Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В СЕМЬЯХ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №153323

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ
УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ 7
1.1. Понятие игровых умений в современной науке 7
1.2. Особенности игровых умений детей 2-3 лет 13
1.3. Условия развития игровых умений детей 2-3 лет в семье 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В СЕМЬЯХ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1. Изучения уровня развития игровых умений детей 2-3 лет 27
2.2. Опыт реализации психолого-педагогических условий развития игровых умений детей 2-3 лет в семьях воспитанников дошкольной
образовательной организации 35
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

В игре ярко проявляются особенности воображения и мышления ребенка, его активность и эмоциональность. В игре реализуется потребность в общении, она является эффективным средством формирования морально-волевых качеств ребенка, его личности. В концепции дошкольного воспитания игру называют «академией детской жизни». Привлекательность игры, как творческой, свободной деятельности, возникающая по инициативе детей, обусловливается ее потенциальными возможностями, ведущим местом и ролью.
Игровая деятельность сама по себе не возникает, не изобретается ребенком: она задается взрослыми, которые учат его играть, передают ему общественно сложившиеся способы игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заменители, другие средства изображения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам). В совместной игре с взрослыми, ребенок усваивает различные игры, затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Тем самым игра становится формой собственного творчества ребенка, приобретает самодвижение, а это обуславливает ее развивающий эффект.
Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее социальной природе, историческом происхождении, назначении и содержании в человеческом обществе.
Но действительность, окружающая ребенка очень многообразна, а в игре отражения находят лишь отдельные ее стороны, такие как: сфера труда, человеческой деятельности, отношений между людьми. Исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, показывают, что на протяжении дошкольного возраста развитие игры происходит в направлении от предметной игры, воспроизводящей действия взрослых, к ролевой игре, воссоздающей отношения между людьми.
Во многих работах педагогов и психологов рассматривалось значение игры для периода дошкольного детства. Так, Л.С. Выготский, Е.А. Аркин, С.Н. Карпова, С.Л. Новоселова и др. рассматривали игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте и в процессе развития ребенка определяли ее значение; в работах Е.Е. Кравцовой, А.К. Бондаренко, В.С. Мухиной, А.В. Запорожец рассматривается особенности проведения игр и их видовое разнообразие; деятельность педагога по руководству игрой в дошкольном возрасте характеризовали М.А. Васильева, Л.Н. Барсукова, Я.Л. Коломенский, Л.Н. Венгер, М.А. Михайленко, И.Ю. Кулагина. [11, с. 24]
Д.Б. Эльконин, О.М. Дьяченко, А.С. Спиваковская, Т.В. Лаврентьева занимались вопросом работы с родителями по развитию игры. Детско- родительская игра имеет особую значимость, она способствует становлению социального взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками. Так же родители могут предложить ребенку более сложные и разнообразные игры, расширяющие пространство воображения детей и развивающие их игровые умения.
В ирге детям 2-3 лет зачастую требуется родитель, так ребенок демонстрирует свое желание общаться с ним. Ничто не может сравниться с полученным удовлетворением и радостью от совместной игры с папой и мамой. Отцы, как правило, отдают предпочтение физическим играм с ребенком, в то время как матери выбирают познавательные и словесные игры. В тоже время, для детей любого возраста очень важно, чтобы оба родителя с ними играли.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречий между:
- важностью игры в развитии детей 2-3 лет и ее вытеснением из жизни современных детей;
- необходимостью обучения детей умению играть, стоящим перед родителями и недостаточной готовностью их к этому;
- между потребностью родителей в методических материалах по обучению детей 2-3 лет игровым умениям и отсутствию необходимых для этого методических разработок.
Выявленные противоречия, их теоретическая и практическая значимость, позволили сформулировать проблему исследования: обоснование психолого-педагогических условий, способствующих развитию игровых умений детей 2-3 лет до его поступления в ДОУ.
Изложенное послужило основанием для избрания в качестве темы настоящего исследования: «Психолого-педагогических условий развития игровых умений детей 2-3 лет в семьях воспитанников дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий развития игровых умений детей 2-3 лет в семьях воспитанников дошкольной образовательной организации.
