ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
САМОРЕГУЛЯЦИИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ 3
1.1. Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Учебная мотивация подростков: понятие, виды мотивов 14
1.3. Саморегуляция подростков: понятие, компоненты, виды 20
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОРЕГУЛЯЦИИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ 30
1.1. Организация и методы исследования 30
1.2. Результаты исследования взаимосвязи саморегуляции и учебной
мотивации подростков 36
1.3. Психолого-педагогические рекомендации по повышению учебной
мотивации и саморегуляции подростков 36
Выводы по Главе II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
САМОРЕГУЛЯЦИИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ 3
1.1. Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Учебная мотивация подростков: понятие, виды мотивов 14
1.3. Саморегуляция подростков: понятие, компоненты, виды 20
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОРЕГУЛЯЦИИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ 30
1.1. Организация и методы исследования 30
1.2. Результаты исследования взаимосвязи саморегуляции и учебной
мотивации подростков 36
1.3. Психолого-педагогические рекомендации по повышению учебной
мотивации и саморегуляции подростков 36
Выводы по Главе II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Обращаясь к Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации, а именно к задачам психологической службы по сохранению здоровья и психологической поддержки обучающихся, мы видим, что одной из задач является: «формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний, стрессоустойчивости, эффективных стратегий совладания с трудными ситуациями, страхами, тревожностью» [42]. Изучив цели и задачи Концепции развития психологической службы, мы пришли к выводу о том, что развитие саморегуляции и учебной мотивации особенно необходимо осуществлять в подростковом возрасте.
Актуальность исследования взаимосвязи саморегуляции и учебной мотивации подростков очевидна в современном образовательном контексте. Подростки находятся в периоде активного формирования своих личностных качеств и становления профессиональных интересов, что делает изучение взаимосвязи между саморегуляцией и учебной мотивацией одной из самых актуальных тем современного этапа развития психологии.
Учебная мотивация имеет центральное значение для достижения успеха в учебе. Подростки, обладающие сильной учебной мотивацией, более склонны к активному изучению материала, решению задач и достижению высоких результатов. Учебная мотивация также связана с высокими показателями самодисциплины, целеустремленности и уверенности в своих силах. Однако, в подростковом возрасте уровень учебной мотивации снижается, так как ведущим видом деятельности у подростков становится интимно-личностное общение. Подростки в этот период жизни больше ориентированы на развитие межличностных отношений и на фоне этого, уровень учебной мотивации может снизиться.
Кроме того, развитие у подростков навыков саморегуляции играет важную роль в организации учебного процесса. Способность контролировать свои эмоции, управлять своими мыслями и поведением, а также планировать свои учебные действия имеет высокое влияние на успешность в учебе. Подростки, обладающие навыками саморегуляции, могут более эффективно организовывать свое время, уделять достаточное внимание учебным заданиям, адекватно реагировать на трудности и стрессовые ситуации, что способствует их успеху в учебе и повышает уровень удовлетворения учебным процессом [45].
Существуют различные подходы к пониманию процесса саморегуляции и учебной мотивации. Изучением проблемы учебной мотивации и саморегуляции занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, И.С. Кон, А.С. Макаренко, А.К. Осницкий, В.И. Моросанова, И.В. Дубровина, О.А. Конопкин и другие.
Саморегуляция представляет собой способность контролировать свои мысли, эмоции и поведение в целях достижения поставленных целей. Учебная мотивация, в свою очередь, определяет стремление к достижению образовательных целей. Исследование В.И. Моросановой, Т.Г. Фоминой и М.Л. Ованесбековой показывает, что уровень саморегуляции подростков коррелирует с их учебной мотивацией: подростки с высоким уровнем саморегуляции чаще проявляют усердие и усилия в учебной деятельности, тогда как у подростков с низким уровнем саморегуляции, скорее всего, наблюдается недостаток мотивации к обучению [34].
Проведенное нами исследование также имеет практическое значение для педагогов и родителей. Понимание того, какие аспекты саморегуляции влияют на учебную мотивацию, позволит разработать психолого¬педагогические рекомендации по развитию учебной мотивации и саморегуляции у подростков.
Цель исследования: выявить взаимосвязь саморегуляции и учебной мотивации подростков.
Объект исследования: учебная мотивация.
