Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №153372

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие здорового образа жизни в современной науке и практике 7
1.2. Особенности здорового образа жизни детей старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Обоснование условий формирования здорового образа жизни детей
старшего дошкольного возраста 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Изучение сформированности здорового образа жизни детей старшего
дошкольного возраста 29
2.2. Реализация условий формирования здорового образа жизни детей
старшего дошкольного возраста 41
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 46
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей является главной задачей общества и государства, в связи с сохраняющейся негативной тенденцией ухудшения физического состояния детей. Различными специалистами (медиками, педагогами, тренерами, социологами, статистами) ежегодно фиксируются увеличение детской инвалидности и хронических заболеваний, снижение общего уровня здоровья детей и ухудшение их физической подготовленности. Все это свидетельствует о необходимости изменить отношение детей к своему здоровью.
Актуальность формирования основ здорового образа жизни в старшем дошкольном возрасте связана с предстоящим переходом детей в новую для них возрастную группу, сменой социальной роли, ведущего вида деятельности, требующего от ребенка устойчивости к средовым факторам, физической подготовленности и бережного отношения к своему здоровью.
Проблемой формирования здорового образа жизни занимались философы К. Г ельвеций, Дж. Локк, А. Смит и др. В их работах раскрыта роль и значение здорового образа жизни в развитии человека, а формирование здорового образа жизни рассматривается как ведущий содержательный элемент воспитания. В работах современных ученых Г.Д. Алимжанова, Н.М. Амосова, М.Я. Виленского, Г.Н. Жарова, Г.К. Зайцева, А.С. Залманов и др. речь идет о появлении устойчивого интереса детей к своему здоровью, ценности своего здоровья, желания вести здоровый образ жизни уже в дошкольном возрасте.
Формирование основ здорового образа жизни является важной педагогической задачей. Однако современные детские сады уделяют недостаточно внимания этому направлению деятельности как в работе с детьми, так и в работе с семьями воспитанников. Методисты отмечают недостаток рекомендаций и методического обеспечения по организации предметно-пространственной среды, стимулирующей формирование основ здорового образа жизни. Педагоги, говорят о востребованности методических пособий и разработок по организации различных форм, средств и условий, при которых обеспечивается формирование основ здорового образа жизни дошкольников.
На основании вышеизложенных положений можно выделить ряд противоречий между:
- требованиями, предъявляемыми сегодня обществом и государством к личности, ведущей здоровый образ жизни, и существующими в детских садах подходами, недостаточно обеспечивающими формирование основ здорового образа жизни детей;
- необходимостью формирования основ здорового образа жизни и недостаточностью разработанных и обоснованных педагогических условий для его обеспечения в детском саду;
- стремлением детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни и недостаточностью разработанных методических рекомендаций по этому вопросу для родителей и педагогов.
Указанные противоречия обусловили проблему исследования, которая заключается в определении условий для формирования основ здорового образа жизни старших дошкольников.
Важность проблемы, ее недостаточная разработанность стали основанием для определения темы исследования: «Педагогические условия формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно -экспериментальным путем проверить результативность педагогических условий формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие здорового образа жизни и выделить его основные компоненты; раскрыть особенности здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста; выделить и обосновать психолого-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать методы и методики изучения сформированности здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
3. Реализовать педагогические условия формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что педагогическими условиями, способствующими эффективному формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, могут выступать:
1. Организация взаимодействия педагогов и семьи в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни.
2. Наполнение предметно-пространственной среды детского сада объектами, стимулирующими здоровый образ жизни детей.
Методы исследования: общенаучные теоретические методы (метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ, синтез, обобщение, дедукция, абстрагирование); эмпирические методы (наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов, формирующий эксперимент).
Практическая значимость состоит в том, что результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы педагогами детских садов в психолого-педагогической диагностике результатов и организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни.
Структура работы: работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность, выделены предмет, объект, цель и задачи, методы исследования, сформулирована гипотеза; двух глав - теоретической и практической, выводов по каждой главе, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ литературы позволяет заключить, что здоровый образ жизни - это совокупность внутренних и внешних условий жизнедеятельности, обеспечивающих здоровье и трудоспособность, активное долголетие, а также гармоничное развитие личности. Основными компонентами здорового образа жизни являются: питание, рациональный режим дня, физические нагрузки, личная гигиена, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек.
Старший дошкольный возраст является одним из самых подходящих для формирования основ здорового образа жизни. Особенностями здорового образа жизни детей данной возрастной группы является интерес к своему здоровью, к физической культуре, к проведению культурно-гигиенических процедур, недостаток необходимых знаний о способах укрепления и сохранения здоровья, а также недостаточное осознание опасностей нездорового поведения человека в жизни.