Исходя из цели исследования предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие игровых умений, его сущность и основные характеристики;
- выделить и охарактеризовать возрастные особенности игровых умений детей 2-3 лет;
- выделить и охарактеризовать психолого-педагогические условия развития игровых умений детей 2-3 лет в семье;
- подобрать диагностический инструментарий для изучения игровых умений детей 2-3 лет;
- реализовать выделенные психолого-педагогические условия развития игровых умений детей 2-3 лет в семьях воспитанников дошкольной образовательной организации.
Объектом исследования является: процесс развития игровых умений детей 2-3 лет.
Предметом исследования являются: психолого-педагогические условия развития игровых умений детей 2-3 лет в семьях воспитанников дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: развитие игровых умений детей 2-3 лет будет эффективным при реализации следующих условий:
• побуждении родителей к ежедневной игре с детьми;
• ориентировании родителей в совместной игре на осуществление ребенком игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре;
• стимулировании родителей к созданию дома специальной предметно-игровой среды.
В процессе исследования и решении поставленных задач использовался ряд методов: общетеоретические (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение, классификация); эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы в работе психологов и педагогов для развития игровых умений детей 2-3 лет в семье.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что игра - это специфический вид человеческой деятельности, направленный на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности и общественных отношений. Овладение этим видом деятельности происходит двумя основными путями: специальным и стихийным (традиционным). Говоря о втором пути, ученые и практики имеют в виду развитие игровых умений. Под игровыми умениями понимаются совокупность освоенных способов игровой деятельности: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь, выстроить ролевые и реальные взаимоотношения с партнерами по игре.
Для детей 2-3 лет в самостоятельной игре характерно умение развертывать цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включать в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, вызывать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника.
С целью изучения особенностей развития игровых умений детей 2-3 лет, была разработана карта включенного наблюдения за игрой детей в свободной деятельности. Результаты наблюдения, занесенные в карту, затем обрабатывались, что позволило выделить и зафиксировать уровень развития игровых умений детей 2-3 лет.
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения ЗАТО п. Солнечный Красноярского края. В исследовании приняли участие 20 детей 2-3 лет, 14 родителей.
Включенное наблюдение проводится по заранее намеченному плану в соответствии с выделенными критериями, представленным в карте наблюдения. Уровень развития игровых умений детей 2-3 лет изучался по следующим критериям: ролевое поведение; игровые действия; использование
ролевой речи; использование атрибутики и предметов-заместителей.
В карту наблюдения вносилась бальная оценка развития игровых умений ребёнка, в которой: 1 балл обозначал отсутствие или фрагментарное присутствие выделенного критерия в ирге ребенка; 2 балла означало, что выделенный критерий проявляется в игре ребенка, но не регулярно или не в полном объеме; 3 балла означало, что выделенный критерий регулярно и систематически присутствует и проявляется в игре ребенка.
Полученные ребенком по каждому из 4 критериев баллы суммировались и выводился уровень развития игровых умений ребенка. На основе выделенных критериев развития игровых умений детей 2-3 лет были выделены и охарактеризованы три уровня: высокий, средний и низкий.
Полученные результаты исследования развития игровых умений детей 2-3 лет, позволяют утверждать, что преобладает низкий уровень развития игровых умений детей, что ниже реальных возможностей детей исследуемой возрастной группы, о чём свидетельствует наличие детей, показавших достаточно высокие результаты; наиболее развитым критерием игровых умений детей 2-3 лет оказался «ролевое поведение», наименее развитым критерием игровых умений детей 2-3 лет оказался «использование атрибутики и предметов-заместителей».
Дальнейшая работа была направлена на реализацию психолого-педагогических условий развития игровых умений детей 2 -3 лет в семьях воспитанников ДОО, выделенных и обоснованных в теоретической части работы.
С целью реализации первого условия была разработана и проведена анкета для родителей «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста». Следующим шагом нашей работы стало знакомство родителей с теми играми, в которые можно поиграть с ребенком дома. Были использованы следующие способы информирования родителей: оформление информационных стендов об играх детей 2-3 лет («Игра - ведущий вид деятельности в детском саду»; «Этапы развития сюжетно-ролевой игры», «Как научить ребенка играть», «Игра в жизни ребёнка») и распространение среди родителей серии буклетов «Игры, в которые играют дети 2-3лет». Завершающим шагом в реализации первого условия стало ведение родителями игрового дневника.