Предмет исследования: взаимосвязь саморегуляции и учебной мотивации подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между саморегуляцией и учебной мотивацией подростков, а именно: чем выше саморегуляция, тем выше учебная мотивация подростков и наоборот.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие мотивации в психологии.
2. Проанализировать понятие учебной мотивации.
3. Рассмотреть понятие саморегуляции и ее показатели.
4. Определить уровень саморегуляции и учебной мотивации подростков.
5. Составить психолого-педагогические рекомендации по повышению учебной мотивации и саморегуляции подростков.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: опрос, тестирование.
Методы математической статистики: t-Спирмен.
Методики исследования:
1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой).
2. Опросник Стиль саморегуляции поведения (В.И. Моросанова).
База исследования: МБОУ СОШ №ХХ города Красноярск.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении взаимосвязи саморегуляции и учебной мотивации подростков. Данные нашего исследования могут использоваться для дальнейших научных изысканий по данной теме.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей обучающихся подросткового возраста по повышению уровня учебной мотивации.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 Глав, заключения, списка литературы в количестве 56 источников. Текст изложен на 66 страницах, включает 1 Таблицу, 3 Рисунка, 4 приложения. В 1 Главе описаны особенности учебной мотивации и саморегуляции подростков, во 2 Главе описано исследование взаимосвязи учебной мотивации и саморегуляции подростков.
Актуальность исследования взаимосвязи саморегуляции и учебной мотивации подростков очевидна в современном образовательном контексте. Подростки находятся в периоде активного формирования своих личностных качеств и становления профессиональных интересов, что делает изучение взаимосвязи между саморегуляцией и учебной мотивацией одной из самых актуальных тем современного этапа развития психологии.
Учебная мотивация имеет центральное значение для достижения успеха в учебе. Подростки, обладающие сильной учебной мотивацией, более склонны к активному изучению материала, решению задач и достижению высоких результатов. Учебная мотивация также связана с высокими показателями самодисциплины, целеустремленности и уверенности в своих силах. Однако, в подростковом возрасте уровень учебной мотивации снижается, так как ведущим видом деятельности у подростков становится интимно-личностное общение. Подростки в этот период жизни больше ориентированы на развитие межличностных отношений и на фоне этого, уровень учебной мотивации может снизиться.
Кроме того, развитие у подростков навыков саморегуляции играет важную роль в организации учебного процесса. Способность контролировать свои эмоции, управлять своими мыслями и поведением, а также планировать свои учебные действия имеет высокое влияние на успешность в учебе. Подростки, обладающие навыками саморегуляции, могут более эффективно организовывать свое время, уделять достаточное внимание учебным заданиям, адекватно реагировать на трудности и стрессовые ситуации, что способствует их успеху в учебе и повышает уровень удовлетворения учебным процессом [45].
Существуют различные подходы к пониманию процесса саморегуляции и учебной мотивации. Изучением проблемы учебной мотивации и саморегуляции занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, И.С. Кон, А.С. Макаренко, А.К. Осницкий, В.И. Моросанова, И.В. Дубровина, О.А. Конопкин и другие.
Саморегуляция представляет собой способность контролировать свои мысли, эмоции и поведение в целях достижения поставленных целей. Учебная мотивация, в свою очередь, определяет стремление к достижению образовательных целей. Исследование В.И. Моросановой, Т.Г. Фоминой и М.Л. Ованесбековой показывает, что уровень саморегуляции подростков коррелирует с их учебной мотивацией: подростки с высоким уровнем саморегуляции чаще проявляют усердие и усилия в учебной деятельности, тогда как у подростков с низким уровнем саморегуляции, скорее всего, наблюдается недостаток мотивации к обучению [34].
Проведенное нами исследование также имеет практическое значение для педагогов и родителей. Понимание того, какие аспекты саморегуляции влияют на учебную мотивацию, позволит разработать психолого¬педагогические рекомендации по развитию учебной мотивации и саморегуляции у подростков.
Цель исследования: выявить взаимосвязь саморегуляции и учебной мотивации подростков.
Объект исследования: учебная мотивация.
Предмет исследования: взаимосвязь саморегуляции и учебной мотивации подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между саморегуляцией и учебной мотивацией подростков, а именно: чем выше саморегуляция, тем выше учебная мотивация подростков и наоборот.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие мотивации в психологии.
2. Проанализировать понятие учебной мотивации.
