Только Word
Введение 3
Глава 1Понятие «сотрудничества» и способы его организации 6
1.1. Понятие «сотрудничества» и способы его организации 6
1.2. Психолого-педагогические аспекты организации учебного
сотрудничества 14
1.3. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом
процессе 19
Вывод к Главе1 28
Глава II Анализ практического опыта организации учебного сотрудничества в малых группах на уроках английского языка 30
2.1. Организация учебного сотрудничества на традиционных занятиях. ..30
2.2. Применение технологии сотрудничества на уроках английского
языка 40
2.3. Самоанализ урока английского языка по теме «Professions» во 2-м
классе с применением технологии учебного сотрудничества в малых группах 46
Вывод к Главе II 51
Заключение 54
Библиографический список 59
Приложение 1 63
В настоящее время школа традиционно направляет свои основные усилия на преподавание конкретного содержания учебных программ, в основном уделяя внимание предметно-ориентированным
(содержательным) знаниям. Обучение различным подходам к преподаванию, сотрудническим стратегиям, включающим групповое обучение, происходит стихийно.Анализ работ общей и специальной педагогики и психологии показал, что последние годы характеризуются усилением внимания к проблеме учебного сотрудничества. Это позволило сформулировать тему исследования: «Организация учебного
сотрудничества на уроках английского языка».
Объектом исследования выступает процесс обучения в
сотрудничестве в малых группах на уроках английского языка .
Предметом исследования являются особенностиорганизации учебного сотрудничества на уроках английского языка в образовательном процессе современной школы.
Цель данной дипломной работы - изучить особенности и проблемы организации учебного сотрудничества в малых группах в процессе изучения английского языка на начальном этапе.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие учебного сотрудничества.
2. Выявить этапы и принципы организации учебного сотрудничества.
3. Проанализировать психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках английского языка в малых группах.
4. Разработать и апробировать на практике модель урока с использованием учебного сотрудничества в малых группах.
5. Определить методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки в малых группах сотрудничества.
Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно - методической литературы по вопросам исследования, наблюдение, опрос.
Теоретическую базу исследования составляют концепции возрастной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ш. Н. Амонашвили), методики преподавания иностранных языков (ИМЕНА), педагогических технологий (А. К. Макаренко, А. В. Сухомлинский), учебного сотрудничества в малых группа(Е. Конникова, А. В. Мудрик, В. А. Ядов, Д. И. Фельдштейн).
Материалом исследования послужили по УМК И. Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко и Т.А. Притыкиной «English», издательства «Просвещение» (Часть 1).
Исследование проводилось на базе Гимназии №16 города
Красноярска, расположенной по адресу: улица Урицкого 26.
Научная новизна работы заключается в том, что в ее ходе были обобщены подходы к проблеме организации учебного сотрудничества в малых группах на уроках английского языка на начальном этапе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что выполненный в ее ходе анализ и обобщение подходов к проблеме организации учебного сотрудничества в малых группах на уроках английского языка на начальном этапе вносит вклад в развитие концепции образовательных технологий.
Практическая значимость работы: выявленные в ходе работы этапы организации учебного сотрудничества, а также разработанная автором модель урока английского языка на основе учебного сотрудничества в малых группах могут использоваться в практической работе учителя английского языка в начальных классах, а также при чтении курса методики преподавания иностранных языков.
Структура работы. Работа состоит из Введения, где обосновываются цель, задачи и методология работы, Главы I, в которой рассматриваются основные понятия исследования, Главы II, в которой описывается разработанная и апробированная модель урока на основе технологии сотрудничества, Заключения, Библиографического списка (36
наименований) и Приложений (1).
Данное исследование было посвящено теме «Организация учебного сотрудничества на уроках иностранного языка».
Целью работы было изучение особенностей и проблемы организации учебного сотрудничества в малых группах в процессе изучения английского языка на начальном этапе.
В ходе анализа теоретической литературы по проблеме исследования были рассмотрены подходы к определению понятий «учебное сотрудничество», «формы сотрудничества», «малая группа», а также изучены психолого - педагогические аспекты организации учебного сотрудничества и методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическим процессе.
