ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Психологическое особенности детей старшего дошкольного возраста .... 7
1.2. Толерантность детей старшего дошкольного возраста: сущность,
структура и уровни сформированности 14
1.3. Комплекс кейсов как средство формирования толерантности детей
старшего дошкольного возраста 24
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Организация и методики исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы 47
2.3. Анализ и интерпретация завершающего этапа опытно-экспериментальной работы 59
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность проблемы необходимости воспитания детей в духе толерантности обусловлено изменением в социальных и экономических процессах жизни современного общества, а так же его внутренним изменениям, затрагивающим мировоззренческую сферу, мироотношение и множество структурных единиц, определяющих его существование. Национальное и расовое разнообразие создает предпосылки к возникновению потребностей в понимании, уважении взглядов, традиций и культур, мнений и диалогов, во все нарастающей тенденции культурной и общественной напряженности. Данные официальной статистики указывают на рост девиантного поведения и развития экстремизма среди молодежи, социального расслоения населения и межнациональной розни.
В этом ключе, актуальным является требование к современному образованию, к его задаче по воспитанию будущих сознательных личностей в духе толерантности. Согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека, и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, необходимо создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде - в семье, в образовательной организации, при участии родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом. Толерантное сознание, миролюбие и терпимость не передаются по наследству, а приобретаются по мере взросления.
В свете исследуемой темы, особую роль толерантности стоит отвести дошкольной образовательной организации, поскольку именно дошкольное образование является первой ступенью на пути становления нравственного развития ребенка. Формирование толерантности целесообразно осуществлять в дошкольном детстве - сензитивность периода предопределяет развитие саморегуляции поступков, усвоения норм и форм поведения, развитие правильных качеств личности, и, как следствие, закладывание фундамента будущего члена общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве значимых целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выделяет воспитание у детей установки «положительного отношения к другим людям и самому себе, чувства собственного достоинства», а так же способности «учитывать интересы других и разрешить конфликты» [45]. Поэтому воспитание толерантных качеств личности дошкольников может во многом поспособствовать достижению поставленных во ФГОС ДО обозначенных целевых ориентиров.
Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества и педагогического сообщества в личности с толерантным сознанием и недостаточной разработанностью и реализованностью педагогических средств, нацеленных на его формирование у детей дошкольного возраста. С опорой на выделенное противоречие сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске педагогических средств, нацеленных на формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать, обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем результативность комплекса кейсов в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: комплекс кейсов как средство формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста будет результативным, если разработать и реализовать комплекс кейсов, выстроенный с опорой на принципы природосообразности, гуманизации, целенаправленности, индивидуализации, обогащенный гуманитарным содержанием (ценностно-смысловое содержание в аспекте проблемы толерантного отношения к культурным, социальным, индивидуальным и другим особенностям), реализуемый поэтапно (подготовительный, теоретический, практический).
В соответствии с поставленной целью, гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:
1. Выделить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста в контексте предмета исследования.
2. Раскрыть сущность и охарактеризовать структуру и уровни сформированности толерантности детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать дидактический потенциал кейс-метода как средства формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность комплекса кейсов в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования.
Теоретические методы:
- анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых документов (ФГОС ДО); сравнение и обобщение.
Эмпирические методы:
- наблюдение;
- беседа;
- эксперимент.
Диагностические методики:
- диагностическая игра «Невыдуманная история» (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок);
- «Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста (адаптированный вариант методики определения уровня нравственной воспитанности по Е. Рылеевой)»;
- «Методика изучения толерантности детей» (Доминик Де Сент Марс).
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические труды зарубежных и отечественных исследователей по проблемам толерантности (Т. Адорно, А.Г. Асмолов Дж. Бери, С. Бочнер, К.Ф. Грауман, И.А. Ильин, В. А. Лекторский, Н. Миллер, Ж. Пиаже и др.).
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения в г. Красноярска.
Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования состоит в удовлетворении запроса образовательной практики по разработке педагогических средств, способствующих формированию толерантности детей дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Подлинная толерантность, которая позволяет взаимодействовать с другими людьми в полноценном диалоге, с развитой бесконфликтностью, правильным построением коммуникации, возможна только тогда, когда в течение всего психологического сопровождения человека по мере его взросления, в особо острые периоды, будут превалировать понимание, сочувствие, выдержка, перенимание тяжести возникающих у других людей ситуаций, проявление аутентичности и автономности, проявление способности содействию развитию близких людей и их внутреннему росту.
