ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1 Понятие миграционной преступности, ее динамика 9
1.2 Причины и условия миграционной преступности 16
1.3 Особенности личности преступника-мигранта 22
2 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1 Миграционная политика как важнейший фактор предупреждения
преступности мигрантов 28
2.2 Общесоциальное предупреждение преступлений, совершаемых
мигрантами зз
2.3 Специально-криминологические меры предупреждения миграционной
преступности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Глобализация, являясь ведущей тенденцией развития современного общества и мирового хозяйства в значительной степени интенсифицирует процессы миграции населения. В результате чего Российская Федерация становится одним из глобальных центров миграционного притяжения.
Так до 2020 года на территорию государства ежегодно прибывало 1516 млн. иностранных граждан, из которых 5-6 млн. были трудовыми мигрантами. В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) миграционные процессы сократились, но их количественные показатели все равно продолжают оставаться на высоком уровне. По состоянию на 2020 год в Россию прибыло 5,8 млн. иностранных граждан, а в 2021 году 5,7 млн. мигрантов.
Активные миграционные процессы обеспечивают государства трудовыми ресурсами, снимают излишнее демографическое и социально-экономическое давление, нивелируют диспропорции между регионами. Однако в параллели миграция способствует появлению новой противоправной деятельности - преступности мигрантов, которую следует рассматривать как совокупность преступлений, совершенных на территории Российской Федерации лицами, прибывшими из другого государства.
В связи с чем одной из главных задач Российской Федерации по обеспечению защиты национальных интересов, безопасности личности общества и государства является разработка и эффективное исполнение миграционной политики, направленной на управление и контроль за миграционными процессами.
Вместе с тем сегодня в Российской Федерации 1) не создана эффективная и адекватная нормативно-правовая и информационная база; 2) отсутствует единый специализированный орган, уполномоченный решать возникающие миграционные вопросы; 3) отсутствует система мониторинга и учета мигрантов; 4) не разработаны программы по предупреждению миграционной преступности и др.
Ухудшает криминологическую ситуацию обострение противоречий социально-экономического, культурно-языкового, территориально
статусного характера между мигрантами и коренными жителями. В результате чего осуществление мер по предупреждению миграционной преступности становится все более затруднительным и малоэффективным.
Необходимость и целесообразность исследований уголовно-правовых и криминологических аспектов миграции вызваны потребностью государства в трудовых, социально-экономических ресурсах, а также во внутренней и внешней безопасности. В связи с чем процессы криминальной миграции обозначили значимость вопросов, связанных с предупреждением преступлений, совершаемых мигрантами, и предопределили актуальность настоящего исследования.
Объектом настоящего исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в сфере предупреждения миграционной преступности.
Предметом исследования выступают научные и правовые концепции отечественного права регулирующие вопросы миграции, преступлений, совершаемых мигрантами, их предупреждения, а также научная доктрина и судебная практика.
Целью бакалаврского исследования является комплексное исследование миграционной преступности и особенностей ее предупреждения...
В настоящее время влияние миграции на общественную жизнь глобально и неоднозначно, с одной стороны она обеспечивает рост экономического потенциала страны, способствует обмену культурными ценностями и традициями, помогает преодолевать демографические кризисы, а с другой - провоцирует межрасовые и национальные конфликты, приводит к подрыву территориальной целостности и суверенитета государства.
Однако главенствующей из всех негативных последствий миграции выступает миграционная преступность, обладающая высокой степенью общественной опасности и латентности.
Особенностью миграционных преступлений выступает факт того, что они коррелируют с преступлениями в общей структуре преступности в стране, в связи с чем нельзя выделить их отличительные черты.
Проведенный анализ миграционной преступности показал, что наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми мигрантами, являются преступления против собственности, против порядка управления, которые занимают 2/3 в структуре миграционной преступности.
Зачастую причины и условия, побудившие лицо к перемене места жительства, трансформируются в причины и условия, толкающие к совершению преступлений конкретной направленности.
