Экспансия разговорной речи в публицистических текстах
|
Введение 3
Глава 1. Разговорная речь как предмет исследования
1.1. Определение разговорной речи, основные признаки 5
1.2. Проблемы изучения разговорной речи в современной лингвистике 8
1.3. Разговорная речь в публицистических текстах 13
1.4. Функции разговорной речи в публицистических текстах 15
1.5. Выводы по первой главе 18
Глава 2. Лексические, словообразовательные, грамматические особенности разговорной речи в публицистических текстах 20
2.1. Лексические особенности разговорной речи в публицистических текстах 20
2.2. Словообразовательные особенности разговорной речи в
публицистических текстах 30
2.3. Грамматические особенности разговорной речи в
публицистических текстах 35
2.4. Причины использования разговорной речи в публицистических текстах 38
2.5. Выводы по второй главе 41
Глава 3. Изучение разговорной речи в школьном курсе русского языка 43
3.1. Сведения о разговорной речи в школьных учебниках по русскому
языку 43
3.2. Урок по теме «Особенности разговорного стиля речи» 46
Заключение 53
Список использованных источников 56
Глава 1. Разговорная речь как предмет исследования
1.1. Определение разговорной речи, основные признаки 5
1.2. Проблемы изучения разговорной речи в современной лингвистике 8
1.3. Разговорная речь в публицистических текстах 13
1.4. Функции разговорной речи в публицистических текстах 15
1.5. Выводы по первой главе 18
Глава 2. Лексические, словообразовательные, грамматические особенности разговорной речи в публицистических текстах 20
2.1. Лексические особенности разговорной речи в публицистических текстах 20
2.2. Словообразовательные особенности разговорной речи в
публицистических текстах 30
2.3. Грамматические особенности разговорной речи в
публицистических текстах 35
2.4. Причины использования разговорной речи в публицистических текстах 38
2.5. Выводы по второй главе 41
Глава 3. Изучение разговорной речи в школьном курсе русского языка 43
3.1. Сведения о разговорной речи в школьных учебниках по русскому
языку 43
3.2. Урок по теме «Особенности разговорного стиля речи» 46
Заключение 53
Список использованных источников 56
Выпускная квалификационная работа посвящена анализу элементов разговорной речи, функционирующих в текстах СМИ, проблеме экспансии разговорной речи в публицистическом стиле.
Актуальность исследования. В конце XX века учёные-лингвисты заметили, что разговорная речь стала активно использоваться в несвойственной ей официальной сфере употребления - в текстах политико - идеологической, общественной и культурной тематики.
Так, О.А. Лаптева отмечала: «На арене литературного языка сейчас разворачиваются драматические события. Все новые позиции отвоевывает себе разговорная речь. Это гораздо далее идущий процесс, чем демократизация языка художественной литературы и газеты. Теперь язык прессы и звучащих средств массовой информации все менее смыкается с книжно-письменным типом литературного языка, которому по-прежнему остаются верны лишь научная и отчасти деловая речь ...» [Лаптева 2007: 3].
Экспансия разговорной речи в средства массовой информации, по мнению О.А. Лаптевой, проявляется в смене официальности на неофициально непринужденное общение и в использовании «сниженных» средств выражения, а также в повышении экспрессивно-эмоциональной составляющей текста [Лаптева 2007: 3]
Эти явления характерны и для настоящего времени. В стремлении уйти от сухого, монологического, официально - книжного газетного языка, язык СМИ становится всё более естественным и живым, удивляет языковой, стилевой, содержательной и идеологической пестротой.
Объект исследования: разговорная речь.
Предмет исследования: лексические, словообразовательные, грамматические элементы разговорной речи в публицистическом тексте.
Цель исследования: проанализировать употребление разговорной речи в современных публицистических текстах.
Цель работы определяет постановку и решение конкретных задач исследования:
1) определить рабочие понятия и рассмотреть теоретические сведения по теме исследования;
2) собрать материал для исследования;
3) описать лексические, словообразовательные, грамматические элементы разговорной речи, используемые в публицистических текстах;
4) определить причины и функции использования разговорной речи в публицистических текстах;
5) рассмотреть сведения о разговорной речи в школьном курсе русского языка;
Материал для исследования - интернет-издания «Аргументы и факты», «Интерфакс», «Комсомольская правда», «Коммерсантъ», «Метро», «Московский комсомолец», «Неделя», «Независимая газета», «Реалии», «Региональная Россия», «Риа новости», «Рязанские ведомости» за 2016-2021 гг; выборка разговорных элементов насчитывает более 60 единиц.