Условиями формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста могут выступать: организация взаимодействия педагогов и семьи в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни; наполнение предметно-пространственной среды детского сада объектами, стимулирующими здоровый образ жизни детей.
Проведенное эмпирическое исследование по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в детском саду, осуществлялось в три этапа.
На первом констатирующем этапе исследования проводилось изучения актуального уровня сформированности здорового образа жизни детей в соответствии с выделенными компонентами: когнитивным, поведенческим и ценностным.
Для изучения когнитивного компонента применялась методика В.Г. Кудрявцева, основанная на методе беседы, которая позволяет выявить сформированность представлений о здоровом образе жизни дошкольников. Для изучения поведенческого компонента здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста применялась методика И. Новиковой, основанная на методе наблюдения за детьми в режимные моменты. Для определения ценностного компонента использовалась методика Е.А. Терпуговой, основанная на методе беседы, для выявления отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни.
Сопоставление результатов по трем методикам, позволило охарактеризовать и определить обобщенный уровень сформированности здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста: низкий (13-19 баллов), средний (20-40 баллов), высокий (41-60 баллов). Для этого баллы полученные детьми по каждому компоненту суммировались.
Обобщенный уровень показал, что на констатирующем этапе 61 % детей (11 человек) имеют средний уровень сформированности здорового образа жизни, 39 % детей (7 человек) имеют высокий уровень сформированности здорового образа жизни. Низкого уровня не выявлено.
На втором формирующем этапе исследования осуществлялась реализация выделенных и обоснованных педагогических условий формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
С целью реализации первого педагогического условия - организация взаимодействия педагогов и семьи в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни - осуществлялось педагогическое просвещение родителей с помощью серии тематических памяток, соответствующих основным содержательным компонентам здорового образа жизни: питание, режим дня, физические нагрузки, личная гигиена, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек. В ходе индивидуальной беседы педагога с родителями по содержанию памяток, родителям было предложено принять участие в детско- родительском мероприятии. В процессе подготовки данных мероприятий для родителей были организованы индивидуальные встречи и групповые консультации по отбору содержания информации, которую семья собиралась презентовать на мероприятии, способах ее представления, а также приемов включения детей в подготовку и проведение данных мероприятий. Заключительным шагом стало проявление инициативы родителей в придумывании интересных идей по приобщению детей к здоровому образу жизни в семейном кругу. Для приобщения детей к здоровому образу жизни в семье родители готовили фотографии, а педагоги помогали оформить фотоотчет «Мы - здоровая и активная семья!».
Подводя итоги, реализации первого условия можно констатировать, что дети при участии родителей приобрели новые знания о здоровом образе жизни, увидели пример родителей, убедились в важности и значимости каждого компонента здорового образа жизни для жизни человека, расширили опыт ведения детьми здорового образа жизни.
С целью реализации второго условия - наполнение предметно-пространственной среды детского сада объектами, стимулирующими здоровый образ жизни детей - среда группы детского сада была организована так, чтобы она стимулировала интерес детей к различным компонентам здорового образа жизни. С этой целью в группе мы создали «Уголок здоровья», который наполнили книгами о спорте, папками-передвижками о здоровом образе жизни, иллюстрациями правил чистки зубов, строения тела человека, видов закаливания, дидактическими играми, познавательными играми-лото, пособиями-советами по каждому содержательному компоненту здорового образа жизни, аптечкой с предметами для оказания первой помощи, ростомером. В уголке здоровья размещены лепбуки, сделанные детьми совместно с родителями, посвященные темам «Питание», «Распорядок дня», «Личная гигиена», «Полезные и вредные привычки», «Физические нагрузки», «Закаливание». К уголку здоровья примыкает «Стена здоровья», на которой размещены продукты совместной деятельности детей, родителей и педагогов, содержательно относящиеся к теме о здоровым образе жизни; фотографии со спортивных соревнований, туристических походов и прогулок со спортивным инвентарем; грамоты, кубки, медали и другие награды детей и их семей за спортивные достижения. В группе был оборудован физкультурный уголок. В нем располагалось фабричное спортивное оборудование и нестандартное оборудование, изготовленное педагогами и родителями.
Благодаря такому наполнению предметно-пространственной среды объектами, стимулирующими здоровый образ жизни, дети стали интересоваться здоровьем, а также правилами, которые необходимы для его поддержания.
На третьем контрольном этапе исследование была проведена повторная диагностика уровня сформированности здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Для этого использовался тот же диагностический инструментарий, что и на первом этапе исследования. Результаты повторного изучения сформированности здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста показали отсутствие низкого уровня, 28% детей (5 человек) имеют средний уровень сформированности здорового образа жизни, 72 % детей (13 человек) имеют высокий уровень сформированности здорового образа жизни.
