Только Word
1. Введение 3 - 5
2. I глава. Анализ литературных источников по проблеме исследования
1.1. Развитие словаря у детей в норме развития 6 - 12
1.2. Особенности словарного запаса у детей с нарушением
интеллекта 12 -18
1.3. Методики развития лексики у детей с нарушением интеллекта
18 -22
3. II глава. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 26-31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31-39
2.3. Методические рекомендации 39
Заключение
Список литературы 53
Приложение.
Актуальность Известно, что базисом речевой организации человека является активный словарный запас. Особенности речевого и интеллектуального развития учащихся с умственной отсталостью ограничивают возможности этих детей в понимании речи окружающих, адекватному изложению собственных мыслей и приводит к неполноценности социально-бытовой ориентировки.
Нарушение интеллектуальной деятельности у учащихся 9 - 10 лет, так или иначе, складывается на общем развитии речи ребенка и, в частности, - на владении словом в качестве основного носителя в знании языка. Искаженное произношение слов, ограниченность лексического состава, неправильное или неточное понимание и употребление слова детьми с отклонениями в развитии в той или иной мере отражается на эффективности их общения с окружающими, на возможности более точного и выразительного оформления содержания своих мыслей.
С другой стороны, накопление ребенком представлений, понятий, знания является необходимым условием развития его речи. Ребенок лишь тогда начинает говорить, когда чувствует потребность в общении, когда у него есть необходимое содержание для высказывания, т.е. необходимый запас знаний об окружающем мире. Слово имеет фундаментальное значение и занимает центральное место в формирование человека. Слово - основная структурно-семантическая единица языка, без которой невозможно речевая деятельность. Успешность этой деятельности во многом зависит от объема словаря, используемого в общении, от точности и правильности понимания и значения слова, от возможностей его выбора и включения в требуемый контекст.
Словарный запас является не только одним из значимых компонентов высказывания, но и свидетельствует о глубине дифференцированного познания окружающей действительности, об уровне сформированности речемыслительных процессов и служит показателем зрелости личности в эмоциональной, морально-этической, психологической сфере.
В современной специальной литературе достаточно подробно освещены такие особенности учащихся с нарушенным интеллектом, как
ограниченность словарного запаса, неточность употребления слов разной грамматической природы: М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Р.К Луцкина, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова. Проанализировано использование слов различных тематических групп (В.В. Воронкова, Г.И. Данилкина, Т.К. Ульянова, Ж.И. Шиф). Исследователями отмечается патологический разрыв между активным и пассивным словарем умственно отсталых детей: А.К. Аксенова, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова.
Проблема: несмотря на то, что проводилось большое количество исследований речи детей с нарушением интеллекта, работа с такими детьми проводится индивидуально, однако проблемой остается особенность работы над лексикой.
Объект: лексический компонент речевого развития.
Предмет: особенности лексики у учащихся 9-10 лет с нарушением интеллекта.
Цель: выявить особенности лексики у детей 9 -10 лет, спланировать
содержание и оценить эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений системной лексики у школьников 9-10 лет с нарушением интеллекта, предложить рекомендации по их коррекции.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогические литературные
источники по исследуемой проблеме у детей с нарушением интеллекта;
2) Экспериментальным путем выявить особенности активного и пассивного словаря у учащихся 9 - 10 лет с нарушением интеллекта;
3) Разработать методические рекомендации по работе над лексикой у детей с нарушением интеллекта.
Гипотеза: 1) Лексический компонент речевого развития - это
компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации.
2) Учитывая структуру дефекта при умственной отсталости, а также взаимосвязь нарушений познавательной деятельности и речи, можно предположить, что лексика детей с умственной отсталостью будет иметь особенности как с позиции количественной, так и с качественной характеристики;
3) Особенности лексики умственно отсталых школьников 9 - 10 лет могут быть выражены в своеобразие познавательной деятельности, ограниченности их представлений об окружающем мире, скудности активного и пассивного словаря.
Методы исследования:
Для успешной реализации поставленных задач используются следующий методы исследования: изучение и анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования; констатирующий эксперимент; количественная и качественная обработка данных; обобщение полученных результатов.
Теоретическая значимость: изучить психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования.
Практическая значимость: исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы учителями и логопедами , работающими с умственно отсталыми детьми 9 - 10 лет.
