ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Психологическое особенности детей старшего дошкольного возраста .... 7
1.2. Толерантность детей старшего дошкольного возраста: сущность,
структура и уровни сформированности 14
1.3. Комплекс кейсов как средство формирования толерантности детей
старшего дошкольного возраста 24
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Организация и методики исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы 47
2.3. Анализ и интерпретация завершающего этапа опытно-экспериментальной работы 59
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Психологическое особенности детей старшего дошкольного возраста .... 7
1.2. Толерантность детей старшего дошкольного возраста: сущность,
структура и уровни сформированности 14
1.3. Комплекс кейсов как средство формирования толерантности детей
старшего дошкольного возраста 24
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Организация и методики исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы 47
2.3. Анализ и интерпретация завершающего этапа опытно-экспериментальной работы 59
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность проблемы необходимости воспитания детей в духе толерантности обусловлено изменением в социальных и экономических процессах жизни современного общества, а так же его внутренним изменениям, затрагивающим мировоззренческую сферу, мироотношение и множество структурных единиц, определяющих его существование. Национальное и расовое разнообразие создает предпосылки к возникновению потребностей в понимании, уважении взглядов, традиций и культур, мнений и диалогов, во все нарастающей тенденции культурной и общественной напряженности. Данные официальной статистики указывают на рост девиантного поведения и развития экстремизма среди молодежи, социального расслоения населения и межнациональной розни.
В этом ключе, актуальным является требование к современному образованию, к его задаче по воспитанию будущих сознательных личностей в духе толерантности. Согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека, и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, необходимо создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде - в семье, в образовательной организации, при участии родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом. Толерантное сознание, миролюбие и терпимость не передаются по наследству, а приобретаются по мере взросления.
В свете исследуемой темы, особую роль толерантности стоит отвести дошкольной образовательной организации, поскольку именно дошкольное образование является первой ступенью на пути становления нравственного развития ребенка. Формирование толерантности целесообразно осуществлять в дошкольном детстве - сензитивность периода предопределяет развитие саморегуляции поступков, усвоения норм и форм поведения, развитие правильных качеств личности, и, как следствие, закладывание фундамента будущего члена общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве значимых целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выделяет воспитание у детей установки «положительного отношения к другим людям и самому себе, чувства собственного достоинства», а так же способности «учитывать интересы других и разрешить конфликты» [45]. Поэтому воспитание толерантных качеств личности дошкольников может во многом поспособствовать достижению поставленных во ФГОС ДО обозначенных целевых ориентиров.
Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества и педагогического сообщества в личности с толерантным сознанием и недостаточной разработанностью и реализованностью педагогических средств, нацеленных на его формирование у детей дошкольного возраста. С опорой на выделенное противоречие сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске педагогических средств, нацеленных на формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать, обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем результативность комплекса кейсов в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: комплекс кейсов как средство формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста будет результативным, если разработать и реализовать комплекс кейсов, выстроенный с опорой на принципы природосообразности, гуманизации, целенаправленности, индивидуализации, обогащенный гуманитарным содержанием (ценностно-смысловое содержание в аспекте проблемы толерантного отношения к культурным, социальным, индивидуальным и другим особенностям), реализуемый поэтапно (подготовительный, теоретический, практический).
В соответствии с поставленной целью, гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:
1. Выделить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста в контексте предмета исследования.
2. Раскрыть сущность и охарактеризовать структуру и уровни сформированности толерантности детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать дидактический потенциал кейс-метода как средства формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность комплекса кейсов в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования.
Теоретические методы:
- анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых документов (ФГОС ДО); сравнение и обобщение.
Эмпирические методы:
- наблюдение;
- беседа;
- эксперимент.
Диагностические методики:
- диагностическая игра «Невыдуманная история» (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок);
- «Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста (адаптированный вариант методики определения уровня нравственной воспитанности по Е. Рылеевой)»;
- «Методика изучения толерантности детей» (Доминик Де Сент Марс).
