Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №153161

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ 6
1.1. Понятие выразительности чтения 6
1.2. Выразительность чтения в младшем школьном возрасте 11
1.3 Способы и приемы совершенствования выразительности чтения в начальной школе 16
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Диагностическая программа определения актуального уровня
выразительности чтения 24
2.2. Анализ результатов эксперимента 27
2.3. Комплекс внеурочных занятий «Школа юных дикторов» 30
Выводы по Главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 4

общества, средство воспитания личности. Оно несет в себе большой развивающий потенциал, влияя на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащение личностного опыта, интеллекта ребенка [34, 4].
Навык чтения содержит четыре компонента: правильность, осознанность, беглость, выразительность. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого [23, 93]. Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту) [23, 93]. Сознательность чтения в методической литературе последнего времени толкуется как постижение замысла автора, понимание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному [23, 93]. Выразительность - это способность через устную речь передать слушателям о сновную идею произведения и собственное отношение к этому произведению [23, 93].
Актуальность исследования обусловлена тем, что:
1) в Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте второго поколения определены такие требования к предметным результатам освоения «Литературного чтения», как: овладение техникой (навыком) чтения вслух и про себя, умение читать сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы) [51, 12];
2) дети младшего школьного возраста обычно ощущают трудности в выразительном чтении; эти трудности могут быть связаны как с природной робостью и застенчивостью ребёнка, так и с тем, что он просто не обучен приёмам выразительного чтения;
3) методисты уделяют много внимания этой проблеме, но не всегда предложенные пути оказываются эффективными.
Цель исследования - на основании результатов констатирующего эксперимента составить комплекс упражнений, которые будут направлены на совершенствование выразительности чтения.
Объект исследования - процесс совершенствования выразительности чтения у младших школьников.
Предмет исследования - актуальный уровень выразительности чтения у младших школьников.
Задачи исследования:
• Проанализировать литературу по теме исследования и раскрыть понятие “выразительное чтение”.
• Определить особенности проявления выразительности чтения в младшем школьном возрасте.
• Рассмотреть методические приемы, способствующие совершенствованию выразительно сти чтения в начальной школе.
• Определить критерии эмпирического изучения выразительности чтения у младших школьников.
• Провести констатирующий эксперимент по определению актуального уровня и особенностей проявления выразительности чтения во 2 классе.
• Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
• На основании результатов констатирующего эксперимента подобрать материал для комплекса внеурочных занятий по совершенствованию выразительного чтения.
• Разработать комплекс внеурочных занятий «Школа юных дикторов».
Гипотеза исследования: выразительность чтения у младших школьников развита преимущественно на низком уровне, который характеризуется неумением правильно выставлять логические ударения, ошибками в расстановке пауз, неумением контролировать темп речи, нечетким произношением звуков и слов.
Для достижения цели использовались теоретический метод (анализ лингвистический, психологической, методической литературы) и эмпирический метод (констатирующий эксперимент).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАОУ «Гимназия № 13 «Академ» города Красноярска и МБОУ «Туринская средняя школа». В педагогическом эксперименте принимали учащиеся 2 класса в количестве 30 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выразительное чтение - одно из самых эффективных средств, с помощью которого педагог развивает у детей сочувствие при разборе художественного произведения, помогая им не только правильно понять, но и прочувствовать автора, обогатить свои эмоции, уловить суть и идею прочитанного текста.
Вырабатывать навык выразительного чтения у младших школьников - это значит учить отображать в живом слове чувства и мысли, которыми пронизано как художественное произведение, так и читательское восприятие.
Работая над этой темой, мы проанализировали специальную литературу, определили приёмы и способы обучения выразительному чтению, описали практический опыт о бучения, предложили диагно стическую программу изучения актуального уровня выразительности чтения у младших школьников и, пользуясь данной программой, определили актуальный уровень выразительности чтения у второклассников.
В ходе констатирующего эксперимента выразительное чтение младших школьников изучалось по следующим критериям: логическое ударение, темп, тембр, дикция, паузы и мелодика. В исследовании приняли 30 учащихся второго класса, из них 16 девочек и 14 мальчиков.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Проанализировав ошибки, допущенные учащимися при выразительном чтении стихотворения А. Барто “Снегирь”, мы пришли к выводу, что уровень выразительности чтения младших школьников является недо статочным и требуется специальная работа для его повышения. Усилия стоит направить в особенности на развитие дикции, мелодику речи и её эмоциональную сторону.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, нами был разработан комплекс внеурочных з анятий, на котором с помощью разнообразных упражнений и группового проекта по подготовке выпуска новостей из жизни класса мы постараемся повысить уровень выразительного чтения у младших школьников.


1. Алексеева Л.Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.
2. Астафьева О.В. Детская литература. Выразительное чтение: практикум: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб заведений / О.В. Астафьева, Т. В. Рыжкова. - М.: Академия, 2007. - 271 с.
3. Бим-Бад Б.М. и др. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2010. - 528 с.
4. Бородина О.Л. Формирование интонационной стороны речи младших школьников на уроках литературного чтения // Пермский педагогический журнал. - 2012. -№3. -С. 23-27
5. Брызгунова, Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык./ Е.А. Брызгунова. М.: Просвещение, 2007. 145 с.
6. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
7. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе / М.П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева; под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Академия, 2010. - 288с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 536 с.
9. Гавриенко Н.В. Обучение младших школьников выразительности устной речи // Начальная школа. 2008. № 2.
10. Гашкова И. А. журнал «Начальная школа» Издательский дом // «Первое сентября» №1 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://n- shkola.ru/archive/view/228
11. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителем. Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
12. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М.: Просвещение, 1981. - 33 с.
13. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. М.,2008. -320 с.
14. Давлеткулова, Г.Ш. Понятие интонации в лингвистической и методической литературе// Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2011. - №4. - С. 100-103.
15.Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения. - М.: Просвещение, 1972. - 191 с.///...56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