Определение толерантности является многогранным, и во многом зависит от исторического опыта, разновидности культуры, традиций и особенностей национальности или расы. В любом случае, толерантность подразумевает наличие терпимости к иному мировоззрению, другому образу жизни и поведению, обычаям, социальным, типологическим, индивидуальным и иным особенностям людей. Толерантность нельзя соотносить с безразличием, она является инструментом, который способен развивать правильное и понимающее общество с точки зрения отношения человека к себе подобным, вне зависимости от принадлежности к другой ветке человечества, другим взглядам, внешности, поведения, культуры, национальности или религии. Наиболее близкими, согласно целям данной работы, взглядами оказались взгляды отечественного психолога,
исследователя толерантности А.Г Асмолова и зарубежного исследователя феномена толерантности К.Ф. Граумана, трактующих толерантность как принятие, взаимную помощь и доверие, признание ценности и многообразия культур, а так же с точки зрения доверия к миру и безусловной самоценности каждого человека, вне зависимости от различий, как внешних, социальных, культурных, так и внутренних, связанных с иной 67
позицией, взглядами и поведением. Исследования других авторов дополняют и уточняют данные определения толерантности. Структура толерантности в данном исследовании представляет собой когнитивный, аффективный и поведенческий компонент.
В свете исследуемой темы, особая роль в воспитании толерантности отводится дошкольной образовательной организации, поскольку именно дошкольное образование является первой ступенью на пути становления нравственного развития ребенка. Анализ литературы позволил сделать вывод о целесообразности формирования основ толерантности именно в дошкольном детстве, основываясь на сензитивности данного периода, предопределяющего развитие самоорегуляции поступков, усвоения норм и форм поведения, развития нравственных качеств личности, и, как следствие, закладывания фундамента будущего члена общества, ведь толерантность представляется не только как педагогический или психологический феномен в разрезе становления личности, но и социальный и культурный. В старшем дошкольном возрасте продолжается воспитание умений понимать себя и других, происходит обучение навыкам и обладанию правилами поведения, разрешения конфликтов мирным путем, развитию взаимопонимания, сопереживания и личной ответственности, а значит, включение воспитания толерантных качеств личности будет естественным и логичным.
Дошкольная образовательная организация, как социальный институт, обладает множеством возможностей для планомерного воспитания толерантной личности. В дошкольном детстве дети легко осваивают особенности толерантного поведения. В сензитивном периоде старшего дошкольного возраста крайне важно развивать мироотношение ребенка к другим людям, к себе, к предметному миру и культуре, которые могут значительно отличаться от привычных ему вещей. Поэтому выборку исследования сформированности толерантности составили дети старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования литературы и изучения подходов к формированию толерантности, было акцентировано диалоговое общение как средство формирования толерантных качеств личности старших дошкольников. В результате анализа современных средств диалогового общения был выбран и исследован кейс-метод, представляющий собой проблемное обсуждение смоделированных ситуаций. Основываясь на дискуссии, кейс-метод соответствует выбранному диалоговому подходу формирования толерантности сутью, усиливая свой потенциал в области воспитания толерантной личности путем тематического подбора кейсов.
Теоретическая основа работы, описанная выше, позволила отобрать диагностический инструментарий для выявления у исследуемых уровня сформированности нравственных представлений, общей и этнотолерантности. Результаты диагностирования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) оказались выше ожидаемых, выявив средние показатели по всем диагностическим методикам (диагностическая игра «Невыдуманная история» (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок), «Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста» (адаптированный вариант методики определения уровня нравственной воспитанности по Е. Рылеевой), «Методика изучения толерантности детей» (Доминик Де Сент Марс)), что говорит о дружелюбности, обладании некоторым объемом знаний о морально-нравственных общественных принципах, открытости к общению с детьми с социальными, культурными, индивидуальными и иными различиями, и легкой адаптации в построении коммуникации с ними в случае конфликтных ситуаций, но не без помощи взрослых. Позитивные результаты диагностирования позволили составить довольно сложный комплекс кейсов, с серьезными сюжетными дилеммами, охватывающими проблемы нравственности и нравственного выбора, ценности и самоценности каждого человека, последствий интолерантного отношения к людям, форм и способов толерантного, социально-одобряемого поведения, необходимости терпимости, эмпатии, понимания, поддержки по отношению к окружающим людям, а так же вопросы образа толерантной личности и ее морально-нравственных критериев. Разработанный комплекс кейсов, включающий в себя три модуля («Толерантность к людям с особенностями здоровья», «Этнотолерантность», «Толерантность к индивидуальным, типологическим, культурным и иным особенностям людей»), и опирающийся на принципы природосообразности, гуманизации, целенаправленности, индивидуализации, обогащенный гуманитарным содержанием (ценностно-смысловое содержание в аспекте проблемы толерантного отношения к культурным, социальным, индивидуальным и другим особенностям), был внедрен и поэтапно реализован в условиях педагогического процесса дошкольной образовательной организации.
