Управление корпоративной культурой педагогов в дошкольной образовательной организации
|
Объект исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 99 «Дюймовочка» (Республика «Северная Осетия – Алания», г. Владикавказ).
Есть приложение .
Введение............................................................................................................................6
Глава I. Теоретические основы управления корпоративной культурой педагогов в дошкольной образовательной организации... 10
1.1. Понятие, функции и виды корпоративной культуры...
1.2. Правовой статус дошкольных образовательных организаций (ДОО)..6
1.3. Основные направления повышения корпоративной культуры педагогов ДОО...21
Выводы по первой главе...25
Глава II. Эмпирическое исследование процесса управления корпоративной культурой педагогов дошкольной образовательной организации...26
2.1. Диагностика уровня сформированности корпоративной культуры педагогов в МБДОУ детский сад № 99 «Дюймовочка»...26
2.2. Проблемы управления корпоративной культурой педагогов в МБДОУ детский сад № 99 «Дюймовочка» и пути их решения...31
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы...34
2.4. Рекомендации по повышению уровня корпоративной культуры педагогов в ДОО..36
Выводы по второй главе...59
Заключение...60
Использованная литература...61
Приложения....65
Есть приложение .
Введение............................................................................................................................6
Глава I. Теоретические основы управления корпоративной культурой педагогов в дошкольной образовательной организации... 10
1.1. Понятие, функции и виды корпоративной культуры...
1.2. Правовой статус дошкольных образовательных организаций (ДОО)..6
1.3. Основные направления повышения корпоративной культуры педагогов ДОО...21
Выводы по первой главе...25
Глава II. Эмпирическое исследование процесса управления корпоративной культурой педагогов дошкольной образовательной организации...26
2.1. Диагностика уровня сформированности корпоративной культуры педагогов в МБДОУ детский сад № 99 «Дюймовочка»...26
2.2. Проблемы управления корпоративной культурой педагогов в МБДОУ детский сад № 99 «Дюймовочка» и пути их решения...31
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы...34
2.4. Рекомендации по повышению уровня корпоративной культуры педагогов в ДОО..36
Выводы по второй главе...59
Заключение...60
Использованная литература...61
Приложения....65
Актуальность. Развитие кадрового потенциала стало одним из ведущих социально-профессиональных трендов современной жизни. Взаимосвязь между ними обусловлена такими явлениями, как:
1) глобализация и цифровая экономика. Они предполагают реализацию новых бизнес-моделей (а значит, и нового опыта в работе) и тем самым усиливают конкуренцию;
2) усугубление общепланетарных проблем (экологическая, продовольственная, демографическая и пр.), которое трансформирует структуру международного и национальных рынков труда;
3) очередная волна научно-технического прогресса, достижения которого расширяют наши возможности и, следовательно, запускают процесс переосмысления роли и ценностей человеческой жизни;
4) современные политические коллизии, актуализирующие вопросы укрепления национальной экономической, культурной и образовательной систем.
Понимая под «кадровым потенциалом» не только образованность, профессиональные качества и опыт работы, но и личностное развитие работников, мы согласимся с тем, что эффективная организация его совершенствования напрямую влияет [32, с. 225] на решение вышеперечисленных вызовов современного мира [25, с. 68]. На уровне микроэкономики развитие кадров также выступает как одна из инновативных практик повышения развития фирмы [18, с. 332-333].
Для обозначения практических форм его реализации в сфере управления и менеджмента применяют термин «кадровая политика». В настоящее время она также характеризуется усложнением. Констатируемые за последние сто лет рост образованности работников, расширение квалификационного разнообразия, распространение в обществе новых социально-духовных веяний требует от управленческого персонала применения всё более нестандартных способов и практик управления.
Среди них специалисты выделяют различные направления деятельности:
1) организация непрерывности обучения, повышения профессионального уровня работников, переквалификации;
2) психологическое консультирование и поддержка работников;
3) новые стили управления кадрами (коучинг, каскадные технологии, методология Agile и пр.);
4) повышение материальных условий труда;
5) развитие и укрепление общей и корпоративной культуры работников и пр.
Изучение последнего в списке направления и станет основой нашего исследования, предметно ограниченного сферой дошкольного образования.
Степень изученности. Весь объём исследований по нашей теме можно условно разделить на несколько групп. Первая категория работ изучает современную корпоративную культуру как неотъемлемый элемент функционирования организаций. Эта тема отражается в трудах В. А. Сластёнина и Е. Н. Шиянова [26], А. Г. Асмолова, Ш. А. Амонашвили и др. известных специалистов в области дидактики и методики обучения.
