Введение 3
Глава I. Теоретические основы особенностей информационной культуры младших школьников
1.1. Понятие «информационной культуры» в научной литературе 6
1.2. Информационная культура и её значение для развития младших
подростков 18
1.3. Пути формирования информационной культуры у младших
подростков 24
Выводы по I главе 32
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению особенностей информационной культуры младших подростков
2.1. Диагностический инструментарий по выявлению информационной
культуры младших подростков 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Рекомендации по формированию информационной культуры у
младших подростков 44
Выводы по II главе 51
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 61
Современность не перестаёт удивлять разнообразием, скоростью, количеством информации. Развитие информационных технологий производит грандиозные революционные изменения в сферах образования, в науке, искусстве и даже в социальной сфере. Поэтому важной частью культуры каждого современного человека является сформированная информационная культура.
В широком смысле информационная культура представляет собой способность общества эффективно применять информационные ресурсы и инструменты информационных коммуникаций.
В узком смысле информационная культура подразумевает:
• использование оптимальных способов обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения практических и теоретических задач;
• развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации в своей жизни.
Обладать развитой информационной культурой - значит использовать прогрессивные ведущие результаты и достижения информатизации общества для самообразования и саморазвития.
Актуальность выбранной темы определяется еще и тем, что социализация детей сегодня происходит в цифровой информационной среде. С течением времени значение цифровой социализации только усиливается. Освоение цифровой реальности как средства деятельности и общения становится для современного младшего подростка одним из ключевых факторов успешной социализации.
Современный учитель должен не только содействовать потребностям младших подростков в использовании информационных ресурсов, но формировать их информационную культуру согласно требованиями развития информационного общества.
Понятие информационной культуры и ее роли в информационном развитии человеческого общества, раскрыто в работах С.Д. Каракозова, Рыжова В. Ф. Сухина, Э.П. Семенюк, В. И. Фомина и др.
Исходные положения, характеризующие сущность информационной личностной культуры, раскрыты в работах Н.И. Гендина, Н. Б. Зиновьевой, Н.И. Колковой, Г. А. Стародубовой, Ю. В. Уленко, А Э. Токтаньязова и др.
Проблемы формирования информационной культуры подростка раскрыты в работах Е.Г. Беляковой, А. И. Березенцева, Э.В. Загвязинская, Т.И. Поляковой и др.
Вопросы образования и воспитания «цифрового поколения» детей раскрыты в работах А.А. Вербицкого, В. Д. Нечаев, Е. Е. Дурневой.
Цель: выявить особенности информационной культуры младшего подростка.
Объект: информационная культура.
Предмет: особенности информационной культуры младшего
подростка.
Гипотеза: информационная культура младшего подростка
представляет собой: потребность в информации, компьютерную
грамотность и способность к информационному общению и зависит от умений: вести индивидуальные информационно-поисковые работы, перерабатывать, отбирать и оценивать информацию, умения адекватно формулировать личную информационную потребность.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть основные понятия, касающиеся особенности младшего подростка и его информационной культуры.
3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления особенностей информационной культуры младшего подростка.
4. Провести констатирующий срез.
5. Подготовить методические рекомендации по формированию информационной культуры младшего подростка.
6. Сделать выводы и обобщения.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, опытно-экспериментальная работа, анализ, синтез.
Базой исследования стала МБОУ гимназии №16, в 5 классе «А». В опросе приняли участие 22 обучающихся.