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические труды зарубежных и отечественных исследователей по проблемам толерантности (Т. Адорно, А.Г. Асмолов Дж. Бери, С. Бочнер, К.Ф. Грауман, И.А. Ильин, В. А. Лекторский, Н. Миллер, Ж. Пиаже и др.).
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения в г. Красноярска.
Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования состоит в удовлетворении запроса образовательной практики по разработке педагогических средств, способствующих формированию толерантности детей дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В этом ключе, актуальным является требование к современному образованию, к его задаче по воспитанию будущих сознательных личностей в духе толерантности. Согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека, и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, необходимо создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде - в семье, в образовательной организации, при участии родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом. Толерантное сознание, миролюбие и терпимость не передаются по наследству, а приобретаются по мере взросления.
В свете исследуемой темы, особую роль толерантности стоит отвести дошкольной образовательной организации, поскольку именно дошкольное образование является первой ступенью на пути становления нравственного развития ребенка. Формирование толерантности целесообразно осуществлять в дошкольном детстве - сензитивность периода предопределяет развитие саморегуляции поступков, усвоения норм и форм поведения, развитие правильных качеств личности, и, как следствие, закладывание фундамента будущего члена общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве значимых целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выделяет воспитание у детей установки «положительного отношения к другим людям и самому себе, чувства собственного достоинства», а так же способности «учитывать интересы других и разрешить конфликты» [45]. Поэтому воспитание толерантных качеств личности дошкольников может во многом поспособствовать достижению поставленных во ФГОС ДО обозначенных целевых ориентиров.
Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества и педагогического сообщества в личности с толерантным сознанием и недостаточной разработанностью и реализованностью педагогических средств, нацеленных на его формирование у детей дошкольного возраста. С опорой на выделенное противоречие сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске педагогических средств, нацеленных на формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать, обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем результативность комплекса кейсов в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: комплекс кейсов как средство формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста будет результативным, если разработать и реализовать комплекс кейсов, выстроенный с опорой на принципы природосообразности, гуманизации, целенаправленности, индивидуализации, обогащенный гуманитарным содержанием (ценностно-смысловое содержание в аспекте проблемы толерантного отношения к культурным, социальным, индивидуальным и другим особенностям), реализуемый поэтапно (подготовительный, теоретический, практический).
В соответствии с поставленной целью, гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:
1. Выделить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста в контексте предмета исследования.
2. Раскрыть сущность и охарактеризовать структуру и уровни сформированности толерантности детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать дидактический потенциал кейс-метода как средства формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность комплекса кейсов в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования.
Теоретические методы:
- анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых документов (ФГОС ДО); сравнение и обобщение.
Эмпирические методы:
- наблюдение;
- беседа;
- эксперимент.
Диагностические методики:
- диагностическая игра «Невыдуманная история» (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок);
- «Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста (адаптированный вариант методики определения уровня нравственной воспитанности по Е. Рылеевой)»;
- «Методика изучения толерантности детей» (Доминик Де Сент Марс).
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические труды зарубежных и отечественных исследователей по проблемам толерантности (Т. Адорно, А.Г. Асмолов Дж. Бери, С. Бочнер, К.Ф. Грауман, И.А. Ильин, В. А. Лекторский, Н. Миллер, Ж. Пиаже и др.).
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения в г. Красноярска.
Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования состоит в удовлетворении запроса образовательной практики по разработке педагогических средств, способствующих формированию толерантности детей дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Подлинная толерантность, которая позволяет взаимодействовать с другими людьми в полноценном диалоге, с развитой бесконфликтностью, правильным построением коммуникации, возможна только тогда, когда в течение всего психологического сопровождения человека по мере его взросления, в особо острые периоды, будут превалировать понимание, сочувствие, выдержка, перенимание тяжести возникающих у других людей ситуаций, проявление аутентичности и автономности, проявление способности содействию развитию близких людей и их внутреннему росту.
