Введение 3
Глава 1. Разговорная речь как предмет исследования
1.1. Определение разговорной речи, основные признаки 5
1.2. Проблемы изучения разговорной речи в современной лингвистике 8
1.3. Разговорная речь в публицистических текстах 13
1.4. Функции разговорной речи в публицистических текстах 15
1.5. Выводы по первой главе 18
Глава 2. Лексические, словообразовательные, грамматические особенности разговорной речи в публицистических текстах 20
2.1. Лексические особенности разговорной речи в публицистических текстах 20
2.2. Словообразовательные особенности разговорной речи в
публицистических текстах 30
2.3. Грамматические особенности разговорной речи в
публицистических текстах 35
2.4. Причины использования разговорной речи в публицистических текстах 38
2.5. Выводы по второй главе 41
Глава 3. Изучение разговорной речи в школьном курсе русского языка 43
3.1. Сведения о разговорной речи в школьных учебниках по русскому
языку 43
3.2. Урок по теме «Особенности разговорного стиля речи» 46
Заключение 53
Список использованных источников 56
Выпускная квалификационная работа посвящена анализу элементов разговорной речи, функционирующих в текстах СМИ, проблеме экспансии разговорной речи в публицистическом стиле.
Актуальность исследования. В конце XX века учёные-лингвисты заметили, что разговорная речь стала активно использоваться в несвойственной ей официальной сфере употребления - в текстах политико - идеологической, общественной и культурной тематики.
Так, О.А. Лаптева отмечала: «На арене литературного языка сейчас разворачиваются драматические события. Все новые позиции отвоевывает себе разговорная речь. Это гораздо далее идущий процесс, чем демократизация языка художественной литературы и газеты. Теперь язык прессы и звучащих средств массовой информации все менее смыкается с книжно-письменным типом литературного языка, которому по-прежнему остаются верны лишь научная и отчасти деловая речь ...» [Лаптева 2007: 3].
Экспансия разговорной речи в средства массовой информации, по мнению О.А. Лаптевой, проявляется в смене официальности на неофициально непринужденное общение и в использовании «сниженных» средств выражения, а также в повышении экспрессивно-эмоциональной составляющей текста [Лаптева 2007: 3]
Эти явления характерны и для настоящего времени. В стремлении уйти от сухого, монологического, официально - книжного газетного языка, язык СМИ становится всё более естественным и живым, удивляет языковой, стилевой, содержательной и идеологической пестротой.
Объект исследования: разговорная речь.
Предмет исследования: лексические, словообразовательные, грамматические элементы разговорной речи в публицистическом тексте.
Цель исследования: проанализировать употребление разговорной речи в современных публицистических текстах.
Цель работы определяет постановку и решение конкретных задач исследования:
1) определить рабочие понятия и рассмотреть теоретические сведения по теме исследования;
2) собрать материал для исследования;
3) описать лексические, словообразовательные, грамматические элементы разговорной речи, используемые в публицистических текстах;
4) определить причины и функции использования разговорной речи в публицистических текстах;
5) рассмотреть сведения о разговорной речи в школьном курсе русского языка;
Материал для исследования - интернет-издания «Аргументы и факты», «Интерфакс», «Комсомольская правда», «Коммерсантъ», «Метро», «Московский комсомолец», «Неделя», «Независимая газета», «Реалии», «Региональная Россия», «Риа новости», «Рязанские ведомости» за 2016-2021 гг; выборка разговорных элементов насчитывает более 60 единиц.
Методы и приёмы исследования: анализ научной литературы, случайная выборка, описательный, сопоставительный.
Теоретическая база исследования: работы Е. А. Земской, В. И. Конькова, У. О. Малярчук-Прошиной, О. Б. Сиротининой, П. Е. Стерховой.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при изучении темы «Стили речи» в школьном курсе русского языка, на дисциплинах по выбору «Социолингвистика» и «Психолингвистика» в вузе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (75).
