Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы изучения школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития 7
1.1. Теоретические подходы к изучению школьной тревожности в психологии 7
1.2. Особенности проявления школьной тревожности у учащихся младшего
школьного возраста 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы школьной тревожности у
младших школьников с задержкой психического развития 21
Глава 2. Экспериментальное исследование школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития 28
2.1 Организация, методы и методики исследования 28
2.2Результаты исследования школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития 31
2.3Методические рекомендации по преодолению школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития 39
Выводы по второй главе 45
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время актуальной психолого-педагогической проблемой современной системы образования является проблема школьной тревожности у детей. Для школьников с задержкой психического развития данная проблема особенно актуальна в силу особенностей их эмоционально-волевой сферы. Кроме этого в последние годы отмечается рост числа детей, имеющих задержку психического развития (далее ЗПР). По данным различных исследователей, в популяции детей обнаруживается от 6 до 11% детей с названной патологией разного генеза.
Одним из показателей эмоционально-волевой сферы является проявление тревожности у данной категории детей. Проблема тревожности у таких детей весьма актуальна, так как у них имеются дополнительные предпосылки к выработке данного новообразования личности, например: неустойчивость эмоционально волевой сферы как демонстрация нарушения развития, нередко отрицательные условия семейного воспитания, трудности, которые возникают в процессе учебной деятельности. Как отмечают психологи и дефектологи, вырабатываясь под воздействием неблагоприятных факторов, тревожность у детей и подростков с задержанным развитием будет усиливать дефект, усложнять процесс их интеграции в общество и адаптации к жизни.
За последние десятилетия существенно усилилась заинтересованность российских психологов изучением тревожности и её видов благодаря резким изменениям в жизни общества, порождающими туманность и непредсказуемость будущего и, следовательно, переживания эмоциональной напряженности и тревогу.
Рассмотрению тревожности у учеников посвящается немалое количество работ, как в российской, так и зарубежной психологии. Существенный вклад в исследование данного вопроса внесли такие авторы как Г.Г. Аракелов, Л.С. Выготский, Ю.А. Зайцев, С.О. Кьеркегор, Дж. Локк, А.Р. Мэй, А.М. Прихожан, Б. Спиноза, З. Фрейд. Несмотря на это, тема школьной тревожности в младшем школьном возрасте еще недостаточно разработана как в теоретическом, так и в практическом плане. Особенное беспокойство психологов в последнее время провоцирует процесс становления тревожных состояний в условиях массовой школы. Именно в ней должна быть сосредоточена интеллектуальная, гражданская, культурная и духовная жизнь обучающегося. Результатом такого отрицательного воздействия нередко является нарушение психологического здоровья учеников. Исследование тревожности у детей и подростков (генетический аспект) также носит, обычно, хорошо заметное прикладное, «служебное» направление.
Существенное количество трудов посвящается детям дошкольного возраста (что обуславливается проблемой готовности ребят к школе), исследований тревожности у детей постарше и у подростков явно не хватает. Такое качество как тревожность, зачастую изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Труды, посвященные сравнительной демонстрации тревожности в разные периоды детства, единичны. Все вышеизложенное явилось причиной для того, чтобы выбрать такую тему исследования, как: «Особенности проявление школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития».
Цель нашего исследования - выявить особенности проявления школьной тревожности у младших школьников с ЗПР и предложить методические рекомендации по ее преодолению.
Объект исследования: школьная тревожность у младших школьников с задержкой психического развития .
Предмет исследования: особенности проявления школьной
тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза: младшие школьники с задержкой психического развития имеют повышенный уровень школьной тревожности, проявляющийся в низким уровнем школьной мотивации и высокой степени выраженности психоэмоционального напряжения, обусловленные особенностями эмоционально-волевой сферы данной категории испытуемых.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психологической литературы по проблеме исследования рассмотреть теоретические подходы к проблеме изучения школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития;
2) в результате эмпирического исследования выявить особенности проявления школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития;
3) предложить методические рекомендации по преодолению школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Для реализации комплекса поставленных задач, были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование по методикам: графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой; анкета для
оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н. Лускановой; анкета выявления признаков психического напряжения невротических тенденций Й. Шванцара.
3. В исследование также включены методы количественной качественной обработки данных, интерпретационные методы.
Базой исследования явилась в городе Красноярска МОБУ «СОШ №18». Выборку исследования составили 15 детей. Возраст детей 8-9 лет. Все дети с задержкой психического развития (по заключениям ПМПК).
Этапы работы:
1 этап - выбор темы исследования, сбор и анализ литературных источников по проблеме школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
2 этап - составление диагностической программы по выявлению особенностей проявления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР; проведение констатирующего эксперимента;
3 этап - интерпретация полученных результатов и разработка методических рекомендаций по преодолению школьной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Теоретическая значимость: определяется анализом литературы понятий и особенностей школьной тревожности у младших школьников с ЗПР, что обогащает теоретические вопросы общей и специальной психологии.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам, психологам и родителям при организации психокоррекционной работы, направленной на снижение школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Структура работы. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 55 источников и приложения.
Настоящее исследование посвящено проблеме проявления школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили сделать следующие выводы.
Данная глава посвящена теоретическому обзору проблемы исследования тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
В ходе теоретического анализа специальной литературы, мы пришли к следующим выводам.