Методы и приёмы исследования: анализ научной литературы, случайная выборка, описательный, сопоставительный.
Теоретическая база исследования: работы Е. А. Земской, В. И. Конькова, У. О. Малярчук-Прошиной, О. Б. Сиротининой, П. Е. Стерховой.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при изучении темы «Стили речи» в школьном курсе русского языка, на дисциплинах по выбору «Социолингвистика» и «Психолингвистика» в вузе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (75).
Актуальность исследования. В конце XX века учёные-лингвисты заметили, что разговорная речь стала активно использоваться в несвойственной ей официальной сфере употребления - в текстах политико - идеологической, общественной и культурной тематики.
Так, О.А. Лаптева отмечала: «На арене литературного языка сейчас разворачиваются драматические события. Все новые позиции отвоевывает себе разговорная речь. Это гораздо далее идущий процесс, чем демократизация языка художественной литературы и газеты. Теперь язык прессы и звучащих средств массовой информации все менее смыкается с книжно-письменным типом литературного языка, которому по-прежнему остаются верны лишь научная и отчасти деловая речь ...» [Лаптева 2007: 3].
Экспансия разговорной речи в средства массовой информации, по мнению О.А. Лаптевой, проявляется в смене официальности на неофициально непринужденное общение и в использовании «сниженных» средств выражения, а также в повышении экспрессивно-эмоциональной составляющей текста [Лаптева 2007: 3]
Эти явления характерны и для настоящего времени. В стремлении уйти от сухого, монологического, официально - книжного газетного языка, язык СМИ становится всё более естественным и живым, удивляет языковой, стилевой, содержательной и идеологической пестротой.
Объект исследования: разговорная речь.
Предмет исследования: лексические, словообразовательные, грамматические элементы разговорной речи в публицистическом тексте.
Цель исследования: проанализировать употребление разговорной речи в современных публицистических текстах.
Цель работы определяет постановку и решение конкретных задач исследования:
1) определить рабочие понятия и рассмотреть теоретические сведения по теме исследования;
2) собрать материал для исследования;
3) описать лексические, словообразовательные, грамматические элементы разговорной речи, используемые в публицистических текстах;
4) определить причины и функции использования разговорной речи в публицистических текстах;
5) рассмотреть сведения о разговорной речи в школьном курсе русского языка;
Материал для исследования - интернет-издания «Аргументы и факты», «Интерфакс», «Комсомольская правда», «Коммерсантъ», «Метро», «Московский комсомолец», «Неделя», «Независимая газета», «Реалии», «Региональная Россия», «Риа новости», «Рязанские ведомости» за 2016-2021 гг; выборка разговорных элементов насчитывает более 60 единиц.
Методы и приёмы исследования: анализ научной литературы, случайная выборка, описательный, сопоставительный.
Теоретическая база исследования: работы Е. А. Земской, В. И. Конькова, У. О. Малярчук-Прошиной, О. Б. Сиротининой, П. Е. Стерховой.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при изучении темы «Стили речи» в школьном курсе русского языка, на дисциплинах по выбору «Социолингвистика» и «Психолингвистика» в вузе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (75).
Публицистика является своеобразным отражением всех происходящих в современном социуме и языке трансформаций, осуществляет их первичную фиксацию. Одним из следствий этого процесса является экспансия разговорной речи в язык СМИ - стремление уйти от официально - книжного газетного языка, сделать публицистический текст более естественным и живым. Что и явилось предметом исследования настоящей выпускной квалификационной работы.
Как показал анализ материала, элементы разговорной речи вводятся в публицистический текст с помощью разнообразных приемов.
Используются иноязычные слова, имеющие оттенок разговорности, и кальки, которые активно употребляются в устной речи носителей языка, интернет-общении, теле- и радиоэфире в последние десятилетия: В народе подобные шоп-туры прозвали «поездками за килограммы». А многим шопинг и вовсе не нужен — они ездят, чтобы «откатать» визу (Московский комсомолец, № 13, 29 марта 2018 г.).
