ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ
АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 5
1.1. Характеристика понятия «речевая активность» 5
1.2. Возрастные особенности становления речевой активности детей раннего
возраста 7
1.3. Игра как средство развития речевой активности детей раннего
возраста 14
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Особенности развития речевой активности детей двух-трех лет 36
2.3. Психолого-педагогические условия развития речевой активности детей двух-трех лет средствами игры 46
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ
АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 5
1.1. Характеристика понятия «речевая активность» 5
1.2. Возрастные особенности становления речевой активности детей раннего
возраста 7
1.3. Игра как средство развития речевой активности детей раннего
возраста 14
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Особенности развития речевой активности детей двух-трех лет 36
2.3. Психолого-педагогические условия развития речевой активности детей двух-трех лет средствами игры 46
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Данная работа посвящена исследованию и развитию речевой активности детей раннего возраста. Проблема активизации развития речи актуальна и требует самого серьезного изучения. Время диктует свои условия: в Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования говорят о том, что ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Таким образом, чем раньше начать занятия с ребенком по активизации развития речи, тем больших успехов можно добиться в работе.
Актуальность работы заключается в том, что возраст от двух до трех лет является сензитивным периодом развития речи ребенка, которое идет по двум направлениям - это развитие понимания речи и развитие «активной», собственной речи как способности говорить. Если недооценить возможности раннего возраста, то многие резервы ребенка могут остаться нераскрытыми и последующее становление в его развитии компенсируется с трудом и не полностью. Диагностика речевой активности детей раннего возраста позволяет установить уровень понимания речи взрослого, собственно речевое развитие ребенка, воспроизведение им предметно-практических действий. Если в процессе диагностики установлено, что развитие речевой активности находится на среднем или низком уровне, то с детьми организуются коррекционные занятия и упражнения на основе игр, которые активизируют речевое развитие.
Объект исследования: процесс развития речевой активности детей 2-3 лет.
Предмет исследования: педагогические условия развития речевой активности детей 2-3 лет средствами игры.
Цель исследования: разработка и реализация педагогических условий развития речевой активности детей 2-3 лет средствами игры.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность понятия «речевая активность»;
2. Исследовать развивающий потенциал игры как средство
побуждения к активной речи ребенка в раннем возрасте;
3. Исследовать особенности развития речевой активности и
особенности ее становления в раннем возрасте детей 2-3 лет;
4. Разработать и реализовать педагогические условия использования игры в целях развития речевой активности детей 2 -3 лет.
Гипотеза исследования: игра будет выступать эффективным средством развития речевой активности детей 2-3 лет при создании следующих педагогических условий:
1. Специальный подбор игр, направленных на решение различных аспектов развития речевой активности ребенка, и игровых атрибутов.
2. Организация игрового взаимодействия ребенка со взрослым, стимулирующего речевую активность ребенка.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение материала, наблюдение, педагогический эксперимент.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в деятельности педагогов групп детей раннего возраста и при организации педагогической работы с родителями.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, состоящих из теоретической и практической части исследования, заключения, библиографического списка.
Актуальность работы заключается в том, что возраст от двух до трех лет является сензитивным периодом развития речи ребенка, которое идет по двум направлениям - это развитие понимания речи и развитие «активной», собственной речи как способности говорить. Если недооценить возможности раннего возраста, то многие резервы ребенка могут остаться нераскрытыми и последующее становление в его развитии компенсируется с трудом и не полностью. Диагностика речевой активности детей раннего возраста позволяет установить уровень понимания речи взрослого, собственно речевое развитие ребенка, воспроизведение им предметно-практических действий. Если в процессе диагностики установлено, что развитие речевой активности находится на среднем или низком уровне, то с детьми организуются коррекционные занятия и упражнения на основе игр, которые активизируют речевое развитие.
Объект исследования: процесс развития речевой активности детей 2-3 лет.
Предмет исследования: педагогические условия развития речевой активности детей 2-3 лет средствами игры.
Цель исследования: разработка и реализация педагогических условий развития речевой активности детей 2-3 лет средствами игры.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность понятия «речевая активность»;
2. Исследовать развивающий потенциал игры как средство
побуждения к активной речи ребенка в раннем возрасте;
3. Исследовать особенности развития речевой активности и
особенности ее становления в раннем возрасте детей 2-3 лет;
4. Разработать и реализовать педагогические условия использования игры в целях развития речевой активности детей 2 -3 лет.
Гипотеза исследования: игра будет выступать эффективным средством развития речевой активности детей 2-3 лет при создании следующих педагогических условий:
1. Специальный подбор игр, направленных на решение различных аспектов развития речевой активности ребенка, и игровых атрибутов.
