Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №153320

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие культуры общения и ее компонент 7
1.2. Особенности становления культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия развития культуры общения детей
старшего дошкольного возраста 15
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Особенности развития компонентов культуры общения детей
старшего дошкольного возраста 26
2.3. Реализация педагогических условий развития культуры общения
детей старшего дошкольного возраста 34
2.4. Оценка эффективности реализации работы по развитию культуры
общения детей старшего дошкольного возраста 40
Выводы по Главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58


Проблематика общения уже много лет стоит перед теоретиками и практиками в области психологических, педагогических, социальных и прочих наук. Особое внимание стоит уделить проблеме общения детей старшего дошкольного возраста, развитие которого во многом повлияет на успешность школьного обучения, социализации в школьном возрасте и пр.
Развитие общения в дошкольном возрасте определяется как социальный заказ государства системе дошкольного образования. На сегодняшний день перед дошкольными образовательными организациями стоит задача воспитать такого ребенка, который смог бы успешно адаптироваться в социуме, т.е. самостоятельного, владеющего культурой общения, правилами взаимодействия, принятыми в обществе. Сделаем акцент именно на культуре общения, которая выступает как основа для формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развитие начал коллективных взаимоотношений. Таким образом, на сегодняшний день перед дошкольными образовательными организациями стоит задача воспитать такого ребенка, который смог бы успешно адаптироваться в социуме, т.е. самостоятельного, владеющего культурой общения, правилами взаимодействия, принятыми в обществе.
Проблема развития культуры общения обнаруживается в трудах выдающихся педагогов: так, А.А. Леонтьев и др. занимались исследованием культуры общения как специфического вида деятельности [31]. Н.И. Формановская изучала культуру общения в рамках речевого этикета [45; 46]. Л.Ф. Островская рассматривала культуру поведения аспект= нравственного воспитания дошкольников [34].
Особый интерес с точки зрения формирования культуры общения ребенка представляет старший дошкольный возраст: именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. С.В. Петерина поддерживает данную точку зрения и указывает на то, что выступает в старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие отношений с окружающими людьми, постепенное усложнение взаимоотношений, что оказывает огромное влияние на развитие личности детей в целом [35]. Стоит отметить и тот факт, что к старшему дошкольному возрасту сформированы все психологические предпосылки воспитания культуры общения, обусловленные возрастными особенностями детей:
- усвоение моральных чувств и нравственных представлений;
- развитие новых форм общения со взрослым и со сверстниками;
- усвоение норм поведения и общения;
- развитие коллективного характера деятельности.
Проблема развития культуры общения детей старшего дошкольного возраста актуальна еще и потому, что реальные обстоятельства организации речевого, нравственного и этического воспитания обнаруживают ее несовершенство. Работа по развитию культуры поведения и общения в дошкольных образовательных учреждениях ведется хаотично, отсутствует система планирования по данной проблеме. Педагоги находятся на пути поиска эффективных методов и приемов в диагностики и формировании культуры общения у дошкольников. При этом число контактов дошкольников (в семье, детском саду, транспорте, во дворе и пр.) постоянно увеличивается, а потому значительно возрастает психическая нагрузка на ребенка даже при доброжелательном общении [18; 19].
Объект исследования: культура общения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования: выделить и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач выпускной квалификационной работы:
1. охарактеризовать понятие культуры общения и выделить на основе теоретического анализа ее компоненты;
2. описать особенности становления культуры общения у детей старшего дошкольного возраста;
3. выделить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия развития культуры общения детей старшего дошкольного возраста;
4. организовать и провести экспериментальное исследование культуры общения детей старшего дошкольного возраста;
5. разработать и апробировать программу формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста, оценить ее эффективность.
Методами исследования в выпускной квалификационной работе выступили:
1. Теоретические методы: анализ литературы и интернет-ресурсов по проблеме формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, обобщение полученных данных;
2. Эмпирические методы: методика «Культура общения ребенка» (авторы: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), обработка результатов.
Гипотеза исследования: Формирование культуры общения будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о нормах и правилах общения в условиях познавательной деятельности.
2. Освоение норм и правил общения в условиях воображаемой игровой ситуации.
3. Обогащение опыта культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованной литературы, включающего 50 наименований; в работе представлены 8 таблиц и 7 рисунков. Объем выпускной квалификационной работы составляет60 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ позволил подтвердить высказанную мысль о том, что культура общения очень важна для развития личности. Понятие «культура общения» исследуется в различных науках: лингвистике, риторике, этике, культурологии, психологии, педагогике и пр. Под культурой общения в психолого-педагогической трактовке следует понимать умение личности осуществлять коммуникативную деятельность в соответствии с нормами, исторически сложившимися в конкретном языковом сообществе, с использованием лингвистических средств и способов реализации такого общения, наиболее подходящих для достижения запланированного результата (К.Ю. Колесина).