3. Рассмотреть понятие саморегуляции и ее показатели.
4. Определить уровень саморегуляции и учебной мотивации подростков.
5. Составить психолого-педагогические рекомендации по повышению учебной мотивации и саморегуляции подростков.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: опрос, тестирование.
Методы математической статистики: t-Спирмен.
Методики исследования:
1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой).
2. Опросник Стиль саморегуляции поведения (В.И. Моросанова).
База исследования: МБОУ СОШ №ХХ города Красноярск.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении взаимосвязи саморегуляции и учебной мотивации подростков. Данные нашего исследования могут использоваться для дальнейших научных изысканий по данной теме.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей обучающихся подросткового возраста по повышению уровня учебной мотивации.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 Глав, заключения, списка литературы в количестве 56 источников. Текст изложен на 66 страницах, включает 1 Таблицу, 3 Рисунка, 4 приложения. В 1 Главе описаны особенности учебной мотивации и саморегуляции подростков, во 2 Главе описано исследование взаимосвязи учебной мотивации и саморегуляции подростков.
В ходе работы были рассмотрены понятия учебной мотивации и саморегуляции. А.К. Маркова определяет учебную мотивацию как «новое явление в психическом развитии школьников, возникающее в процессе активной учебной деятельности учащихся»
Мотивация для обучения имеет несколько уникальных факторов, отличных от других видов мотивации. Одним из таких факторов является система образования и учебных заведений, которая имеет большое влияние на образовательную мотивацию. Вторым фактором, влияющим на учебную мотивацию, является организация образовательного процесса. В качестве третьего фактора можно выделить индивидуальные особенности ученика, такие как возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень амбиций, самооценка и др. Кроме того, педагог и его личностные особенности, система его отношений с учениками и специфика преподаваемого предмета также оказывают влияние на учебную мотивацию.
Внутренние мотивы связаны с познавательными потребностями учащегося, желанием учиться и реализовывать свой потенциал. Внутренняя мотивация проявляется в активности и удовлетворении при учебной деятельности. Внешние мотивы характеризуются тем, что учебный материал не является целью сам по себе, но служит средством для достижения других целей, таких как получение оценки, удовлетворение требований учителя или родителей, похвала или признание от сверстников. Ученик с внешней мотивацией может проявлять пассивность и отчуждение от учебного процесса. Вне зависимости от того, внутренняя или внешняя мотивация у ученика, это всегда является внутренней частью личности человека как субъекта обучения.
Касательно понятия саморегуляции мы будем придерживаться определения В.И. Моросановой, которая определяет саморегуляцию как внутреннюю целенаправленную активность личности, которая реализуется за счет комплексного участия разных уровней психики.
В практической Главе было проведено исследование, в котором участвовало 25 обучающихся подросткового возраста. Для изучения уровня учебной мотивации и саморегуляции были использованы следующие методики: методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой); опросник (Стиль саморегуляции поведения - В.И. Моросанова).
Результаты исследования показали, что у большинства респондентов преобладает средний уровень учебной мотивации, а это 60%. При данном уровне характерен несколько сниженный интерес к учебному процессу, что проявляется в средней активности на занятиях и пассивностью при изучении дисциплин.
Согласно данным средний уровень у большинства респондентов, у 44%. Часто испытывают сложности с определением своих целей и планированием деятельности. Это может быть связано с недостаточной осознанностью и устойчивостью в постановке целей. Такие люди часто предпочитают менее структурированные формы постановки задач, что может приводить к трудностям в самоорганизации.
Результаты анализа шкал показали, что самые высокие результаты, что большинство подростков имеют средний уровень по всем шкалам. Самые высокие показатели в шкалах «планирование» и «оценивание результатов», такие обучающиеся склонны иметь реалистичный план действий с иерархичными целями и имеют адекватную самооценку, устоявшиеся и устойчивые субъективные критерии оценки успешности достижения результатов. Самые низкие показатели в шкалах «моделирование» и программирование». Подростки с низким уровнем по этим показателям не способны в полной мере оценить внутренние и внешние условия ситуации. для них характерно действовать импульсивно вместо того, чтобы планировать свои действия. Часто полученных такими субъектами результатов недостаточно для достижения целей, но они не учитывают свои ошибки для совершенствования плана.