Вторая группа исследований сосредоточивает своё внимание на конкретных моментах, связанных с управлением корпоративной культуры в образовательных организациях. Они присутствуют в как в педагогических исследованиях Ю. С. Давыдова, Г. И. Мальцевой, Н. Ю. Мельдман, Л. И. Щербаковой, В. А. Шаповалова, Т. Ю. Базарова и др., так и психологических [2; 4; 8]
Третья группа работ включает в себя ряд частных методик, представленный в статьях [1; 3; 5; 6; 7; 9 и пр.]. Они позволяют исследовать конкретный практический опыт управления корпоративной культуры на примерах каких-либо организаций.
Таким образом, объём исследований представляется нам качественно полным для изучения темы.
Целью данной работы является повышение качества управления корпоративной культурой в дошкольных образовательных учреждениях.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) охарактеризовать базовые термины исследования;
2) изучить актуальные способы управления корпоративной культурой в педагогической сфере;
3) оценить состояние корпоративной культуры и опыт её управления в МБДОУ детский сад №99 «Дюймовочка»;
4) предложить собственные разработки, направленные на повышение качества управления корпоративной культурой.
Объектом исследования является корпоративная культура государственного учреждения системы дошкольного образования, а предметом – развитие технологий и способов эффективного управления корпоративной культурой.
Для решения задач, поставленных в работе, применялись как общенаучные методы (описание, анализ, синтез, обобщение), позволяющие выявить общую направленность и закономерности развитие технологий и способов эффективного управления корпоративной культурой, так и специальные методы исследования (наблюдение, опрос, изучение учебной документации, моделирование педагогических ситуаций).
Научная новизна исследования заключается в создании и реализации комплексных мер по улучшению состояния корпоративной культуры в конкретном образовательном учреждении.
Структура работы строится на основе целей и задач исследования. В этой связи в первой главе будут рассмотрены ключевые исходные понятия исследования – корпоративная культура в общем и частном педагогическом срезах, а также характеристика юридического статуса дошкольной образовательной организации и основные направления повышения корпоративной культуры педагогов в ДОО.
Вторая глава посвящена проблемам измерения, диагностики и совершенствованию корпоративной культуры педагогов в ДОО путём создания пакета методических рекомендаций применительно к специфике дошкольного образования.
1) глобализация и цифровая экономика. Они предполагают реализацию новых бизнес-моделей (а значит, и нового опыта в работе) и тем самым усиливают конкуренцию;
2) усугубление общепланетарных проблем (экологическая, продовольственная, демографическая и пр.), которое трансформирует структуру международного и национальных рынков труда;
3) очередная волна научно-технического прогресса, достижения которого расширяют наши возможности и, следовательно, запускают процесс переосмысления роли и ценностей человеческой жизни;
4) современные политические коллизии, актуализирующие вопросы укрепления национальной экономической, культурной и образовательной систем.
Понимая под «кадровым потенциалом» не только образованность, профессиональные качества и опыт работы, но и личностное развитие работников, мы согласимся с тем, что эффективная организация его совершенствования напрямую влияет [32, с. 225] на решение вышеперечисленных вызовов современного мира [25, с. 68]. На уровне микроэкономики развитие кадров также выступает как одна из инновативных практик повышения развития фирмы [18, с. 332-333].
Для обозначения практических форм его реализации в сфере управления и менеджмента применяют термин «кадровая политика». В настоящее время она также характеризуется усложнением. Констатируемые за последние сто лет рост образованности работников, расширение квалификационного разнообразия, распространение в обществе новых социально-духовных веяний требует от управленческого персонала применения всё более нестандартных способов и практик управления.
Среди них специалисты выделяют различные направления деятельности:
1) организация непрерывности обучения, повышения профессионального уровня работников, переквалификации;
2) психологическое консультирование и поддержка работников;
3) новые стили управления кадрами (коучинг, каскадные технологии, методология Agile и пр.);
4) повышение материальных условий труда;
5) развитие и укрепление общей и корпоративной культуры работников и пр.
Изучение последнего в списке направления и станет основой нашего исследования, предметно ограниченного сферой дошкольного образования.
Степень изученности. Весь объём исследований по нашей теме можно условно разделить на несколько групп. Первая категория работ изучает современную корпоративную культуру как неотъемлемый элемент функционирования организаций. Эта тема отражается в трудах В. А. Сластёнина и Е. Н. Шиянова [26], А. Г. Асмолова, Ш. А. Амонашвили и др. известных специалистов в области дидактики и методики обучения.