Определение толерантности является многогранным, и во многом зависит от исторического опыта, разновидности культуры, традиций и особенностей национальности или расы. В любом случае, толерантность подразумевает наличие терпимости к иному мировоззрению, другому образу жизни и поведению, обычаям, социальным, типологическим, индивидуальным и иным особенностям людей. Толерантность нельзя соотносить с безразличием, она является инструментом, который способен развивать правильное и понимающее общество с точки зрения отношения человека к себе подобным, вне зависимости от принадлежности к другой ветке человечества, другим взглядам, внешности, поведения, культуры, национальности или религии. Наиболее близкими, согласно целям данной работы, взглядами оказались взгляды отечественного психолога,
исследователя толерантности А.Г Асмолова и зарубежного исследователя феномена толерантности К.Ф. Граумана, трактующих толерантность как принятие, взаимную помощь и доверие, признание ценности и многообразия культур, а так же с точки зрения доверия к миру и безусловной самоценности каждого человека, вне зависимости от различий, как внешних, социальных, культурных, так и внутренних, связанных с иной 67
позицией, взглядами и поведением. Исследования других авторов дополняют и уточняют данные определения толерантности. Структура толерантности в данном исследовании представляет собой когнитивный, аффективный и поведенческий компонент.
В свете исследуемой темы, особая роль в воспитании толерантности отводится дошкольной образовательной организации, поскольку именно дошкольное образование является первой ступенью на пути становления нравственного развития ребенка. Анализ литературы позволил сделать вывод о целесообразности формирования основ толерантности именно в дошкольном детстве, основываясь на сензитивности данного периода, предопределяющего развитие самоорегуляции поступков, усвоения норм и форм поведения, развития нравственных качеств личности, и, как следствие, закладывания фундамента будущего члена общества, ведь толерантность представляется не только как педагогический или психологический феномен в разрезе становления личности, но и социальный и культурный. В старшем дошкольном возрасте продолжается воспитание умений понимать себя и других, происходит обучение навыкам и обладанию правилами поведения, разрешения конфликтов мирным путем, развитию взаимопонимания, сопереживания и личной ответственности, а значит, включение воспитания толерантных качеств личности будет естественным и логичным.
Дошкольная образовательная организация, как социальный институт, обладает множеством возможностей для планомерного воспитания толерантной личности. В дошкольном детстве дети легко осваивают особенности толерантного поведения. В сензитивном периоде старшего дошкольного возраста крайне важно развивать мироотношение ребенка к другим людям, к себе, к предметному миру и культуре, которые могут значительно отличаться от привычных ему вещей. Поэтому выборку исследования сформированности толерантности составили дети старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования литературы и изучения подходов к формированию толерантности, было акцентировано диалоговое общение как средство формирования толерантных качеств личности старших дошкольников. В результате анализа современных средств диалогового общения был выбран и исследован кейс-метод, представляющий собой проблемное обсуждение смоделированных ситуаций. Основываясь на дискуссии, кейс-метод соответствует выбранному диалоговому подходу формирования толерантности сутью, усиливая свой потенциал в области воспитания толерантной личности путем тематического подбора кейсов.
Теоретическая основа работы, описанная выше, позволила отобрать диагностический инструментарий для выявления у исследуемых уровня сформированности нравственных представлений, общей и этнотолерантности. Результаты диагностирования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) оказались выше ожидаемых, выявив средние показатели по всем диагностическим методикам (диагностическая игра «Невыдуманная история» (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок), «Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста» (адаптированный вариант методики определения уровня нравственной воспитанности по Е. Рылеевой), «Методика изучения толерантности детей» (Доминик Де Сент Марс)), что говорит о дружелюбности, обладании некоторым объемом знаний о морально-нравственных общественных принципах, открытости к общению с детьми с социальными, культурными, индивидуальными и иными различиями, и легкой адаптации в построении коммуникации с ними в случае конфликтных ситуаций, но не без помощи взрослых. Позитивные результаты диагностирования позволили составить довольно сложный комплекс кейсов, с серьезными сюжетными дилеммами, охватывающими проблемы нравственности и нравственного выбора, ценности и самоценности каждого человека, последствий интолерантного отношения к людям, форм и способов толерантного, социально-одобряемого поведения, необходимости терпимости, эмпатии, понимания, поддержки по отношению к окружающим людям, а так же вопросы образа толерантной личности и ее морально-нравственных критериев. Разработанный комплекс кейсов, включающий в себя три модуля («Толерантность к людям с особенностями здоровья», «Этнотолерантность», «Толерантность к индивидуальным, типологическим, культурным и иным особенностям людей»), и опирающийся на принципы природосообразности, гуманизации, целенаправленности, индивидуализации, обогащенный гуманитарным содержанием (ценностно-смысловое содержание в аспекте проблемы толерантного отношения к культурным, социальным, индивидуальным и другим особенностям), был внедрен и поэтапно реализован в условиях педагогического процесса дошкольной образовательной организации.