Проведенное исследование позволило выделить следующие причины и условия миграционной преступности:
- социальные причины миграционной преступности;
- культурные (духовные) причины миграционной преступности;
- политические причины миграционной преступности;
- экономические причины миграционной преступности;
- криминологическая причина миграционной преступности;
- условия наличия уголовной ответственности за определенные виды деяний на территории государства и разница в санкциях за совершение отдельных преступлений на территории двух или более государств;
- слабость правоохранительных органов при наличии высокого уровня организованной миграционной преступности;
- отношение к преступности в массовом сознании и СМИ;
- недостаточное внимание со стороны государства к вопросу социализации и интеграции мигрантов в российское общество;
- незащищённость мигрантов от преступных посягательств.
Таким образом, исследуемые составляющие причинного комплекса преступности мигрантов формируют личность преступника мигранта.
В рамках настоящего исследования был составлен следующий криминологический портрет: «мужчина, не является гражданином
Российской Федерации, в возрасте от 30 до 49 лет, у которого в большинстве случаев есть семья и дети. Имеет среднее общее образование или не имеет его вообще, не имеет постоянного источника дохода несмотря на то, что трудоспособен, поэтому зачастую мотивом преступления является корысть, преступление совершается в субъекте, куда он приехал на заработки».
Стоит отметить, что причины, условия и личность преступника мигранта взаимосвязаны и оказывают непосредственное воздействие на выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение миграционной преступности. Важнейшим институтом предупреждения преступности мигрантов выступает миграционная политика государства.
В настоящее время миграционная политика в Российской Федерации регулируется «Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». В ходе анализа нормативноправового акта был выявлен ряд проблемных аспектов.
Так, Концепцией: 1) не сформированы унифицированные правила миграции, 2) не разработана достаточная информационно-технологическая база, 3) не реализованы положения по контролю за соблюдением трудового и налогового законодательства, 4) не уделено должного внимания процессам внутренней миграции, 5) не включены положения по контролю в сфере образовательной миграции.
Совершенствование миграционной политики должно основываться на постоянном мониторинге миграционных процессов, системном анализе национальных и глобальных проблем миграции в контексте геополитических, экономических и социально-демографических интересов страны.
Предупреждение миграционной преступности осуществляется посредством общесоциальных и специально-криминологических мер. Характеристика обозначенных мер позволила не только отметить их разносторонний, всеохватывающий характер, но показала, что на сегодняшний момент имеются существенные проблемы в законодательной регламентации и практическом применении рассматриваемых мер...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 04.07.2020. - № 144.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Библиотечка российской газеты. - 1999. - № 22-23.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Российская газета. - 31.12.2001. - № 256.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Российская газета. - 18.02.1992. - № 39.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Российская газета. - 31.07.2002. - № 140.
7. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции
государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» // Собрание законодательства РФ. - 05.11.2018. - № 45. - ст. 6917.
8. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 05.07.2021. - № 27 (часть II). - ст. 5351.
9. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ). [Электронный
ресурс] // Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=0pKXwySgyfmqSvJk& cacheid=35CF6FE70882FE2F395054112D834BF7&mode=splus&base=LAW&n =131046#mEOXwySuBvVRf06w (дата обращения: 15.04.2022).
10. Приговор Московского городского суда от 28.07.2014 по делу №
2-0053/2014. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mos-
gorsud.ru/mgs/services/cases/first-criminal/details/f7902666-cada-41db-9e2a- f2b2f147f379?respondent=%D0%97%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D0 %BB%D0%BE%D0%B2+%D0%9E.%D0%97.%D0%9E. (дата обращения: 15.04.2022).
11. Концепция государственной миграционной политики Российской
Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ). [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=bUxEpg&base=LAW &n=131046#NljtF3Ts5xhGjSLl (дата обращения 17.04.2022) (утратила силу).
Научная и учебная литература
11. Магомедов Э.Б. Криминологическая характеристика
преступности мигрантов-иностранцев в республиках Северо-Кавказского федерального округа и её предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. - Грозный, 2020. - 276 с.
12. Миграционная преступность: учебное пособие для вузов / Г.В. Антонов-Романовский, Г.Ф. Коимшиди, Д.К. Чирков, А.А. Литвинов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 227 с.
13. Миграционные процессы и преступность. Система противодействия: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Собольников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 420 с.
14. Савельева О.Ю. Криминология: учеб. метод. Пособие / О.Ю. Савельева. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. - 236 с.
15. Собольников В.В. Миграционные процессы и преступность.
Система противодействия: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - 2 изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 420 с...54