ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
|
Только Word
Введение 3
Глава 1. Правовые и медико-педагогические основы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей без ограничений
1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное
образование в Российской
Федерации 6
1.2. Нарушения зрения у детей школьного
возраста 13
1.3. Методические рекомендации по обучению детей с нарушением
зрения 21
Глава 2. Организация самостоятельной работы слабовидящих обучающихся при совместном обучении в общеобразовательной школе
2.1. Сущность самостоятельной работы, ее уровни, виды и
формы 31
2.2. Особенности средств обучения и инструкций для самостоятельной работы слабовидящих детей на уроках биологии и методические
рекомендации по ее организации 38
Выводы 50
Список используемых источников 51
Приложение 56
Введение 3
Глава 1. Правовые и медико-педагогические основы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей без ограничений
1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное
образование в Российской
Федерации 6
1.2. Нарушения зрения у детей школьного
возраста 13
1.3. Методические рекомендации по обучению детей с нарушением
зрения 21
Глава 2. Организация самостоятельной работы слабовидящих обучающихся при совместном обучении в общеобразовательной школе
2.1. Сущность самостоятельной работы, ее уровни, виды и
формы 31
2.2. Особенности средств обучения и инструкций для самостоятельной работы слабовидящих детей на уроках биологии и методические
рекомендации по ее организации 38
Выводы 50
Список используемых источников 51
Приложение 56
Статья 5 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дает право всем детям без исключения на получение образования [37].
Инклюзивное образование - относительно новое образование для Российской Федерации, обеспечивающее равный доступ к обучению детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в условиях общеобразовательной школы. Традиционно обучение таких детей осуществлялось в специализированных учреждениях. В настоящее время наряду со специальными образовательными учреждениями для детей с ОВЗ, образовательные услуги данная категория детей может получить в любой общеобразовательной школе.
К категориям детей, которые могут обучаться в общеобразовательных учебных заведениях, относятся: слабовидящие; слабослышащие; с
нарушением функций опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития - аутисты (с легкими формами проявления патологий).
Категория слабовидящих детей является самой распространённой не только в России, но и по всему миру. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире 45 млн человек лишены зрения и еще 135 миллионов страдают различными дефектами зрения. По имеющимся прогнозам число слепых людей на нашей планете уже к 2020 году увеличится до 75 млн человек, а слабовидящих - до 200 млн человек.
В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. Число абсолютно слепых россиян на сегодняшний день составляет порядка 100 тыс. человек, инвалидов по зрению - около 600 тысяч. В общей сложности, по данным Российского научного общества офтальмологов, в России проживает более миллиона слепых и слабовидящих людей, из них детей - 100%-х инвалидов по зрению - примерно 34 тысячи (данные на 2009 год) [7].
В связи с узакониванием инклюзивного образования неизбежно
возникнет ряд проблем, связанных с неготовностью современной школы
3
реализовывать программы обучения детей с особыми образовательными потребностями по ряду причин: слабая материальная база школы, отсутствие квалифицированных кадров, психологическая неготовность педагогов работать с данной категорией учащихся, проблемы взаимоотношений в детских коллективах, отсутствие адаптированных программ обучения. Решению одной из них - методической подготовке учителей общеобразовательной школы к работе со слабовидящими обучающимися - посвящено наше исследование.
Цель исследования: выявить методические условия организации самостоятельной работы слабовидящих обучающихся на уроках биологии в общеобразовательной школе.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить нормативные и медико-педагогические основы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей без ограничений.
2. Изучить особенности организации самостоятельной работы по биологии в школе.
3. Разработать средства обучения, инструкции для совместной самостоятельной работы слабовидящих детей и обучающихся без нарушений зрения, и методические рекомендации по ее организации.
Объект исследования - образовательный процесс по биологии, включающий обучение детей с особыми образовательными потребностями.
Предмет исследования - организация самостоятельной работы слабовидящих обучающихся на уроках биологии в общеобразовательной школе.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ нормативно-правовой базы и медикопедагогической документации по теме исследования.
2. Изучение литературы по организации самостоятельной деятельности на уроках биологии.
3. Разработка дидактических средств и методические рекомендации по ним для слабовидящих обучающихся.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов. В работе представлено четырнадцать рисунков, три таблицы и приложение. Список используемых источников включает в себя 40 источников.
Инклюзивное образование - относительно новое образование для Российской Федерации, обеспечивающее равный доступ к обучению детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в условиях общеобразовательной школы. Традиционно обучение таких детей осуществлялось в специализированных учреждениях. В настоящее время наряду со специальными образовательными учреждениями для детей с ОВЗ, образовательные услуги данная категория детей может получить в любой общеобразовательной школе.
К категориям детей, которые могут обучаться в общеобразовательных учебных заведениях, относятся: слабовидящие; слабослышащие; с
нарушением функций опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития - аутисты (с легкими формами проявления патологий).
