Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экономической компетентности старшеклассников на уроках “Обществознание”

Работа №153456

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1 . Теоретические основы формирования экономической компетентности старшеклассников 6
1.1. Компетентность как предмет научно-педагогического исследования 6
1.2. Критерии, показатели, уровни формирования экономической компетентности 13
1.3. Технология процесса формирования экономической компетентности старшеклассников 26
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
экономической компетентности у старшеклассников на уроках “Обществознание” 38
2.1 Характеристика средней общеобразовательной школы 145 г. Красноярск 38
2.2. Анализ формирования экономической компетентности старшеклассников на уроках “Обществознание” 42
ГЛАВА 3. Оценка результатов работы по формированию экономической компетентности старшеклассников на уроках “Обществознание 53
3.1 Апробация технологии по формированию экономической компетентности старшеклассников на уроках “Обществознание” 53
3.2 Оценка эффективности технологии при формировании экономической компетентности 61
Заключение 67
Список литературы 69
Приложение 77


В современном мире уровень конкурентоспособности инновационной экономики определяется качеством экономического образования школьников. В связи с этим трансформируются требования к подготовке подрастающего поколения в образовательных учреждениях. Если обратиться к государственному федеральному стандарту (ФГОС), для (полного) общего образования, излагается необходимость формировать новую дидактическую модель образования, основанную на компетентностной образовательной парадигме.
Теоретическими предпосылками исследования проблемы формирования экономической компетентности старшеклассников являются концептуальные идеи содержания образования в работах В.И. Белого, П.В. Беспалова, Н.Г. Гелеева.
Теоретические основы экономического образования и воспитания раскрыты в трудах B.C. М.Л. Левицкого, Л.С. Черкашина.
Проблемы школьного экономического образования исследовали М.В. И.В. Липсиц, Т. Н. Матвеева.
Идеи компетентностного подхода, различные его аспекты представлены в работах A.B. Вишняковой, А.А. Вербицкий, В.И.Белый, Д.А. Иванов и др.
Несмотря на то, что понятие “компетентность” сегодня стало одним из ключевых в педагогике, проблема формирования экономической компетентности старшеклассников на базовом и профильном уровнях (исключая социально-экономический профиль) остается недостаточно исследованной.
Ввиду выдвинутой новой модели, возникает потребность в формировании у школьников нового стиля мышления, позицию, которые соответствуют явлениям и заказам современного общества. Исследуя текущую ситуацию в школьном образовании, формирование экономической компетентности не носит целенаправленного и научно обоснованного характера, исходя из данного положения, проблема приобретает особую актуальность.
Цель исследования: на основе анализа формирования экономической компетентности, разработать рекомендации по совершенствованию.
Задачи:
1. Исследовать теоретические основы понятия “экономическая компетентность старшеклассников”.
2. Проанализировать формирование экономической компетентности старшеклассников в ходе уроков “Обществознание”, на примере средней общеобразовательной школы 145 г. Красноярска.
3. Разработать и апробировать предложения по совершенствованию экономической компетентности старшеклассников на уроках “Обществознание”.
Объектом является средняя общеобразовательная школа 145 г. Красноярска.
Предметом исследования является процесс формирования экономической компетентности старшеклассников на уроках “Обществознание”.
В качестве методологической и теоретической основы исследования выступают:
-концептуальные положения системно- деятельностного подхода (П.В. Беспалов, В.Н. Введенский)
-личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса (Н.П. Левина, Л.А. Петровская);
- идеи и положения компетентностного подхода (Л.Н. Боголюбов, А.Л. Вербицкий А.Н. Дахин др.);
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы:
-теоретические - анализ и обобщение философской, педагогической, экономической, психологической и научно-методической литературы, сравнение, классификация, систематизация, обобщение научных положений и фактов;
-эмпирические- наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, экспертная оценка, педагогический эксперимент.
Научные результаты исследования заключается в следующем:
-уточнены сущность, содержание и структурные характеристики понятия “экономическая компетентность старшеклассников”;
-разработана и апробирована технология процесса формирования экономической компетентности старшеклассников в ходе изучения предмета “Обществознание”, которая включает три этапа: организационно-проектный, организационно- деятельностный и анализа результатов и корректировки;
Структура диссертационной работы отражает специфику изученной темы, определяется целью, задачами, методами анализа. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе изученных теоретических материалов получены научные результаты:
1. Экономическая компетентность старшеклассников - это интегративная характеристика личности школьника, основанная на знаниях, умениях, опыте, компетенциях, способствующих развитию экономического мышления, значимых качеств и способностей, обеспечивающих решение экономических задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях. Структурно экономическая компетентность старшеклассников состоит из: мотивационно- потребностного, информационно-когнитивного, личностного и рефлексивно-деятельностного компонентов.