Таким образом, зафиксирован значительный прирост в уровнях сформированности здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста и их отдельных критериев. Все это свидетельствует о том, что формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста способствуют следующие педагогические условия, а именно: организация взаимодействия педагогов и семьи в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни; наполнение предметно-пространственной среды детского сада объектами, стимулирующими здоровый образ жизни детей.
Поставленные нами задачи были выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Атаханова С.О. Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи // Молодой ученый. Чита. 2011. Т. 2. № 5. C. 118-120.
2. Александрова Е.А. Влияние физических нагрузок на антропометрические показатели детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Чебоксары. 2015. № 1 (3). С. 294-296.
3. Алексеева Н.П. Крылова Е.А. Влияние семьи на здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы VII Международной научно-практической конференции студентов. Чебоксары. 2018. С. 115-117.
4. Бутырская Е.В. Добрынина Н.Ю. Теоретические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста // Аксиологические проблемы педагогики. Смоленск. 2017. № 8. С. 20-28.
5. Гетц Ю.В. Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями: ВКР. Щадринск. 2010. 20 с.
6. Дякин Д.С. Виды закаливания. Влияние закаливания на организм человека // Актуальные проблемы физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Саратов. 2016. С. 44-45.
7. Егоров Д.Е. Здоровье, физическая культура в жизни студента // Научный журнал «Дискурс». М. 2017. № 1 (3). С. 19-24.
8. Ермакова Е.Г. Личная гигиена и закаливание. Средства закаливания // Международный журнал гуманитарных и естественных наук «Капитал». Новосибирск. 2020. №3-1 (42). С.104-108.
9. Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2008. 102 с.
10. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М. 2005. 448 с.
11. Кудрявцев В.Г., Егоров Г.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М. 2000. 296 с.
12. Лещенко М. Анатомия и физиология дошкольника // Здоровье дошкольника. М. 2008. № 1. C. 5-7.
13. Люсин А.В. Понятие «Здоровый образ жизни» и его содержание // Вопросы педагогики. М. 2020. № 1-2. С. 134-138
14. Марков А.П. Проблемы социально-культурной идентичности и ресурсы гуманитарного образования // Глобализация и национальные традиции в образовании: сб. тез. мат. конференц. Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств. 2005. C. 16-19.
15. Нифадьева Л.А. Формирование представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста // Мир детства в современном образовательном пространстве. Витебск: Витебский гос. ун-т. 2011. С. 206-209.
16. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М. 2007. 663 с.
17. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М. 2010. 283 с.
18. Новикова И. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М. 2010. 96 с.
19. Новосёлова Н. Какими бывают физические нагрузки? // Джил Вайзенбергер «Diabetes weight loss. Week by week». СПб. URL:https://rule15s.com/knowledge/kakimi-byvayut-fizicheskiye-nagruzki (дата обращения: 28.04.2020).
20. Пенто Е.В. Педагогические условия формирования здорового
образа жизни у детей дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. Казань. 2017. С. 49-52. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12296/(дата обращения: 12.05.2020).
21. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М. 2002. 576 с.
22. Талькова Л.К., Максимова А.А. Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М. 2015. № 3-4. С. 123.
23. Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. Ростов н/Д. 2007. 254 с.
24. Тюрина И.Ю. Образ жизни семьи - основа формирования культуры здоровья ребенка // Специально-гуманитарные знания. М. 2011. № 6. С. 343-349.
25. Чобану В.К., Кувалдина Е.А. Особенности формирования
физической культуры дошкольников // «Концепт». Киров. 2016. Т. 28. С. 232-234. URL: http://ekoneept.ru/2016/56526.htm. (дата обращения:
14.04.2020).
26. Чумаков Б.Н. Валеология: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. 2000. 407 с.
27. Шишлевская Е.А. Еременко В.В. Экспериментальная работа по определению актуального уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста // International scientific review of the problems of philosophy, psychology and pedagogy. Керчь. 2019. С. 43-46.
28. Здоровый дошкольник: социально оздоровительная технология 21 века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. М. 2008. 164 с.
29. Здоровый образ жизни и его значение для здоровья // Физическая культура и спорт XXI века: Материалы Региональной научно-практической конференции. Красноярск. 2002. С. 260-262.
30. Программа «Здоровье». Содержание «Уголков здоровья» в разных возрастных группах // Волшебный сад детства. Оренбург. 2014. URL: http://el-mikheeva.ru/napravl/fizo/soderzhanie-ugolkov-zdorovyavraznyihvozrastnyih-gruppah (дата обращения: 15.04.2020).
31. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ): электрон. журн. М. URL: http://www.who.int/topics/ru(дата обращения: 18.04.2020).
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 13.03.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