Употребляется профессиональная лексика как социально-культурных сфер человеческой деятельности - политологии, социологии, образования, юриспруденции, философии, истории, культуры, спорта, этнографии, религии, экономики, управления, так и технической, промышленной, научной, правоохранительной, военной, сельского хозяйства, медицины, IT- сегмента: трансферная кампания, сухой мяч, плей-офф, хет-трик.
Активно используются языковые клише и шаблоны, которые служат средством оптимизации структуры и объема текста: общественные активисты, работать по старинке, вляпаться в скандал.
Вышедшие из разговорной речи сленговые выражения также выступают инструментом модификации публицистических текстов, они направлены на экспрессию и лаконизм высказывания: Как Кейт Миддлтон косит под принцессу Диану (Депо, 31 сентября 2016г.).
Применением фразеологизмов с разговорной окраской конструируются иронические прогнозы в публицистических текстах: Трамп договорится с Путиным, а Порошенко останется с носом,—уверен профессор Борис Хигер (Экспресс-газет 2017. № 10).
В публицистических текстах для «сжатия» информации используется разговорная лексика, полученная при помощи таких способов образования, как основосложение: шпиономания, банкопад, кнопкодав; основосложение с суффиксацией: евромайдановец; универбация: автогражданка, кредитка, поисковик; усечение слов: инет, ком, тин, Инста, лаба; телескопия: трепортаж, долбица умножения.
Из разговорной речи заимствуются такие синтаксические элементы, как эллипсис, грамматическая неполнота, бессоюзность, членение (парцелляция и присоединение), контаминация употребления вставных конструкций: ну, придут проверяльщики. Бизнес просто даст им немножко. На карманные расходы. И все дела (Московский комсомолец, № 13, 29 марта 2018 г.).
На уровне словосочетаний в публицистических текстах применяются эллиптические сжатия разговорных синтаксических единиц с конденсацией семантики: минус тридцать < минус тридцать градусов по Цельсию; осадки < атмосферные осадки.
Правильный отбор лексических единиц разговорной речи для публицистического текста является залогом создания максимально доступного для читателей сообщения.
Можно выделить следующие причины использования разговорной речи в публицистических текстах.
С помощью разговорной речи публицистический текст лексически преобразовывается в более удобный для чтения.
Применение лексических средств сжатия текста способствует не только конденсации информации, экономии места и усилий, но и создает различные эффекты, которые подчеркивают акценты в тексте, придают ему эмоциональную окраску, формируют запланированный автором фон: «Мы все умрем. Мифы и правда о коронавирусе» (РИА, 01.02.2020).
В публицистических текстах разговорная лексика может использоваться для привнесения сниженного и иронического подтекста: Больше морда - крепче флот?! (Аргументы и факты, январь 2016).
Кроме того, причинами использования разговорной речи в публицистических текстах XXI века могут выступать: необходимость расширения тематики информационных сообщений вследствие экономии площади издания; увеличение числа читателей через расширение количества рубрик издания и тематики текстов; стремление современных потребителей информации «знать все и сразу, причем быстро»; быстрое запоминание содержания текстов с большим количеством привычных разговорных слов, что важно для манипулятивной функции некоторых публицистических текстов; стремление издателей выделиться в общем потоке информации путём «приближения» к народу средствами разговорной речи.
Направленность на массовую аудиторию определяет выбор языковых средств, используемых в разговорной речи. Современная языковая картина публицистических текстов разнообразна, причем основными тенденциями можно назвать именно демократизацию речи, ориентацию на целевую аудиторию, приближение к разговорной речи.
Как показал анализ материала, элементы разговорной речи вводятся в публицистический текст с помощью разнообразных приемов.
Используются иноязычные слова, имеющие оттенок разговорности, и кальки, которые активно употребляются в устной речи носителей языка, интернет-общении, теле- и радиоэфире в последние десятилетия: В народе подобные шоп-туры прозвали «поездками за килограммы». А многим шопинг и вовсе не нужен — они ездят, чтобы «откатать» визу (Московский комсомолец, № 13, 29 марта 2018 г.).