2. Экономическая компетентность включает следующие компетенции: способность определять основные принципы рационального экономического поведения; способность осуществлять эффективную экономическую деятельность; способность анализировать социально-экономические проблемы и закономерности и прогнозировать свои действия; способность осуществлять рациональное экономическое поведение с учетом действующих экономических институтов. Наиболее эффективно формирование экономической компетентности старшеклассников происходит в ходе изучения обществознания в непрофильных классах (где экономика не изучается отдельным предметом), поскольку они дают возможность формировать необходимые компоненты экономической компетентности.
3. Технология процесса формирования экономической компетентности представляет собой целенаправленный, научно обоснованный целостный педагогический процесс, обеспечивающий функционирование совокупности методов и средств, направленных на реализацию экономического содержания обучения и воспитания в рамках школьных общественно-научных дисциплин согласно заданным и критериально определенным конечным результатам. Технология заключается в пошаговой организации образовательного- процесса и включает три этапа: организационно-проектный, организационно-деятельностный и этап анализа результатов и корректировки.
4. Педагогическими условиями, обеспечивающими успешность реализации технологии процесса формирования экономической компетентности старшеклассников, являются:
-использование активных форм обучения с целью формирования у старшеклассников объективного представления о сути экономических явлений и процессов, подготавливает их к осознанной и активной деятельности в быстроменяющихся экономических условиях;
-организация дифференциации обучения в зависимости от интересов старшеклассников в процессе изучения экономических вопросов на уроках общественно-научных дисциплин, способствует построению индивидуальных образовательных траекторий с учетом личностного опыта учащегося
Перспективным направлением исследования проблемы формирования экономической компетентности старшеклассников является разработка технологии процесса формирования экономической компетентности на различных ступенях и этапах среднего (полного) общего образования.



1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016). URL: http://www.rg.ru/printable/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html.(дата обращения 09.11.2018)
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577; URL:
http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. (дата обращения 14.09.2018)
3. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» в ред.приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578; URL:http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-
dok.html. (дата обращения 25.01.2019)
4. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342. URL:
http://www.rg.ru/2013/12/30/obrazovanie-dok.html. (дата обращения 30.11.2018)
5. Автономов, B.C. Введение в экономику [Текст] : учеб. для 10, 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень образования / B.C. Автономов. -8-е изд. -М.: Вита-Пресс, 2016. - 253 с.
6. Александрова, И.С. Формирование компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: в процессе экон. подготовки [Текст] : дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /И.С. Александрова. -М., 2013.- 185 с.
7. Аксенова, Э. А. Компетентностный подход к допрофессиональной подготовке школьников [Текст] / Э.А. Аксенова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 2. - С. 56-64.
8. Андреев, О. П Ролевая игра: как её спланировать, организовать и подвести итоги [Текст] / О. П Андреев // Школьное планирование. - 2010. - №2. - С. 107-114.
9. Андюхов, Б. Кейс-технология - инструмент формирования компетентностей [Текст] / Б. Андюхов // Директор школы. - 2010. - № 4. - С. 61
10. Аникин, А.В. Международный экономический аспект / А.В. Аникин. - М.: Международные отношения; Издание 2-е, перераб. и доп.,2013.- 331 с.
11. Белый, В. И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения [Текст] / В. И. Белый // Школьные технологии. -2014.- № 2. - С. 150-153.
12. Беспалов, П.В. Компьютерная компетентность в контексте [Текст] / П.В. Беспалов // Педагогика. - 2013. - № 4. - С. 41-45.
13. Боголюбов, Л.Н. Компетентностный подход к отбору содержания образования на примере формирования компетенции избирателя [Текст] / Л.Н. Боголюбов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 2. - С. 19-21.
14. Васичкина, О.Н. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / О.Н. Васичкина; Ставроп. гос. ун-т. - Краснодар, 2018. - 22 с.
15. Введенский, В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности [Текст] / В.Н. Введенский // Инновации в образовании. - 2013. - № 4. - С. 21-31.
16. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В.Н. Введенский // Педагогика. - 2013. - № 10. - С. 51-55.
17. Вербицкий, А.П. Контекстное обучение в компетентностном подходе [Текст] / А.П. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2016. - № 11. - С. 39-46.
18. Вишнякова, A.B. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся [Текст] : дис. ... канд.пед. наук: 13.00.01 / A.B. Вишнякова. - Оренбург, 2013. - 172 с.
