Объект исследования - ООО «Пепсико холдингс» (Московская область, г. Химки).
Основной вид деятельности - производство безалкогольных напитков ароматизированных и/или с добавлением сахара, кроме минеральных вод.
Проведен анализ финансовых показателей за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики 7
1.2 Основные виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности 15
1.3 Законодательная и нормативно-правовая база, определяющая требования к деятельности предприятия на внешнем рынке 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЕПСИКО ХОЛДИНГС» Г. МОСКВА 41
2.1 Общая характеристика ООО «Пепсико холдингс» г. Москва 41
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия на примере ООО «Пепсико холдингс» г. Москва 49
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПЕПСИКО ХОЛДИНГС» Г. МОСКВА 56
3.1 Направления совершенствования внешнеэкономической деятельности ООО «Пепсико холдингс» г. Москва 56
3.2 Совершенствование внешнеэкономической деятельности путем создания отдела таможенного оформления 61
3.3 Совершенствование внешнеэкономической деятельности за счет повышения квалификации персонала ООО «Пепсико холдингс» на рабочих местах 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
В современном мире, где границы между странами и рынками все более размываются, исполнение ВЭД операций становится все более неотъемлемой частью бизнеса любой организации. Целью анализа эффективности ВЭД является определение степени удовлетворения потребностей и достижения поставленных целей посредством реализации международных сделок и торговых операций.
Одной из главных причин, почему анализ эффективности ВЭД организации является актуальной темой, является возможностью для бизнеса развиваться и приспособляться к меняющимся требованиям глобального рынка. В свете постоянно меняющейся геополитической и экономической ситуации, организации сталкиваются с необходимостью принимать стратегические и тактические решения, оптимизировать процессы взаимодействия с иностранными контрагентами, анализировать риски и оценивать возможности для достижения конкурентных преимуществ на внешних рынках.
Кроме того, анализ эффективности ВЭД организации позволяет выявить факторы, определяющие успех или неудачу в данной сфере деятельности. Адекватная оценка эффективности ВЭД позволяет распознать проблемные зоны и слабые места в текущей деятельности организации, что в свою очередь может послужить отправной точкой для разработки и внедрения мер по оптимизации работоспособности и конкурентоспособности.
Однако, рост сложности и изменчивости ВЭД процессов создает необходимость использования специализированных инструментов и методов анализа. Например, изучение показателей эффективности, таких как объемы экспорта и импорта товаров, структура ВЭД операций по категориям товаров и странам, динамика изменения цен или изменение рыночной доли на внешних рынках. Применение таких методов и техник анализа позволяет организациям получить полноценное представление о своих конкурентных преимуществах и недостатках, что актуально и важно для составления долгосрочных стратегий развития и достижения успеха на международной арене.
Выполнение подобного анализа позволяет оптимизировать процессы, выявить слабые места и проблемные зоны, а также принимать взвешенные решения для достижения поставленных целей и повышения эффективности экономической деятельности организации.
Проблемы формирования системы регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации раскрываются в работах Е. Савельева, В. Сиденко, А. Гальчинского, И. Бураковского, А. Гребельника, А. Мокия, А. Филипенко, и проч.; Налоговые аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности - в трудах В. Суторминои, А. Крысоватый, С. Юрия. Кроме того, влияние налоговых стимулов на уровень привлечения прямых иностранных инвестиций исследовали такие зарубежные ученые как Н. Боскина, Д. Хартман, Х. Груберт, Д. Свенсон, Д. Слумрод, Н. Пейн, Д. Хайнс и др. Но в их трудах недостаточно обозначен подход к стимулированию ВЭД экономическими инструментами. Также нет единства мнений среди ученых, относительно роли налоговых стимулов при привлечении прямых иностранных инвестиций.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование внешнеэкономической деятельности предприятия и разработка мероприятий по повышению ее эффективности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи теоретического и практического характера:
− Определить понятие и сущность внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики;
− Рассмотреть основные виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности;
− Изучить законодательную и нормативно-правовую базу, определяющую требования к деятельности предприятия на внешнем рынке;
− Представить общую характеристику ООО «Пепсико холдингс» г. Москва;
− Проанализировать внешнеэкономическую деятельность предприятия на примере ООО «Пепсико холдингс» г. Москва;
− Разработать предложения по совершенствованию внешнеэкономической деятельности предприятия ООО «Пепсико холдингс» г. Москва.
Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность предприятия.
Предметом исследования является анализ внешнеэкономической деятельности предприятия на примере ООО «Пепсико холдингс» г. Москва.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: экономический, метод системного анализа, факторный анализ.
Практическое значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты исследования и разработанные на их основе методические рекомендации помогут обеспечить предприятию переход к новому, более совершенному состоянию.
Во введении к выпускной квалификационной работе обозначены цель и задачи предстоящего исследования, актуальность, объект и предмет исследования.
В первой главе дипломной работы рассматриваются теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия.
Во второй главе проведен комплексный анализ внешнеэкономической деятельности предприятия на примере ООО «Пепсико холдингс» г. Москва.
В третьей главе были разработаны предложения по совершенствованию внешнеэкономической деятельности предприятия ООО «Пепсико холдингс» г. Москва.
В заключении представлены основные выводы выполненного исследования.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного исследования, заключения, списка использованных источников и приложений.
В заключении данной работы можно с уверенностью сказать, что анализ эффективности ВЭД организации является важным и неотъемлемым инструментом для достижения успеха на международном рынке. В ходе исследования были проанализированы различные аспекты ВЭД и их влияние на организацию.
Одной из основных преимуществ использования ВЭД является возможность доступа к новым рынкам и расширение клиентской базы. Ведение ВЭД позволяет компаниям диверсифицировать свою деятельность и увеличивать объемы продаж, что в свою очередь приводит к улучшению финансовых показателей.
Анализ эффективности ВЭД организации также помогает выявить сильные и слабые стороны компании в ее внешнеэкономической деятельности. Это позволяет предпринять соответствующие меры для устранения недостатков и оптимизации работы всяческих звеньев логистической цепи.
Одним из ключевых факторов успеха ВЭД организации является своевременная и качественная информация о рынке, прогнозах спроса и предложения и конкурентной среде. Важно уметь использовать данные анализа рынка для принятия правильных решений в области маркетинга и продаж, что позволит компании быть конкурентоспособной и эффективно работать на международном рынке.
Задача любого торгового предприятия – сделать так, чтобы оно было известно. Это и является целью продвижения товара на рынок. В предлагаемую программу продвижения входит мобильный маркетинг, как одно из новых направлений стимулирования сбыта, в частности это sms- рассылка с информацией об акциях; налаживание связи с потребителями; наружная реклама – размещение информационных щитов на территории города Калуга; полиграфия; реклама на радио и газетах, программы лояльности.
Продвижение - совокупность мероприятий по доведению необходимой информации до целевых рынков с целью побуждения у них ответной реакции. Комплекс продвижения или коммуникаций осуществляется в последовательности: идентифицируется целевая аудитория; определяется её ответная реакция; выбирается содержание и форма обращения; выбираются коммуникационные каналы; проводится обращение; устанавливается обратная связь с целевой аудиторией.
В комплекс продвижения входят следующие инструменты комплекса маркетинга: реклама, пропаганда, личная продажа. Их соотношение и сила воздействия на целевые аудитории зависят от различных факторов внутренней и внешней маркетинговой среды предприятия.
Продвижение должно сформировать у потребителей определенный уровень знаний о продукции ООО «Пепсико холдингс», побудить потребителей обратиться в ООО «Пепсико холдингс», и сделать из потенциальных клиентов постоянных.
Таким образом, проведя расчёт, можно сделать вывод, что данное мероприятие экономически выгодно. Представленный план рекламных мероприятий, способствует более эффективному проведению внешнеэкономической деятельности. Даже при умеренном вложении средств в данные мероприятия, улучшается имидж фирмы, стабилизируется сбыт и, наконец, предприятие имеет дополнительную чистую прибыль в размере 1944282000 руб.
