ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Образная речь: понятие, виды, условия развития 6
1.2 Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития 10
1.3 Методы развития речи у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития 21
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 34
2.1 Общая характеристика организации и методов исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования особенностей развития речи у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 39
Выводы по второй главе 54
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 55
3.1 Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
развития речи у дошкольников с задержкой психического развития 55
3.2 Рекомендации по выбору программы коррекции 61
Выводы по третьей главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность темы. Современный мир характеризуется не только постоянно развивающейся наукой и техникой, но и неуклонным увеличением количества детей с отклонениями в развитии. Часто встречающимся отклонением в развитии у детей является задержка психического развития.
Общие сведения о причинах возникновения, различных уровнях задержки психического развития (ЗПР) и их проявлениях, о специфике речевой и познавательной деятельности, об особенностях сформированности у данной категории дошкольников связной речи раскрыты в исследованиях В.К. Воробьевой, И.Н. Евтушенко, В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, Д.Н Чернова, Т.А. Сидорчук, С.В Лелюх и других.
Все они отмечают, что у детей с задержкой психического развития имеются трудности в развитии связной речи, что, в свою очередь, не обеспечивает полноценный процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.
Значительные нарушения, как смыслового программирования, так и языкового оформления связных высказываний у дошкольников с задержкой психического развития обусловлены и недостаточным уровнем сформированности произносительной, лексико-грамматической и смысловой сторон речи, и отклонениями в развитии у них ведущих психических процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения).
В то же время овладение умением полно, связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни играет важную роль в развитии ребёнка, обеспечивает возможности для общения с взрослыми и детьми, усвоения основ и наук, формирования личностных качеств.
Вопросы формирования связной речи у детей с нормальным речевым развитием в целом в теории и практике изучены.
Однако и сегодня имеющиеся в специальной литературе сведения не в полной мере позволяют получить всестороннюю оценку речевых способностей детей с задержкой психического развития в разных формах речевых высказываний.
Кроме того, содержание работы педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития с несформированной связной речью, в частности, по разделу Формирование связной речи, недостаточно полно и подробно проработано в методическом плане. Все это позволяет считать проблему поиска и научного обоснования методического содержания работы по изучению и формированию связной речи у дошкольников с задержкой психического развития актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель исследования - проанализировать особенности развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации.
Объектом исследования: связная речь детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Проблема исследования: выявление особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, определение оптимальных путей коррекционной работы с применением различных технологий по формированию связной речи у таких детей.
Гипотеза исследования.
У дошкольников с задержкой психического развития будут наблюдаться количественные и качественные особенности развития речи. Повышению уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития будет способствовать комплексное использование различных развивающих связную речь технологий.
Задачи исследования:
—провести анализ литературы по проблеме исследования;
—проанализировать состояние развития речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с задержкой психического развития;
—предложить методические рекомендации для педагогов-психологов по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с задержкой психического развития.
Методы исследования: в процессе работы использовались
следующие методы и методики работы:
1) анализ и синтез психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ нормативных документов;
2) эмпирические (тестирование, констатирующий эксперимент);
Для диагностики результатов эксперимента использовалась методика бальной оценки (Н.С. Жукова) исследования уровня связной речи детей 5-6 лет (использовались серии заданий), которые включали:
• составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
• составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
• пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
• составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
• сочинение рассказа на основе личного опыта,
• составление рассказа-описания.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, составляющих основную часть, заключения и списка использованных источников, а ткаже приложений.
По результатам проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы.
Связная речь представляет собой последовательно и систематически развернутое изложение, осуществляемое в двух основных формах - диалоге и монологе, при этом первостепенной функцией связной речи является коммуникативная. Для того чтобы быть понятым слушателем, связное высказывание должно строится логично, развернуто, последовательно. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами связной речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
Связная монологическая речь, в отличие от речи диалогической, психологически более сложна и предполагает тщательный отбор адекватных лексических средств и использование сложных синтаксических конструкций. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д.
Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.