Реализованный комплекс кейсов позволил выявить итоговый уровень сформированности толерантности исследуемой выборки детей старшего дошкольного возраста в рамках завершающего этапа ОЭР посредством методик, используемых на констатирующем этапе ОЭР. Полученные результаты продемонстрировали, что по результатам реализации комплекса кейсов, приблизительно 50% испытуемых имеют позитивные изменения уровня сформированности нравственных представлений, уровня общей и этнотолерантности, а так же максимальное снижение проявления низкого уровня сформированности исследуемых качеств по всем трем диагностическим методикам до значений менее 5% от общего числа испытуемых. При довольно высоких результатах диагностирования на констатирующем этапе ОЭР, результаты завершающего этапа ОЭР можно считать позитивными, что демонстрирует результативность внедрения разработанного с целью формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста комплекса кейсов, а следовательно, ранее выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Стоит обратить внимание на тот факт, что толерантность в старшем дошкольном возрасте целесообразно формировать и развивать только посредством системной и систематической работы со всеми субъектами педагогического процесса. Перспективное направление исследования - реализация системной работы со всеми участниками образовательного процесса - педагогами, родителями и детьми, с целью формирования устойчивой толерантной среды для воспитания подрастающего поколения в духе терпимости.
1. Абашина В.В. Формирование основ толерантности у детей
дошкольного возраста в контексте федерального образовательного стандарта // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. Сургут, 2016. № 1(40). С. 28-32. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-tolerantnosti-u-detey- doshkolnogo-vozrasta-v-kontekste-federalnogo-obrazovatelnogo-standarta(дата обращения: 01.02.2020).
2. Алеева Ю.В., Андриенко А.С. Формирование основ толерантности
у детей старшего дошкольного возраста // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания
и формирования межнациональных отношений: сборник научных трудов. / Под ред. Ю.В. Анохина. Барнаул, 2017. С. 92-94.
URL: http://case.asu.ru/files/form_312-27463.pdf(дата обращения: 15.04.2020).
3. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. 135 с.
4. Бахтеева Э.И. Формирование ценностного отношения
к национальной культуре у детей дошкольного возраста как основы поликультурной компетентности личности // Известия Саратовского университета. Саратов, 2015. № 2(15). С. 73-78.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya-k-
natsionalnoy-kulture-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-kak-osnovy-polikulturnoy- kompetentnosti/viewer (дата обращения: 10.11.2019).
5. Башмакова Н.И., Рыжова Н.И. Поликультурная
образовательная среда: генезис и определение понятия // Современные проблемы науки и образования. М., 2014. № 2. С. 1-3.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21471208_46216103.pdf(дата
обращения: 22.10.2019).
6. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. Т.2 / Под ред. А.М. Прохорова. М., 1991. С. 768.
7. Бурмистрова Е.А. Растем с дошкольником. Воспитание детей от 3 до 7 лет. М., 2017. 384 с.
8. Бутлерова С.Д. Толерантность. От истории понятия к
современным социокультурным смыслам. М., 2014. 112 с.
9. Гилева А.В. К вопросу о поликультурном воспитании в
дошкольных образовательных учреждений // In Situ. М., 2015. № 4.
С. 101-103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-polikulturnom- vospitanii-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah/viewer(дата обращения:
10.11.2019) .
10. Демина С.Ю. Воспитание толерантности у детей дошкольного
возраста // Современная психология и педагогика: проблемы и решения. Сборник статей по материалам XVII международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 17-27 декабря 2018 г.). / Отв. ред. Н.П. Ходакова. Новосибирск, 2018. № 12 (16). С. 88-91. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_36714103_79394814.pdf(дата обращения:
15.10.2019) .
11. Довгань О.В. Некоторые особенности формирования этнической
толерантности у детей дошкольного возраста // X Никулинские чтения: «Модели участия граждан в социально-экономической
жизни российского общества»: сборник статей в 2 ч. Ч. 1 (г. Омск, 17марта 2016 г.) / Под ред. А.Э. Еремеевой. Омск, 2016. С. 145-149. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25935427_23240945.pdf(дата
обращения: 25.02.2020).
12. Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика. М., 2016. 180 с.