Публицистика является своеобразным отражением всех происходящих в современном социуме и языке трансформаций, осуществляет их первичную фиксацию. Одним из следствий этого процесса является экспансия разговорной речи в язык СМИ - стремление уйти от официально - книжного газетного языка, сделать публицистический текст более естественным и живым. Что и явилось предметом исследования настоящей выпускной квалификационной работы.
Как показал анализ материала, элементы разговорной речи вводятся в публицистический текст с помощью разнообразных приемов.
Используются иноязычные слова, имеющие оттенок разговорности, и кальки, которые активно употребляются в устной речи носителей языка, интернет-общении, теле- и радиоэфире в последние десятилетия: В народе подобные шоп-туры прозвали «поездками за килограммы». А многим шопинг и вовсе не нужен — они ездят, чтобы «откатать» визу (Московский комсомолец, № 13, 29 марта 2018 г.).
Употребляется профессиональная лексика как социально-культурных сфер человеческой деятельности - политологии, социологии, образования, юриспруденции, философии, истории, культуры, спорта, этнографии, религии, экономики, управления, так и технической, промышленной, научной, правоохранительной, военной, сельского хозяйства, медицины, IT- сегмента: трансферная кампания, сухой мяч, плей-офф, хет-трик.
Активно используются языковые клише и шаблоны, которые служат средством оптимизации структуры и объема текста: общественные активисты, работать по старинке, вляпаться в скандал.
Вышедшие из разговорной речи сленговые выражения также выступают инструментом модификации публицистических текстов, они направлены на экспрессию и лаконизм высказывания: Как Кейт Миддлтон косит под принцессу Диану (Депо, 31 сентября 2016г.).
Применением фразеологизмов с разговорной окраской конструируются иронические прогнозы в публицистических текстах: Трамп договорится с Путиным, а Порошенко останется с носом,—уверен профессор Борис Хигер (Экспресс-газет 2017. № 10).
В публицистических текстах для «сжатия» информации используется разговорная лексика, полученная при помощи таких способов образования, как основосложение: шпиономания, банкопад, кнопкодав; основосложение с суффиксацией: евромайдановец; универбация: автогражданка, кредитка, поисковик; усечение слов: инет, ком, тин, Инста, лаба; телескопия: трепортаж, долбица умножения.
Из разговорной речи заимствуются такие синтаксические элементы, как эллипсис, грамматическая неполнота, бессоюзность, членение (парцелляция и присоединение), контаминация употребления вставных конструкций: ну, придут проверяльщики. Бизнес просто даст им немножко. На карманные расходы. И все дела (Московский комсомолец, № 13, 29 марта 2018 г.).
На уровне словосочетаний в публицистических текстах применяются эллиптические сжатия разговорных синтаксических единиц с конденсацией семантики: минус тридцать < минус тридцать градусов по Цельсию; осадки < атмосферные осадки.
Правильный отбор лексических единиц разговорной речи для публицистического текста является залогом создания максимально доступного для читателей сообщения.
Можно выделить следующие причины использования разговорной речи в публицистических текстах.
С помощью разговорной речи публицистический текст лексически преобразовывается в более удобный для чтения.
Применение лексических средств сжатия текста способствует не только конденсации информации, экономии места и усилий, но и создает различные эффекты, которые подчеркивают акценты в тексте, придают ему эмоциональную окраску, формируют запланированный автором фон: «Мы все умрем. Мифы и правда о коронавирусе» (РИА, 01.02.2020).
В публицистических текстах разговорная лексика может использоваться для привнесения сниженного и иронического подтекста: Больше морда - крепче флот?! (Аргументы и факты, январь 2016).
Кроме того, причинами использования разговорной речи в публицистических текстах XXI века могут выступать: необходимость расширения тематики информационных сообщений вследствие экономии площади издания; увеличение числа читателей через расширение количества рубрик издания и тематики текстов; стремление современных потребителей информации «знать все и сразу, причем быстро»; быстрое запоминание содержания текстов с большим количеством привычных разговорных слов, что важно для манипулятивной функции некоторых публицистических текстов; стремление издателей выделиться в общем потоке информации путём «приближения» к народу средствами разговорной речи.