Создание отдела таможенного оформления позволит увеличить, ускорить объем работ, также, что немаловажно, сократить расходы на услуги таможенных представителей и тем самым увеличить прибыль компании.
Затраты на создание отдела таможенного оформления включают такие затраты, как: затраты на мебель, компьютер, техническое оборудование, заработную плату и прочие затраты. Таким образом, на создание и поддержание функционирования отдела на ООО «Пепсико холдингс» планируется совершить расходы в размере – 892,22 тыс. руб., что является незначительной суммой для предприятия такого масштаба.
Таким образом, можно сделать вывод, что данное мероприятие экономически выгодно. Представленный план создания отдела таможенного оформления, способствует более эффективному проведению внешнеэкономической деятельности. Даже при умеренном вложении средств в данное мероприятие, улучшается имидж фирмы, стабилизируется сбыт и, наконец, предприятие имеет дополнительную чистую прибыль в размере 2087876000 руб.
Основным стимулом по совершенствованию мотивации персонала является организация обучения, проведение тренинга по повышению взаимодействия с таможенными органами.
Таким образом, можно сделать вывод, что данное мероприятие экономически выгодно. Обучение на рабочих местах, способствует более эффективному проведению внешнеэкономической деятельности. При умеренном вложении средств в данное мероприятие, улучшается имидж фирмы, стабилизируется сбыт и, наконец, предприятие имеет дополнительную чистую прибыль в размере 2087876000 руб.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. N 31. ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023)// СПС «Консультант Плюс» [электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 24.02.2021 N 20-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс» [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/
5. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022 N 525-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс» [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093
6. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020 N 429-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс» [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7258/
7. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 25.12.2023 N 630-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс» [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/
8. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 29.12.2022 N 620-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс» [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16283/
9. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 11.03.2024 N 45-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс» [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/
10. Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 26.03.2022 N 73-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс» [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23850/
11. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 25.12.2023 N 630-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс» [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995/
12. Абусуфянова, З. Х. Т. Совершенствование методов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности / З. Х. Т. Абусуфянова // Неделя науки-2022 : Сборник материалов 43 итоговой научно-технической конференции преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ДГТУ, посвященной 50-летнему юбилею вуза, Махачкала, 16–21 мая 2022 года. – Махачкала: Типография ФОРМАТ, 2022. – С. 415-416.
13. Авагян, Г. Л. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник/Авагян Г. Л., Вешкин Ю. Г., 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2024. - 704 с.
14. Бакаева, О. Ю. Таможенное право : учебник / отв. ред. О.Ю. Бакаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 592 с.
15. Баринов, В. А. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / В. А. Баринов. - 2-e изд., испр. - Москва : Форум, 2020. - 192 с.
16. Белова Т. В. Оценка экономического взаимодействия внешнеторговых субъектов // Russian Economic Bulletin. - 2022. - № 4. - С. 105–110.
17. Бойко, М. А. Функции внешнеэкономической деятельности предприятия и направления их реализации / М. А. Бойко, Ю. А. Ковалева // Экономика и финансы: актуальные вопросы и современные аспекты : Сборник научных статей III Региональной студенческой научно-практической конференции, Курск, 15–16 апреля 2021 года. – Курск: Курский государственный университет, 2021. – С. 4-8.
18. Бойцова, И. С. Таможенная процедура таможенного транзита, особенности таможенных операций при ее совершении : учебное пособие для вузов / И. С. Бойцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 135 с.
19. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / Е.В. Карпунина, А.Ю. Карпунин, Н.Г. Гаджиев, С.А. Коноваленко. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 265 с.
20. Гасанкадиева, С. М. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий России и ее риски / С. М. Гасанкадиева // Молодые экономисты - будущему России : Сборник научных трудов по материалам ХIV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Ставрополь, 08–09 декабря 2022 года. – Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2022. – С. 202-205.
