Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития навыков сотрудничества младших школьников в процессе обучения

Работа №153145

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Психолого-педагогические основы организации сотрудничества
младших школьников в процессе обучения 7
1.1. Сущность понятия «учебное сотрудничество» 11
1.2. Роль сотрудничества младших школьников со сверстниками в
формировании учебной деятельности ребенка 16
1.3. Особенности учебного сотрудничества в обучении младших школьников
19
1.4. Формы организации учебного сотрудничества младших
школьников 26
Вывода по Главе 1 30
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению актуального состояния навыков учебного сотрудничества младших школьников 31
2.1. Исследование актуального состояния навыков учебного сотрудничества
младших школьников 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3. Рекомендации для учителя по организации учебного сотрудничества
младших школьников 41
Выводы по главе II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

На сегодняшний день российское образование сформировано на идеях отечественных педагогов и психологов, таких как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др., создателя народной педагогики А.В. Сухомлинского, теоретика и практика воспитания в коллективе А.С. Макаренко и д.р.
В Федеральном государственном стандарте заложены требования к освоению основной образовательной программы начального общего образования, к которым относятся развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Таким образом, сотрудничество выступает как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Педагогика сотрудничества стала платформой для творческого развития педагогов, подготовила базу для деятельности экспериментальных образовательных учреждений.
Наше исследование направлено на разработку технологии формирования навыков учебного сотрудничества со сверстниками, основой которых составляет развитие коммуникативных учебных универсальных действий.
Ярким явлением современного образования можно считать распространение идей развивающего обучения. Развивающие образовательные программы реализуются во многих школах, лицеях, гимназиях, такие как системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, Л.В. Занкова и т.д.
Обучение, по утверждению Л.С. Выготского, становится развивающим тогда, когда развитие организовано правильно и обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Данное обучение ориентировано на потенциальные возможности ученика, при нем становится возможным реализовывать те действия в совместной деятельности, которые ребенок бы не выполнил самостоятельно. Таким образом, дадим определение развивающему обучению - как качественно новое обучение, реализующееся через образовательные программы с применением новых технологий, целью которого выступает развитие личности в процессе обучения. Реализуемые в них разные подходы к развитию ребёнка в процессе обучения основывается на общих теоретических позициях - на идеях культурно-исторической теории Л.В. Выготского.
Развивающее обучение строиться на идеях педагогики сотрудничества.
Ведущей формой организации учащихся в развивающем обучении становится групповая (коллективная форма) форма работы. Проблемой организации сотрудничества со сверстниками занимались такие ученые, как Г.А. Цукерман, Рубцов В.В., Дьяченко В.К., Волков К.Н. Анализ состояния проблемы организации сотрудничества со сверстниками позволил выявить ряд трудностей: для того чтобы организовать формы коллективной, групповой работы учителю требуется немалые усилия и затрат; чтобы избежать множество проблем при организации такой работы, она должна быть хорошо продумана, так как неправильный состав групп не приведет к желаемому результату, а сделает работу трудной и эмоционально сложной. Иногда такая работа проходит даже драматично, поскольку всегда в коллективе есть дети, которые хотят работать индивидуально, или не хотят работать с определенными детьми, поэтому таким детям необходимы условия для комфортной работы.
В связи с этим появляется потребность в правильной организации групповых, коллективных форм обучения, предполагающую в арсенале учителя определенных методов и приемов для осуществления групповых (коллективных), индивидуально-парных форм работ. Рассмотренные выше трудности позволяют определить проблему исследования: каковы
педагогические условия для формирования навыков учебного сотрудничества со сверстниками.
Объект исследования: процесс формирования навыков учебного
сотрудничества младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние навыков учебного
сотрудничества младших школьников.
Цель исследования: выявить актуальный уровень сформированности навыков учебного сотрудничества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы на предмет описания учебного сотрудничества младших школьников.
2. Разработать диагностическую программу исследования.
3. Провести констатирующий эксперимент.
4. Проанализировать результаты исследования.
5. Разработать рекомендации для учителя по организации учебного сотрудничества.
