Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятия «умение» и «коммуникативные умение» в психолого - педагогической литературе 6
1.2. Особенности коммуникативных умений в младшем школьном возрас- рас
те 13
1.3. Игровые задания и упражнения как способ развития коммуникативных
умений у младших школьников 27
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Констатирующий эксперимент 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3. Комплекс игровых заданий и упражнений ,направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников 43
Выводы по 2 главе 46
Заключение 47
Список литературы 48
Приложение 55
Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, коммуникативные умения приобретает особую значимость.
Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л. С Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л. С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач общеобразовательных учреждений, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависят от уровня, коммуникативных, умений субъектов общения.
Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований последних, десятилетий (1980-2007), среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В Касаткиной, Р.В.Овчаровой, и др. В качестве основных средств формирования данных умений младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно, применены в учебной, деятельности.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью, психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся,, методах психологопедагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативных умений, влияющих не только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования послужили поводом для выбора темы нашего исследования.
Тема: «Особенности развития коммуникативных умений у младших школьников с использованием игровых заданий и упражнений».
Цель исследования: изучить особенности формирования коммуникативных умений учащихся начальной школы.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений младших школьников.
Предмет исследования: использование игровых заданий на занятиях с младшими школьниками как средство развития коммуникативных умений.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: использование игровых заданий направленных на развитие умение задавать вопросы, умение взаимного контроля, умением договариваться, будут способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников. Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ исследуемой проблемы;
2. Показать её современное состояние в теории и практике;
3. Определить актуальный уровень сформированное™ коммуникативных умений у учащихся младшего школьного возраста;
4. Подобрать игры и упражнения для формирование коммуникативных умений у учащихся начальной школы;
5. Составить программу занятий, направленную на формирование коммуникативных умений у учащихся начальной школы.
Методы исследования:
1. Анализ педагогических и психологических источников по проблеме исследования;
2. Тестирование;
3. Наблюдение.
База исследования: МКОУ Пинчугской СОШ и МКОУ Богучанской СОШ. В исследовании принимали участие младшие школьники, в количестве 32 человек. Группа А (16 человек) и группа Б (16 человек), в возрасте 8-9 лет.
Коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.
В нашей работе мы провели теоретический анализ проблемы коммуникативных умений. Поскольку формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем.
Также раскрыли коммуникативные умения младших школьников. Все это позволяет говорить о качественной перестройке отношения к сверстнику. Суть этой перестройки заключается в том, что ребенок начинает относиться к себе через другого ребёнка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. В ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.
Изучив уровень сформированное™ коммуникативных УУД, мы доказали, что средний уровнь сформированности коммуникативных умений преобладают над высоким уровнем. Следовательно, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась.
1. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. Стр. 34
2. Алавидзе, Т. А. Социальная психология в современном мире. - М. ,
2002.
3. Алавидзе, Т. А. Социальная психология в современном мире / Т. А. АлавидзеМ : Владос, 2002. 39с, 41с, 42с, 49с.
4. Андреева, Г.М Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений/ Г.М. Андреева-М.: Аспект Пресс, 2006. 67с. 74с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] - М., 2006.
6. Андриенко Е. В.Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко, под ред. В. А. Сластёнина.
- 2-е изд., доп. - М.: Академия, 2003. 82с, 98с, 324с,
7. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004 .-264 с.
8. Аргинская, И.И. Дмитриева Н.Я.и др. Обучаем по системе Л.В. Занков. Первый год обучения. - М.: Просвещение, 1993. с. 175, с.133
9. Артеменко О.Н. Взаимо обусловленость и взаимовлияние в развитии психических процессов и познавательной активности младших школьников // Вестник Московского университета МВД России. // М.: Изд - во Юнити-Дана - № 6, 2009. - 200 с.
10. Артеменко О.Н. Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников // Сибирский педагогический журнал. // Новосибирск: Изд - во НГПУ - № 7, 2009. - 399 с.
11. Артеменко О.Н. Теоретико-научный анализ организации учебной деятельности и усвоения основных предметных знаний младшими школьниками // Сибирский педагогический журнал. // Новосибирск: Изд - во НГПУ - № 1, 2010. - 394 с.
12. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983. С. 289, с. 356 с.
13. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] : избранные психологические труды. - М., 2002.
14. Бодалев, А. А. Психология общения: Избранные психологические труды/ А. А. Бодалев; Рос. акад. образования. ... - М : Педагогика, 2002 - 116 с.
15. Бориснёв, С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003....51