Под учебным сотрудническом понимается методика совместно-разделенной деятельности детей и педагога.
В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся. Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества .
Выделяется 4 формы организации сотрудничества:
_ фронтальная форма обучения
_ групповая форма обучения
_ индивидуальная форма обучения
_ коллективная форма обучения
Малая группа определяется как небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
Успех обучения иностранным языкам зависит не только от совместного согласования деятельности учителя и учеников. Большую роль играет так же взаимодействие их личностей, складывающихся между ними взаимопонимание, которое является основой содружества на уроке.Наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.
Важным этапом организации учебного сотрудничества в малых группах является контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка). Контроль понимается как неотъемлемый элемент традиционного учебно -воспитательного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении и воспитании, что позволяет корректировать ход учебно-воспитательного процесса, ставить конкретные задачи в дальнейшем обучении и воспитании. Это процедура получения информации о деятельности педагогов и воспитанников, её результатах, установления степени достижения целей обучения и воспитания, проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных качеств.
Во второй Главе исследования был проведен практический анализ организации учебного сотрудничества на уроке английского языка в МБОУ Гимназия №16 города Красноярска, расположенной по адресу: улица Урицкого 26. Занятия по английскому языку и воспитательная работа осуществлялась во 2 - «в» классе, численностью в 24 человека.
В ходе наблюдения за учащимися и изучения учебной документации была изучена характеристика деятельности класса. Установлено, что приоритетные виды деятельности в классе - познание, труд, общение в малых группах.Учащиеся могут самостоятельно ставить цели своей деятельности, однако не все ученики на это способны, а только активные. Выраженные мотивы участия школьников в деятельности класса: подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самовыражении, самореализации, стремление выделиться, получение поощрения, избегание порицания, наказания.
В ходе наблюдения за учениками класса обозначилось наличие микрогрупп из 2 человек. Учащиеся группируются по-разному, но, в основном, по парам «девочка-девочка», «мальчик-мальчик». В классе также есть микрогруппы, включающиеи девочек, и мальчиков. Это группы из 2-4 человек . Основания для объединения в дружеские микрогруппы - групповые задания, общие интересы, совместное посещение кружков (секций, студий), сидение за одной партой, фактор проживания по соседству или посещение одного детского сада.
Характер отношений между группами: группы работают дружно, уважают друг друга. Наиболее авторитетные группы руководствуются следующими ценностями: уважают друг друга, умеют слушать говорящего, поддерживают друг друга, помогают, если нужна помощь. Лидеры класса замотивированы, очень активные, внимательные, помогают другим, быстро улавливают материал, дружелюбные, умеют работать в группе.
На основе наблюдения и работы с классом был сделан вывод, что для организации малых групп сотрудничества на уроках английского языка необходимо учесть следующие критерии:
_ в каждой группе должен быть хотя бы один сильный ученик;
_ необходимо, чтобы учащиеся выходили из зоны комфорта, поэтому нецелесообразно группировать друзей, подруг в малые коллективы;
_ нельзя в одну группу определять только слабых или так называемых «отверженных» учеников, им нужен тот, за кем они будут тянуться;
_ лидеры должны быть по возможности в каждой группе;
_ численный состав групп тоже должен быть равномерным.
Были проработаны этапы организации учебного сотрудничества в малых группах в указанном классе (7 этапов):
8) выбор темы, определение цели и задач урока;
9) Определение объема учебного материала, подлежащего изучению на уроке.
10) Приготовление заданий для групповой работы, необходимый
дидактический и раздаточный материал.
11) Продумывание вопроса о численности и комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории.
12) Разработка возможных внутригрупповых ролей.
13) Выделение этапов урока, на которых планируется организация групповых работ, продумывание, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определение продолжительности групповой работы.
14) Разработка правил индивидуального и группового оценивания на данном уроке.