Гипотеза исследования: мы исходим из предложения того, что навыки учебного сотрудничества преобладают в основном на низком и среднем уровне: по критерию умения договориться - на среднем уровне, по критерию учет позиции собеседника на низком уровне и по критерию взаимный контроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания - на низком уровне.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, практические - эксперимент.
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя школа № 156» г. Красноярска. В исследовании принимали участие обучающиеся 2 «Д» класса в составе 24 человек. Данный класс обучается по программе «Школа России».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа психолого-педагогической литературы, мы определили ведущие теоретические положения по проблеме формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников.
Федеральный государственный стандарт устанавливает
метапредметные требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Устанавливаемые результаты стандартом второго поколения полностью реализуются в педагогике сотрудничества путем формирования коммуникативных учебных действий.
Работы Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой доказывают эффективность и важность сотрудничества со сверстниками.
Учителям необходимо проводит систематическую, целенаправленную работу по формированию навыков учебного сотрудничества со сверстниками, которая приводит к более качественному усвоению учебного материала, помогает лучше понять его суть, позволяет проговорить прочитанное, выразить мысли вслух, что способствует осознанному восприятию информации.
Проблемой формирования навыков учебного сотрудничества занимались такие ученые, как Г.А. Цукерман, В.П. Чередов, В.В. Рубцов, В.К. Дьяченко, В.И. Слабодчиков.
Практическим этапом нашей работы было проведение констатирующего эксперимента. Мы выделили критерии сформированности навыков учебного сотрудничества младших школьников, опираясь на работы психологов и педагогов. Для диагностики сформированности навыков учебного сотрудничества младших школьников были описаны и апробированы методики. В результате проведенного эксперимента мы пришли к выводу, что по критерию умения договориться с партнером преобладает средний уровень, низкий уровень выявлен у 6 человек 2 «Д» класса. По критерию умения учитывать позицию другого человека преобладает низкий уровень, средний уровень продемонстрировали 9 человек 2 «Д» класса, что говорит о том, что критерий не сформирован, и необходимо проводит работу над данным критерием. По критерию взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания преобладает низкий уровень у двух групп, выполнявших задание, а также преобладает средний уровень у двух групп 2 «Д» класса, что свидетельствует о необходимости проводить работу над развитием навыков сотрудничества со сверстниками.
После изучения актуального уровня сформированности навыков учебного сотрудничества в процессе обучения мы разработали рекомендации для педагогов начальных классов, направленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий и повышения актуального уровня навыков сотрудничества младших школьников.
Таким образом, мы может сказать, что поставленные задачи нашей работы были решены, а цель достигнута.
Наша работа может быть использована учителями начальных классов, для формирования и повышения уровня навыков учебного сотрудничества.


1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли". - М.: "Просвещение" - 2011. - С.152.
3. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ /Педагогика М.: 2009. №4. С18-22.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, - М., 2011. - С. 152-164.
5. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. Книга 2. Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2011. - 160 с.
6. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. - М.: Издательский центр «Владос», 2001. - 176 с.
7. Битянова М. Р. Организация психологической реаботы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2016. — 298 с.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - 2012 Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2012. - 349 с. - (Психологи Отечества: избр. психол. тр.: В 70 т.). - Библиогр.: с. 342-348.
9. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа, 2011. - С. 53-56.
10. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.:Академия, 2010. - 338 с.
11. Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. - М.: Просвещение,
1981. - 128 с.
12. Волков В. С. Психология младшего школьника: Практикум: (библиотека детского психолога), 2015. - 272с.
13. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2013. - 460 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология: Собрание сочинений / Л.С. Выготский, В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 671 с.
15. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий //
Культурно-историческая психология - 2017. Том 6 - № 3. - С. 111-114....46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