Старший дошкольный возраст считается одним из наиболее благоприятных возрастных периодов для развития культуры общения. Дети старшего дошкольного возраста готовы к данному процессе по причине наличия таких предпосылок:
- усвоение норм поведения и общения, моральных чувств и нравственных представлений, развитие речи,
- формирование коммуникативных умений и навыков,
- развитие эмоциональной сферы и осознание детьми своего отношения к взрослым, сверстникам, которые их окружают, а также к различным видам деятельности, явлениям окружающего мира.
Также мы пришли к выводу о значении целенаправленной и организуемой взрослым психолого-педагогической работы в этом направлении, поскольку культура общения является своего рода «социальным образованием» - она не может возникнуть сама. Мы выделили такие педагогические условия развития культуры общения детей старшего дошкольного возраста:
1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о нормах и правилах общения в условиях познавательной деятельности.
2. Освоение норм и правил общения в условиях воображаемой игровой ситуации.
3. Обогащение опыта культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Данные педагогические условия развития культуры общения детей старшего дошкольного возраста были положены в основу гипотезы практического этапа исследования.
Гипотеза исследования была проверена в ходе опытно-экспериментальной работы. На первом этапе данного исследования нами была организована и проведена диагностика культуры общения детей старшего дошкольного возраста (в исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста). В качестве диагностического инструмента выступила методика «Культура общения ребенка» (авторы: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). В основе методики положено наблюдение за ребенком в естественных условиях.
Результаты диагностики таковы, что уровень развития культуры общения у старших дошкольников находится на недостаточном уровне (20 % старших дошкольников обладают высоким уровнем развития культуры общения, 10 % - «выше среднего», 30 % - средним, 20 % - «ниже среднего», 20 % - низким), что предопределило необходимость разработки и реализации формирующей работы по развитию культуры общения детей старшего дошкольного возраста. В основу проекта были положены следующие психолого-педагогические условия:
1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о нормах и правилах общения в условиях познавательной деятельности.
2. Освоение норм и правил общения в условиях воображаемой игровой ситуации.
3. Обогащение опыта культуры общения со взрослыми и сверстниками.
В рамках формирующей работы провели познавательные занятия, общая цель которых сводилась к такой: «формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о нормах и правилах общения», и конкретизировалось в работе по формированию представлений об этических формулах (вежливых словах), о правилах составления просьб, правилах вежливого общения со взрослыми, сверстниками, а также закрепления полученных знаний; провели серию игр, в которых дети, с одной стороны, формировали доброжелательное отношение друг к другу, желание быть вежливым, внимательным, с другой - применяли полученные знания об этикетных формулах, ситуациях их применения; а также создавали ситуации практического применения старшими дошкольниками освоенных навыков культуры общения, ситуации, стимулирующие речевое поведение и соблюдение этикета. Также итоговым продуктом формирующей работы стало совместное с детьми создание карточек-изображений правил культурного общения, которые были размещены в группе и служили напоминанием о том, как нужно себя вести.
Эффективность проведенной работы была проверена в ходе контрольного этапа исследования - повторной диагностики уровня развития культуры общения старших дошкольников, которая показала, что:
1. Уровень развития культуры общения у старших дошкольников (и в общении со сверстниками, и в общении со взрослыми) стал выше.
2. Уровень развития культуры общения у старших дошкольников находится на достаточном уровне: высоком, выше среднего или среднем.
В связи с результатами экспериментального исследования проведенную работу следует считать эффективной, а гипотезу исследования - доказанной.



1. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. СПб., 2006.352 с.
2. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных навыков
дошкольника: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011. 159 с.
3. Бойко В.В.Методика диагностики общей коммуникативной толерантности // Тренинг толерантности. М. : Ось-89, 2004. С. 80.
4. Борисова Т.В. Условия формирования коммуникативной культуры младших школьников в информационном пространстве // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 2. С. 5¬11.
5. Буре Р.С. Как поступают друзья: воспитание гуманных чувств и отношений: пособие для проведения бесед с дошкольниками 5-7 лет. М. : Детство-Пресс, 2005. 24 с.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. 12-е изд. Ростов Н/Д: Феникс, 2015. 544 с.
7. Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г. Нравственно-эстетическое
воспитание ребенка в детском саду. М.: Просвещение, 2010. 79 с.