Направленность на массовую аудиторию определяет выбор языковых средств, используемых в разговорной речи. Современная языковая картина публицистических текстов разнообразна, причем основными тенденциями можно назвать именно демократизацию речи, ориентацию на целевую аудиторию, приближение к разговорной речи.
1. Абрашина Е. Н. Сниженная лексика в современных СМИ //Ч 39 Человек в информационном пространстве: сборник научных статей. 2019. С. 260-264.
2. Аникина А.Б. Лексика устной речи в современной публицистике. М., 2000. 307 с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. 608 с.
4. Балли Ш. Язык и жизнь. Перевод с французского. М.,УРСС. 2003. 540 с.
5 . Беглова Е.И. Разговорная лексика в текстах современной газеты // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: история и современность сборник научных трудов / отв. ред. О.В. Шаталова. М., 2016. С 33-36.
6. Белякова А. М., Белякова А. В. Устная речь. Ее стили, жанры, их особенности //Образование и наука в современных реалиях.Чебоксары, 2018 С. 309-311.
7. Белянин В. П. Психолингвистика: учебник. М.: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 232 с.
8. Большой толковый словарь русского языка / под редакцией Д.Н. Ушакова. М.: Lingua, АСТ, Астрель, 2009. 40 c
9. Боталова И. К. Публицистика как вид творчества //Научные труды магистрантов и аспирантов Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск, 2016. С. 91-96.
10. Быкова О. Н. Использование разговорной лексики в языке современного прессового репортажа как средства увеличения экспрессивности текста //Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2013. №. 6. С. 3-6.
11. Варфоломеева Ю. Н. Стилистическая парадигма текста типа «описание» //Филологические науки в МГИМО. 2020. Т. 21. №. 1. С. 79-87.
12. Вепрева И. Т. Разговорная норма: в поисках новых критериев // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. С. 136-153.
13. Волкова Л. Б. Современный публицистический текст в иностранной аудитории //Инновационная наука. 2017. №. 4-3.С.160-162.
14. Воздействующая речь в печатных средствах массовой информации
//Речевое общение: специализированный вестник / Сибирский федеральный университет; под ред. А. П. Сковородникова. Вып. 10-11 (18 - 19).
Красноярск, 2009. С. 83 - 89.
15. Волынкина С.В. Разговорная речь и просторечие в дифференциальном аспекте (на материале печатных средств массовой информации) // Материалы IV международной научно-практической конференции. Красноярск, 2018. C. 11-19.
16. Гарифуллина Э. И. Стилистическое использование терминов, иностранных слов, неологизмов в языке газеты //Вестник Южно -Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2008. №. 1. С. 207-217.
17. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965. 408 с.
18. Гурова И. В. О способах введения гейт-лексем в публицистический текст //Поволжский педагогический вестник. 2018. Т. 6. №. 4. С. 90-93.
19. Давронова З. Б. Язык и культура. Проблема культуры речи //Достижения науки и образования. 2020. №. 6 (60). С. 16-18.
20. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 2. М-П. М.: АСТ, Астрель, Харвест, Lingua, 2006. 996 c.
21. Жаркова Т. И. Разговорная лексика как показатель культуры страны изучаемого языка //Лингвистические, методические и социокультурные аспекты изучения и преподавания иностранных языков. Орехово-Зуево, 2019. С. 99-107.
22. Загуменкина В. С. Публицистический текст как смысловой конструкт с установкой на когнитивное и распредмечивающее понимание //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2019. №. 2. С. 97-103.
23. Земская Е.А. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения: учебное пособие. М., 2011. 156 с.
24. Игнатова И. Б. Колумнистика в современном публицистическом дискурсе //Наука и школа. 2021. №. 1. С. 22-28.
