Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ 4-5 КЛАССОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №153485

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2015
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Понятие и сущность учебно-исследовательской деятельности 8
1.2. Виды учебно-исследовательской деятельности 10
1.3. Этапы учебно-исследовательской работы 13
1.4. Структура научно-исследовательской работы 14
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 23
2.1. История развития учебно-исследовательской деятельности 23
2.2. Формы организации учебно-исследовательской деятельности в
общеобразовательных учреждениях 27
2. 3. Учебно-исследовательская деятельность как одна из форм инновационных технологий в образовании 31
2.4. Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного
образования 33
2.5. Интеграция общего и дополнительного образования 35
2.6. КГБОУ ДОД «Красноярский краевой Дворец пионеров и
школьников» как основной крупнейший центр дополнительного образования детей 37
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯ­
ТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 4-5 КЛАССОВ 40
3.1. Психолого-физиологические особенности школьников 4-5 классов... 40
3.2. Формирование исследовательской компетенции школьников 43
3.3. Условия формирования исследовательских умений младших
школьников 45
3.4. Методические аспекты организации учебной исследовательской дея-
тельности школьников 4-5 классов 46
ГЛАВА IV. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 50
4.1. Рабочая программа «Наблюдай и исследуй» 50
4.2. Результаты реализации программы «Наблюдай и исследуй» 54
4.3. Рабочая тетрадь «Наблюдай и исследуй 57
ВЫВОДЫ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Рабочая программа «Наблюдай и исследуй»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Справка о реализации программы
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рабочая тетрадь «Наблюдай и исследуй»

Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения [ФГОС НОО, 2009]. В инновационных образовательных технологиях особое место занимает учебно-исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему. Каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальном уровне обучения он стремится к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, учебно-исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения обучающимися представления об окружающем мире.
Основанием для организации учебно-исследовательской деятельности являются приоритеты государственной образовательной политики, определенные в следующих нормативных документах: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2012]; Концепция развития дополнительного образования детей; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [2010], стратегия модернизации общего образования на 2011-2015 годы; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [2009].
Сегодня компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования Исследовательская компетентность школьника — это его способность и готовность самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипо­тезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками литературы, применения методов исследования, предложения путей решения проблемы. Данную компетенцию школа развивает у обучающихся, начиная с первого класса.
В документе «Наша новая школа» особо выделяется необходимость развития системы выявления и поддержки одарённых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Данная среда осуществляется в форме внеурочных и внеклассных занятий, как дополнительное образование детей [Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", 2010]. Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в основной школе [ФГОС, 2010]. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей. КГБОУ ДОД "Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников" является основным крупнейшим центром дополнительного образования детей. Во Дворце существуют несколько отделов, реализующих образовательную деятельность в различных направлениях, среди них можно выделить отдел научного творчества, который организует учебно - исследовательскую деятельность школьников.
Новизна работы состоит в разработке комплекса рабочей программы и рабочей тетради для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающимися младшего школьного возраста через проведение опытно­экспериментальных работ в области естественных наук в системе дополнительного образования.
Практическая значимость: разработанную рабочую программу и рабочую тетрадь могут комплексно использовать педагоги школ г. Красноярска во внеурочной деятельности и на уроках проблемного и исследовательского характера по предметам: «Окружающий мир» (4 класс), «Биология» (5 класс), а также тетрадь могут использовать родители для развития исследовательских способностей детей.
Цель: организация учебно-исследовательской деятельности со
школьниками 4-5 классов в системе дополнительного образования.
Задачи:
1) Изучить понятие, сущность, виды, этапы и структуру учебно­исследовательской деятельности;
2) Рассмотреть организацию учебно-исследовательской деятельности школьников в образовательных учреждениях;
3) Изучить психолого-физиологические и методические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников 4-5 классов;
4) Разработать рабочую программу «Наблюдай и исследуй»;
5) Создать рабочую тетрадь к рабочей программе «Наблюдай и исследуй»;
6) Апробировать программу «Наблюдай и исследуй» в КГБОУ ДОД «Красноярском краевом Дворце пионеров и школьников» в течение 2014­2015 года.
Объект: учебно-исследовательская деятельность со школьниками.
Предмет: рабочая программа «Наблюдай и исследуй» и рабочая тетрадь к данной программе.
Гипотеза: организация учебно-исследовательской деятельности по программе «Наблюдай и исследуй» с использованием рабочей тетради к данной программе позволяет сформировать исследовательскую компетенцию у школьников 4-5 классов в области естественных наук.
Методы:
• анализ и синтез психолого-педагогической, методической литературы,
• постановка педагогического эксперимента;
• общие эмпирические методы: эксперимент, сравнение, наблюдение, измерение, описание.
База научного исследования: лаборатория научного отдела КГБОУ ДОД «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников».
Апробация: разработанный комплекс рабочей программы и рабочей тетради «Наблюдай и исследуй» успешно реализован со школьниками 10-11 лет в Краевом государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников» в течение одного года с 7.09.14 по 29.05.15.
По теме магистерской диссертации опубликована научная статья в сборнике IV Международного научно-образовательного форума "Человек, семья и общество: история и перспективы развития" [Булычева, 2015].
Благодарность. Выражаю благодарность и признательность моему научному руководителю Антиповой Екатерине Михайловне, Баранову Александру Алексеевичу за помощь в подготовке и написании магистерской диссертации, Ивановой Нине Владимировне за помощь, рекомендации и предоставление методической литературы, а также коллегам отдела научного творчества КГБОУ ДОД ККДПиШ

