ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ
АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 5
1.1. Характеристика понятия «речевая активность» 5
1.2. Возрастные особенности становления речевой активности детей раннего
возраста 7
1.3. Игра как средство развития речевой активности детей раннего
возраста 14
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Особенности развития речевой активности детей двух-трех лет 36
2.3. Психолого-педагогические условия развития речевой активности детей двух-трех лет средствами игры 46
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Данная работа посвящена исследованию и развитию речевой активности детей раннего возраста. Проблема активизации развития речи актуальна и требует самого серьезного изучения. Время диктует свои условия: в Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования говорят о том, что ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Таким образом, чем раньше начать занятия с ребенком по активизации развития речи, тем больших успехов можно добиться в работе.
Актуальность работы заключается в том, что возраст от двух до трех лет является сензитивным периодом развития речи ребенка, которое идет по двум направлениям - это развитие понимания речи и развитие «активной», собственной речи как способности говорить. Если недооценить возможности раннего возраста, то многие резервы ребенка могут остаться нераскрытыми и последующее становление в его развитии компенсируется с трудом и не полностью. Диагностика речевой активности детей раннего возраста позволяет установить уровень понимания речи взрослого, собственно речевое развитие ребенка, воспроизведение им предметно-практических действий. Если в процессе диагностики установлено, что развитие речевой активности находится на среднем или низком уровне, то с детьми организуются коррекционные занятия и упражнения на основе игр, которые активизируют речевое развитие.
Объект исследования: процесс развития речевой активности детей 2-3 лет.
Предмет исследования: педагогические условия развития речевой активности детей 2-3 лет средствами игры.
Цель исследования: разработка и реализация педагогических условий развития речевой активности детей 2-3 лет средствами игры.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность понятия «речевая активность»;
2. Исследовать развивающий потенциал игры как средство
побуждения к активной речи ребенка в раннем возрасте;
3. Исследовать особенности развития речевой активности и
особенности ее становления в раннем возрасте детей 2-3 лет;
4. Разработать и реализовать педагогические условия использования игры в целях развития речевой активности детей 2 -3 лет.
Гипотеза исследования: игра будет выступать эффективным средством развития речевой активности детей 2-3 лет при создании следующих педагогических условий:
1. Специальный подбор игр, направленных на решение различных аспектов развития речевой активности ребенка, и игровых атрибутов.
2. Организация игрового взаимодействия ребенка со взрослым, стимулирующего речевую активность ребенка.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение материала, наблюдение, педагогический эксперимент.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в деятельности педагогов групп детей раннего возраста и при организации педагогической работы с родителями.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, состоящих из теоретической и практической части исследования, заключения, библиографического списка.
В освоении речи в раннем возрасте наблюдаются большие индивидуальные различия: одни дети начинают говорить рано, при этом четко произносят слова; другие хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Для таких детей важно на ранних этапах выявить и предотвратить нарушения формирования речи. Целью моего исследования было разработка и реализация педагогических условий развития речевой активности детей 2-3 лет средствами игры. Данная цель достигнута мной в результате выполнения намеченных задач.
Нами было проанализировано понятие «речевая активность» и выявлено, что речевая активность - это способность ребенка самостоятельно использовать речь в практике общения, воспринимать и понимать речь окружающих, это устойчивое свойство личности, которое обеспечивает инициативное речевое поведение.
Исследуя развивающий потенциал игры, мы сделали вывод, что игра является средством побуждения к активной речи ребенка в раннем возрасте, если это специально организованная эмоциональная игра, тесно связанная с практической ситуацией и постепенным усложнением заданий, длительностью 5-20 минут в зависимости от возможности детей; основанная на подражании взрослому, его действиям, словам и движениям с большим количеством повторений; с использованием ярких, красочных атрибутов игры; с побуждением к активной речи с помощью вопросов; с поддержкой и оценкой со стороны взрослых, отмечающих даже самые скромные достижения ребенка.
