ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Формирование экологических представлений детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности формирования экологических представлений детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования
экологических представлений детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 26
2.1. Изучение экологических представлений детей старшего дошкольного
возраста 26
2.2. Реализация педагогических условий формирования экологических
представлений детей старшего дошкольного возраста 46
2.3. Описание опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов . 60
Выводы по главе 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Формирование экологических представлений детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности формирования экологических представлений детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования
экологических представлений детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 26
2.1. Изучение экологических представлений детей старшего дошкольного
возраста 26
2.2. Реализация педагогических условий формирования экологических
представлений детей старшего дошкольного возраста 46
2.3. Описание опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов . 60
Выводы по главе 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На сегодняшний день остро стоит проблема взаимоотношений человека с природой. Все больше по всему миру проводят различные акции, которые призывают всех людей задуматься об экологическом состоянии нашей планеты. В последние годы все больше уделяется внимание формированию экологических представлений детей дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте формируются основы представлений о природе. Ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, учиться с ней взаимодействовать и происходить формирование экологической культуры человека (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская и др.).
Для того чтобы сформировать эмоционально-ценностное отношения к природе у детей дошкольного возраста необходимо сформировать экологические представления.
Понятие «экологические представления» рассматриваются в работах таких российских ученых как С.Д. Дерябо, А.М. Левочкина, В.А. Сребец, В.А. Ясвин и др. Данные авторы описывают структуру экологических представлений и раскрывают значение в осуществлении природоохранной деятельности дошкольников.
Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста осуществляется в процессе экологического образования и призвано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Разработкой проблемы формирования представлений о природе и экологии детей дошкольного возраста занимаются такие авторы как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, А.И. Иванова, П.А. Волкова и др.
В последние годы были обновлены комплексные и парциальные программы дошкольного образования в разделе экологическое образование. Но все еще не разработан единый подход к целям и задачам экологического образования детей дошкольного возраста, как самой первой ступени системы неразрывного экологического образования, отбору его содержания, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не определены пути и условия экологического образования в дошкольной образовательной организации.
Все вышесказанное обусловили выделение проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - экологические представления детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить возрастные особенности формирования экологических представлений в старшем дошкольном возрасте.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста и проанализировать подученные данные.
Гипотеза исследования: формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста будут способствовать специально организованные педагогические условия:
- организация непосредственного контакта ребенка с объектами природы;
- обогащение эколого-развивающей образовательной среды
(ориентированную на исследовательскую деятельность детей);
- включение детей в игровую деятельность экологической направленности.
Методы исследования:
- теоретический - анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирический - комплекс заданий О. Соломенниковой.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
Для того чтобы сформировать эмоционально-ценностное отношения к природе у детей дошкольного возраста необходимо сформировать экологические представления.
Понятие «экологические представления» рассматриваются в работах таких российских ученых как С.Д. Дерябо, А.М. Левочкина, В.А. Сребец, В.А. Ясвин и др. Данные авторы описывают структуру экологических представлений и раскрывают значение в осуществлении природоохранной деятельности дошкольников.
Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста осуществляется в процессе экологического образования и призвано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Разработкой проблемы формирования представлений о природе и экологии детей дошкольного возраста занимаются такие авторы как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, А.И. Иванова, П.А. Волкова и др.
В последние годы были обновлены комплексные и парциальные программы дошкольного образования в разделе экологическое образование. Но все еще не разработан единый подход к целям и задачам экологического образования детей дошкольного возраста, как самой первой ступени системы неразрывного экологического образования, отбору его содержания, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не определены пути и условия экологического образования в дошкольной образовательной организации.
Все вышесказанное обусловили выделение проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - экологические представления детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить возрастные особенности формирования экологических представлений в старшем дошкольном возрасте.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста и проанализировать подученные данные.
Гипотеза исследования: формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста будут способствовать специально организованные педагогические условия:
- организация непосредственного контакта ребенка с объектами природы;
- обогащение эколого-развивающей образовательной среды
(ориентированную на исследовательскую деятельность детей);
- включение детей в игровую деятельность экологической направленности.