1. Теоретический анализ литературы позволил заключить, что тревожность является устойчивой индивидуальной характеристикой, отражающей предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у человека склонности к восприятию достаточно широкого спектра ситуаций в качестве угрожающих, требующих ответа в виде определенной реакции.
2. Школьная тревожность у младших школьников появляется в ухудшении соматического здоровья; нежелании ходить в школу; излишней старательности при выполнении заданий; в отказе от выполнения субъективно невыполнимых заданий; рассеянности; в снижении концентрации внимания на уроках; в страхе опоздать в школу; страхе потерять или испортить школьные принадлежности; противоположная форма проявления школьной тревожности - излишняя старательность детей при выполнении заданий, которая характеризуется многократным переписыванием классных и домашних работ, проведением большого количества времени за домашним заданием, отказом ради этого от прогулок и встреч с друзьями;
3. Школьная тревожность младших школьников с задержкой психического развития является относительно устойчивым образованием; в отличие от нормально развивающихся школьников, у детей с ЗПР отмечается более широкий спектр и частота проявлений данного состояния: отмечается покраснение лица; испарина, взгляд «мимо доски», «мимо учителя», плотно сжатые губы, втягивание головы в плечи школьной тревожности, привставание в момент поднимания руки, напряженное поднятие руки («трясущаяся рука»), покусывание ручки, карандаша, перекладывание предметов по парте, заламывание пальцев, рук, прерывистый голос, плаксивая интонация (вплоть до слез), тихий голос а также вопросительная интонация в утвердительных предложениях.
При проведении эмпирического исследования на базе МОБУ «СОШ №18» в городе Красноярска мы провели диагностику школьной тревожности у 15 младших школьников 8-9 лет с задержкой психического развития.
В ходе проведенной диагностики мы выяснили, что в основном младшие школьники с задержкой психического развития отличаются повышенной школьной тревожностью: они имеют низкую или среднюю учебную мотивацию, походы в школу для многих из них мучительны, как с точки зрения коммуникативных отношений с окружающими, так и с точки зрения процесса обучения, вызывающего у них сильные затруднения. Также эти учащиеся проявляют неуверенность в себе, агрессию, испытывают одиночество и нуждаются в заботе и защите, они сверхчувствительны, легкоранимы, пугливы, боязливы, отличаются подавленностью и угрюмостью. Это обусловлено как внешними факторами (особенности поведения окружающих, межличностные отношения в семье, жилищные условия и пр.), так и внутренними, связанными с задержкой психического развития.
Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования мы пришли к выводу, что особенностями проявления школьной тревожности у младших школьников с ЗПР является низкий уровень школьной мотивации и высокая степень выраженности психоэмоционального напряжения у данной категории испытуемых, что можно, вероятно, объяснить особенностями эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР.
4. На основании подученных данных нами были составлены методические рекомендации по преодолению школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития. Особенно эффективно эффективным методом коррекции на сегодняшний день многими учеными признается арт-терапия, включающая игротерапию, телесно -
ориентированную терапию, сказкотерапию, арт-терапию и музыкотерапию. С учетом данных рекомендаций была разработана также соответствующая коррекционно-развивающая программа.
Таким образом, в ходе последовательного решения были раскрыты все задачи, доказана гипотеза и достигнута цель исследования .
1. Барадышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Барадышевская, В.В. Лебединский. - Психология, 2003
2. Блинов, О. А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы / О. А. Блинов // Психол. журнал. - 1998.
• № 3.
3. Бобрик, Ю.В. Медицинские и педагогические аспекты школьной тревожности у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Ю.В. Бобрик, Д.Э. Науменко // Таврический журнал психиатрии.
• 2015. №2 (71). - C.31-35. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskie-i-pedagogicheskie-aspekty- shkolnoy-trevozhnosti-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 11.05.2020).
4. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 306 с.
5. Винницкий, И. Заговор чувств, или русская история на «эмоциональном повороте». Обзор работ по истории эмоций / И. Винницкий // НЛО, 2012.
• С.117.
6. Гарбузов, В.И. Нервные и трудные дети / М. В. Депенчук. - Москва: АСТ; СПб: Астрель. - СПб, 2006. - 351 с.
7. Дагностика психического развития / Йозеф Шванцара. - Прага : Авиценум, 1978. - 388 с.
8. Джерри Уайлд. Терапия гнева, тревоги и депрессии у детей и подростков. Когнитивно - бихевиоральный подход / У. Джерри. - МОДЭК, 2013. - 192 с.
9. Залесский, М.Л. Состояние проблемы здоровья школьников [электронный
ресурс] / М.Л. Залесский. - URL: Режим доступа:
http:// superinf.ru/view_helpstud.php?id=3 312
10. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / А.И. Захаров. - КАРО, 2006. - 672 с.
11. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
12. Имамбекова, Г.С. Типология эмоциональных нарушений [электронный
ресурс] / Г.С. Имамбекова, А.Х. Ивченко. - URL:
http://www.rusnauka.com/15_NPN_2013/Psihologia/8_139291.doc.htm
13. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 349 с.
14. Капрара Д., Сервон Д. Психология личности [электронный ресурс]. Режим доступа: http ://bookap. info/genpsy/kaprara_psihologiya_lichnosti/gl26. shtm
15. Коротовских Т.В. Основные направления коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития / Т.В. Коротовских // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - №18. - С. 75-80....53