Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

Работа №105662

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы создания психолого-педагогических условий для развития пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 9
1.1 Развитие пассивного словаря у детей с нарушениями
интеллекта в разновозрастной группе как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Психолого-педагогические условия развития пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 22
Выводы по первой главе 31
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 32
2.1 Выявление уровня развития пассивного словаря у детей с
нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 32
2.2 Разработка и апробация психолого-педагогических условий
для развития пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 42
2.3 Определение динамики развития пассивного словаря у детей
с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 53
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение 66


Актуальность исследования определяется тем, что особенности развития дошкольников с нарушением интеллекта формулируются в нарушении речевой деятельности, одностороннем суждении о внешнем мире, низкой потребности в общении, определяя тем самым качественную особенность процесса развития речи, скорость которого у этих дошкольников замедлен, а активность речи низка из -за скудости, односторонности, примитивности пассивного словаря. В связи с этим, имеются все основания полагать, что сформировать речевую практику, так необходимую дошкольникам этой категории, могут наилучшие и адекватные психолого-педагогические условия для развития пассивного словаря.
Процесс усвоения пассивного словаря у нормально развивающегося дошкольника длителен и не прост. Смысл слов в сознании дошкольника понемногу трансформируется из-за общего его развития, становления речи и развития интеллекта. Знакомство со словом совершается через общение, которое появляется для решения коммуникативных вопросов. Общение мотивирует усвоение речевых особенностей, которые содержат и увеличение словарного запаса, и определение сути слов.
Развитие речи у дошкольников совершается через постепенное и медленное накопление слов в пассивной и активной части речи, так и через существенные скачки. Дошкольники переходят от приблизительного к наиболее верному уяснению смысла слова, изучая слово как обозначение конкретных вещей, их свойств, взаимоотношений, поступков. Расширение смысла слов отношениями с иными словами ведет к выстраиванию иерархии в системе словесных определений. Уяснение смысла слов дошкольниками может быть обеспечено благодаря тому, что уяснение их проходит в процессе разнообразных видов занятий, и, преимущественно в игровой форме.
Развитие пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе характеризуется определенными трудностями, связанными с конкретным заболеванием. Ограниченность пассивного словаря вызвана рядом причин: нарушением познавательной деятельности, недоразвитием психологической базы речи, дизонтогенезом развития лексической системности (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, Р. И. Лалаева, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, В. Г. Петрова и др.).
Анализ речи детей с нарушениями интеллекта обнаруживает ограниченность, примитивность, конкретность словаря, трудность актуализации слов, наличие речевых штампов. Это указывает на глубокое недоразвитие всех сторон речевой деятельности ребенка с умственной недостаточностью (Т. А. Власова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, М. Е. Хватцев, Ж. И. Шиф и др.).
Результативность деятельности педагогов и специалистов по развитию речи во многом обусловливается ежедневным взаимодействием учителя, воспитателя и логопеда. В данной коррекционной деятельности присутствие логопеда, напрямую контактирующего с дошкольниками и осведомленного о речевых проблемах и возможностях каждого из них.
Все авторы подтверждают факт, что развитие пассивного словаря является основным условием для развития речи детей с умственной недостаточностью. Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития у детей с умственной недостаточностью пассивного словаря и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для эффективного осуществления данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова роль психолого-педагогических условий в развитии пассивного словаря нарушениями интеллекта ?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе.
Объект исследования: процесс развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия как средства развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе.
Гипотеза: процесс развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе будет успешным, если:
- разработан диагностический инструментарий, позволяющий комплексно оценить уровень развития пассивного словаря, установить трудности и причины их возникновения;
- определить методические подходы к разработке содержания психолого-педагогических условий для развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развитости пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе.
3. Разработать и апробировать систему коррекционной работы для развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью посредством определенных психолого-педагогических условий.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
В специальной психологии и педагогике развитие пассивного словаря детей с нарушением интеллекта рассматривается в ряду важнейших задач их речевого развития (Л. С. Выготский, Р. М. Боскис, Т. А. Власова, М. Ф. Гнездилов, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф и др.).
Подчеркивается необходимость раскрытия обобщающей функции слова (А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин, Т. В. Розанова и др.), лексический запас рекомендуется расширять за счет усвоения названий предметов, действий, признаков и качеств, которые могут быть наглядно продемонстрированы и восприняты детьми непосредственно (Л. П. Носкова, В. Г. Петрова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.).
Обращается внимание на целесообразность и эффективность включения лексической работы в трудовую (А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, С. А. Зыков и др.) и игровую деятельность аномальных детей (Е. И. Кузьмина, Н. В. Тарасенко, Л. Н. Усачева и др.).
