Только Word
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности изучения межличностных взаимоотношений в младшем школьном возрасте 6
1.1. Понятие межличностных взаимоотношений в психологии 6
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста 11
1.3 Особенности межличностных отношений младших школьников...17
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей межличностных отношений в младшем школьном возрасте 31
2.1. Методическая организация исследования 31
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 35
2.3. Программа коррекции особенностей межличностного
взаимоотношения младших школьников 43
Выводы по главе 2 60
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение 67
Вопросы о специфике взаимоотношения между людьми, о механизмах по которым они формируются и развиваются, интересовали исследователей и продолжают интересовать по сей день. Связанно это с тем, что взаимоотношения человека, так же как и ценности, идеалы и образы, на которых они строятся, изменяются с течением времени.
Ряд авторов, таких как В.Н. Мясищев, В.А. Лосенков, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, Л.Я. Гозман, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, А.В. Мудрик занимались и изучали данную тему. Современные исследования по данной теме имеют разную направленность и глубину исследования, однако, большинство из них узконаправленны, и не всегда отражают полноту глубины проблемы, поднимаемой в нашем исследовании. Важно, учитывать то что, в ситуации быстроразвивающегося общества, необходимо постоянно переосмысливать и дополнять уже имеющиеся знания новыми. Необходимо, постоянно отслеживать происходящие изменения в системе взаимоотношения людей и соотносить их с взглядами тех ученных, которые раннее занимались изучением данной проблемы.
Взаимотношение сверстников исследуется в самых разных научных школах и направлениях. Такие ученные как, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, К.Н. Поливанова, А.В. Петровский, Г.А. Цукерман, Е.О. Смирнова, И.С. Кон, А. Фрейд, Э. Эриксон, Р. Селман, Р. Хавигхерст в своих работах, отмечали и давали анализ значимости роли общения со сверстниками, для развития и становления личности.
В подавляющем большинстве случаев исследования сферы межличностных отношений, акцент ставится на подростковый и юношеский возраст. Однако, именно младший школьный возраст является сензитивным для индивидуального, личностного развития. Так как, именно в этом возрасте происходит смена ведущей деятельности ребенка. А значит, происходит и перестройка его поведения. Модели поведения, их регуляторы, формирующиеся в этот период, в дальнейшем отличаются устойчивостью и во многом предопределяют будущий облик человека, его жизненную позицию, взаимоотношения с другими людьми.
В отличии от дошкольного возраста, у детей в младших классах взаимодействие с взрослыми и сверстниками происходит принципиально новыми формами и способами. Это достигается благодаря эволюции его умений и навыков, коммуникабельности, компетентности и партнерской ориентации.
Именно эти изменения, обосновывают актуальность нашего исследования.
Цель исследования - исследование особенностей межличностных взаимоотношений младших школьников в образовательном процессе.
Объект исследования - процесс развития межличностных отношений младших школьников.
Предмет исследования - особенности развития межличностных взаимоотношений младших школьников в образовательном процессе. Гипотеза исследования - состоит в предположении о том, межличностные взаимоотношения младших школьников имеют следующие особенности:
1. Интерес к выстраиванию личных взаимоотношений.
2. Установление устойчивых эмоциональных связей во взаимоотношениях.
3. Укрепление с возрастом дружеских позиций.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие межличностных взаимоотношений в психологии.
2. Выявить психологические особенности младшего школьного возраста.
3. Изучить структуру межличностных взаимоотношений в начальных классах.
4. Рассмотреть особенности развития дружеских отношений в младшем школьном возрасте.
5. Подобрать диагностический комплекс для изучения психологических особенностей межличностных взаимоотношений в начальных классах.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Опросные методы.
3. Тестирование.
Структура работы включает: введение, 2 главы, выводы, заключение, список литературы.
Экспериментальная база исследования: младшие школьники 4-ых классов в количестве 48 человек МБОУ СОШ № 143 г. Красноярска.
В дипломной работе была изучена и проанализирована методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, проведена экспериментальная работа по изучению особенностей межличностных отношений в младшем школьном возрасте, разработана программа коррекции особенностей межличностных взаимоотношений младших школьников.
Отметим, что межличностные отношения представляют собой сложный процесс, включающий множество сторон и элементов, каждый из которых •имеет свое время и место в жизни отношений. Так же, межличностные отношения имеют достаточно устойчивый временной характер, различные виды и формы проявления. Существуют, исключительно, между личностями, при наличии эмоционально-чувственного компонента.
Межличностные отношения строятся на основании общественных отношений. Но в отличии от предыдущих, имеют выраженный межличностный характер. Другими словами, межличностные отношения, зарождаются и существуют непосредственно между людьми.