21. Грибушенкова В. А. Показатели оценки эффективности экспортных операций // Международный академический вестник. - 2020. - № 2(46). - С. 143–146.
22. Грибушенкова, В. А. Экономическая сущность внешнеэкономической деятельности / В. А. Грибушенкова // Международный академический вестник. – 2020. – № 2(46). – С. 147-150.
23. Гринчевская Я. А., Колбацкий Л. В. Факторы и условия развития комплексного анализа внешнеэкономической деятельности предприятия // Актуальные вопросы современной экономики. - 2021. - № 7. - С. 71–78.
24. Гуреева, М. А. Внешнеэкономическая деятельность : учебное пособие / М.А. Гуреева. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023. — 288 с.
25. Джабиев, А. П. Таможенные процедуры : учебник для вузов / А. П. Джабиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 470 с.
26. Еремич Б. В. Подходы к определению понятия внешнеэкономической деятельности // Актуальные вопросы и проблемы развития мировой науки, сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, 30 декабря 2020 г. - 2020. - С. 137-140.
27. Иванов, М. Ю. Внешнеэкономическая деятельность : учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова. — 4-е изд. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2022. — 122 с.
28. Карпунина, Е. В. Анализ внешнеэкономической деятельности / Е. В. Карпунина, А. Ю. Карпунин. – Курск : Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2020. – 191 с.
29. Лымарь И. А., Гаранич Н. В., Инговатова В. А. Основные направления повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. - 2021. - № 4(46). - С. 152–156.
30. Макрусев, В. В. Управление таможенным делом : учебник для вузов / В. В. Макрусев, М. В. Бойкова, Е. О. Любкина ; под общей редакцией В. В. Макрусева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 547 с.
31. Николаева, О. Н. Механизм управления финансовым состоянием предприятия-субъекта внешнеэкономической деятельности / О. Н. Николаева, И. А. Катрич, А. Ю. Асташов // Наука и практика регионов. – 2022. – № 2(27). – С. 45-54.
32. Новикова, С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС : учебник для вузов / С. А. Новикова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 380 с.
33. Овчинникова, А. А. Таможенное регулирование внешнеэкономических сделок / А. А. Овчинникова // Энигма. – 2022. – № 49. – С. 15-24.
34. Позднякова, Л. М. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (российское гражданское и международное частное право) : учебное пособие для бакалавриата / Л.М. Позднякова. — 3-е изд., перераб. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 192 с. -
35. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под редакцией Е. Ф. Прокушева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 479 с.
36. Сберегаев, Н. А. Практикум по внешнеэкономической деятельности предприятий : учебное пособие / Н.А. Сберегаев. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 369 с.
37. Сенотрусова, С. В. Таможенные платежи во внешнеторговых операциях : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 253 с.
38. Сенотрусова, С. В. Таможенное дело : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 258 с.
39. Таможенное право : учебник / под общ. ред. канд. юрид. наук, доц. А.В. Зубача. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 522 с.
40. Толгурова, З. Б. О проблеме толкования термина «внешнеэкономическая деятельность» / З. Б. Толгурова // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых : сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок : в 4 т., Курск, 01 декабря 2022 года. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 275-278.
41. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия : учебник / под ред. И.Н. Иванова. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 394 с.
42. Чиркин, С. А. Экономическая наука о природе и особенностях внешнеэкономической деятельности / С. А. Чиркин // Социально-экономические, историко-правовые, философские концепции современности : Материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 27 октября 2022 года. – СТАВРОПОЛЬ: Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольское издательство "Параграф", 2022. – С. 152-158.
43. Чурсин, А. А. Внешнеэкономическая деятельность организации : учебник / А.А. Чурсин, С.Ю. Муртузалиева. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 332 с.
44. Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа : учебник / А. Д. Шеремет, А. Н. Хорин. — 4-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 389 с.
45. Экономика таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, В. В. Жогличева, Т. С. Кудрявицкая ; под редакцией Г. П. Геращенко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 356 с.