Методы исследования:
- теоретический - анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирический - комплекс заданий О. Соломенниковой.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
Теоретическое и опытно-экспериментальное исследование по реализации педагогических условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений позволяет сделать следующие выводы:
1. В настоящее время проблема формирования экологических представлений у дошкольников чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Формирование экологических представлений выступает одним из необходимых условий преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду.
Система образования является важнейшим механизмом в формировании экологических представлений у детей. Особую роль при этом играет система дошкольного образования, так как период дошкольного детства определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, в том числе и ориентацию жизненных интересов личности.
Формирование экологических представлений - это процесс целенаправленного воздействия на детей и их позицию по отношению среды.
Для дошкольной педагогики формирование экологических представлений дошкольников должно быть направлено в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, устойчивого развития биосферы, способствовать преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, нравственной, экологически образованной личности и создание условий для ее развития.
2. На констатирующем этапе исследования преобладающим уровнем экологических представлений является средний по критериям: представления о животном и растительном мире, о неживой природе, о временах года и отношения к миру природы в целом.
На констатирующем этапе исследования дошкольники допускают незначительные ошибки в классификации животных и видов растений, может затрудняться в обосновании своего выбора. Частично обозначают характерные признаки и допускают неточности в описании с внешнего облика представителей животного мира и признаков разных видов растительного мира. Могут допускать ошибки при соотнесении совокупности видов животных со средой обитания и в описании условий жизнедеятельности растений. Дошкольники определяют большинство объектов неживой природы их некоторые отличительные характеристики и их свойства. Частично понимают практическую значимость объектов неживой природы в жизнедеятельности человека. Затрудняются в установлении связи между жизнью представителей животного и растительного мира с жизнедеятельности человека.
Самостоятельно называют времена года, но последовательность частично нарушена и называют некоторые их отличительные характеристики. Допускают незначительные ошибки в описании сезонных проявлениях времен года
Проявляют частичную и избирательную заинтересованность к представителям животного мира и видам растительного мира, к сезонным проявлениям времен года. Эмоциональное отношение к животному и растительному миру имеет положительный или нейтральный окрас. Ответы на вопросы частично аргументированы.
3. Формирующий эксперимент включал в себя реализацию выделенных педагогических условий, направленных на формирование экологических представлений в условиях дошкольной образовательной организации:
- Реализация первого педагогического условия направлена на непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, включающий в себя наблюдение и практическую деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Организация экскурсий, наблюдений позволяет дошкольникам не только наблюдать за птицами, насекомыми и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов.
- Второе педагогическое условие - это организация эколого-развивающей предметно-пространственной среды включает в себя разнообразные элементы: лаборатория «Лаборатория Кар-Карыча», уголок природы, экологическая тропинка, огород, сад, территория детского сада (в том числе альпийская горка).
- Выделение третьего педагогического условия: включение детей в игровую деятельность экологической направленности основано на значимости ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игровой деятельности. Была разработана и реализована картотека экологических игр, включающая виды игр: сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, имитационная игра, соревновательная игра, дидактическая игра (словесные, настольно-печатная).
По результатам диагностики на контрольном этапе исследования
В экспериментальной группе значительно повысился уровень сформированности экологических представлений. После реализации условий большинство дошкольников имеют высокий уровень сформированности представлений: о животном и растительном мире, о неживой природе, о временах года. Отношение к природе большей степени представлено на высоком и среднем уровне.
Дошкольники без затруднений классифицируют животных, птиц, рыб, насекомых, а также растения по видам. Описывают внешний облик представителей животного мира и строение, отличительные признаки разных видов растительного мира. Называют условия их жизнедеятельности. Демонстрируют достаточные знания об уходе за домашними животными и комнатными растениями. Понимают связь природы, жизнью представителей животного и растительного мира и жизнедеятельности человека. Проявляют выраженную положительно окрашенную заинтересованность к животному и растительному миру, его видам и представителям.
Определяют объекты неживой природы и описывают их отличительные характеристики и свойства. Понимают значимость животного и растительного мира и объектов неживой природы в жизнедеятельности человека.
Самостоятельно называют времена года в нужной последовательности и описывают их отличительные характеристики. Описывают сезонные проявления времен года (температура, погода, осадки и др.) и выражают к ним эмоциональную заинтересованность. Ответы на вопросы носят полный и аргументированный характер, приводят примеры из жизни.