Младший школьный возраст как правило, возраст соответствующий 7- 10 годам. В этом возрасте происходит колоссальное изменение в и перестройка личности младшего школьника. Изменяются система его отношений. Система «ребенок - взрослый» дифференцируется, на системы «ребенок — учитель»; «ребенок — взрослый»; «ребенок — родители». Это несомненно ведет к изменению форм и предмета общения ребенка. У ребенка появляется новый пример для подражания - учитель.
Изменяется главенствующая деятельность детей в младшем школьном возрасте, место игровой деятельности занимает учебная деятельность. Изменяются внутренние мотивы ученика. Младший школьник начинает больше соответствовать критериям возраста.
Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте характеризуются тем, что они изменяются в зависимости от возраста, класса детей. В первом классе, как и во втором, дети мало интересуются друг другом. Важной частью их взаимоотношений, «посредником», является учитель. Учитель можно сказать формирует межличностные взаимоотношения между детьми, посредством выделения учеников или их отметок.
Ситуация в 3 и 4 классах изменяется от «учительской», к лично-детской. В этих классах, дети сами выбирают с кем они хотят дружить или наоборот. Иными словами, межличностные взаимоотношения в 3 и 4 классах, строятся непосредственно самими детьми, друг с другом.
На протяжении младшего школьного возраста, в классе, как и в любом коллективе выделяется лидер, и так же группа предпочитаемых, принятых, и отвергнутых детей. Критерии выбора так же претерпевают некоторые изменения. От критерия «он мне нравится, поэтому я с ним дружу» до, осознанного выбора, по тем качествам, которые преобладают в данном возрасте.
Дружба у младших школьников обычно является непосредственной, нерефлексированной эмоциональной привязанностью и измеряется объёмом совместной деятельности и количеством проведённого вместе времени.
В начале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса к другу, возникает представление об исключительности дружеских отношений; в конце младшего школьного возраста в представлениях детей дружба выступает как взаимоприятное и бесконфликтное взаимодействие в совместной деятельности; на пороге подросткового возраста большее место в образе друга и дружбы занимают особенности общения и взаимоотношений с другом, к которым выдвигаются требования взаимного доверия, поддержки, понимания чувств и переживаний.
В начале младшего школьного возраста психологическое содержание дружбы определяется рефлексией факта дружеских отношений, их значения, и возникновением интереса к другу, который выступает для ребенка как участник совместной деятельности и источник помощи. В конце младшего школьного возраста основным содержанием дружеских отношений становится сотрудничество, основанное на уважении друга как успешного деятеля.
Проанализировав общие результаты методик , мы пришли в выводу. Что особенностью межличностных взаимоотношений в младшем школьном возрасте можно назвать такую структуру класса, в которой одновременно существуют дети находящиеся в различных социально-статусных группах, имеющие сформированную самооценку и позицию среду других детей класса. Можно констатировать факт наличия социальных звезд как, закономерного явления. Так же можно отметить что независимо от класса и конкретных детей, можно говорить о неких схожих чертах личностей и характеров у детей одной социально-статусной группы.
Проанализировав качественные и количественные результаты методик, пришли к выводу что особенность межличностных взаимоотношений в младшем школьном возрасте носят средний или близкий к низкому уровень. Тем самым подтвердилась наша гипотеза предположение о том что, особенности межличностного взаимоотношения младших школьников в 4- ых классах находятся на среднем - низком уровне и нуждаются в коррекционной работе.
Для повышения уровня воспитания и коррекции межличностных взаимоотношений, нами была разработана программа занятий направленная на коррекцию особенностей межличностного взаимоотношения , с целью повышения культуры проявления особенностей межличностного взаимоотношения.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - С-Пб: Издательство Михайлова В.А., 2008.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2008.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности М.: Институт практической психологии, 2005.
4. Большой психологический словарь/сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
5. Битянова М. Р. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: Эксмо- Пресс. 2001. - 576 с.
6. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2008.
7. Возрастная и педагогическая психология под ред.М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2014.
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Выготский Л.С. Психология. М.: Знание, 2000.- 328с.
9. Дружба и любовь / Франческо Альберони; пер. с итал. Т. З. Клебановой; общ. ред. А. В. Мудрика. - М.: Прогресс, 1991. - 314 с.
10. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Просвещение, 2009.
11. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2001.
12. Дусавицкий А. К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения. Вопр. психологии, 1983, № 1с. 58-65.
13. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/О.Н.Истратова. - Ростов-на -Дону:Феникс, 2008
14. Клецина И. С, Юркова Е. В. Межличностные отношения и гендерные
стереотипы: партнерство или манипуляция.//Материалы второй
межвузовской студенческой конференции Гендерные отношения в современном российском обществе. - СПб.: Владос, 2002. - С.253-258.
15. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учебное пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 432 с....35