База исследования - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кияйская средняя школа» п. Кияй, Манского района, Красноярского края.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Развитие и совершенствование школьников 9-10 лет с умственной отсталостью было и остается одной из перспективных психолого - педагогических проблем. Известно, что базисом речевой организации человека является словарный запас, недостатки которого значительно затрудняют процесс социальной адаптации. Особенности интеллектуального и речевого развития учащихся с умственной отсталостью ограничивают возможности этих детей в понимании речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводят к неполноценности социальнобытовой ориентировки. Следовательно, одним из актуальных направлений работы с детьми с умственной отсталостью должно быть формирование и развитие лексики, характеризующейся достаточностью и полноценностью, с точки зрения объема словарного запаса, семантики и синтагматических характеристик. Словарный запас является не только одним из самых значимых компонентов высказывания, но и свидетельствует о глубине дифференцированного познания об окружающей действительности, об уровне сформированности речемыслительных процессов. Наличие развернутой лексики в речи в речи школьников в определенной степени служит показателем зрелости личности в эмоциональной, моральноэтической, психологической сфере, поскольку слова-оценки, слова- характеристики выражают отношение человека к окружающему миру, самому себе и окружающим.
Изучениями нарушения лексики у умственно отсталых детей занимались многие авторы, такие как: Гнездилов М.Ф., Парамонова Л.Г., Занков Л.В., Тарасенко Н.В., Маллер А.Р., Луцкина Р.К., Смирнова З.Н., Лалаева Р.И., Феофанов М.П., Данилкина Г.И., Петрова В.Г., Кузнецова В.Г. и др.
В исследовании участвовало 10 детей с умственной отсталостью. Для исследования нарушения лексики у школьников 9-10 лет с умственной отсталостью было взято 12 заданий на исследование номинативного, атрибутивного и предикативного словаря.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
Результаты исследования номинативного словаря показывают, что пассивный словарь у детей участвующих в эксперименте развит на среднем уровне. Следует отметить, что имея минимальный пассивный словарь, дети пользуются им весьма неохотно, при ответах на вопросы долго думают, оживляются на игровую ситуацию, не вникая в суть вопроса, часто отвлекаются, теряя нить беседы.
Результаты исследования атрибутивного и предикативного словаря школьников 9-10 лет с нарушением интеллекта показали, сформированность словаря находится на низком уровне. Пассивный словарь преобладает над активным, активный словарь детей участвующих в эксперименте, беден и ограничен. Ошибки детей связаны с непониманием значения слова, слабой заторможенностью звуковых ассоциативных связей слова, проблемами в осознании поставленной задачи, и об ограниченности словарного запаса детей. Отрицательный результат на данном этапе обследования, подтверждает слабое развитие активного словаря детей, неумение подбирать признаки предметов, рассказывать о заданном предмете.
Исследования лексики школьников 9-10 лет показали, что сформированность номинативного словаря находится на среднем уровне, а сформированность атрибутивного и предикативного словаря находится на низком уровне. Причинами бедности и ограниченности словарного запаса школьников с умственной отсталостью, является низкий уровень их познавательной деятельности, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабости вербальной памяти. Все выше сказанное подтверждает в проведении логопедических занятий, направленных на обогащение словарного запаса, уточнение значения слов, формированию лексической системности и семантических полей детей с умственной отсталостью. Также особое внимание нужно обращать на развитие и формирование предикативного словаря, и словаря глаголов и прилагательных, что будет положительно влиять на социальную адаптацию школьников, способствовать развитию мыслительной деятельности и усвоению школьной программы учеников коррекционного с нарушением интеллекта.
Таким образом, цель исследования реализована, гипотеза подтверждена.
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.М.:Владос - 2010г.- 160 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб.-пособ. для студентов высших и средних пед. уч. заведений.- М.: Академия, 2006
3. Архипова Е.В. Стертая дизартрия у детей. - М.: Астрель, 2006. 319 с.
4. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.,1994.- 190 с.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики - СПБ.:Детство-Пресс,2008.-134 с.
6. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956.-480 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд.5,испр.-М.:Лабиринт,1999. - 352с.
8. ВыготскийЛ.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995.-527с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детский речи. М.:Педагогика.1961. -235 с.
10. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Педагогика. 1985.- 186 с.
11. Данилкина Г.И. Особенности обучению русскому языку во вспомогательной школе- Л., 1979.- 180 с.
12. Дульнев Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей. М.,
АПН РСФСР, 1960- 260 с.
13. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. - НПО, Образование, 1995.180с.
14. Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М.1976. Изд-во АПН РСФСР. - 270 с.
15. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков - СПб, 2003....50