Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. История и современное состояние гендерных исследований 7
1.2. Этапы формирования гендерной идентичности 13
1.3. Формирование гендерной идентичности в период дошкольного
детства 20
1.4. Супружеские отношения как объект психологических исследований 24
Глава 2. Изучение гендерной идентичности у детей из семей с разными характеристиками супружеских отношений
2.1. Описание процедуры и методов исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 42
Выводы 57
Заключение 60
Список используемых источников 62
Приложение 66
Гендерная тематика приобрела большое распространение и отражена в научных разработках междисциплинарной исследовательской практики. Сегодня гендерные проблемы в психологии уже не рассматриваются только лишь в плане различий между полами. Проводимые в настоящее время исследования в большей мере посвящены интерпретации выявленных психологических различий между полами, особое внимание уделяется влиянию полоролевых стереотипов на процесс гендерной идентификации и конструированию гендера в процессе социализации.
Долгие годы в нашем обществе царила «бесполость» воспитания, приведшая к тому, что многие взрослые люди испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функций, требующих фемининных или маскулинных качеств. Так, например, у молодых людей, служащих в армии, возникают серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности. Особенно много проблем касается установления семейных отношений. Проблемы усугубляются теми изменениями, которые претерпевает институт семьи. Разные формы гражданского сожительства, гостевых браков затрудняют процесс приобщения детей к семейной модели с разделением гендерных ролей. Такое положение вещей затрудняет процесс ориентации детей в специфике межполовых отношений. В ряде исследований показано, что дети, воспитывающиеся в семьях с нарушенной структурой, менее способны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу нуклеарных семей.
Об утрате ценностей гендерной культуры свидетельствует стремительный рост транссексуализма, возрастание числа сексуальных меньшинств, что является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации в современном обществе.
Многие базовые различия между мужчиной и женщиной закладываются именно в детском возрасте. Период дошкольного детства весьма важен при формировании гендерной идентичности. Под гендерной идентичностью понимают такой аспект самосознания, который описывает отношение человека к себе как представителю определённого пола. Это одна из базовых характеристик личности, формирующаяся в процессе социализации в результате усвоения мужских или женских черт.
Гендерная идентичность формируется с первых дней жизни ребёнка. С момента рождения начинается процесс гендерной социализации, когда детей целенаправленно воспитывают в соответствии с принятыми в обществе представлениями о «женском» и «мужском». Именно на основании существующих эталонов у ребёнка складываются представление о собственной гендерной идентичности, его поведение и самооценка.
Проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание системы воспитания, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности. Осознание гендерной принадлежности оказывает влияние на психику, на эмоциональное состояние и самочувствие индивида. Процесс идентификации происходят непрерывно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и формированием идентичности как психологического новообразования. Между тем, ребенок ещё до школы получает знания о гендерно-ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола...
Интерес к проблемам семьи обусловлен теми изменениями, которые затронули этот институт: изменяется функционально-ролевая структура семьи, что, прежде всего, сказывается на супружеских отношениях.
В основе семьи лежат супружеские отношения, которые являются основой не только для построения родительско-детских отношений, но и базой формирования психологических характеристик детей. Супружеская подсистема предполагает разные роли, которые выполняет каждый из партнеров при взаимодействии с другими членами семьи. Отношения супругов включают в себя паттерны трансакций, связанные с проявлением внимания друг к другу.
На сегодняшний день известно достаточное число данных, свидетельствующих о том, что супружеские отношения влияют на функционирование семьи. Однако существует очень малое число работ, посвященных изучению влияния супружеских отношений на формирование личности ребенка.
Супружеские отношения предоставляют детям модель близких взаимоотношений, проявляющихся в повседневных взаимодействиях. В отношениях родителей ребенок видит примеры того, как выражается привязанность и любовь, как преодолеваются конфликты, какую помощь оказывают близкому человеку, когда он в этом нуждается. То, что видит ребенок в отношениях своих родителей, становится частью его ожиданий, формирует его ценности. Все это указывает на необходимость изучения влияния супружеских отношений на формирование базовых психологических характеристик детей.
Половая идентичность является одной из первых категорий, усваиваемых ребенком. Это одна из базовых структур самосознания и саморегуляции. Формируемые в дошкольном возрасте структуры половой принадлежности и полоролевой идентичности играют важную роль в дальнейшем процессе социализации.
Половая идентичность формируется, начиная с момента рождения, и особую роль в этом процессе занимает семья. Процесс идентификации происходят непрерывно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и формированием идентичности как психологического новообразования. Между тем, ребенок ещё до школы получает знания о гендерно-ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.
Процесс формирования гендерной идентичности детей чаще рассматривают применительно к типу семейного воспитания. В проведенном исследовании было изучено влияние характера супружеских отношений на становление гендерной идентичности детей дошкольного возраста.
Полученные в ходе исследования диагностические данные могут быть использованы в работе с детьми и их родителями, а также при организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
1. Алёшина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. - М.: Класс, 2004. - 284 с.
2. Альбисетти В. Терапия супружеской любви. Как решать проблемы совместной жизни / В. Альбисетти. - М.: Паолине, 2001. - 360 с.
3. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева - Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
4. Антонов А.И. Социология семьи. / А.И. Антонов, В.Н. Медведков. - М.: МГУ, 2010. - 304 с.
5. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. - М.: Прайм - Еврознак, 2007. - 158 с.
6. Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование / В.В. Бойко. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1998. - 120 с.
7. Буртовая Е.В. Конфликтология: учебное пособие. / Е.В. Буртовская - М.: ЮНИТИ, 2003. - 512 с.
8. Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей http: //j our.isras .ru/upload/j ournal s/1 /articles/291 /public/291-542-1 -PB.pdf
9. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Питер, 2006. - 176 с.
10. Захарова И.В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 140-142.
11. Зуева Н.А. Гендер в свете постмодернистского дискурса. Дисс. на соискание ... кандидата философских наук - Воронеж, 2004. - 168 с.
12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2007. - 319 с.
13. Клецина И.С. Гендерная социализация: учеб. пособие / И.С. Клецина. - СПб., 1998. - 92 с.
14. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.
15. Комер Р. Патопсихология поведения: нарушения и патология психики: пер. с англ. / Р. Комер. - 4-е изд. - М., 2005. - 638 с...42