На основе выделенных этапов была разработана и апробирована на практике модель урока по теме «Professions», в ходе которого использовалась технология учебного сотрудничества в малых группах. Урок включал в себя 7 этапов, групповое сотрудничество осуществлялось на этапе лексической зарядки, актуализации опорных знаний, введения нового материала.
В результате использования технологии учебного сотрудничества в малых группах наблюдались выраженная мотивация достижения, интерес к учебному материалу, чувство к групповой ответственности, доверие к спикерам группы. Все этапы урока были логично взаимосвязаны и направлены на главный этап - обобщение и систематизацию пройденного лексического материала по теме «professions». Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был переход от простых заданий к более сложным.
В ходе урока были использованы фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы. Виды деятельности постоянно изменялись, благодаря чему поддерживался положительный настрой и достаточно быстрый темп проведения занятия. Время было распределено рационально, что позволило пройти весь запланированный материал. На уроках достаточно полно представлены такие формы работы, как ученик-учитель, ученик-ученик.
На уроке были реализованы следующие принципы:
• принцип коммуникативной направленности;
• принцип наглядности;
• принцип доступности.
Структура урока полностью соответствовала логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для обобщения ранее изученного материала по теме. На наш взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
Урок был построен с использованием ИКТ, была продемонстрирована составленная учителем презентация. Для наглядности использовался
раздаточный материал.Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Мы считаем, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. На уроке была создана доброжелательная психологическая атмосфера, характеризующаяся взаимной заинтересованностью всех участников урока.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что цель выпускной квалификационной работы достигнуты, а ее задачи решены.
1. Ананьев Б. Г., Человек как предмет познания [Текст]: Учебное пособие /Б.
Г. Ананьев . - 3-е издание) Серия «Мастера психологии» -
М.: Ленинградского университета, 1968г. - 340с.
2. Гавкова Т. Информирование самоконтроля у учащихся V-VIII классов в учебной деятельности [Текст]: Учебное пособие /Т. И. Гавкова - М.: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) / Киевский гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. - Киев : [б. и.], 1965. - 19 с.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст]: Учебное пособие / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
4. Давыдов В.В.,Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования[Текст]: Учебное
пособие / В.ВДавыдов - М.: Педагогика, 1986. - 240с.
5. Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении [Текст]: Учебное пособие /В. И. Дьяченко -М.: Просвящние, 1991. - 192 с.
6. Зимняя И.Я., Педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие / И. Я. Зимняя . - 3-е изд. - М.: Ростов-на-Дону, 1997.- 448с.
7. Инновационная стратегия обучения - материалы первого научнопрактического семинара психологов и организаторов школьного образования (Сочи, 3-10 октября, 1993 г.) / Под ред. В.Я. Ляудис. М., 1994.203 с .
8. Канн-Калик В.А., Учителю о педагогическом общении [Текст]: Учебное пособие / В. А. Канн-Калик. - М.: Просвещение, 1987.— 190 с.
9. Кашлев С. С., Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] Учебное пособие / С.С. Кашлев. - М.: Высшая школа, 2002. - 95с
10. Кашлев С.С ., Интерактивные методы обучения [Текст]: Учебное пособие / С. С. Кашлев.- М.: Высшая школа, 2004.- 176.
11. Крившенко Л. П. Педагогика: Учебник /, М. Е. Вайндорф-Сысоева; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 432с.
12. Леонтьев А.А., Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком// Иностранные языки в школе [Текст]: Учебное пособие / А.А. Леонтьев. - М.: Просвящение , 1985. - №5. - С. 24-29.
13. Леонтьев А.Н., Избрание психологического производства [Текст]: Учебное пособие / А. Н. Леонтьев.-В 2-х т. Т. П.—М.: Педагогика, 1983.—320 с.
14. Медведенко Н. В., Основные параметры, характеристика и требования к педагогическому контролю [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал/ Н.В. Медведенко. - 2008. - №4.
15. Медведенко Н. В., Совершенствование контроля знаний и учета
успеваемости студентов [Текст] Учебное пособие / Н. В. Медведенко , С. Ю. Рубцова // Высшее образование сегодня. - 2008. - N 3. - С. 93-96....36