В ходе исследования было выяснено, что особенность развития речевой активности детей раннего возраста и ее становления в том, что этот возраст является сензитивным периодом овладения речью. У детей третьего года жизни возрастает понимание речи, стремительно увеличивается речевая активность, используется речь, которая носит предметный характер. Ребенок 58
использует почти все части речи, вопросительную и восклицательную форму общения, появляется падеж и время, он начинает выражаться предложениями из трех, четырех и более слов.
В ходе проведенного констатирующего исследования проявления речевой активности детей экспериментальной группы было установлено, что по критерию «собственно речевая активность» преобладает низкий уровень развития - 50% детей продолжают объясняться с помощью лепета и жестов, правильно выполняя просьбы взрослых, у них число пассивных слов значительно превосходит число активно произносимых; средний уровень развития у 37,5% детей и высокий уровень у 12,5%. По критерию «понимание речи взрослых» преобладает высокий (37,5%) и средний (62,5%) уровень развития речевой активности. По критерию «познавательная активность и предметно-практические действия» дети разделились по уровню развития на высокий (50%) и средний (50%) уровни.
Нами были выявлены два педагогических условия развития речевой активности. Первое условие заключалось в описании игрового комплекса и игровых атрибутов. Нами был разработан комплекс игр, который состоял из пяти групп: игры на развитие слухового восприятия; на развитие физиологического и речевого дыхания; на развитие движений рук и мелкой моторики; эмоционально-экспрессивные игры; игры на развитие активной речи с помощью ритмических текстов. В качестве игровых атрибутов в играх использовались яркие, красочные предметы и материалы, игрушки и музыкальные инструменты, детская художественная литература, персонажи настольного театра, наборы карточек и театрализованные костюмы.
Второе педагогическое условие было направлено на организацию игрового взаимодействия ребенка со взрослым, стимулирующего речевую активность ребенка. При реализации этого условия нами были выполнены следующие требования:
1) Создание положительной эмоциональной атмосферы и повышения интереса к игре. Для этого в играх присутствовали игровые персонажи и песенки из мультфильма «мимимишки».
2) Стимулирование подражания детьми действия взрослого. Это предусматривает четкую артикуляцию произношения взрослым слов, подкрепление средствами эмоциональной выразительности, стимулирование речевой активности детей наводящими вопросами, похвала и подбадривание детей в процессе выполнения вербальных и игровых действий.
В исследовании подтверждена гипотеза: Игра будет выступать эффективным средством развития речевой активности детей 2-3 лет при создании следующих педагогических условий:
1. специальный подбор игр, направленных на решение различных аспектов развития речевой активности ребенка, и игровых атрибутов;
2. организация игрового взаимодействия ребенка со взрослым, стимулирующего речевую активность ребенка.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи реализованы.
Новизна работы в том, что планирование проведения игр было представлено в виде циклограммы. Это дает возможность связать различные группы игр с цикличностью, каждые десять дней корректировать содержание в зависимости от возможностей и успехов детей.
Практическая ценность нашей работы в возможности использования его результатов в деятельности педагогов групп детей раннего возраста и при организации педагогической работы с родителями.
Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с выявлением взаимосвязи речевой активности детей 2-3 лет и характером взаимоотношений детей и взрослых.
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.:
Педагогическое общество России, 2007. С. 226.
2. Александрова Л. Характерно-типологические особенности речевого развития детей раннего возраста группы социального риска // Дошкольное воспитание. 2012. № 12. C. 97-103
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика- Синтез. 2004. C. 25-31
4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2006. 236с.
5. Бородин A.M. Методика развития речи детей: учеб. пособие. М.: Просвещение. 2004. 192 с.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: Педобщество, 2003. 240с.
7. Выготский Л.С. Детская речь. М.: Педагогика. 2016. 420 с.
8. Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС. 2007. 301 с.
9. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство- Пресс, 2017. 472 с.
10. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б.Ф. Сергеева. 2-е изд. М.: Айрис-пресс. 2014. 160 с.
11. Гербова В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 112 c
12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Владос. 2006. 64 с.
13. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. М.: Просвещение. 2002. 238 с.
14. Голубева Л.Г. Лещенко М.В. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. М.: Академия. 2002. 192 с.
15. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез. 2008. 128 с.
16. Давидович Л., Ромусик М. Превентивные подходы к речевому развитию детей младенческого и раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2018. № 5. С. 23-29.
17. Дубровина И. В. Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М.: Эксмо. 2005. 208 с.
18. Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 135-142
19. Елецкая О.В. Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера. 2008. 224 с.
20. Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. СПб.: Литера, 2016. 523 с.
21. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. М.: Просвещение. 2004. 98 с.
22. Запорожец А. В. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика. 2008. 272 с.
23. Зотеева В.В. Речевое развитие дошкольников // Вопросы
дошкольной педагогики. 2015. №2. С. 60-62.
24. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А.Г. Исмагилова. М.: Знание, 2009. 96 с.
25. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М.: ТЦ Сфера. 2010. 144 с.
26. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Просвещение, 2016. 214 с.
Т1. Коробанова О.А., Доронова Т.Н., Соловьева Е.Б. Развитие
игровой деятельности детей 2-7 лет. М.: Просвещение, 2010. 7 с
28. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. метод. пособие / Г.Г. Григорьева и др. М.: Просвещение, 2003. 253 с.
29. Куликова Т.А. Влияние игровой деятельности на развитие речи у детей 2-3 лет // Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник». URL: http://www.mnvnauka.ru/2019/05/Kulikova2.pdf (дата обращения: 10.11.2020).
30. Лазарев И.М. Психологические условия становления и развития речи детей младенческого и раннего возраста: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2016. 27 с.
31. Лурия, А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. М.: Просвещение, 2006. 315 с.
32. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи. М.: Эксмо, 2018. 192 c
33. Орлянская Р.Р. Педагогические условия развития речевой активности детей раннего возраста в домах ребенка. Москва. 2010. 194 с.
34. Орлянская Р.Р. Речевая активность детей раннего возраста как условие их развития // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 13-11. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11691 (дата обращения: 23.02.2021)
35. Павлова Л.Д. Малыш учится говорить // Дошкольное воспитание.
2008. №8. С. 84-86
36. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М: Мозаика-Синтез. 2008. 168 с.
31. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 6-е изд., испр. и доп. М., 2011. 45 с.
38. Развитие предметной деятельности способностей: игры и занятия с детьми раннего возраста: 1-3 года / Е.О. Смирнова, Т.В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. Москва: Мозаика-Синтез,
2008. 53 с.
39. Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М.: Эксмо, 2015. 208 с.
40. Розенгарт-Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. М.: Смысл, 2014. 178 с.
41. Рузская А.Г. Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез. 2007. 64 с.
42. Смирнова Е.О. Дети раннего возраста в детском саду. М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2010. 22с.
43. Смирнова Е.О. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. 168 с.
44. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 104 с.
45. Тарасов, Е.Ф. Речевое общение как воздействие // Актуальные проблемы. Тезисы докладов Всерос. научн. конфер. Челябинск: ЮурГУ.
2009. С. 98 - 105.
46. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 112 с.
47. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение. 2007. 225 с.
48. Чумакова И. Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) // Дошкольное воспитание. 2012. № 12. С. 67-71
49. Щелованов, Н.М. Диагностика развития детей раннего возраста. М.: Эксмо, 2005. С.15-19.
50. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // под ред. Д.И. Фельдштейна М.: Просвещение, 2000. 267 с.
51. Янушко Е. Г одовой курс развивающих занятий малышей от 2 до 3 лет. М. ЭКСМО. 2018. 23 с.
52. Янушко Е. Помогите малышу заговорить. М. Теревинф. 2013. 180 с.