2. Организация игрового взаимодействия ребенка со взрослым, стимулирующего речевую активность ребенка.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение материала, наблюдение, педагогический эксперимент.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в деятельности педагогов групп детей раннего возраста и при организации педагогической работы с родителями.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, состоящих из теоретической и практической части исследования, заключения, библиографического списка.
В освоении речи в раннем возрасте наблюдаются большие индивидуальные различия: одни дети начинают говорить рано, при этом четко произносят слова; другие хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Для таких детей важно на ранних этапах выявить и предотвратить нарушения формирования речи. Целью моего исследования было разработка и реализация педагогических условий развития речевой активности детей 2-3 лет средствами игры. Данная цель достигнута мной в результате выполнения намеченных задач.
Нами было проанализировано понятие «речевая активность» и выявлено, что речевая активность - это способность ребенка самостоятельно использовать речь в практике общения, воспринимать и понимать речь окружающих, это устойчивое свойство личности, которое обеспечивает инициативное речевое поведение.
Исследуя развивающий потенциал игры, мы сделали вывод, что игра является средством побуждения к активной речи ребенка в раннем возрасте, если это специально организованная эмоциональная игра, тесно связанная с практической ситуацией и постепенным усложнением заданий, длительностью 5-20 минут в зависимости от возможности детей; основанная на подражании взрослому, его действиям, словам и движениям с большим количеством повторений; с использованием ярких, красочных атрибутов игры; с побуждением к активной речи с помощью вопросов; с поддержкой и оценкой со стороны взрослых, отмечающих даже самые скромные достижения ребенка.
В ходе исследования было выяснено, что особенность развития речевой активности детей раннего возраста и ее становления в том, что этот возраст является сензитивным периодом овладения речью. У детей третьего года жизни возрастает понимание речи, стремительно увеличивается речевая активность, используется речь, которая носит предметный характер. Ребенок 58
использует почти все части речи, вопросительную и восклицательную форму общения, появляется падеж и время, он начинает выражаться предложениями из трех, четырех и более слов.
В ходе проведенного констатирующего исследования проявления речевой активности детей экспериментальной группы было установлено, что по критерию «собственно речевая активность» преобладает низкий уровень развития - 50% детей продолжают объясняться с помощью лепета и жестов, правильно выполняя просьбы взрослых, у них число пассивных слов значительно превосходит число активно произносимых; средний уровень развития у 37,5% детей и высокий уровень у 12,5%. По критерию «понимание речи взрослых» преобладает высокий (37,5%) и средний (62,5%) уровень развития речевой активности. По критерию «познавательная активность и предметно-практические действия» дети разделились по уровню развития на высокий (50%) и средний (50%) уровни.
Нами были выявлены два педагогических условия развития речевой активности. Первое условие заключалось в описании игрового комплекса и игровых атрибутов. Нами был разработан комплекс игр, который состоял из пяти групп: игры на развитие слухового восприятия; на развитие физиологического и речевого дыхания; на развитие движений рук и мелкой моторики; эмоционально-экспрессивные игры; игры на развитие активной речи с помощью ритмических текстов. В качестве игровых атрибутов в играх использовались яркие, красочные предметы и материалы, игрушки и музыкальные инструменты, детская художественная литература, персонажи настольного театра, наборы карточек и театрализованные костюмы.
Второе педагогическое условие было направлено на организацию игрового взаимодействия ребенка со взрослым, стимулирующего речевую активность ребенка. При реализации этого условия нами были выполнены следующие требования:
1) Создание положительной эмоциональной атмосферы и повышения интереса к игре. Для этого в играх присутствовали игровые персонажи и песенки из мультфильма «мимимишки».
2) Стимулирование подражания детьми действия взрослого. Это предусматривает четкую артикуляцию произношения взрослым слов, подкрепление средствами эмоциональной выразительности, стимулирование речевой активности детей наводящими вопросами, похвала и подбадривание детей в процессе выполнения вербальных и игровых действий.
В исследовании подтверждена гипотеза: Игра будет выступать эффективным средством развития речевой активности детей 2-3 лет при создании следующих педагогических условий:
1. специальный подбор игр, направленных на решение различных аспектов развития речевой активности ребенка, и игровых атрибутов;
2. организация игрового взаимодействия ребенка со взрослым, стимулирующего речевую активность ребенка.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи реализованы.
Новизна работы в том, что планирование проведения игр было представлено в виде циклограммы. Это дает возможность связать различные группы игр с цикличностью, каждые десять дней корректировать содержание в зависимости от возможностей и успехов детей.