Также были получены результаты с помощью метода ранговой корреляции, для изучения данного аспекта был использован критерий rsСпирмена, который подтвердил взаимосвязь таких компонентов, как учебная мотивация и саморегуляция.
В ходе работы были разработаны рекомендации для субъектов образовательного процесса, а именно для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся, рекомендации были составлены исходя из теоретических изысканий и полученных результатов исследования. Целью, которых является развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся подросткового возраста в сфере учебной мотивации.
Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза исследования была подтверждена.
Мотивация для обучения имеет несколько уникальных факторов, отличных от других видов мотивации. Одним из таких факторов является система образования и учебных заведений, которая имеет большое влияние на образовательную мотивацию. Вторым фактором, влияющим на учебную мотивацию, является организация образовательного процесса. В качестве третьего фактора можно выделить индивидуальные особенности ученика, такие как возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень амбиций, самооценка и др. Кроме того, педагог и его личностные особенности, система его отношений с учениками и специфика преподаваемого предмета также оказывают влияние на учебную мотивацию.
Внутренние мотивы связаны с познавательными потребностями учащегося, желанием учиться и реализовывать свой потенциал. Внутренняя мотивация проявляется в активности и удовлетворении при учебной деятельности. Внешние мотивы характеризуются тем, что учебный материал не является целью сам по себе, но служит средством для достижения других целей, таких как получение оценки, удовлетворение требований учителя или родителей, похвала или признание от сверстников. Ученик с внешней мотивацией может проявлять пассивность и отчуждение от учебного процесса. Вне зависимости от того, внутренняя или внешняя мотивация у ученика, это всегда является внутренней частью личности человека как субъекта обучения.
Касательно понятия саморегуляции мы будем придерживаться определения В.И. Моросановой, которая определяет саморегуляцию как внутреннюю целенаправленную активность личности, которая реализуется за счет комплексного участия разных уровней психики.
В практической Главе было проведено исследование, в котором участвовало 25 обучающихся подросткового возраста. Для изучения уровня учебной мотивации и саморегуляции были использованы следующие методики: методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой); опросник (Стиль саморегуляции поведения - В.И. Моросанова).
Результаты исследования показали, что у большинства респондентов преобладает средний уровень учебной мотивации, а это 60%. При данном уровне характерен несколько сниженный интерес к учебному процессу, что проявляется в средней активности на занятиях и пассивностью при изучении дисциплин.
Согласно данным средний уровень у большинства респондентов, у 44%. Часто испытывают сложности с определением своих целей и планированием деятельности. Это может быть связано с недостаточной осознанностью и устойчивостью в постановке целей. Такие люди часто предпочитают менее структурированные формы постановки задач, что может приводить к трудностям в самоорганизации.
Результаты анализа шкал показали, что самые высокие результаты, что большинство подростков имеют средний уровень по всем шкалам. Самые высокие показатели в шкалах «планирование» и «оценивание результатов», такие обучающиеся склонны иметь реалистичный план действий с иерархичными целями и имеют адекватную самооценку, устоявшиеся и устойчивые субъективные критерии оценки успешности достижения результатов. Самые низкие показатели в шкалах «моделирование» и программирование». Подростки с низким уровнем по этим показателям не способны в полной мере оценить внутренние и внешние условия ситуации. для них характерно действовать импульсивно вместо того, чтобы планировать свои действия. Часто полученных такими субъектами результатов недостаточно для достижения целей, но они не учитывают свои ошибки для совершенствования плана.
Также были получены результаты с помощью метода ранговой корреляции, для изучения данного аспекта был использован критерий rsСпирмена, который подтвердил взаимосвязь таких компонентов, как учебная мотивация и саморегуляция.
В ходе работы были разработаны рекомендации для субъектов образовательного процесса, а именно для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся, рекомендации были составлены исходя из теоретических изысканий и полученных результатов исследования. Целью, которых является развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся подросткового возраста в сфере учебной мотивации.
Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза исследования была подтверждена.
Подобные работы
- Взаимосвязь между учебной мотивацией и профессиональной направленностью у старших подростков и юношей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Учебная мотивация младших школьников в связи с
успеваемостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И АКЦЕНТУАЦИЙ
ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Управление мотивацией учебной деятельности студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - СВЯЗЬ СТИЛЯ АТРИБУЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ, ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К
ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016