Подчеркивается необходимость работы по развитию пассивного словаря детей специальных образовательных учреждений (В. В. Воронкова, Г. М. Дульнев, А. Г. Зикеев, С. А. Зыков, В. Г. Петрова, Л. Ф. Спирова и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены показатели развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью и описаны содержательные характеристики психолого - педагогических условий формирования пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической, коррекционно-развивающей работы по развитию пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью. Представлены апробированные в практике работы ДОО, методические рекомендации воспитателям по данному процессу, разработан критериально-диагностический инструментарий по оценке особенностей развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью.
Организация и этапы исследования:
Исследование проводили в три этапа:
- констатирующий этап, на котором выявили уровень сформированности пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью;
- формирующий этап, на котором подобрали и обосновали психолого-педагогические условия развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью;
- контрольный этап, который позволил выявить динамику уровня сформированности пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью.
Экспериментальная база: эксперимент проведен в МБУ № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей 5-7 лет с умственной недостаточностью.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст - это время быстрого развития словаря. Его увеличение стоит в прямой зависимости от обстоятельств жизни и развития ребенка, оттого в научной и методической литературе информация о численности слов ребенка одного и того же возрастного периода сильно отличаются друг от друга.
Состав словаря воспроизводит интересы и потребности дошкольника. В его речи можно найти слова, которые обозначают разнообразные сферы жизни. Среди существительных присутствуют определения вещей из жизни и быта 36%, наименования предметов живой и неживой внешней среды - 16,5%; наименования транспорта - 15,9%.
Если смотреть на детей с нарушениями интеллекта развитие речи у них представляет совсем разнородную категорию. В этой группе можно найти детей, совсем не говорящих, и детей с достаточно неплохо сформированной речью. Но для них, всех характерно плохое уяснение обращенной к ним речи, привязанность к конкретным обстоятельствам, и, при этом, не связанность речи с процессом деятельности. Речь у таких детей совсем не воспроизводит истинные регулирующие функции.
Речь у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе настолько плохо развита, что не имеет возможности выполнять свою основную функцию - коммуникативную. Не сформированость коммуникативной функции речи не возмещается иными средствами общения, такими как мимика и жестикуляции. Лишенное мимики лицо, плохое осмысление жестов, использование только простейших типовых жестов свойственно для данной категории детей.
Следовательно, без особого специального образования и воспитания дети с умственной отсталостью по достижении школьного возраста имеют серьезные речевые нарушения.
Регулярное развитие пассивного словаря обладает существенным значением в логопедической работе с детьми с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе.
Поэтому, деятельность по развитию пассивного словаря у дошкольников с умственной недостаточностью, которую проводят логопед, воспитатель и дефектолог, содержит: формирование количества пассивного словаря, его качественную составляющую и многообразие морфологических категорий (прилагательных, существительных, глаголов, местоимений, наречий, предлогов) в пассивном словаре дошкольника.
В предоставленной работе было изучено развитие пассивного словаря у дошкольников с умственной недостаточностью, а также рассмотрены психолого-педагогические условия формирования пассивного словаря у дошкольников с легкой степенью умственной недостаточности (дебилизмом), потому, что тяжелые нарушения потребуют коррекционной работы на более серьезном уровне, чем дошкольная образовательная организация.
Контрольный эксперимент показал, что 20% дошкольников экспериментальной группы перешли с недостаточного уровня сформированности пассивного словаря на близкий к достаточному, и с близкого к достаточному на достаточный перешли 20% дошкольников, то можно сказать, что серия психолого-педагогические условий предложенные нами для развития пассивного словаря у дошкольников с умственной недостаточностью была подобрана правильно в соответствии с возрастными особенностями и диагнозом дошкольников с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе.



1. Аксенова, А.К. Развитие связной речи у умственно отсталых детей на специальных занятиях [Текст] /А.К. Аксенова //Дефектология. -2014. - № 6. - С. 18-26.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]:книга для воспитателей детского сада /А.Г. Арушанова. -М: Мозаика-Синтез, 2011. - 272с.
3. Ахутина, Т. В. Организация словаря человека по данным афазии [Текст] /Т.В. Ахутина. -М.: Академия, 2015. -236с.
4. Безрукова, О. А. Формирование системных лексических представлений у дошкольников с умственной недостаточностью [Текст] /О.А. Безрукова. - М.: АСТ, 2013. -189с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи у детей. [Текст]: учеб. Пособие /А.М. Бородич. - М.: Логос, 2012. -223с.