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1) Учебно-исследовательская деятельность - это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников;
2) В общеобразовательных учреждениях учебно-исследовательская деятельность организуется во внеурочных и внеклассных формах занятий, а также во время нетрадиционных уроков с применением инновационных технологий;
3) Учебно-исследовательская деятельность школьников 10-11 лет ускоряет переход от образно-интуитивного мышления к логическому, формируя исследовательскую компетентность: способность добывать знания самостоятельно; ставить простые эксперименты, учитывая большое стремление школьников экспериментировать в данном возрасте; делать логические заключения и выводы;
4) Разработана рабочая программа «Наблюдай и исследуй» для обучения основам учебно-исследовательской деятельности школьников 4-5 классов при выполнении опытно-экспериментальной работы в естественнонаучной сфере;
5) Создана рабочая тетрадь к рабочей программе «Наблюдай и исследуй», которую могут использовать педагоги школ г. Красноярска во внеурочной деятельности при организации учебно-исследовательской деятельности и на уроках проблемного и исследовательского характера для развития исследовательских способностей детей;
6) Программа «Наблюдай и исследуй» апробирована в КГБОУ ДОД «Красноярском краевом Дворце пионеров и школьников» в течение 2014­2015 года, в результате чего лучшие исследовательские работы обучающихся по данной программе стали лауреатами I, II, III степеней на конкурсных мероприятиях различного уровня - от муниципального до всероссийского.


1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 64-68.
2. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. С. 24-33.
3. Богомолова О.Б. Логические задачи. М., Бином.
4. Булычева О.В. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в системе дополнительного образования // IV Международный научно-образовательный форум "Человек, семья и общество: история и перспективы развития". Красноярск, 2015. (в печати).
5. Булычева О.В., Маланчук И.Г. Рабочая тетрадь / Образовательная программа «Наблюдай и исследуй». Красноярск, 2015. 41 с.
6. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. М., 1984. 360 с.
7. Воробьёва А.В. Исследовательские компетенции современного школьника // Дискуссия. Вып. № 33. 2013. С. 1.
8. Гаврилычева Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе // Начальная школа № 12. М.: Просвещение, 1986. С. 18 - 27.
9. Гафурова Н.В., Феськова Е.В. Интеллектуально-личностное развитие учащихся в исследовательской деятельности. Красноярск, 2004. 111 с.
10. Гин А. Сказки - изобреталки от кота Потряскина. М.: Вита-Пресс, 2010. 80 с.
11. Гиппенрейдер Ю.П. Введение в общую психологию М. ИсРО, 1996. 280 с.
12. Головей, Л.А. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С­Пб.: Речь, 2001. 411 с.
13. Дзанагова Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников // Начальная школа. № 6. 2007. С. 91-100.
14. Дмитриев А.С. Как понять сложные законы физики // 100 простых и увлекательных опытов для детей и их родителей. М.: Этерна, 2009. 216 с.
15. Дружинина Н.В. Психология. С-Пб.: Питер, 2000. 74 с....75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Loading...