19. Галеева, Н.Л. Самоанализ уровня компетентности [Текст]: дистанц, семинар № 3: [самодиагностика учителями своей компетентности] / НЛ. Галеева // Биология в школе. - 2015. - № 8. - С. 35-38.
20. Гедримович, Г. В. Научно-исследовательская, образовательная и информационная деятельность высшей школы на примере социально-экономического образования / Г.В. Гедримович, М.В. Ежов, С.М. Климов. - М.: ИВЭСЭП, 2012. - 384 с.
21. Дахин, А. Н. Моделирование компетентности участников открытого образования / А.Н. Дахин. - М.: НИИ школьных технологий, 2015. - 292 с.
22. Деревянко, И. От проекта к проекту - путем самостоятельного поиска знаний [Текст] / И. Деревянко // Директор» школы. - 2017. - № 5. - С. 69-75.
23. Жилкина, Е.А. Формирование производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Жилкина; [Магнитог. гос. ун-т]. - Магнитогорск, 2017. - 23 е.: ил.
24. Заиченко, А. А. Методика преподавания экономических дисциплин / А.А. Заиченко. - М.: Содействие - XXI век, 2014. - 200 с.
25. Знаменская, О.Л Динамика становления исследовательских и математических компетентностей старшеклассников [Текст] / О.Л .Знаменская // Директор школы. - 2016. - № 5. - С. 60-65.
26. Зорина, Т. Гражданская компетентность школьника [Текст] / Т. Зорина / Учитель. - 2016. - № 1. - С. 25-28
27. Зятьков, М. Метод "проектов: от ученика статиста к ученику исследователю [Текст] / М. Зятьков // Экономика в школе. - 2013. - № 4. - С. 30¬34.
28. Иванов, Д.А. Дальтон-технологии / Д.А. Иванов // Управление качеством образовательного процесса. - М., 2017. - С. 104-107. - (Б-ка журн. «Директор школы» ; вып. № 6).
29. Иванова, T.B. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т.В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - № 1. - С. 16-20.
30. Ишматова, А.Р. Формирование экономической грамотности у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А.Р. Ишматова. - Челябинск, 2016. - 172 с.
31. Ищенко, В. Системно-ориентированная технология: компетентностный подход [Текст] / В. Ищенко, 3. Сазонова // Высшее образование в России. - 2017. - № 4. - С. 40-44.
32. Киреева, М.В. Система повышения профессионально- педагогической компетентности педагогических работников [Текст] / М.В. Киреева, Е.В. Ладинская // Методист. - 2014. - № 6. - С. 54-58.
33. Кисельман, М.В. Влияние компетентностного подхода на качество образования [Текст] / М.В. Кисельман // Среднее профессиональное образование. -2015. - №9. - С. 8-10.
34. Когденко, В. Г. Методология и методика экономического анализа / В.Г. Когденко. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 544 с.
35. Козырева, O.A. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия [Текст] / O.A. Козырева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 2. - С. 48-51.
36. Колотилова, В.Ю. Формирование социальной компетентности у старшеклассников с глубоким нарушением зрения на уроках литературы [Текст] / В.Ю. Колотилова // Дефектология. - 2014. - № 2. - С. 45-51.
37. Кох, В. Основы экономической теории: моногр. / Кох, В. И. - М.: СПб: Питер, 2016. - 800 с.
38. Красс, М. С. Основы математики и ее приложения в экономическом образовании: моногр. / М.С. Красс, Б.П. Чупрынов. - М.: Дело АНХ, 2014. - 720 с.
39. Кузьминский, А. Н. Общая культура и социально¬профессиональная компетентность человека [Текст] / А.Н.Кузьминский // Профессиональное образование. -2016.-№2. -С. 18-21.
40. Лебедев, O. E. Компетентностный подход в образовании [Текст] / O.E. Лебедев // Школьные технологии. - 2015. - № 5. - С. 3-12.
41. Левина, Н. Проблемы и перспективы школьного экономического образования [Текст] / Н. Левина // Народное образование. - 2014. - № 10. - С. 23-127.
42. Левицкий, М.Л. Формирование экономической культуры молодых специалистов педагогического профиля : [в процессе подготовки учителя сред, шк. в пед. вузе] [Текст] / М.Л. Левицкий // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. - 2016.-№2.-С. 31-42.
43. Левченко, В. В. Интеграционный процесс как педагогический феномен [Текст] / В.В. Левченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018.-№ 1.-С. 58-61.