6. Васильченко, С.М. Словообразовательные модели и их варианты в современном русском литературном языке [Текст]: учебное пособие /С.М. Васильченко. - Орел: Азбука, 2011. -123 с.
7. Дмитриева, Л.И. Формирование пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью [Текст] /Л.И. Дмитриева. -М.: Академия, 2012. -146с.
8. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. [Текст]: учеб. Пособие /Н.И. Жинкин. - М.: АСТ, 2011. -245 с.
9. Жукова, Н.С. Формирование речи у дошкольников умственной недостаточностью [Текст]: учеб. пособие /Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева - М.: Юнити, 2012. -239с.
10. Залевская, А.А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование [Текст] /А.А. Залевская. - Воронеж: Альфа, 2012. -163с.
11. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность. [Текст]: учеб.пособие /Е.А. Земская.- М.: АСТ, 2011.-344с.
12. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников с умственной недостаточностью. [Текст]: учеб.пособие /Г.А.Каше. - М.: Логос,
2011. -214с.
13. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия [Текст] /В.А. Ковшиков. СПб.: КАРО, 2014. -189 с.
14. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с умственной недостаточностью [Текст]: Пособие для логопедов. / В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: ГНОМ и Д, 2012. -50с.
15. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. пособие/ Под ред. Б.П. Пузанова. -М.: Академия, 2012. -564с.
16. Лалаева, Р.И., Формирование правильной разговорной речи у дошкольников с умственной недостаточностью [Текст]: учеб. пособие/Р.И., Лалаева, Н.В.Серебрякова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. -243с.
17. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и пути их коррекции у старших дошкольников [Текст] /Р.И. Лалаева. - СПб.: ВЛАДОС, 2013. -256с.
18. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с умственной недостаточностью [Текст]: учеб.пособие /Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2011. -212с.
19. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] /А.А. Леонтьев. - М.: Логос,2012. -215с.
20. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. -М.: Академия, 2012. -418с.
21. Логопедия [Текст]: учеб. пособие/Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Логос,
2012. -594с.
22. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) [Текст] /В.И. Лубовский. -М.: Логос, 2014. -236с.
23. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] /А.Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун¬та, 2010. -46с.
24. Михалкина, Е.Е. Формирование морфологических обощений у дошкольников с умственной недостаточностью [Текст] //Современные тенденции специальной педагогики и психологии, ч.1. - Самара: Ладья, 2012. -С. 18-26.
25. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст]: учеб.пособие /С. А. Миронова.- М.: Академия, 2011. - 208с.
26. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых дошкольников [Текст] /В.Г. Петрова, И.В. Билякова. -М: АСТ, 2014. -146с.
27. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] /В.Г. Петрова. -М.: Академия, 2014. -258с.
28. Система коррекционно-воспитательной работы в логопедическом дошкольном учреждении [Текст]: учеб. пособие / Сост. Е.Б. Агеева. -Самара: Ладья, 2012. -189с.
29. Смышляева, Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции формирования речи у дошкольников с умственной недостаточностью [Текст]/ Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова// Логопед. -2012. - № 1. - С. 7-12.
30. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология [Текст] /Р.Л. Солсо. -М.: Тривода,
2013. -189с.
31. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников[Текст]: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей/ Т.А Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2012. -69 с.
32. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст] /Е.И. Тихеева, под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Академия, 2015. - 159 с.
33. Туманова, Т.В. Экспериментальное исследование состояния словообразовательной компетенции у детей с умственной недостаточностью (дошкольного и младшего школьного возраста) [Текст]/Т.В.Туманова// Логопедия - 2012. -№1. - С.11-12
34. Ушинский, К.Д. Родное слово [Текст] /К.Д. Ушинский. - СПб.: Питер,
2013. -84с.
35. Филичева, Т.Б. Основы логопедии. [Текст]: учеб.пособие /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В.Чиркина. М.: АРКТИ, 2010. -С. 232с.
36. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего
возраста с умственной недостаточностью [Текст]:
учеб.пособие/Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- М.: Академия, 2011.-302с.
37. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]:практ. пособие. /Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2012. -239с.
38. Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду [Текст]: учеб.пособие /Е.А. Флерина.- М.: АРКТИ, 2011. -260с.
39. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи[Текст]: учеб.пособие/С.Н. Цейтлин.- М.: Владос, 2011.-165с.
40. Шахнарович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи[Текст]: учебное пособие/А.М Шахнарович, Н.М.Юрьева. -М.: Логос, 2011. -244с.
41. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ред. - сост. Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2012. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