Формирование связного высказывания в онтогенезе проходит сложный путь развития, который реализуется в двух направлениях: в овладении языковой действительностью - от слова к связному монологическому высказыванию; в овладении содержательной стороной связного высказывания - от общего смысла к конкретному детализированному представлению.
Дети пяти-шести лет владеют основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). К моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.
Задержка психического развития как системное речевое нарушение, проявляется у детей в разной степени: от полного отсутствия
общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с аграмматизмами и элементами фонетико-фонематического недоразвития.
Лишь немногие дошкольники с ЗПР способны самостоятельно построить связный рассказ; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием цельности. Как правило, в качестве средств межфразовой связи в рассказах редко используются повторы и местоимения, наблюдаются проблемы с грамматическим оформлением предложений. Образные средства в них единичны либо вовсе отсутствуют.
В системе коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР важное значение имеет целенаправленное формирование связной речи. При этом только своевременно начатая и правильно построенная коррекционная работа сможет сформировать у детей навыки правильной связной устной речи, что в целом выведет детей на более высокий уровень владения родным языком.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо проводить поэтапную организацию такой работы.
Организованная изобразительная деятельность является эффективным методом развития речи у детей дошкольного возраста и осуществляется сразу в нескольких направлениях:
-обогащение словаря детей;
-становления и развития речи как средства общения;
-совершенствование регулирующей функции речи.
Целью экспериментального исследования было практическое подтверждение выдвинутой гипотезы о влиянии на повышение уровня связной речи с помощью различных технологий.
Задачи исследования включали в себя:
• определение уровня развития связной речи у дошкольников
исследуемых групп;
• разработку и реализацию проекта по использованию
художественных средств для развития связной речи;
• определение эффективности разработанного проекта путем
повторной диагностики уровня развития связной речи.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ЗПР.
Коррекционная педагогическая помощь дошкольникам с ЗПР должна определяться в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиям жизни и воспитания.
Общим требованием является формирование возрастных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному этапу. Специфическими требованиями являются создание адекватных условий, учитывающих особенности психического развития ребенка с ЗПР, стандартизация специальных психологопедагогических условий.
Содержание программно-методического обеспечения строится с учетом жизненно важных потребностей детей, лежащих в зоне актуального и потенциального развития ребенка в данной возрастной группе. Это определяет приоритетные линии образования и те предметные области, которые являются значимыми при разработке программ коррекционноразвивающего обучения.
Последовательное осуществление программы медико-социальной и психолого-педагогической помощи проблемным детям ведет к положительным изменениям в интеллектуальной и эмоциональной сферах детей, при этом оказание помощи в наиболее ранние сроки является весьма эффективным.
1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия,
2010. - 400 с
2. Арушанова, А.Г., Ахманова О.С. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А.Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2010. - 311с.
3. Антипова Ж.В., Белянин В.П. Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для пед. училищ и пед. ин-тов спец. № 03.07.02 " Педагогика и психология (дошкольная)" / Ж.В. Антипова - М.: Дана, 2012. - 220 с.
4. Богуш, А. М. Обучение правильной речи в детском саду / А. М. Богуш. - М.: Дана, 2010. - 212 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические
исследования / Л. С. Выготский. - М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. - 323 с.
6. Воробьева В. К., Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: Астрель, 2006. C. 92-105.
7. Ванюхина Г.А. Экспериментальное исследование воспитания новых речевых рефлексов по способу связывания с комплексами (логической памяти) / Г.А. Ванюхина // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 119-125.
8. Гавриш, Н. В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве / Н. В. Гавриш // Педагогическое образование и наука. -
2011. - № 12. - С. 17-21.
9. Гвоздев А.Н.Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2009. - 365с.
10. Гальперина А.А. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / А.А. Гальперина. - М.: Просвещение, 2009. - 110 с.
11. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. -2009.- № 1. - 23с.
12. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и
методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 32с.
13. Гербова, В.В. Развитие речи на занятиях с использованием
сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. - 2008.- №1. - С. 23-31.
14. Григорьева, А. Д. Об основном словарном фонде и словарном составе русского языка / А. Д. Григорьева. - М.: Норма, 2011. - 68 с.
15. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2004. C. 8-15.....67