Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №153318

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АКЦЕНТУАЦИЙ
ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Характер как сложная психическая структура 6
1.2. Понятие «акцентуация характера» в психологической науке 9
1.3. Особенности проявления акцентуаций характера в подростковом
возрасте 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 23
2.1. Эмпирическое исследование особенностей акцентуаций характера в
подростковом возрасте 23
2.2. Основные направления работы психолога с акцентуированными
подростками 27
2.3. Проект психологической помощи подросткам с различными
акцентуациями характера 32
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ

В настоящее время значительное внимание уделяется проблемам подросткового возраста, связанного с окончанием обязательного образования и выбором самостоятельного жизненного пути. В нестабильных условиях современности все большую актуальность приобретает изучение личностных особенностей в психосоциальной сфере и в поведении подростков.
Понятие личности объединяет целый комплекс природных свойств, детерминированных системой общественных отношений, к которой и принадлежит человек. Структура личности включает определенного рода конструкты, состоящие в тесной взаимосвязи между собой - это характер, мотивация, потребности, темперамент, стиль и др. Вокруг характера, детерминирующего систему предпочтений и специфику индивидуальных реакций на стимулы, группируются приобретенные навыки и выработанные в процессе воспитания и обучения индивидуальные качества. Данной проблеме посвятили свои исследования многие ученые: Г. Айзенк, А. Басс, Р. Пломин, К.Г. Юнг, Я. Стреляу, А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин,
А.А. Бодалев, Б.Г. Мещеряков, В.М. Русалов, В.П. Зинченко, В.Н. Мясищев,
A. В. Петровский и другие исследователи [5, 6, 8, 15, 16, 18].
По мнению многих исследователей (А.Е. Личко, Л.С. Выготский, А.Г. Асмолов, И.В. Равич-Щербо, В.М. Русалов, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Исаев,
B. И. Слободчиков, А.В. Либин, С.Б. Нестерова, Н.Д. Левитов, Е.П. Ильин,
C. В. Забегалина и другие исследователи) характер - это устойчивая динамическая система. Он включает различные средовые и генетически детерминированные особенности поведения, имеет тенденцию к сохранению психической устойчивости личности . Акцентуации характера как чрезмерно выраженные черты характера, делают подростка уязвимым к специфическим воздействиям среды извне. Акцентуации могут быть существенным препятствием в освоении подростками новых, необходимых в стремительно меняющихся условиях, успешных форм поведения, что ведет к потере равновесия и ограничению адаптационных возможностей личности в подростковом возрасте.
Целью работы является исследование особенностей акцентуаций характера в подростковом возрасте и разработка проекта психологической помощи акцентуированным подросткам.
Объект работы: акцентуации характера в подростковом возрасте.
Предмет работы: проект психологической помощи акцентуированным подросткам.
Проектная идея заключается в смягчении проявления акцентуаций характера у подростков при помощи выполнения таких психолого­педагогических условий, как:
• организация занятий с подростками, направленных на снижение негативных проявлений акцентуаций характера;
• обеспечение положительного эмоционального климата в целевой группе;
• занятие в психолого-педагогической работе всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители).
Целью, объектом и предметом исследования обуславливаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы акцентуаций характера в подростковом возрасте.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения особенностей акцентуаций характера в подростковом возрасте.
3. Провести исследование особенностей акцентуаций характера в подростковом возрасте и проанализировать полученные данные.
4. Разработать проект, направленный на психологическую помощь акцентуированным подросткам.
Методы работы:
• теоретические методы (анализ научных и методических публикаций, синтез-анализ, сравнение, обобщение);
• эмпирические методы (тестирование, наблюдение, беседа);
• проективные (психолого-педагогическое проектирование).
Для тестирования был использован адаптированный И.В. Крук подростковый вариант опросника Г. Шмишека.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее дальнейшего практического использования для работы с акцентуированными подростками.
В исследовании приняли участие 30 обучающихся средней общеобразовательной школы города Красноярска в возрасте от 13 до 15 лет (15 мальчиков и 15 девочек). Все респонденты из полных, благополучных семей.
Структура работы следующая: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. Общий объем работы составляет 65 страниц, включая приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей акцентуаций характера в подростковом возрасте и разработка проекта психологической помощи акцентуированным подросткам.
Благодаря проведенному теоретическому и эмпирическому исследованию нам удалось изучить особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте. Зная данные особенности, был разработан и реализован проект психологической помощи акцентуированным подросткам.
В рамках выпускной квалификационной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы акцентуаций характера в подростковом возрасте.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения
особенностей акцентуаций характера в подростковом возрасте.
3. Провести исследование особенностей акцентуаций характера в подростковом возрасте и проанализировать полученные данные.
4. Разработать проект, направленный на психологическую помощь акцентуированным подросткам.
Проектная идея заключается в смягчении проявления акцентуаций характера у подростков при помощи выполнения таких психолого­педагогических условий, как:
• организация занятий с подростками, направленных на снижение негативных проявлений акцентуаций характера;
• обеспечение положительного эмоционального климата в целевой группе;
• занятие в психолого-педагогической работе всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители).
Практическая значимость работы заключается в возможности ее дальнейшего практического использования для работы с акцентуированными подростками.
На сегодняшний день акцентуациям характера посвящено мало исследований и методических разработок, данная проблема изучена не до конца. Поэтому проведенное исследование и разработанный проект являются актуальными. Проект психологической помощи подросткам с акцентуациями характера является новым подходом к работе с акцентуированными подростками.


1. Акцентуации характера и использование опросника Г. Смишека//Методические рекомендации для практических психологов. Составила В.Г. Сахарова. Владивосток, 2008. 152 с.
2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 2010. 496 с.
3. Алябьев А.Е. О взаимосвязи социально-психологической адаптации и акцентуации характера у подростков // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 186.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
5. Бадиев И. В. К проблеме определения характера // Вестник НГУ. Сер. Психология. Т. 5. Вып. 1. 2011. С. 109-111.
6. Бадиев И.В. Эмоционально-волевые особенности акцентуаций характера подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. Т. 20. 2017. С. 3-10.
7. Бадиев И.В. Типология акцентуаций характера у подростков// Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 5. С. 62.
8. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. М.: Психотерапия, 2006. 288 с.
9. Березин Ф.Б. "Психическая и психофизиологическая адаптация человека". М., 2008. С.13-21.
10. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. М.: МОДЭК МПСИ, 2009. 624 с.
11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психологической диагностике. Киев, 2010. 395 с.
12. Воробьев В.М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии // Обозр. психиат. и мед. психол. 2013. № 2. С. 33-39.
13. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 262-269.
14. Ганнушкин П.Б. Психология эмоций. Тексты /под ред.
В.К. Вилюнас и Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 252-279.
15. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: АСТ, 2014. 80 с....49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