Мы определили в первой главе, что информационная культура понимается, прежде всего, как умение использовать оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и использование их с целью решения практических и теоретических задач. В структуре мы определили критерии оценки уровня информационной культуры. Среди критериев, такие как деятельностный, теоретический и аксиологический компоненты. Мы также пришли к выводам что подростки как представители «цифрового поколения» больше всего нуждаются в безопасной информационной среде. Младше подростковый возраст больше всего подходит для формирования информационной культуры. Во второй главе мы исследовали уровни критериев информационной культуры. Информационная культура оказалась на среднем и низком уровне у младших подростков. У современных младших подростков особенно низкий теоретический критерий, они не оперируют информационными понятиями. Для того чтобы улучшить ситуацию и поднять низкий уровень теоретического критерия и информационной культуры в общем мы разработали адаптированную под возраст и современные условия программу. В силу особенностей возраста им необходимо интересно и занимательно подавать культуру использования информации. Именно поэтому необходимо использовать интерактивные методы подачи информации. Мы рекомендуем такие формы работы с младшими подростками как проект деловая игра, доклады, экскурсии и написания аннотаций.
Результаты выпускной квалификационной работы апробированы в журналах и на международных конференциях:
В журналах, рецензируемых РИНЦ:
Особенности информационной культуры младшего подростка: констатирующий эксперимент/ Сихварт М.В. // Современные начальное образование: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской конференции в рамках ХХ Международного форума Молодежь и наука XXI (в печати)
Особенности информационной культуры младшего подростка/ Сихварт М.В., Плеханова Е.М.// Международная научная конференция: «Научное пространство Европы»: Проблемы научной мысли - 2019. - Днепр: ООО Каллистон, 2019. - Volume 2. - №4. - С. 49 - 53.
1. Анисимова Л.А. Обучение работы с текстом по специальности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1999. -18 с.
2. Антонова С. Г. Информационное мировоззрение: К вопросу о сущности определения понятия // Проблемы информатизации культуры: Сб. статей. Вып.3. - М.: 1996. - С .23-28
3. Ашеров, А. Т., Богданова, Т. Л. Информационная культура студентов технических специальностей как категория инженерной педагогики // Проблемы инженерно-педагогического образования: сб. науч. трудов. Выпуск 6. - Харьков: УИПА, 2004 - с. 2-3.
4. Бодя, К. Финансовый словарь «Финам». -Интернет ресурс- Финам.ru: https://www.finam.ru/dictionary/wordf01547/ - 04.28.
5. Белякова Е. Г., Загвязинская Э. В., Березенцева А. И. Информационная культура и информационная безопасность школьников // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 147-162.
6. Виноградов В.А., Скворцов Л.В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23-25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания // Теория и практика обществ. -научн. информатики. - 1991 - № 2 - с. 5-29
7. Водопьянова Н.А. Информационная культура как отражение процессов в социокультурной и образовательной сферах // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 7. - С. 69-71
8. Гендина, Н. Библиотеки в Японии, России и США: под редакцией Lesley S. БФермер; - США: пугало пресс-2011,Россия-2013. - 368 с.
9. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Книга
c .43 - 44, Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М., Межрегиональный центр
библиотечного сотрудничества. 2006. - 512 с.
10. Глухова Л .У .Формирование основ информационной культуры у учащихся 5-7 классов в процессе обучения информатики : Автореф .дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 1999. -19с
11. Грабар Н.Г. Информационная культура и формирование информационных потребностей личности / Грабар Н.Г., Соколовская Т.Б. // Научно-техническая информация, Серия 1, 2014, № 4, с. 1-8.
12. Грекова Т.М., Новые технологии культурно-просветительской деятельности публичных библиотек : методическое пособие / ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н.А. Некрасова» -сост.: Т.М. Грекова, Е.В. Игнатьева, Е.Н. Тимошкина, М.П. Шмидт ;- Москва : ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 42 с
13. Григорьева Ю. И. Характеристика младших подростков в контексте
развития творческих способностей // Гаудеамус. 2016. №3. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/harakteristika-mladshih-podrostkov-v- kontekste-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey (дата обращения:
16.05.2019).
14. Дудатова А.Н. Информационная культура личностн: учебнометодическое пособие / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева. - М.: Либерея, 2007. - 176 с.
15. Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и образование. - 1987. - №6. - С. 311....52