Реализованный комплекс кейсов позволил выявить итоговый уровень сформированности толерантности исследуемой выборки детей старшего дошкольного возраста в рамках завершающего этапа ОЭР посредством методик, используемых на констатирующем этапе ОЭР. Полученные результаты продемонстрировали, что по результатам реализации комплекса кейсов, приблизительно 50% испытуемых имеют позитивные изменения уровня сформированности нравственных представлений, уровня общей и этнотолерантности, а так же максимальное снижение проявления низкого уровня сформированности исследуемых качеств по всем трем диагностическим методикам до значений менее 5% от общего числа испытуемых. При довольно высоких результатах диагностирования на констатирующем этапе ОЭР, результаты завершающего этапа ОЭР можно считать позитивными, что демонстрирует результативность внедрения разработанного с целью формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста комплекса кейсов, а следовательно, ранее выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Стоит обратить внимание на тот факт, что толерантность в старшем дошкольном возрасте целесообразно формировать и развивать только посредством системной и систематической работы со всеми субъектами педагогического процесса. Перспективное направление исследования - реализация системной работы со всеми участниками образовательного процесса - педагогами, родителями и детьми, с целью формирования устойчивой толерантной среды для воспитания подрастающего поколения в духе терпимости.
Определение толерантности является многогранным, и во многом зависит от исторического опыта, разновидности культуры, традиций и особенностей национальности или расы. В любом случае, толерантность подразумевает наличие терпимости к иному мировоззрению, другому образу жизни и поведению, обычаям, социальным, типологическим, индивидуальным и иным особенностям людей. Толерантность нельзя соотносить с безразличием, она является инструментом, который способен развивать правильное и понимающее общество с точки зрения отношения человека к себе подобным, вне зависимости от принадлежности к другой ветке человечества, другим взглядам, внешности, поведения, культуры, национальности или религии. Наиболее близкими, согласно целям данной работы, взглядами оказались взгляды отечественного психолога,
исследователя толерантности А.Г Асмолова и зарубежного исследователя феномена толерантности К.Ф. Граумана, трактующих толерантность как принятие, взаимную помощь и доверие, признание ценности и многообразия культур, а так же с точки зрения доверия к миру и безусловной самоценности каждого человека, вне зависимости от различий, как внешних, социальных, культурных, так и внутренних, связанных с иной 67
позицией, взглядами и поведением. Исследования других авторов дополняют и уточняют данные определения толерантности. Структура толерантности в данном исследовании представляет собой когнитивный, аффективный и поведенческий компонент.
В свете исследуемой темы, особая роль в воспитании толерантности отводится дошкольной образовательной организации, поскольку именно дошкольное образование является первой ступенью на пути становления нравственного развития ребенка. Анализ литературы позволил сделать вывод о целесообразности формирования основ толерантности именно в дошкольном детстве, основываясь на сензитивности данного периода, предопределяющего развитие самоорегуляции поступков, усвоения норм и форм поведения, развития нравственных качеств личности, и, как следствие, закладывания фундамента будущего члена общества, ведь толерантность представляется не только как педагогический или психологический феномен в разрезе становления личности, но и социальный и культурный. В старшем дошкольном возрасте продолжается воспитание умений понимать себя и других, происходит обучение навыкам и обладанию правилами поведения, разрешения конфликтов мирным путем, развитию взаимопонимания, сопереживания и личной ответственности, а значит, включение воспитания толерантных качеств личности будет естественным и логичным.