Употребляется профессиональная лексика как социально-культурных сфер человеческой деятельности - политологии, социологии, образования, юриспруденции, философии, истории, культуры, спорта, этнографии, религии, экономики, управления, так и технической, промышленной, научной, правоохранительной, военной, сельского хозяйства, медицины, IT- сегмента: трансферная кампания, сухой мяч, плей-офф, хет-трик.
Активно используются языковые клише и шаблоны, которые служат средством оптимизации структуры и объема текста: общественные активисты, работать по старинке, вляпаться в скандал.
Вышедшие из разговорной речи сленговые выражения также выступают инструментом модификации публицистических текстов, они направлены на экспрессию и лаконизм высказывания: Как Кейт Миддлтон косит под принцессу Диану (Депо, 31 сентября 2016г.).
Применением фразеологизмов с разговорной окраской конструируются иронические прогнозы в публицистических текстах: Трамп договорится с Путиным, а Порошенко останется с носом,—уверен профессор Борис Хигер (Экспресс-газет 2017. № 10).
В публицистических текстах для «сжатия» информации используется разговорная лексика, полученная при помощи таких способов образования, как основосложение: шпиономания, банкопад, кнопкодав; основосложение с суффиксацией: евромайдановец; универбация: автогражданка, кредитка, поисковик; усечение слов: инет, ком, тин, Инста, лаба; телескопия: трепортаж, долбица умножения.
Из разговорной речи заимствуются такие синтаксические элементы, как эллипсис, грамматическая неполнота, бессоюзность, членение (парцелляция и присоединение), контаминация употребления вставных конструкций: ну, придут проверяльщики. Бизнес просто даст им немножко. На карманные расходы. И все дела (Московский комсомолец, № 13, 29 марта 2018 г.).
На уровне словосочетаний в публицистических текстах применяются эллиптические сжатия разговорных синтаксических единиц с конденсацией семантики: минус тридцать < минус тридцать градусов по Цельсию; осадки < атмосферные осадки.
Правильный отбор лексических единиц разговорной речи для публицистического текста является залогом создания максимально доступного для читателей сообщения.
Можно выделить следующие причины использования разговорной речи в публицистических текстах.
С помощью разговорной речи публицистический текст лексически преобразовывается в более удобный для чтения.
Применение лексических средств сжатия текста способствует не только конденсации информации, экономии места и усилий, но и создает различные эффекты, которые подчеркивают акценты в тексте, придают ему эмоциональную окраску, формируют запланированный автором фон: «Мы все умрем. Мифы и правда о коронавирусе» (РИА, 01.02.2020).
В публицистических текстах разговорная лексика может использоваться для привнесения сниженного и иронического подтекста: Больше морда - крепче флот?! (Аргументы и факты, январь 2016).
Кроме того, причинами использования разговорной речи в публицистических текстах XXI века могут выступать: необходимость расширения тематики информационных сообщений вследствие экономии площади издания; увеличение числа читателей через расширение количества рубрик издания и тематики текстов; стремление современных потребителей информации «знать все и сразу, причем быстро»; быстрое запоминание содержания текстов с большим количеством привычных разговорных слов, что важно для манипулятивной функции некоторых публицистических текстов; стремление издателей выделиться в общем потоке информации путём «приближения» к народу средствами разговорной речи.
Направленность на массовую аудиторию определяет выбор языковых средств, используемых в разговорной речи. Современная языковая картина публицистических текстов разнообразна, причем основными тенденциями можно назвать именно демократизацию речи, ориентацию на целевую аудиторию, приближение к разговорной речи.
Подобные работы
- ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛОВ О ТУРИЗМЕ)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - КЛИШЕ И ШТАМПЫ В МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПЕЧАТНЫХ И ДИКТОРСКИХ ТЕКСТОВ)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2018 - МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛЬСКИХ ПЕСНЯХ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Лексико-грамматический потенциал слова ИСТОРИЯ в современном повседневном дискурсе
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ В ЯЗЫКЕ СМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ «ГАЗЕТА.РУ»)
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Стратегии перевода текстов о моде (на материале глянцевых журналов на английском и русском языках)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Анекдот в журналистике как явление общественной коммуникации эпохи Перестройки
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Стилистически сниженная лексика в материалах пресс -конференций российских политиков
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Речевые особенности спортивного репортажа (на примере трансляций Чемпионата мира по биатлону)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016