13. Ережепова И.М. Проявление толерантности у детей старшего
дошкольного возраста: понятие, характеристика, особенности
формировании // Современные подходы к повышению качества образования / Отв. ред. Л.В. Ведерникова. Ишим, 2014. С. 43-48.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23842878_36038644.pdf (дата
обращения: 25.02.2020).
14. Жаппарова А.З. Формирование толерантности у детей старшего
дошкольного возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы IX Международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 25 декабря 2016 г.) / Отв. ред. О.Н. Широков. Чебоксары, 2016. № 4 (9). С. 234-237. URL: https://interactive-plus.ru/e-
articles/289/Action289-116655.pdf (дата обращения: 15.10.2019).
15. Жукова О.Г. Исторический взгляд на проблему поликультурного образования в России // Психология и педагогика: методика
и проблемы практического применения. 2008. №3. С. 188-191. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-vzglyad-na-problemu- polikulturnogo-obrazovaniya-v-rossii(дата обращения: 01.05.2020).
16. Иванова Н.М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2012. 283 с.
17. Иванова Н.М. К вопросу о воспитании толерантности у детей
старшего дошкольного возраста // Августовские педагогические чтения - 2015: сборник материалов научного е-симпозиума (г. Москва 30-31 августа 2015 г.) / Под ред. проф. И.В. Дубровиной. Киров, 2015.
С. 9-19.
18. Карманова Ж.А., Манашова Г.Н. Формирование этнической
толерантности в дошкольном возрасте // Успехи современного естествознания М., 2015. № 1(2). С. 297-300. URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34835(дата обращения: 01.05.2020).
19. Колесина Е.Г. Воспитательный потенциал поликультурного
образования // Наука в современном мире: сборник научных трудов XXX Международной научно-практической конференции (г. Ростов н/Д, 30-31 июля 2017 г.) / Отв. ред. С.П. Акутина. М., 2017. С. 88-92.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29990864_17191598.pdf(дата
обращения: 05.05.2020).
20. Лантух Т.В. Социально-педагогическая работа по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 6-й всероссийской научно-практической конференции (г. Ульяновск, 14-15 мая 2018 г.) / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2018. С. 46-50. URL: elibrary.ru/download/elibrary_35241828_32925393.pdf (дата обращения: 27.03.2020).
21. Лапицкая С.А. Воспитание толерантности у детей старшего
дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов малой родины // Молодой ученый. М., 2016. № 23(127). С. 66-70.
URL: https://moluch.ru/archive/127/35341/(дата обращения: 01.06.2020).
22. Лопносова З.Б. Ребенок как субъект
образования в поликультурном обществе // Философия образования. Новосибирск, 2014. № 5(56). С. 138-148.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22490580_52717263.pdf(дата
обращения: 22.11.2019).
23. Марченко Г.Б. Толерантность родителей как фактор
формирования толерантности детей // Актуальные проблемы психологического знания. М., 2011. № 1(18). С. 101-105. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_16330700_91095254.pdf(дата обращения:
17.10.2019)
24. Мичман А. Воспитание детей дошкольного возраста. От 1 года до 6 лет. М., 2017. 12 с.
25. Никулина О.В. Формирование основ толерантного сознания // Справочник классного руководителя 2008. №10. С.53-63.
26. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / Под ред. С.Д. Ермолаева. М., 2019. 320 с.
27. Оборина Е.В. Актуальные проблемы воспитания толерантности
у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы 2-й
научно-практической конференции (г. Ульяновск, 18-19 мая 2011 г.) / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова, Л.В. Гурылева Ульяновск, 2011.
С. 83-87. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/118/80118/60525?p_page=9(дата обращения: 11.10.2019).
28. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от
21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»: Консультант Плюс.
29. Ремарчук Е.Л. Формирование основ толерантности детей у старшего дошкольного возраста: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2014. 194 с.
30. Родина Е.А., Микитюк И.В. Воспитание толерантного
взаимоотношения у дошкольников в условиях многонационального окружения // Казанский педагогический журнал. Казань, 2018. № 3(128). С. 125-128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-tolerantnogo-
mirootnosheniya-u-doshkolnikov-v-usloviyah-mnogonatsionalnogo- okruzheniya/viewer (дата обращения: 11.10.2019).
31. Ростиславова О.А. Толерантность как гуманистическая ценность //
Среднее профессиональное образование. М., 2006. №4. С.43-44. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12689568_68519723.pdf (дата
обращения: 07.04.2020).
32. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: пособие для руководителей и методистов. М., 2003. 64 с.
