ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
САМОРЕГУЛЯЦИИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ 3
1.1. Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Учебная мотивация подростков: понятие, виды мотивов 14
1.3. Саморегуляция подростков: понятие, компоненты, виды 20
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОРЕГУЛЯЦИИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ 30
1.1. Организация и методы исследования 30
1.2. Результаты исследования взаимосвязи саморегуляции и учебной
мотивации подростков 36
1.3. Психолого-педагогические рекомендации по повышению учебной
мотивации и саморегуляции подростков 36
Выводы по Главе II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Обращаясь к Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации, а именно к задачам психологической службы по сохранению здоровья и психологической поддержки обучающихся, мы видим, что одной из задач является: «формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний, стрессоустойчивости, эффективных стратегий совладания с трудными ситуациями, страхами, тревожностью» [42]. Изучив цели и задачи Концепции развития психологической службы, мы пришли к выводу о том, что развитие саморегуляции и учебной мотивации особенно необходимо осуществлять в подростковом возрасте.
Актуальность исследования взаимосвязи саморегуляции и учебной мотивации подростков очевидна в современном образовательном контексте. Подростки находятся в периоде активного формирования своих личностных качеств и становления профессиональных интересов, что делает изучение взаимосвязи между саморегуляцией и учебной мотивацией одной из самых актуальных тем современного этапа развития психологии.
Учебная мотивация имеет центральное значение для достижения успеха в учебе. Подростки, обладающие сильной учебной мотивацией, более склонны к активному изучению материала, решению задач и достижению высоких результатов. Учебная мотивация также связана с высокими показателями самодисциплины, целеустремленности и уверенности в своих силах. Однако, в подростковом возрасте уровень учебной мотивации снижается, так как ведущим видом деятельности у подростков становится интимно-личностное общение. Подростки в этот период жизни больше ориентированы на развитие межличностных отношений и на фоне этого, уровень учебной мотивации может снизиться.
Кроме того, развитие у подростков навыков саморегуляции играет важную роль в организации учебного процесса. Способность контролировать свои эмоции, управлять своими мыслями и поведением, а также планировать свои учебные действия имеет высокое влияние на успешность в учебе. Подростки, обладающие навыками саморегуляции, могут более эффективно организовывать свое время, уделять достаточное внимание учебным заданиям, адекватно реагировать на трудности и стрессовые ситуации, что способствует их успеху в учебе и повышает уровень удовлетворения учебным процессом [45].
Существуют различные подходы к пониманию процесса саморегуляции и учебной мотивации. Изучением проблемы учебной мотивации и саморегуляции занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, И.С. Кон, А.С. Макаренко, А.К. Осницкий, В.И. Моросанова, И.В. Дубровина, О.А. Конопкин и другие.
Саморегуляция представляет собой способность контролировать свои мысли, эмоции и поведение в целях достижения поставленных целей. Учебная мотивация, в свою очередь, определяет стремление к достижению образовательных целей. Исследование В.И. Моросановой, Т.Г. Фоминой и М.Л. Ованесбековой показывает, что уровень саморегуляции подростков коррелирует с их учебной мотивацией: подростки с высоким уровнем саморегуляции чаще проявляют усердие и усилия в учебной деятельности, тогда как у подростков с низким уровнем саморегуляции, скорее всего, наблюдается недостаток мотивации к обучению [34].
Проведенное нами исследование также имеет практическое значение для педагогов и родителей. Понимание того, какие аспекты саморегуляции влияют на учебную мотивацию, позволит разработать психолого¬педагогические рекомендации по развитию учебной мотивации и саморегуляции у подростков.
Цель исследования: выявить взаимосвязь саморегуляции и учебной мотивации подростков.
Объект исследования: учебная мотивация.
Предмет исследования: взаимосвязь саморегуляции и учебной мотивации подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между саморегуляцией и учебной мотивацией подростков, а именно: чем выше саморегуляция, тем выше учебная мотивация подростков и наоборот.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие мотивации в психологии.
2. Проанализировать понятие учебной мотивации.
3. Рассмотреть понятие саморегуляции и ее показатели.
4. Определить уровень саморегуляции и учебной мотивации подростков.
5. Составить психолого-педагогические рекомендации по повышению учебной мотивации и саморегуляции подростков.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: опрос, тестирование.
Методы математической статистики: t-Спирмен.
Методики исследования:
1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой).
2. Опросник Стиль саморегуляции поведения (В.И. Моросанова).
База исследования: МБОУ СОШ №ХХ города Красноярск.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении взаимосвязи саморегуляции и учебной мотивации подростков. Данные нашего исследования могут использоваться для дальнейших научных изысканий по данной теме.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей обучающихся подросткового возраста по повышению уровня учебной мотивации.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 Глав, заключения, списка литературы в количестве 56 источников. Текст изложен на 66 страницах, включает 1 Таблицу, 3 Рисунка, 4 приложения. В 1 Главе описаны особенности учебной мотивации и саморегуляции подростков, во 2 Главе описано исследование взаимосвязи учебной мотивации и саморегуляции подростков.