Вторая группа исследований сосредоточивает своё внимание на конкретных моментах, связанных с управлением корпоративной культуры в образовательных организациях. Они присутствуют в как в педагогических исследованиях Ю. С. Давыдова, Г. И. Мальцевой, Н. Ю. Мельдман, Л. И. Щербаковой, В. А. Шаповалова, Т. Ю. Базарова и др., так и психологических [2; 4; 8]
Третья группа работ включает в себя ряд частных методик, представленный в статьях [1; 3; 5; 6; 7; 9 и пр.]. Они позволяют исследовать конкретный практический опыт управления корпоративной культуры на примерах каких-либо организаций.
Таким образом, объём исследований представляется нам качественно полным для изучения темы.
Целью данной работы является повышение качества управления корпоративной культурой в дошкольных образовательных учреждениях.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) охарактеризовать базовые термины исследования;
2) изучить актуальные способы управления корпоративной культурой в педагогической сфере;
3) оценить состояние корпоративной культуры и опыт её управления в МБДОУ детский сад №99 «Дюймовочка»;
4) предложить собственные разработки, направленные на повышение качества управления корпоративной культурой.
Объектом исследования является корпоративная культура государственного учреждения системы дошкольного образования, а предметом – развитие технологий и способов эффективного управления корпоративной культурой.
Для решения задач, поставленных в работе, применялись как общенаучные методы (описание, анализ, синтез, обобщение), позволяющие выявить общую направленность и закономерности развитие технологий и способов эффективного управления корпоративной культурой, так и специальные методы исследования (наблюдение, опрос, изучение учебной документации, моделирование педагогических ситуаций).
Научная новизна исследования заключается в создании и реализации комплексных мер по улучшению состояния корпоративной культуры в конкретном образовательном учреждении.
Структура работы строится на основе целей и задач исследования. В этой связи в первой главе будут рассмотрены ключевые исходные понятия исследования – корпоративная культура в общем и частном педагогическом срезах, а также характеристика юридического статуса дошкольной образовательной организации и основные направления повышения корпоративной культуры педагогов в ДОО.
Вторая глава посвящена проблемам измерения, диагностики и совершенствованию корпоративной культуры педагогов в ДОО путём создания пакета методических рекомендаций применительно к специфике дошкольного образования.
В ходе исследования все поставленные задачи были выполнены.
Во-первых, мы детально рассмотрели понятие и сущность двух концептуальных основ нашей работы – корпоративной культуры и её реализации в современной системе дошкольного образования РФ. Были определены её специфические особенности, которые влияют на отбор техник по управлению КК и их поэтапному применению. Так, мы выяснили, что «развитие корпоративной культуры в ДОО связана с правовыми решениями государства гораздо в большей степени, чем с текущей конъюнктурой рынка».
Во-вторых, нами были проанализированы теоретически обоснованные способы управления КК в образовании. К ним относятся информатизация, повышение сплочённости коллектива, правовая защищённость педагогических кадров и т.д.
В дальнейшем теоретические аспекты исследования были апробированы в контексте работы с детским садом № 99 «Дюймовочка». Оценив его корпоративную культуру на начальном этапе исследования как среднюю, но стремящуюся к нижней планке, мы предложили массив рекомендаций по каждому направлению в улучшении корпоративной культуры.
Среди них – детальная внутренняя проработка миссии ДОО, грамотная репрезентация своего имиджа, целей и задачи, инновационных технологий обучения и воспитания дошкольников; увеличить количество времени на установление доверительных отношений в коллективе через собрания, форумы, тренинги, игры; учиться сопереживать успехам или неудачам друг друга.
Во-первых, мы детально рассмотрели понятие и сущность двух концептуальных основ нашей работы – корпоративной культуры и её реализации в современной системе дошкольного образования РФ. Были определены её специфические особенности, которые влияют на отбор техник по управлению КК и их поэтапному применению. Так, мы выяснили, что «развитие корпоративной культуры в ДОО связана с правовыми решениями государства гораздо в большей степени, чем с текущей конъюнктурой рынка».
Во-вторых, нами были проанализированы теоретически обоснованные способы управления КК в образовании. К ним относятся информатизация, повышение сплочённости коллектива, правовая защищённость педагогических кадров и т.д.
В дальнейшем теоретические аспекты исследования были апробированы в контексте работы с детским садом № 99 «Дюймовочка». Оценив его корпоративную культуру на начальном этапе исследования как среднюю, но стремящуюся к нижней планке, мы предложили массив рекомендаций по каждому направлению в улучшении корпоративной культуры.
Среди них – детальная внутренняя проработка миссии ДОО, грамотная репрезентация своего имиджа, целей и задачи, инновационных технологий обучения и воспитания дошкольников; увеличить количество времени на установление доверительных отношений в коллективе через собрания, форумы, тренинги, игры; учиться сопереживать успехам или неудачам друг друга.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование корпоративной культуры в ДОО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, управление дошкольным образованием. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИМИДЖА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе самообразования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ
ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016



