ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Формирование экологических представлений детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности формирования экологических представлений детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования
экологических представлений детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 26
2.1. Изучение экологических представлений детей старшего дошкольного
возраста 26
2.2. Реализация педагогических условий формирования экологических
представлений детей старшего дошкольного возраста 46
2.3. Описание опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов . 60
Выводы по главе 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На сегодняшний день остро стоит проблема взаимоотношений человека с природой. Все больше по всему миру проводят различные акции, которые призывают всех людей задуматься об экологическом состоянии нашей планеты. В последние годы все больше уделяется внимание формированию экологических представлений детей дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте формируются основы представлений о природе. Ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, учиться с ней взаимодействовать и происходить формирование экологической культуры человека (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская и др.).
Для того чтобы сформировать эмоционально-ценностное отношения к природе у детей дошкольного возраста необходимо сформировать экологические представления.
Понятие «экологические представления» рассматриваются в работах таких российских ученых как С.Д. Дерябо, А.М. Левочкина, В.А. Сребец, В.А. Ясвин и др. Данные авторы описывают структуру экологических представлений и раскрывают значение в осуществлении природоохранной деятельности дошкольников.
Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста осуществляется в процессе экологического образования и призвано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Разработкой проблемы формирования представлений о природе и экологии детей дошкольного возраста занимаются такие авторы как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, А.И. Иванова, П.А. Волкова и др.
В последние годы были обновлены комплексные и парциальные программы дошкольного образования в разделе экологическое образование. Но все еще не разработан единый подход к целям и задачам экологического образования детей дошкольного возраста, как самой первой ступени системы неразрывного экологического образования, отбору его содержания, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не определены пути и условия экологического образования в дошкольной образовательной организации.
Все вышесказанное обусловили выделение проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - экологические представления детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить возрастные особенности формирования экологических представлений в старшем дошкольном возрасте.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста и проанализировать подученные данные.
Гипотеза исследования: формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста будут способствовать специально организованные педагогические условия:
- организация непосредственного контакта ребенка с объектами природы;
- обогащение эколого-развивающей образовательной среды
(ориентированную на исследовательскую деятельность детей);
- включение детей в игровую деятельность экологической направленности.
Методы исследования:
- теоретический - анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирический - комплекс заданий О. Соломенниковой.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
Теоретическое и опытно-экспериментальное исследование по реализации педагогических условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений позволяет сделать следующие выводы:
1. В настоящее время проблема формирования экологических представлений у дошкольников чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Формирование экологических представлений выступает одним из необходимых условий преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду.
Система образования является важнейшим механизмом в формировании экологических представлений у детей. Особую роль при этом играет система дошкольного образования, так как период дошкольного детства определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, в том числе и ориентацию жизненных интересов личности.
Формирование экологических представлений - это процесс целенаправленного воздействия на детей и их позицию по отношению среды.
Для дошкольной педагогики формирование экологических представлений дошкольников должно быть направлено в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, устойчивого развития биосферы, способствовать преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, нравственной, экологически образованной личности и создание условий для ее развития.
2. На констатирующем этапе исследования преобладающим уровнем экологических представлений является средний по критериям: представления о животном и растительном мире, о неживой природе, о временах года и отношения к миру природы в целом.
На констатирующем этапе исследования дошкольники допускают незначительные ошибки в классификации животных и видов растений, может затрудняться в обосновании своего выбора. Частично обозначают характерные признаки и допускают неточности в описании с внешнего облика представителей животного мира и признаков разных видов растительного мира. Могут допускать ошибки при соотнесении совокупности видов животных со средой обитания и в описании условий жизнедеятельности растений. Дошкольники определяют большинство объектов неживой природы их некоторые отличительные характеристики и их свойства. Частично понимают практическую значимость объектов неживой природы в жизнедеятельности человека. Затрудняются в установлении связи между жизнью представителей животного и растительного мира с жизнедеятельности человека.
Самостоятельно называют времена года, но последовательность частично нарушена и называют некоторые их отличительные характеристики. Допускают незначительные ошибки в описании сезонных проявлениях времен года
Проявляют частичную и избирательную заинтересованность к представителям животного мира и видам растительного мира, к сезонным проявлениям времен года. Эмоциональное отношение к животному и растительному миру имеет положительный или нейтральный окрас. Ответы на вопросы частично аргументированы.
3. Формирующий эксперимент включал в себя реализацию выделенных педагогических условий, направленных на формирование экологических представлений в условиях дошкольной образовательной организации:
- Реализация первого педагогического условия направлена на непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, включающий в себя наблюдение и практическую деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Организация экскурсий, наблюдений позволяет дошкольникам не только наблюдать за птицами, насекомыми и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов.
- Второе педагогическое условие - это организация эколого-развивающей предметно-пространственной среды включает в себя разнообразные элементы: лаборатория «Лаборатория Кар-Карыча», уголок природы, экологическая тропинка, огород, сад, территория детского сада (в том числе альпийская горка).
- Выделение третьего педагогического условия: включение детей в игровую деятельность экологической направленности основано на значимости ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игровой деятельности. Была разработана и реализована картотека экологических игр, включающая виды игр: сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, имитационная игра, соревновательная игра, дидактическая игра (словесные, настольно-печатная).
По результатам диагностики на контрольном этапе исследования
В экспериментальной группе значительно повысился уровень сформированности экологических представлений. После реализации условий большинство дошкольников имеют высокий уровень сформированности представлений: о животном и растительном мире, о неживой природе, о временах года. Отношение к природе большей степени представлено на высоком и среднем уровне.