Практическая ценность нашей работы в возможности использования его результатов в деятельности педагогов групп детей раннего возраста и при организации педагогической работы с родителями.
Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с выявлением взаимосвязи речевой активности детей 2-3 лет и характером взаимоотношений детей и взрослых.
Нами было проанализировано понятие «речевая активность» и выявлено, что речевая активность - это способность ребенка самостоятельно использовать речь в практике общения, воспринимать и понимать речь окружающих, это устойчивое свойство личности, которое обеспечивает инициативное речевое поведение.
Исследуя развивающий потенциал игры, мы сделали вывод, что игра является средством побуждения к активной речи ребенка в раннем возрасте, если это специально организованная эмоциональная игра, тесно связанная с практической ситуацией и постепенным усложнением заданий, длительностью 5-20 минут в зависимости от возможности детей; основанная на подражании взрослому, его действиям, словам и движениям с большим количеством повторений; с использованием ярких, красочных атрибутов игры; с побуждением к активной речи с помощью вопросов; с поддержкой и оценкой со стороны взрослых, отмечающих даже самые скромные достижения ребенка.
В ходе исследования было выяснено, что особенность развития речевой активности детей раннего возраста и ее становления в том, что этот возраст является сензитивным периодом овладения речью. У детей третьего года жизни возрастает понимание речи, стремительно увеличивается речевая активность, используется речь, которая носит предметный характер. Ребенок 58
использует почти все части речи, вопросительную и восклицательную форму общения, появляется падеж и время, он начинает выражаться предложениями из трех, четырех и более слов.
В ходе проведенного констатирующего исследования проявления речевой активности детей экспериментальной группы было установлено, что по критерию «собственно речевая активность» преобладает низкий уровень развития - 50% детей продолжают объясняться с помощью лепета и жестов, правильно выполняя просьбы взрослых, у них число пассивных слов значительно превосходит число активно произносимых; средний уровень развития у 37,5% детей и высокий уровень у 12,5%. По критерию «понимание речи взрослых» преобладает высокий (37,5%) и средний (62,5%) уровень развития речевой активности. По критерию «познавательная активность и предметно-практические действия» дети разделились по уровню развития на высокий (50%) и средний (50%) уровни.
Нами были выявлены два педагогических условия развития речевой активности. Первое условие заключалось в описании игрового комплекса и игровых атрибутов. Нами был разработан комплекс игр, который состоял из пяти групп: игры на развитие слухового восприятия; на развитие физиологического и речевого дыхания; на развитие движений рук и мелкой моторики; эмоционально-экспрессивные игры; игры на развитие активной речи с помощью ритмических текстов. В качестве игровых атрибутов в играх использовались яркие, красочные предметы и материалы, игрушки и музыкальные инструменты, детская художественная литература, персонажи настольного театра, наборы карточек и театрализованные костюмы.
Второе педагогическое условие было направлено на организацию игрового взаимодействия ребенка со взрослым, стимулирующего речевую активность ребенка. При реализации этого условия нами были выполнены следующие требования:
1) Создание положительной эмоциональной атмосферы и повышения интереса к игре. Для этого в играх присутствовали игровые персонажи и песенки из мультфильма «мимимишки».
2) Стимулирование подражания детьми действия взрослого. Это предусматривает четкую артикуляцию произношения взрослым слов, подкрепление средствами эмоциональной выразительности, стимулирование речевой активности детей наводящими вопросами, похвала и подбадривание детей в процессе выполнения вербальных и игровых действий.
В исследовании подтверждена гипотеза: Игра будет выступать эффективным средством развития речевой активности детей 2-3 лет при создании следующих педагогических условий:
1. специальный подбор игр, направленных на решение различных аспектов развития речевой активности ребенка, и игровых атрибутов;
2. организация игрового взаимодействия ребенка со взрослым, стимулирующего речевую активность ребенка.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи реализованы.
Новизна работы в том, что планирование проведения игр было представлено в виде циклограммы. Это дает возможность связать различные группы игр с цикличностью, каждые десять дней корректировать содержание в зависимости от возможностей и успехов детей.
Практическая ценность нашей работы в возможности использования его результатов в деятельности педагогов групп детей раннего возраста и при организации педагогической работы с родителями.
Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с выявлением взаимосвязи речевой активности детей 2-3 лет и характером взаимоотношений детей и взрослых.
Подобные работы
- Лего-технология как средство стимуляции речевой активности детей с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Влияние дидактической игры на развитие познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Художественная литература как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ЛЕТО-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Игра как средство развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Развитие описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игры «Активити»
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022