Таким образом, цель была достигнута, все задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. В настоящее время проблема формирования экологических представлений у дошкольников чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Формирование экологических представлений выступает одним из необходимых условий преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду.
Система образования является важнейшим механизмом в формировании экологических представлений у детей. Особую роль при этом играет система дошкольного образования, так как период дошкольного детства определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, в том числе и ориентацию жизненных интересов личности.
Формирование экологических представлений - это процесс целенаправленного воздействия на детей и их позицию по отношению среды.
Для дошкольной педагогики формирование экологических представлений дошкольников должно быть направлено в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, устойчивого развития биосферы, способствовать преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, нравственной, экологически образованной личности и создание условий для ее развития.
2. На констатирующем этапе исследования преобладающим уровнем экологических представлений является средний по критериям: представления о животном и растительном мире, о неживой природе, о временах года и отношения к миру природы в целом.
На констатирующем этапе исследования дошкольники допускают незначительные ошибки в классификации животных и видов растений, может затрудняться в обосновании своего выбора. Частично обозначают характерные признаки и допускают неточности в описании с внешнего облика представителей животного мира и признаков разных видов растительного мира. Могут допускать ошибки при соотнесении совокупности видов животных со средой обитания и в описании условий жизнедеятельности растений. Дошкольники определяют большинство объектов неживой природы их некоторые отличительные характеристики и их свойства. Частично понимают практическую значимость объектов неживой природы в жизнедеятельности человека. Затрудняются в установлении связи между жизнью представителей животного и растительного мира с жизнедеятельности человека.
Самостоятельно называют времена года, но последовательность частично нарушена и называют некоторые их отличительные характеристики. Допускают незначительные ошибки в описании сезонных проявлениях времен года
Проявляют частичную и избирательную заинтересованность к представителям животного мира и видам растительного мира, к сезонным проявлениям времен года. Эмоциональное отношение к животному и растительному миру имеет положительный или нейтральный окрас. Ответы на вопросы частично аргументированы.
3. Формирующий эксперимент включал в себя реализацию выделенных педагогических условий, направленных на формирование экологических представлений в условиях дошкольной образовательной организации:
- Реализация первого педагогического условия направлена на непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, включающий в себя наблюдение и практическую деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Организация экскурсий, наблюдений позволяет дошкольникам не только наблюдать за птицами, насекомыми и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов.
- Второе педагогическое условие - это организация эколого-развивающей предметно-пространственной среды включает в себя разнообразные элементы: лаборатория «Лаборатория Кар-Карыча», уголок природы, экологическая тропинка, огород, сад, территория детского сада (в том числе альпийская горка).
- Выделение третьего педагогического условия: включение детей в игровую деятельность экологической направленности основано на значимости ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игровой деятельности. Была разработана и реализована картотека экологических игр, включающая виды игр: сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, имитационная игра, соревновательная игра, дидактическая игра (словесные, настольно-печатная).
По результатам диагностики на контрольном этапе исследования
В экспериментальной группе значительно повысился уровень сформированности экологических представлений. После реализации условий большинство дошкольников имеют высокий уровень сформированности представлений: о животном и растительном мире, о неживой природе, о временах года. Отношение к природе большей степени представлено на высоком и среднем уровне.
Дошкольники без затруднений классифицируют животных, птиц, рыб, насекомых, а также растения по видам. Описывают внешний облик представителей животного мира и строение, отличительные признаки разных видов растительного мира. Называют условия их жизнедеятельности. Демонстрируют достаточные знания об уходе за домашними животными и комнатными растениями. Понимают связь природы, жизнью представителей животного и растительного мира и жизнедеятельности человека. Проявляют выраженную положительно окрашенную заинтересованность к животному и растительному миру, его видам и представителям.
Определяют объекты неживой природы и описывают их отличительные характеристики и свойства. Понимают значимость животного и растительного мира и объектов неживой природы в жизнедеятельности человека.
Самостоятельно называют времена года в нужной последовательности и описывают их отличительные характеристики. Описывают сезонные проявления времен года (температура, погода, осадки и др.) и выражают к ним эмоциональную заинтересованность. Ответы на вопросы носят полный и аргументированный характер, приводят примеры из жизни.
Таким образом, цель была достигнута, все задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ОПЫТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста средствами фенологических наблюдений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