С целью реализации второго условия были организованы и проведены 12 мастер-классов для родителей по 4 мастер-класса на различные сюжеты игры, которые мы условно назвали бытовые, транспортные, профессиональные. Целью мастер-классов стало развитие умения родителей играть со своими детьми в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями их ребенка, в частности ориентирование ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре. Следующим шагом нашей работы стало - организация и проведение семейного игрового фестиваля, который состоял из 3 игровых площадок по различным сюжетам игр (бытовые, транспортные, профессиональные). Каждая семья могла принять участие в фестивале и познакомить всех желающих с одной из ролевых игр, в которую они играют дома. Родители вместе с детьми отбирали игру, которую хотели представить и придумывали, как будут учить других играть в нее.
С целью реализации третьего условия - проводилось родительское собрание «Игровая среда дома», цель которого - обратить внимание родителей на важность обустройства игровой среды дома. Следующим шагом по реализации третьего условия стало проведение практикумов для родителей по созданию игровой среды дома. Основная задача практикумов научить родителей создавать игровую атрибутику своими руками из подручных средств и бросовых материалов, а не покупать готовые в магазине. В ходе практикумов родителями были созданы атрибуты для таких игр как «Больница», «Кафе», «Магазин», «Автобус», «Полиция». Завершающим этапом стало создание фотовыставки «Игровая среда нашего дома». Родители приносили фотографии с изображением совместной сюжетно-ролевой игры дома, изображением атрибутов для игры, созданных своими руками, а также игровых построек, созданных из подручных материалов и их использование в разных игровых сюжетах.
После окончания опытно-экспериментальной работы было проведено повторное наблюдение за детьми, которое позволило сделать вывод, что высокий уровень развития игровых умений в группе увеличился на 10% (2 ребенка), средний уровень увеличился на 20% (4 ребенка), а низкий уровень уменьшился на 30% (6 детей).
Наиболее развитым критерием игровых умений детей 2-3 лет так же оказался «ролевое поведение». Следующим по степени развития критерием игровых умений детей 2-3 лет оказался «Игровые действия». На третьем месте по степени развития игровых умений детей 2-3 лет оказался критерий «использование ролевой речи». Наименее развитым критерием игровых умений детей 2-3 лет оказался «использование атрибутики и предметов- заместителей».
Таким образом, гипотеза, сформулированная в начале исследования, нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи решены.



1. Абраменкова В.В. В мире детских игр // Воспитание школьников. 2010. №7. 96 с.
2. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. М.: Даниловский благовестник, 2009. 40 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. М.:
Просвещение, 1987. 144 с.
4. Антонова Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей. М: ООО «Дом 21 век», 2007. 250 с.
5. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: Юнити, 2005. 315 с.
6. Бойченко Н.А. Сюжетно ролевые игры дошкольников. Киев «Радянская школа», 2008. 654с.
7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре:
Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение. 2011. 192 с.
8. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре:
Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение. 2011. 192 с.
9. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном
учреждении: из опыта работы. М.: Просвещение, 2012. 144 с.
10. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: «Академия», 2011. 224с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. N6. 1966. 40 с.
12. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Книжный дом «Университет». 2000. 336 с.
13. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России,
2003. 512 с.
14. Гросс К. Душевная жизнь ребенка: Пер. с нем. Киев: Политиздат, 2006. 242 с.
15. Игра дошкольника / Под. ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 2003. 286 с.
16. Игра и развитие личности дошкольника. М.: Изд-во АПИ, 2003. 152 с.
17. Как научить детей играть: Методические рекомендации / авт.- сост. Л.А. Колунова и др. Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО, 2000.149 с.
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2001. 416 с.
19. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. М.: ТЦ Сфера, 2004. 464с
20. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. 476 с.
21. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Мысль. 1983. 296 с.
22. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: ИТРК, 2014. 21 с.
23. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. СПб.: Речь, 2008. 126 с.
24. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
25. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с.
26. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. М.: «ГНОМ и Д». 2000. 96 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: "Питер". 1999. 720 с.
28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. М.: Академия, 2001. 336 с.
29. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.8 Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Т.1. М.-Л.: АПН РСФСР. 1950. С. 28.
30. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и
практический курс. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2001. 368 с.
31. Эльконин Д.Б. Психология игры. 3-е изд. М.: ВЛАДОС. 2015. С.41-46.
32. Эльконин Д.Б. Символика игры и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание. 2006. № 3. С. 56-60.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