25. Кац С.Д. К вопросу о так называемом «просторечии» в составе современной диалектной лексики // Ученые записки Азербайджанского гос. педагогического института языков им. Мирза Фатали Ахундова. Серия 12. Язык и литература. 1964 . № 1. С. 119-127.
26. Козловская Е. С., Кобылко Я., Медведев Е. Ю. Смыслоформирующая функция контекста в публицистических текстах //Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23. №. 1.С. 175-194.
27. Коломинова О. Г. Телескопия как способ образования общеязыковых и авторскихнеологизмов (на материале романов Р. Кено) //Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. ВГ Гака. 2020. С. 207-210.
28. Коньков В. И. Публицистичность, медийность, публицистический стиль //Актуальные проблемы стилистики. 2020. №. 6. С. 50-57.
29. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М., 2005. 287 с.
30. Лаптева О.А. Двуединая сущность языковой нормы // Журналистика и культура русской речи. 2007. № 1. С. 3-8.
31. Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана: Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. М., 1999. 520 с.
32. Лаптева О. А. Теория современного русского литературного языка: Учебник. М., 2003. 351 с.
33. Лонская А. Ю. Просторечия и разговорная лексика как средство формирования образа власти в российских печатных СМИ конца XX века //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. №. 12. с. 219. С. 36-40.
34. Малый академический словарь. М., 1957—1960. АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр.и доп. М.: Русский язык, 1981— 1984. 702 с.
35. Малярчук-Прошина У. О. Значение оценочной лексики в публицистике //Развитие и актуальные вопросы современной науки. 2018. №. 4. С. 93-99.
36. Малярчук-Прошина У. О., Жирнова В. И. Экспрессивная лексика как средство речевого воздействия в языке СМИ //Наука России: цели и задачи. Екатеринбург, 2019. С. 20-24.
37. Манаенко С. А. Непрямое выражение интенций в публицистическом дискурсе //Язык.Текст. Дискурс. 2007. №. 5. С. 202-208.
38. Мартыненко Б. А. Трансформация лексической системности языка публицистики под воздействием социальных процессов //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. №. 2. С. 47-49.
39. Минаева В. В. Использование в текстах СМИ английского сленга, образованного путем словосложения //Язык и социальная динамика. 2012. №. 12-1. С. 226-230.
40. Митрофанова И. И. Основные трудности изучения публицистического текста в поликультурной аудитории //Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2020. №. 25-2. С. 210-214.
41. Михальченко М. Н. Градация оценки в публицистическом тексте //Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Донецк, 2018. С. 224-227.
42. Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века. В 3 томах. Том 2. Клиент-банк - Паркетный. М.: Дмитрий Буланин, 2014. 157 с.
43. Норбаева М. Х. Лингвистические особенности иноязычной разговорной речи //European science. 2017. №. 5 (27). 512 с.
44. Общетеоретические и частные вопросы языкознания: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. 254 с.
45. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии; изд. 4-е, доп., 2015. 944 с.
46.О проблеме взаимодействия разговорной речи и газетно¬публицистического стиля // Вопросы филологических наук. 2004. №3. С.74¬76.
47. Особенности формирования речевой среды СМИ // Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России. Материалы 1 Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 14-18 октября 2008 г. / Под ред. Т. И. Поповой и Е. Е. Юркова. В двух частях. Т. 1. СПб: Издательский дом «МИРС», 2008. С. 285 - 290.
48. Панов И. Д. Разговорность медиатекста: способы реализации //А42 Аксиологические аспекты современных лингвистических исследований. 2016. С. 39-41.
49. Печатная речь и ее вербальная составляющая в массовой коммуникации // Языковая политика и язык СМИ в современной России: коллективная монография / под ред. Н. О. Рогожиной, О. В. Трофимовой и Е. Е. Юркова. Тюмень; СПб.: Мандр и Ка, 2010. С. 90 - 93.