33. Рыспаева В.Б. Формирование толерантности у детей дошкольного
возраста в условиях образовательного учреждения // Наука и технологии в современном мире. Уфа, 2016. № 1(3). С. 44-47.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25945057_57029397.pdf (дата
обращения: 09.04.2020).
34. Салова З.В. Воспитание толерантности в классном коллективе. URL:https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0% B8/518213/ (дата обращения: 20.04.2020).
35. Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста
// Новостной образовательный портал «Образование сегодня». URL: http://lomonpansion.com/articles_2_3594.html (дата обращения:
14.04.2019).
36. Социально-педагогическая деятельность: проблемно-ориентированный подход: коллективная монография / под ред.
П.А. Шептенко. Барнаул, 2013. 232с.
37. Старакорова И.Н. Воспитание толерантности у детей старшего
дошкольного возраста // Журнал Педагог. URL:
https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=489 (дата обращения:
14.04.2019).
38. Стародубова И.Д. Сборник диагностических методик по исследованию развития толерантности. Николаевск-на-Амуре, 2013. С. 11-14.
39. Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование. М., 2013. 233 с.
40. Ташмуратова З.А. Развитие толерантности у детей дошкольного возраста // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов: сборник статей. Уфа, 2017. С. 218-220.
41. Тихомирова О.Б. Поликультурное образование детей дошкольного возраста в условиях детского сада // Формирование этнокультурной компетентности субъектов педагогического процесса в условиях поликультурной образовательной среды. М., 2017. С. 264-270.
42. Ткаченко В.В. Формирование образа мира
дошкольника в поликультурной образовательной среде // Психология обучения. М., 2015. № 3. С. 55-61
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22968691_92335336.pdf (дата
обращения: 25.04.2019).
43. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.
URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=40154 (дата обращения:
20.05.2020).
44. Уолцер М. О терпимости: пер. с англ. И. Мюрнберг. М., 2000. 159 с. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Walzer/index.php(дата обращения: 15.10.2019).
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. 215 c.
46. Фетисова Л.А., Билалова Г.Ф. Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Сетевое
взаимодействие УрГПУ с дошкольными организациями в развитии системы работы по повышению квалификации: сборник научных статей. Ч. 1 / Под ред. Л.В. Моисеевой. Екатеринбург, 2016. С. 115-118.
URL: https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/6432/read.php(дата обращения:
20.05.2020).
47. Фролова А.В., Пугина О.М. Воспитание толерантности и
патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста // Региональный подход к поликультурному образованию детей и молодежи: материалы Всероссийской научно-практической
конференции в рамках V Открытого Регионального научно-методического Симпозиума «Наш мир-мир детства» (г. Арзамас, 21 апреля 2016 г.) / Отв. ред. Наумова Т.В. Арзамас, 2016. С. 390-396.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27193891_23809487.pdf(дата
обращения: 21.10.2019).
48. Хакимов Э.Р., О.В. Хухлаева. Поликультурное образование. М., 2019. 283 с. // ЭБС Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/429360(дата обращения: 01.03.2020).
49. Хребет Е.И. Анализ критериев, показателей и уровней сформированности толерантного мироотношения старших дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2015. № 46(2). С. 337-342. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23826267_90452554.pdf(дата обращения: 15.03.2019).
50. Шапарь М.Г., Гончарова О.В. Организация процесса
поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном
образовательном учреждении // Научно-методический журнал Концепт. Киров, 2013. № 58. С. 6-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZorganizatsiya- protsessa-polikulturnogo-vospitaniya-doshkolnikov-v-doshkolnom- obrazovatelnom-uchrezhdenii/viewer(дата обращения: 10.10.2019).
51. Шелепова И.Г. Особенности воспитания
толерантности в старшем дошкольном возрасте // Педагогика и современность. Таганрог, 2016. № 1(21) С. 76-79.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25601359_12472970.pdf. (дата
обращения: 11.12.2019).
52. Шустова Л.П. Воспитание толерантности: приемы для
индивидуальной и групповой работы // Классный руководитель. М., 2006. №4. С.77-80. URL: elibrary.ru/contents.asp?id=34537369 (дата обращения: 28.11.2018).
53. Amerrnan Heritage Dictionary. URL: hhtp:www//ahdictionary.com/(дата обращения: 25.02.2019).
54. Dictionnaire historique de la langue francaise. Sous la direction de Alain Rey. P. Le Robert, 2010. 2383 p.
55. Grauman K.F. Mutual vision of the future - the premise of conscious tolerance // Higher education in Europe. 1997. № 2. Pp. 46-58.
56. Oxford English Dictionary. URL: https://www.oed.com/(дата
обращения: 15.11.2018).