ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Психологические особенности современных подростков 7
1.2. Проблемы взросления современных подростков, проживающих в
социально неблагополучных семьях 14
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ ИЗ СОЦИАЛЬНО
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ГОРОДСКОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «РОСТОК»» 23
2.1. Изучение особенностей отношения к окружающему миру подростков, посещающих муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «Городской социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Росток»» 23
2.2. Содержание и организация педагогической работы с подростками из
социально неблагополучных семей 44
Вывод по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность: Современное общество не стоит на месте, и очень частые его изменения затрагивает все сферы жизни человека. Подросткам, которые переживают трудный период взросления, намного сложнее справляться со всеми изменениями. Помимо этого подросток часто не соответствует требованиям, которые к нему предъявляет общество и не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой это ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что он вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества с другой, служит реальным источником психологопедагогических проблем подростка.
Все больше подростков вовлекается в асоциальные формы поведения, такие как хулиганство, воровство, кражи, избиения, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и др., что является высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества. Быстрый рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения подростков справедливо отнесен к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества.
По данным информационно-аналитического портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2016 году в Красноярском Крае на 24% (с 2437 до 1836) снизилась преступность среди несовершеннолетних [32]. Но на фоне данной положительной динамики при более подробном анализе структуры подростковой преступности наблюдается несколько иная картина: процент тяжких преступлений и преступлений небольшой тяжести, совершенных несовершеннолетними или при их участии остается высоким.
Проблемы неблагополучного поведения подростков особенно остро стоят в условиях специализированных социозащитных учреждений. К числу таких учреждений относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (СРЦН), которые созданы и функционируют в рамках Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4]. В соответствии с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних утвержденным Правительством РФ, в перечень его основных задач входит профилактика девиантного поведения воспитуемых [34]. Поэтому основная задача специалистов, работающих с подростками, заключается в понимании особенностей их отношения к окружающему миру, а также в организации деятельности, в рамках которой, они могут получить новый социальный опыт, и быть способными решить свои собственные проблемы.
Психологические особенности подростков, изучены в различных психологических исследованиях таких авторов, как Д.Б. Эльконин, К.Н Поливанова, Т.В. Драгунова, В.С. Мухина.
Исследованием взаимоотношений между родителями и детьми, изучением проблем воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных, занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, М. И. Буянов, И. Ф. Дементьева и др.
Цель работы: изучение особенностей отношения подростков из социально неблагополучных семей к окружающему миру и анализ разнообразной практики социально-педагогической деятельности социально- реабиталиционного центра, учитывающей эти особенности.
Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:
исследований и выявить психологические особенности современных подростков;
• раскрыть условия и проблемы взросления современных подростков, проживающих в социально неблагополучных семьях;
• провести диагностическое изучение особенностей отношения к окружающему миру подростков из социально неблагополучных семей;
• проанализировать педагогическую работу центра с подростками из социально-неблагополучных семей.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с подростками из социально неблагополучных семей.
Предмет исследования: анализ опыта организации социальнопедагогической деятельности в муниципальном бюджетном учреждении социального обслуживания «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток»» с подростками из социальнонеблагополучных семей
При написании дипломной работы мы опирались на результаты исследований, изложенных в разных статьях, монографиях, сборниках.
Теоретическая основа: анализ источников и литературы; анализ законодательной и нормативной базы по профилактике и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением.
Практическая значимость: в рамках работы проведено
анкетирование подростков из социально неблагополучных семей, получавших услуги в муниципальном бюджетном учреждении социального обслуживания «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток»»; беседы с подростками Центра; анализ внутренней документации; наблюдение; интервью и беседы с воспитателями, психологами и социальными педагогами.
Структура дипломной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложений.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение
социального обслуживания «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток»».
Проанализировав результаты психолого -педагогических исследований, можно отметить, что подростковый возраст - это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость.
Сегодня одной из наиболее часто встречающихся проблем взросления подростков, является нарушение внутрисемейных взаимоотношений. Многие дети проживает в неблагополучных семьях, которые не справляются с возложенными на них воспитательными функциями. Это оказывает серьезные, и порой непоправимые последствия для психического развития подростка, формирования его характера и самооценки, всвязи, с чем у подростка может появиться отклоняющееся поведение. Улица становится его домом, который разрешает ему курить, употреблять алкоголь и совершать противоправные поступки.
После изучения особенностей отношения подростков из социальнонеблагополучных семей к окружающему миру, было отмечено, что они переживают за взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, и не понимают как интересно и с пользой проводить свободное время. Это оказывает большое влияние на формирование личности подростка.
В рамках исследования была рассмотрена организация педагогической деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Росток» с подростками из социально неблагополучных семей. Можно отметить, что в Центре для решения существующих проблем подростков и профилактики девиантного поведения, задействовано очень много ресурсов, которые направлены на развитие их новых интересов, навыков и умений. Во многом это реализовано с помощью отлично развитой досуговой деятельности Центра, которая ориентирована на широкий спектр познавательных потребностей и интересов детей и подростков , позволяет детям раскрыть свои способности, таланты, формирует и развивает ценные качества личности, создает благоприятные возможности для проявления себя. Через небольшой период времени проживания в Центре, воспитанники реже убегают, стараются не в пустую проводить свободное время, сами просят поиграть в игру, позаниматься интересным делом, провести с ними занятие, почитать книги, поиграть в футбол, перестают быть замеченными за курением и другими проявлениями девиантного поведения.
Можно отметить, что личностно-ориентированный подход в процессе социально-педагогической реабилитации способствует не только социальнопсихологической адаптации подростков к изменениям в современном обществе, но и предоставляет каждому воспитаннику новый позитивный опыт и новые возможности общения и взаимодействия с людьми в условиях Центра и за его пределами. Все это поможет взрослеющему человеку в самостоятельном решении возникнувших на его пути трудных ситуаций.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - N 9. - ст. 851.
2. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России: материалы первоначального доклада Российской Федерации Комитету по правам ребенка. М.: «Информпечать», 1993. - 72 с.
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями на 28 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802.
4. Федеральный закон от 24.06.1999 г. «Об основах, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями на 3 июля 2014 года) № 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №26, ст.3177.
5. Алексеева, Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения подростка от типа неблагополучной семьи // Социальная помощь семье и детям: Вып. 1. - М.: 1995. - 200 с.
6. Аристова, Н.Г. Виртуальное общение и социализация // Девиантное поведение и Интернет /Под ред. М.Е.Поздняковой. М.: Институт социологии РАН, 2008. - 96 с.
7. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. / С.А. Беличева - М.: Просвещение , 1993. - 241 с.
8. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. / М.И. Буянов. М.: Просвещение, 1988. - 154 с.
9. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. / А. Я. Варга - СПб.: АРГУС, 2001.- 252 с.
10. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учеб. метод. пособие / М. И. Рожков [и др.]; под ред. М. И. Рожкова. - М.: Владос, 2006. - 239 с.
11. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой. М.: Владос, 2006. - 416 с.
12. Гилинский, Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль: Избранные статьи. / Я. И. Гилинский. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 322 с.
13. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. / В. В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
14. Дементьева, И. Ф. Социализации детей в семье: теории, факторы, модели. / И. Ф. Дементьева. М.: «Генезис», 2004. - 232 с.
15. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н. Ф. Дивицына. - Ростов н/Дону.: Бином, 2005. - 274с....35