В ходе работы были рассмотрены понятия учебной мотивации и саморегуляции. А.К. Маркова определяет учебную мотивацию как «новое явление в психическом развитии школьников, возникающее в процессе активной учебной деятельности учащихся»
Мотивация для обучения имеет несколько уникальных факторов, отличных от других видов мотивации. Одним из таких факторов является система образования и учебных заведений, которая имеет большое влияние на образовательную мотивацию. Вторым фактором, влияющим на учебную мотивацию, является организация образовательного процесса. В качестве третьего фактора можно выделить индивидуальные особенности ученика, такие как возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень амбиций, самооценка и др. Кроме того, педагог и его личностные особенности, система его отношений с учениками и специфика преподаваемого предмета также оказывают влияние на учебную мотивацию.
Внутренние мотивы связаны с познавательными потребностями учащегося, желанием учиться и реализовывать свой потенциал. Внутренняя мотивация проявляется в активности и удовлетворении при учебной деятельности. Внешние мотивы характеризуются тем, что учебный материал не является целью сам по себе, но служит средством для достижения других целей, таких как получение оценки, удовлетворение требований учителя или родителей, похвала или признание от сверстников. Ученик с внешней мотивацией может проявлять пассивность и отчуждение от учебного процесса. Вне зависимости от того, внутренняя или внешняя мотивация у ученика, это всегда является внутренней частью личности человека как субъекта обучения.
Касательно понятия саморегуляции мы будем придерживаться определения В.И. Моросановой, которая определяет саморегуляцию как внутреннюю целенаправленную активность личности, которая реализуется за счет комплексного участия разных уровней психики.
В практической Главе было проведено исследование, в котором участвовало 25 обучающихся подросткового возраста. Для изучения уровня учебной мотивации и саморегуляции были использованы следующие методики: методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой); опросник (Стиль саморегуляции поведения - В.И. Моросанова).
Результаты исследования показали, что у большинства респондентов преобладает средний уровень учебной мотивации, а это 60%. При данном уровне характерен несколько сниженный интерес к учебному процессу, что проявляется в средней активности на занятиях и пассивностью при изучении дисциплин.
Согласно данным средний уровень у большинства респондентов, у 44%. Часто испытывают сложности с определением своих целей и планированием деятельности. Это может быть связано с недостаточной осознанностью и устойчивостью в постановке целей. Такие люди часто предпочитают менее структурированные формы постановки задач, что может приводить к трудностям в самоорганизации.
Результаты анализа шкал показали, что самые высокие результаты, что большинство подростков имеют средний уровень по всем шкалам. Самые высокие показатели в шкалах «планирование» и «оценивание результатов», такие обучающиеся склонны иметь реалистичный план действий с иерархичными целями и имеют адекватную самооценку, устоявшиеся и устойчивые субъективные критерии оценки успешности достижения результатов. Самые низкие показатели в шкалах «моделирование» и программирование». Подростки с низким уровнем по этим показателям не способны в полной мере оценить внутренние и внешние условия ситуации. для них характерно действовать импульсивно вместо того, чтобы планировать свои действия. Часто полученных такими субъектами результатов недостаточно для достижения целей, но они не учитывают свои ошибки для совершенствования плана.
Также были получены результаты с помощью метода ранговой корреляции, для изучения данного аспекта был использован критерий rsСпирмена, который подтвердил взаимосвязь таких компонентов, как учебная мотивация и саморегуляция.
В ходе работы были разработаны рекомендации для субъектов образовательного процесса, а именно для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся, рекомендации были составлены исходя из теоретических изысканий и полученных результатов исследования. Целью, которых является развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся подросткового возраста в сфере учебной мотивации.
Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза исследования была подтверждена.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности: монография. М:. 1980. 210 с.
2. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов. М:. 2018. 118 с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М:. 1976. 87 с.
4. Асеев В.Г. Соотношение мотивации успеха, боязни неудачи и успешности учебной деятельности подростков. М:. 2018. 346 с.
5. Астахова Л.Г., Буслаева Е.Н. Особенности развития личности современных подростков // European research. 2015. №. 10 (11). С. 107-112.
6. Божович Л.И., Благонадежиной Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков // Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. "Педагогика". М. 1972. С. 352.
7. Божович Л.И. и др. Личность и учение подростка // Психологическая наука и образование. М:. 1997. Т. 2. №1. С. 33.
8. Божович Л.И. и др. О мотивации учения // Вестник практической психологии образования. М:. 2012. Т. 9. №. 4. С. 65-67.
9. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации. М.: 2002. С. 321.
10. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. М:. Серия 14. Психология. 2011. №. 3. С. 33-45.
11. Грекова В.А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический вестник. М:. 2008. Т. 6. №. 3. С. 45-51.
12. Гуткина Н.И. Концепция Божович Л.И. о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. М:. 2018. Т. 14. №. 2. С. 116-128.
13. Джидарьян И.А. К вопросу о мотивации // Proceedings of the XVth World Congress of Philosophy. 1975. Т. 6. С. 51- 53.