44. Левченко, В.В. Основания педагогической интеграции: методо-логическая база [Текст] / ВЗ. Левченко // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 14. - С. 63-68.
45. Лернер, П.С. Инструменты поддержки и развития компетентностного подхода в образовании старших школьников [Текст] / П.С. Лернер // PR в образовании. - 2017. - № 4. - С. 42-50.
46. Липсиц, И. В. Удивительные приключения в стране Экономика / И.В. Липсиц. - М.: Вита-Пресс, 2015. - 336 с.
47. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность. 5-7 классы. Материалы для учащихся / И.В. Липсиц , Е. Вигдорчик. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 208 с.
48. Манько, H. H. Теоретико-методические аспекты формирования
технологической компетентности педагога [Текст]: дис. канд. пед.
наук:13.00.01 / 2016г- 227 с.
49. Матвеева, Т.Н. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов [Текст] / Т.Н. Матвеева // Высшее образование в России. - 2017. - № 7. - С. 28-32.
50. Махмудова, М.М. Культурологический аспект формирования квалитативной компетентности будущего специалиста [Текст] / М.М. Махмудова // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 9. - С. 66-67.
51. Машкин, В. Управление компетентностью [Текст] / В. Машкин // Поволжский вестник качества. - 2015. - № 2. - С. 54-62.
52. Меньшикова, М.А. Английские экономические термины / М.А. Меньшикова. - М.: Новосибирск: Наука, 2013. - 264 с.
53. Невис, Э. П. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э.П. Невис. - М.: СПб: Пирожкова, 2014. - 224 с.
54. Образование как фактор экономического развития / В.И. Якунин и др. - Москва: Мир, 2013. - 104 с.
55. Общее среднее образование России / ред. М.Р. Леонтьева. - М.: Просвещение, 2016. - 509 с.
56. Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования. В 2 томах (комплект из 2 книг): моногр. . - М.: Нестор- История, 2014. - 328 с.
57. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально¬
психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. -М.: Изд-во МГУ, 2014. - 216 с.
58. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В. А. Петровский. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. - 512 с.
59. Савенков, А.И. Принципы исследовательского обучения [Текст] / А.И. Савенков // Директор школы. - 2018. - № 9. - С. 50-55.
60. Савина, И. В. Качество Высшего Образования Как Экономическая Категория. Монография /И.В Савина. - Москва: ИЛ, 2014. - 137 с.
61. Самойлов, И.И. Методика обучения экономической географии СССР / И.И. Самойлов. - Москва: Машиностроение, 2016. - 177 с.
62. Седегов, Р.С. Оптимизация информационно-экономической системы предприятия / Р.С. Седегов, Н.М. Орлова, Ю.И. Сидоров. - М.: Экономика, 2014. - 320 с.
63. Соловьев, А.А. Предприниматель без образования юридического лица / А.А. Соловьев, Г.А. Кузнецова. - М.: Книга сервис; Издание 11-е, испр. и доп., 2012. - 144 с.
64. Солодкина, Л. А. Методические указания к выполнению контрольной работы по Курсу «Экономическая Оценка Инвестиций» для студентов факультета заочного образования / Солодкина Людмила Александровна. - Москва: Мир, 2013. - 930 с.
65. Черкашина, JI.C. Опыт реализации внутришкольного управления процессом формирования информационной компетентности школьников [Текст] / JI.C. Черкашина // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2016. - №5. - С. 163-168.
66. Чоросова, О.М. Методология и практика формирования поли-культурной компетенции у субъектов образовательного процесса [Текст] /
O. М. Чоросова // Методист. - 2016. - № 9. - С. 2-6.
67. Фалевич, JI.H. Формирование экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л.Н. Фалевич. - СПб., 2017. - С. 172.
68. Фатыхова, А.Л. Применение активного обучения при формировании социально-перцептивной компетентности педагога [Текст] / А.Л. Фатыхова // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 9. - С. 46-47.
69. Шамова, Т.И. Деятельность учителей по формированию системы качеств знаний учащихся как объект внутришкольного управления [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М.: Перспектива, 2013. - 56 с. - (Школа управления).
70. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет,
P. С. Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 176 с.
71. Шимко, П.Д. Оптимальное управление экономическими системами / П.Д. Шимко. - М.: [не указано], 2015. - 673 с.
72. Pepper, D. Benchmarking in Geography: some implications for assessing dissertations in the undergraduate curriculum [Text] / D. Pepper, F.Webster, A. Jenkins // Journal of Geography in Higher Education. - 2014. - Vol. 25, № 1. - P. 23-35.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