Дошкольная образовательная организация, как социальный институт, обладает множеством возможностей для планомерного воспитания толерантной личности. В дошкольном детстве дети легко осваивают особенности толерантного поведения. В сензитивном периоде старшего дошкольного возраста крайне важно развивать мироотношение ребенка к другим людям, к себе, к предметному миру и культуре, которые могут значительно отличаться от привычных ему вещей. Поэтому выборку исследования сформированности толерантности составили дети старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования литературы и изучения подходов к формированию толерантности, было акцентировано диалоговое общение как средство формирования толерантных качеств личности старших дошкольников. В результате анализа современных средств диалогового общения был выбран и исследован кейс-метод, представляющий собой проблемное обсуждение смоделированных ситуаций. Основываясь на дискуссии, кейс-метод соответствует выбранному диалоговому подходу формирования толерантности сутью, усиливая свой потенциал в области воспитания толерантной личности путем тематического подбора кейсов.
Теоретическая основа работы, описанная выше, позволила отобрать диагностический инструментарий для выявления у исследуемых уровня сформированности нравственных представлений, общей и этнотолерантности. Результаты диагностирования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) оказались выше ожидаемых, выявив средние показатели по всем диагностическим методикам (диагностическая игра «Невыдуманная история» (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок), «Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста» (адаптированный вариант методики определения уровня нравственной воспитанности по Е. Рылеевой), «Методика изучения толерантности детей» (Доминик Де Сент Марс)), что говорит о дружелюбности, обладании некоторым объемом знаний о морально-нравственных общественных принципах, открытости к общению с детьми с социальными, культурными, индивидуальными и иными различиями, и легкой адаптации в построении коммуникации с ними в случае конфликтных ситуаций, но не без помощи взрослых. Позитивные результаты диагностирования позволили составить довольно сложный комплекс кейсов, с серьезными сюжетными дилеммами, охватывающими проблемы нравственности и нравственного выбора, ценности и самоценности каждого человека, последствий интолерантного отношения к людям, форм и способов толерантного, социально-одобряемого поведения, необходимости терпимости, эмпатии, понимания, поддержки по отношению к окружающим людям, а так же вопросы образа толерантной личности и ее морально-нравственных критериев. Разработанный комплекс кейсов, включающий в себя три модуля («Толерантность к людям с особенностями здоровья», «Этнотолерантность», «Толерантность к индивидуальным, типологическим, культурным и иным особенностям людей»), и опирающийся на принципы природосообразности, гуманизации, целенаправленности, индивидуализации, обогащенный гуманитарным содержанием (ценностно-смысловое содержание в аспекте проблемы толерантного отношения к культурным, социальным, индивидуальным и другим особенностям), был внедрен и поэтапно реализован в условиях педагогического процесса дошкольной образовательной организации.
Реализованный комплекс кейсов позволил выявить итоговый уровень сформированности толерантности исследуемой выборки детей старшего дошкольного возраста в рамках завершающего этапа ОЭР посредством методик, используемых на констатирующем этапе ОЭР. Полученные результаты продемонстрировали, что по результатам реализации комплекса кейсов, приблизительно 50% испытуемых имеют позитивные изменения уровня сформированности нравственных представлений, уровня общей и этнотолерантности, а так же максимальное снижение проявления низкого уровня сформированности исследуемых качеств по всем трем диагностическим методикам до значений менее 5% от общего числа испытуемых. При довольно высоких результатах диагностирования на констатирующем этапе ОЭР, результаты завершающего этапа ОЭР можно считать позитивными, что демонстрирует результативность внедрения разработанного с целью формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста комплекса кейсов, а следовательно, ранее выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Стоит обратить внимание на тот факт, что толерантность в старшем дошкольном возрасте целесообразно формировать и развивать только посредством системной и систематической работы со всеми субъектами педагогического процесса. Перспективное направление исследования - реализация системной работы со всеми участниками образовательного процесса - педагогами, родителями и детьми, с целью формирования устойчивой толерантной среды для воспитания подрастающего поколения в духе терпимости.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
КОМПЛЕКСА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о народном искусстве в процессе проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ОСНОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическое развитие культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018