14. Драгунова Т.В., Каган М.С. Психологические особенности коммуникативных умений подростков // современные тенденции развития теории и практики социально-педагогической, психолого- педагогической деятельности и социальной работы. М:. 2022. С. 81.
15. Занюк С.С. Психология мотивации: теория и практика
мотивирования. Мотивационный тренинг // К.: Эльга-Н. 2001. С. 113.
16. Зимняя И.А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. М:.
2014. №.1. С. 3-14.
17. Иванов В.М., Штельмах И.А., Щегольков В.Ю. Обеспечение положительной мотивации к продуктивной познавательной деятельности учащихся // Концепт. М:. 2014. №. 18. С. 31-35.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Издательский дом «Питер», СПб.: 2013. 54 с.
19. Киселева Е.В. Психологическая сущность мотивационной сферы человека // Вестник ПГУ. Пенза. 2011. С. 40.
20. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. М:. 1989. Т. 5. С. 18-26.
21. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий
субъектности // Вопросы психологии. М:. 2008. Т. 3. С. 22- 34.
22. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. М.: 1995. Т. 1. С. 5-12.
23. Кригер Е.Э. Отечественная психология мотивации // Создание мотивирующей образовательной среды. М:. 2019. С. 24-28.
24. Лысенко И.В. Формирование у старшеклассников опыта личностной саморегуляции в учебной деятельности : дис. Волгоград, 2003. 21с.
25. Макдауголл У., Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клинич. Психология» / СПб.: Питер, 2003. 859 с.
26. Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников: монография. М.: ООО «Педагогика», 1983. 26 с.
27. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. М:. 1980. Т. 46. №. 5. С. 47-59.
28. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. 1999. 234 с.
29. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
30. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. М:. 1982. Т. 4. С. 5-17.
31. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения / Ин-т психологии РАН, Психологический ин-т РАО. М., 2007. 55¬80 с.
32. Моросанова В.И. Взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения // Психологические исследования. 2012. Т. 5. №. 24.
33. Моросанова В.И. Психология саморегуляции в XXI веке. М:. Общество с ограниченной ответственностью «Нестор-История», 2011. 134¬135 с.
34. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ованесбекова М.Л. Возрастная специфика взаимосвязи осознанной саморегуляции, академической мотивации и личностных особенностей учащихся // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. №. 3. С. 34-45.
35. Мухина Е.Р. Основы теории мотивации // Международный научно- исследовательский журнал. 2015. №. 3-3 (34). С. 71-72.
36. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. 1992. №. 1. С. 52-59.
37. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. №. 7.
38. Платонов К. К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.
39. Позднякова Т.Г. Особенности мотивации учебной деятельности младших подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт.
2015. №. T10. С. 6-10.
40. Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. Т. 1. №. 4.
41. Прихожан А.М. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления. 2011. С. 43.
42. Проект концепции развития психологической службы в системе
образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://psyhologcentr.ru/attachments/article/1131/2018- 05-
22%20i7i930.pdf,свободный (дата обращения: 21.02.2024).
43. Рослав Д.А. Сравнительная характеристика содержательных теорий мотивации // Торговля, предпринимательство и право. 2016. №. 2. С. 75-79.
44. Рыбакова А.И. Теоретические подходы к изучению понятия самоэффективности и понятия мотивации // Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии. 2015. С. 110-112.
45. Савина И.И. Развитие навыков саморегуляции у подростков : дис. 2018.
46. Симонова Т.С. Особенности личностной саморегуляции в старшем школьном возрасте // ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр». 2023. С. 177-182.
47. Степанов А.Б. Психолого-педагогические условия развития потребности в достижении успеха у учащихся старших классов: дис. Самара, 2007. 24 с.
48. Толмачёва М.С., Мешкова Г.А. Эволюция теорий мотивации в зарубежных исследованиях // Modern Humanities Success. 2019. №. 2. С. 6-14.
49. Терехина Н.В. и др. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития // Психологическая наука и образование. 2010. Т. 15. №. 5. С. 43-51.
50. Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика. Омск: М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Сибирская гос. автомобильно-дорожная акад, 2014. 402 с.
51. Эльконин Д.Б. К вопросу о мотивации учебной деятельности курсантов: монография. М.: «Педагогика», 1989. 368 с.
52. Ядов В.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальных установок: монография. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М.: М-во образования и науки Российской Федерации, 2013. 374 с.
53. Андреева А.Д., Прихожан А.М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика. 2006. №. 1. С. 33¬38.
54. Моросанова В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. №. 2. С. 118-127.
55. Borkowski J. G., Thorpe P. K. Self- Regulation and Motivation: A life- Span Perspective on Under achievement // Self- regulation of learning and performance. Routledge, 2023. С. 45-73.
56. Khurana A. et al. Transactional linkages between parenting behaviors and child executive functions and self- regulation from early childhood to adolescence // Journal for Person- Oriented Research. 2024. Т. 10. №. 1. С. 26-55.