Дошкольники без затруднений классифицируют животных, птиц, рыб, насекомых, а также растения по видам. Описывают внешний облик представителей животного мира и строение, отличительные признаки разных видов растительного мира. Называют условия их жизнедеятельности. Демонстрируют достаточные знания об уходе за домашними животными и комнатными растениями. Понимают связь природы, жизнью представителей животного и растительного мира и жизнедеятельности человека. Проявляют выраженную положительно окрашенную заинтересованность к животному и растительному миру, его видам и представителям.
Определяют объекты неживой природы и описывают их отличительные характеристики и свойства. Понимают значимость животного и растительного мира и объектов неживой природы в жизнедеятельности человека.
Самостоятельно называют времена года в нужной последовательности и описывают их отличительные характеристики. Описывают сезонные проявления времен года (температура, погода, осадки и др.) и выражают к ним эмоциональную заинтересованность. Ответы на вопросы носят полный и аргументированный характер, приводят примеры из жизни.
Таким образом, цель была достигнута, все задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Андросов М.А. Социокультурные аспекты этноэкологического
воспитания молодёжи // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки 2011. № 4 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-aspekty-etnoekologicheskogo-vospitaniya-molodyozhi(дата обращения: 02.03.2021).
2. Антонова Н.А. Особенности экологического воспитания дошкольников // Молодой ученый. 2018. №47. С. 334-336. URL: https://moluch.ru/archive/233/54186/(дата обращения: 10.01.2021).
3. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет. М.: Педагогическое общество России, 2015. 210 с.
4. Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. 2012. № 4. С. 38- 43.
5. Бутенко Н. В. Ребенок и эколого-развивающая среда в дошкольном
образовательном // Научно-практическая конференция «Наука и образование без границ - 2010» Чехия. URL:
http://www.rusnauka.com/30 NNM 2010/Pedagogica/72953.doc.htm (дата
обращения: 10.02.2021).
6. Венгер Л.Н. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. С.41-49.
7. Вересов Н. Мы - земляне - программа по экологическому воспитанию. М., 1995. 180 с.
8. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Учитель, 2014. 131с.
9. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего возраста. Санкт-Петербург, 2003г.
10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 480 с.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 280 с.
12. Дорошко О.М. Экологическая педагогика. Гродно: ГрГУ, 2002. 176 с.
13. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1981. 146 c.
14. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М: ТЦ Сфера,2014. 150 с.
15. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2014. 161 с.
16. Кашлев, С.С. Глазачев С.Н. Диагностика экологической культуры: пособие для учителей и воспитателей общеобраз. учреждений. Минск: Беларусь, 2003. С. 122.
17. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников. Волгоград «Учитель», 2006, 150 с.
18. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. - 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 229 с.
19. Королева А. Е., Кученева Т. Т. Экологическая дорожка // Вестник АсЭкО, 1994, № 3-4. С. 23-26
20. Коротаева М.В. Эколого-развивающая среда на территории детского сада // Детский сад: теория и практика. 2011. № 12. С. 68-71.
21. Лихачев Д.С. Экология культуры // Приходская газета. 2012. С. 2.
22. Маслеев А.Г. Экологическая культура как социальный феномен: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Свердловск, 1992. 24 с.
23. Машарина М.В. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста. Архангельск, 2004. 171 с.
24. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под ред. Саморуковой П.Г. М.: Просвещение, 1991. 240 с
25. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 1999. 260 с.
26. Николаева С.Н. Система экологического воспитания
дошкольников. М.: ИНФРА-М, 2017. 253 с.
27. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. М: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. 173 с
28. Опарин Р.В. Экологическое образование как структурный компонент подготовки будущего специалиста в вузе. URL: ййр:://е- lib.gasu.ru/vmu/arhive/2006/01/15.shtml. (дата обращения: 10.01.2019).
29. Осокина В.Н. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения: автореф. дис. кан. пед. наук:13.00.01. Москва, 2004. 24 с.
30. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А.Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. М.; Новая школа, 1993. 205 с.
31. Потапова Л.М. Популярное пособие для педагогов и родителей «Детям о природе, экология в играх». Ярославль, 2000. 140 с.
32. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / сост. Гризик Т. И., Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В., Якобсон С. Г. М.: Просвещение, 2010. 111 с.
33. Риордан Б. Познавая наш путь в будущее // Приоритеты современной педагогики. М., 1993. С. 29-53.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 2006. 457с.
35. Рыжова Н. «Наш дом - природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998 - № 7. С. 29-34.
36. Рыжова Н. О программах экологического образования
дошкольников // Дошкольное образование. 2004 № 11. URL:
http://dob.1september.ru/article.php?id=200401102(дата обращения: 10.01.2021).
37. Рыжова Н. Экологизация развивающей среды // Дошкольное воспитание. 1999. №3. С. 14-20.
38. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. 208 с.
39. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. М.: Академия, 2000. 160с.
40. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений «Цвет природы» / Под ред. Ерофеевой Т.И. Шпотова Т.В., Кочеткова Е. П. М.: Просвещение. 2005. 230 с.
41. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младших группах детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009. С. 42-44.
42. Терентьева Е.Ф. Экологическое воспитание дошкольников. Региональная программа непрерывного экологического образования / Под ред. И.Е. Курова. Новгород, 1992. 126 с.
43. Шахнарович A.M., Юрьева Н.М. Проблемы психолингвистики. М.: Ин-т нац. проблем образования МО РФ, 1993. 127с.
44. Янакиева Э.К. Теоретические вопросы экологического
воспитания // Современный детский сад. 2011. № 8. С. 49- 54.