адаптированных программ обучения. Решению одной из них - методической подготовке учителей общеобразовательной школы к работе со слабовидящими обучающимися - посвящено наше исследование.
Цель исследования: выявить методические условия организации самостоятельной работы слабовидящих обучающихся на уроках биологии в общеобразовательной школе.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить нормативные и медико-педагогические основы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей без ограничений.
2. Изучить особенности организации самостоятельной работы по биологии в школе.
3. Разработать средства обучения, инструкции для совместной самостоятельной работы слабовидящих детей и обучающихся без нарушений зрения, и методические рекомендации по ее организации.
Объект исследования - образовательный процесс по биологии, включающий обучение детей с особыми образовательными потребностями.
Предмет исследования - организация самостоятельной работы слабовидящих обучающихся на уроках биологии в общеобразовательной школе.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ нормативно-правовой базы и медико­педагогической документации по теме исследования.
2. Изучение литературы по организации самостоятельной деятельности на уроках биологии.
3. Разработка дидактических средств и методические рекомендации по ним для слабовидящих обучающихся.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов. В работе представлено четырнадцать рисунков, три таблицы и приложение. Список используемых источников включает в себя 40 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Обучение слабовидящих детей совместно с обучающимися, не имеющими ограничений, в общеобразовательной школе является одним из видов инклюзивного образования в РФ, документально закрепленным значительным числом нормативно-правовых документов.
Данные нормативно-правовые документы требуют от современного учителя разработки адаптированных ООП для различных категорий детей с ОВЗ. В связи с чем учителю важно знать особенности здоровья разных категорий детей с ОВЗ и владеть общими методическими рекомендациями по работе с ними.
Самой распространенной группой детей с ОВЗ в РФ, имеющей право на обучение в общеобразовательной школе, являются слабовидящие дети.
2. Обучение слабовидящих детей в общеобразовательной школе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. В связи с чем одним из основных видов деятельности на уроках биологии в школе является самостоятельная работа обучающихся. В методической литературе представлены различные ее уровни, виды и формы.
3. При организации самостоятельной работы слабовидящих обучающихся и обучающихся без нарушения зрения нами учтены следующие методические условия:
использование адаптированных для слабовидящих детей средств обучения - объемных самодельных моделей;
применение инструкций по наблюдению адаптированных моделей в соответствии с особенностями здоровья слабовидящих обучающихся;
планирование парной самостоятельной работы, при которой происходит активное взаимодействие между слабовидящим обучающимся и обучающийся без нарушения зрения, выступающем в роли тьютера.


1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: история и современность. Уччебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 33с.
3. Анатомия человека. М. Крокер/ пер. с анг. А.И. Ким. М.: РОСМЭ,
2002. 64с.
4. Белкин Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике. М.: Дрофа, 2007. С.23.
5. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.-Владимир: Транзит-ИКС, 2009. 128 с.
6. Вартанян И.А., Л.М. Шипилицина Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. М.: Академия, 2008. 432с.
7. Всемирная организация здравоохранения исполнительный комитет EB117/35. Сто семнадцатая сессия, 22 декабря 2005 г. Пункт 4.9 предварительной повестки дня.
8. Данилова Е.Н., Ядов В.А. Педагогика и психология инклюзивного образования. СПб., 2002.
9. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. М.: АСТ, 2004. 62 с.
10. Законы, кодексы, нормативные и судебные акты РФ. Режим доступа к журн. URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111995-n-181-fz-o/. (дата обращения: 25. 09. 2017).
11. Земцова М.И., Каплан А.И., Певзнер М.С. Дети с глубоким нарушением зрения. М.: Просвещение, 1967. 376 с.
12. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: Из-во АПН РСФСР, 1956. 420 с.
13. Евразийский Научный Журнал №11 2016. Режим доступа к журн. URL: http ://journalpro.ru/articles/organizatsiya-gruppovoy-raboty-na-urokakh/.
(дата обращения: 03.02.2018).
14. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.
15. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