8. Гамзатова Д.А., Гасанова Д.И. Педагогические условия
формирования коммуникативной активности младших школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 3 (24). С. 56-61.
9. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. 2000. №12. С. 91-93.
10. Граудина Л.К., Ширяева Е.Н.Культура русской речи. М.: Пресс- тайм, 2011. 516 с.
11. Детская психология : учебное пособие / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб. : Питер, 2013. 464 с.
13. Жуков В.Ю. Основы теории культуры. СПб.: СПбГАСУ, 2004. 192 с.
14. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Начальная школа плюс: до и после. 2011. № 4. С. 78-83.
15. Заречная А.А. Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7. №
1. С. 48-55.
16. Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированный подход к конструированию учебного плана в дошкольной образовательной организации // Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современных наук» Новосибирск : ЦСРНИ, 2016. С. 123-134.
17. Зотова И.В., Четверикова З.Д. Особенности процесса формирования этикетного речевого развития у детей старшего дошкольного возраста // Наука, техника и образование. 2017. Т. 2. № 5 (35). С. 60-65.
18. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013.122 с.
19. Ильяшенко М.В., Бакаева О.Н. Педагогическое обеспечение
процесса развития культуры речевого общения у детей старшего
дошкольного возраста в детском саду и семье // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 35-39.
20. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник. М., 2006.448 с.
21. Кирпичева О.А., Шефер Н.И., Жесткова Е.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2-2. С. 344-347.
22. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. 2004-2007. №1-9. С.103-107
23. Козлова О.Н. Культура в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С. 102-119.
24. Колесина К.Ю. Развитие ключевых компетентностей учащихся в условиях метапредметной проектной деятельности. Р.-н/Д. : Старые русские, 2007. 263 с.
25. Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в
детском саду: новые подходы: методические рекомендации для
руководителей и воспитателей ДОУ.Р.-н/Д. : ТЦ «Учитель», 2012. 132с.
26. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С. 12-15.
27. Кочеток Н.Г. Использование игровых технологий как средства социально-культурной деятельности в формировании коммуникативной культуры младших школьников // Академия профессионального образования. 2015. № 7 (49). С. 53-58.
28. Культура общения и ее формирование. Вып.19. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. И.А. Стернина, А.В. Рудаковой. Воронеж: Истоки, 2007. 174 с.
29. Курочкина И.Н. Этикет в формировании личностной успешности ребенка // Дошкольное воспитание. 2014. № 6. С. 27-32.
30. Курочкина, И.Н. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 30-34.
31. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2003. 486 с.
32. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2009. 318 с.
33. Орынханова Г.А., Жардамалиева Ж.Б., Абдикалык К.С. Культура общения и ее особенности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №. 2-1. С. 263-268.
34. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М., 2002. 143 с.
35. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2001. 96 с.
36. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений/под ред. В. Чернецкой. Р.-н/Д.: Феникс, 2015. 256 с.
37. Развитие речи детей дошкольного возраста:пособие для воспитателя дет. Сада/Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд. испр. М.: Просвещение, 2009. 223 с.
38. Русский язык и культура речи: учебник для студентов- нефилологов / под ред. О.Б. Сиротининой. М., 2002.216 с.
39. Сердюк Н.В. Психолого-педагогические условия формирования культуры общения у детей подготовительной к школе группы // Молодой ученый. 2016. №9. С. 1186-1188.
40. Смирнова Е.О., Рахимова У. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. № 6. С.76-79.
41. Стрельчук Е.Н. Коммуникативная культура» и «культура речевого общения»: синонимичные понятия // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки. 2011. Т. 2. №. 4. С. 276-278.
42. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. 175 с.
43. Урванова Н.Ю. Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. №3. С. 43-47.
44. Фаенова М.О. Обучение культуре общения на английском языке: научно-теоретическое пособие. М., 1991. 144 с.
45. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: «Высшая школа», 1989. 153 с.
46. Формановская Н.И. Речевой этикет как регулирующее правило речевого поведения //Функционирование литературного языка в уральском городе:сб. науч. тр. Свердловск. УрГПУ, 2011. С. 13-20.
47. Халупо О.И. Иностранный язык как средство формирования коммуникативной культуры. Челябинск, 2008. 102 с.
48. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Р.-н/Д.: Феникс, 2015. 219 с.
49. Чуйкова Ж.В. Проблема развития культуры речевого общения детей в истории дошкольной педагогики // Язык и актуальные проблемы образования. 2018. С. 277-280.
50. Ярыгина Т.А., Середкина Н.Д. Особенности развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста // Студенческая наука XXI века. 2015. № 2 (5). С. 119-121.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