Категория слабовидящих детей является самой распространённой не только в России, но и по всему миру. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире 45 млн человек лишены зрения и еще 135 миллионов страдают различными дефектами зрения. По имеющимся прогнозам число слепых людей на нашей планете уже к 2020 году увеличится до 75 млн человек, а слабовидящих - до 200 млн человек.
В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. Число абсолютно слепых россиян на сегодняшний день составляет порядка 100 тыс. человек, инвалидов по зрению - около 600 тысяч. В общей сложности, по данным Российского научного общества офтальмологов, в России проживает более миллиона слепых и слабовидящих людей, из них детей - 100%-х инвалидов по зрению - примерно 34 тысячи (данные на 2009 год) [7].
В связи с узакониванием инклюзивного образования неизбежно
возникнет ряд проблем, связанных с неготовностью современной школы
3
реализовывать программы обучения детей с особыми образовательными потребностями по ряду причин: слабая материальная база школы, отсутствие квалифицированных кадров, психологическая неготовность педагогов работать с данной категорией учащихся, проблемы взаимоотношений в детских коллективах, отсутствие адаптированных программ обучения. Решению одной из них - методической подготовке учителей общеобразовательной школы к работе со слабовидящими обучающимися - посвящено наше исследование.
Цель исследования: выявить методические условия организации самостоятельной работы слабовидящих обучающихся на уроках биологии в общеобразовательной школе.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить нормативные и медико-педагогические основы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей без ограничений.
2. Изучить особенности организации самостоятельной работы по биологии в школе.
3. Разработать средства обучения, инструкции для совместной самостоятельной работы слабовидящих детей и обучающихся без нарушений зрения, и методические рекомендации по ее организации.
Объект исследования - образовательный процесс по биологии, включающий обучение детей с особыми образовательными потребностями.
Предмет исследования - организация самостоятельной работы слабовидящих обучающихся на уроках биологии в общеобразовательной школе.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ нормативно-правовой базы и медикопедагогической документации по теме исследования.
2. Изучение литературы по организации самостоятельной деятельности на уроках биологии.
3. Разработка дидактических средств и методические рекомендации по ним для слабовидящих обучающихся.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов. В работе представлено четырнадцать рисунков, три таблицы и приложение. Список используемых источников включает в себя 40 источников.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Обучение слабовидящих детей совместно с обучающимися, не имеющими ограничений, в общеобразовательной школе является одним из видов инклюзивного образования в РФ, документально закрепленным значительным числом нормативно-правовых документов.
Данные нормативно-правовые документы требуют от современного учителя разработки адаптированных ООП для различных категорий детей с ОВЗ. В связи с чем учителю важно знать особенности здоровья разных категорий детей с ОВЗ и владеть общими методическими рекомендациями по работе с ними.
Самой распространенной группой детей с ОВЗ в РФ, имеющей право на обучение в общеобразовательной школе, являются слабовидящие дети.
2. Обучение слабовидящих детей в общеобразовательной школе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. В связи с чем одним из основных видов деятельности на уроках биологии в школе является самостоятельная работа обучающихся. В методической литературе представлены различные ее уровни, виды и формы.
3. При организации самостоятельной работы слабовидящих обучающихся и обучающихся без нарушения зрения нами учтены следующие методические условия:
использование адаптированных для слабовидящих детей средств обучения - объемных самодельных моделей;
применение инструкций по наблюдению адаптированных моделей в соответствии с особенностями здоровья слабовидящих обучающихся;
планирование парной самостоятельной работы, при которой происходит активное взаимодействие между слабовидящим обучающимся и обучающийся без нарушения зрения, выступающем в роли тьютера.
1. Обучение слабовидящих детей совместно с обучающимися, не имеющими ограничений, в общеобразовательной школе является одним из видов инклюзивного образования в РФ, документально закрепленным значительным числом нормативно-правовых документов.
Данные нормативно-правовые документы требуют от современного учителя разработки адаптированных ООП для различных категорий детей с ОВЗ. В связи с чем учителю важно знать особенности здоровья разных категорий детей с ОВЗ и владеть общими методическими рекомендациями по работе с ними.
Самой распространенной группой детей с ОВЗ в РФ, имеющей право на обучение в общеобразовательной школе, являются слабовидящие дети.
2. Обучение слабовидящих детей в общеобразовательной школе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. В связи с чем одним из основных видов деятельности на уроках биологии в школе является самостоятельная работа обучающихся. В методической литературе представлены различные ее уровни, виды и формы.
3. При организации самостоятельной работы слабовидящих обучающихся и обучающихся без нарушения зрения нами учтены следующие методические условия:
использование адаптированных для слабовидящих детей средств обучения - объемных самодельных моделей;
применение инструкций по наблюдению адаптированных моделей в соответствии с особенностями здоровья слабовидящих обучающихся;
планирование парной самостоятельной работы, при которой происходит активное взаимодействие между слабовидящим обучающимся и обучающийся без нарушения зрения, выступающем в роли тьютера.
Подобные работы
- Обучение информатике и
информационно-коммуникационным
технологиям учащихся с ограниченными
возможностями здоровья
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