50. Печетова Н.Ю. Разговорная лексика как особенность языка современной газеты // Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. Тамбов, 2014. С. 111-113.
51. Пименова А. А. Универбаты в заголовках публицистических текстов // World science: problems and innovations. Пенза, 2021. С. 182-184.
52. Попов Д. В. Выразительные средства в публицистическом тексте //Вестник Курганского государственного университета. Курган, 2019. №. 1. С. 146-147.
53. Резниченко И.Л. Стилистический узус русского языка советской эпохи и его отражение в лексикографии: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / М., 1984. 272 с.
54. Разговорная речь в газетной публицистике // Русская речь. 2003. №5. С. 71-76.
55. Русская разговорная речь. М., 1973.
56. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М., 1981. 278 с.
57. Русская разговорная речь. Морфология. Лексика. Жест. М., 1983. 238 с.
58. Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь. Пособие для учителя. М., 1983. 80 с.
59. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М., 1996. 120 с.
60. Сиротинина О. Б. Разговорная речь //Эффективное речевое общение (базовые компетенции). 2014. С. 508-509.
61. Скляревская Г.Н. О соотношении лексикографических понятий «разговорное» и «просторечное»: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Л., 1972. 19 с.
62. Сметанкина Д. В. Проблема перевода просторечной и сниженной лексики в публицистическом тексте //Актуальные вопросы филологической науки XXI века. Ч. 1.Екатеринбург, 2013. С. 353-359.
63. Солганик Г. Я. Язык публицистики //Эффективное речевое общение (Базовые компетенции). 2014. С. 782-784.
64. Сорокин Ю.С. Просторечие как термин стилистики // Доклады и сообщения филологического института. М.: МГУ, 2019. Вып. 1. С. 124-137.
65. Стерхова П. Е. Разговорная лексика в журналах и газетах //XVI итоговая студенческая научная конференция Удмуртского государственного университета. Ижевск, 2018. С. 268-270.
66. Сюй Ц. Разговорная лексика в газетном контексте //Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2009. №. 3. С. 258-260.
67. Тутарищева М. К. Эллипсис как языковое явление //APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2018. №. 2. С. 13-13.
68. Федотова Т.В. Разговорная лексика в газетном контексте // Ученые записки ЗабГГПУ, 2016. С. 258-260.
69. Хади А. А. Разговорная лексика в русском политическом дискурсе (на материале газетной публицистики): дис. С.-Петерб. гос. ун-т., СПБ, 2007. 198 с.
70. Химик В.В. Разговорная речь // Школьный энциклопедический словарь, М. 2014. С. 323-324.
71. Ци Сюй. Разговорная лексика в газетном контексте // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. Чита, 2009. С. 92-94.
72. Шаззо А. А. Тенденция к демократизации языка в качественной прессе начала третьего тысячелетия //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. №. 2. 490 с.
73. Шайдорова Ю.А. Лексика разговорного употребления в языке газеты. Белгород, 2009. 89 с.
74. Fairclough N. Language and Globalization. London : Routledge, 2007. 186 p.
75. Szymula R. Сниженная лексика в современном русском политическом дискурсе //Polylogue. Neophilological Studies. 2014. №. 4. С. 247-254.
Интернет-источники:
1. https://aif.ru/«Аргументы и факты»
2. https://www.interfax.ru«Инрефакс»
3. https://www.spb.kp.ru/«Комсомольская правда»
4. https://www.kommersant.ru«Коммерсантъ»
5. https://www.metronews.ru«Метро»
6. https://mk.ru/«Московский комсомолец»
7. https://rg.ru/gazeta/subbota/svezh.html«Неделя»
8. https://www.ng.ru«Независимая газета»
9. https://www.idelreal.org«Реалии»
10. https://regruss.ru«Региональная Россия»
11. https://ria.ru«Риа Новости»
12. https://rv-ryazan.ru«Рязанские ведомости»