ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В КОММУНИКАЦИИ 6
1.1. Самоотношение: понятие, структура, особенности формирования 6
1.2. Характеристика детей младшего подросткового возраста и их
коммуникативной сферы 13
1.3. Самоотношение младших подростков с трудностями в коммуникации . 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
САМООТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В
КОММУНИКАЦИИ 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
позитивного самоотношения младших подростков 38
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Коммуникация - это важнейший процесс социального взаимодействия в жизни человека, который находится в поле актуальных проблем психологической науки уже многие годы. Он особенно важен в подростковом возрасте, ведущей деятельностью которого является интимно-личностное общение. Коммуникация сопряжена не только с интимно-личностным общением, но и с формированием особенностей личности, к примеру, самооценки, представлений подростка о своём «Я», так как в процессе коммуникации подросток усваивает социальные нормы, правила, идеалы, и сопоставляет себя с ними, производит оценку своих качеств, или принимает их оценку со стороны других. Проблемы изучения формирования личности в зависимости от социальной активности самой личности в настоящее время также являются актуальными ввиду стремительно изменяющихся условий развития, обучения и воспитания детей.
Условия современного образования задают высокие требования к коммуникативным умениям подростков, их готовности и способности к обучению и саморазвитию. Это находит подтверждение в требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данные требования касаются «формирования коммуникативной компетентности подростков в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно -
исследовательской, творческой и других видов деятельности», а также «формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию».
Для реализации данных требований подросткам необходимы различные коммуникативные, регулятивные умения и навыки. Но зачастую подростки сталкиваются с затруднениями в коммуникации, в организации 3
своей учебной деятельности, стремлении к саморазвитию, которые обуславливаются внутренними переживаниями, негативным или противоречивым отношением подростка к себе - самоотношением. Самоотношение выполняет регулятивную функцию в различных аспектах деятельности и поведения подростка, тем самым оказывая влияние на коммуникативное поведение, межличностные отношения, целеполагание и достижение целей, включенность в процесс саморазвития [18, 30]. Таким образом, есть основания полагать, что трудности в коммуникации подростков, могут быть сопряжены с негативным самоотношением. Совокупность данных факторов является причиной затруднения в межличностных отношениях, учебной деятельности - тех аспектах жизни подростка, в которых он чаще всего реализуется, исходя из ведущей деятельности данного возрастного периода и необходимости обучения в школе. В связи с этим, выявляется необходимость исследования и психолого-педагогического сопровождения самоотношения младших подростков с трудностями в коммуникации.
Объект исследования: самоотношение младших подростков.
Предмет исследования: особенности самоотношения младших
подростков с трудностями в коммуникации.
Цель исследования: изучить особенности самоотношения младших подростков с трудностями в коммуникации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что младшим подросткам с трудностями в коммуникации свойственно негативное самоотношение.
Задачи:
1) Изучить теоретические подходы к особенностям самоотношения младших подростков, имеющих трудности в коммуникации;
2) Подобрать диагностический инструментарий и провести эмпирическое исследование проблемы;
3) Провести анализ и интерпретацию результатов исследования;
4) Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию позитивного самоотношения младших подростков.
Методологической основой исследования послужили научные труды С.Р. Пантилеева, А.М. Колышко, В.В. Столина, А.Н. Леонтьева, И.И. Чесноковой, С. Куперсмита, М. Розенберга, А.Г. Самохваловой и др.
Методы и методики исследования:
• теоретические методы: анализ, обобщение научной психологопедагогической и методической литературы по теме исследования;
• эмпирические методы: тестирование. Методики: «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского; методика определения интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко; методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС).
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ г. Красноярска. Выборка составила 39 обучающихся в возрасте 14 лет.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть применены в практике педагога-психолога при разработке коррекционноразвивающих программ, нацеленных на преодоление трудностей в коммуникации младших подростков. Психолого-педагогические
рекомендации могут быть применены при разработке профилактических и просветительских программ для педагогов и обучающихся, направленных на формирование позитивного самоотношения обучающихся младшего подросткового возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, после которых следуют выводы, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 47 источников, приложений.
Данная работа была посвящена теоретическому и эмпирическому исследованию особенностей самоотношения младших подростков с трудностями в коммуникации.
В первом параграфе главы 1 мы выделили особенности самоотношения как феномена, влияющего на активность личности, выделили его структуру и особенности формирования. Мы рассматривали различные понимания самоотношения С.Р. Пантелеевым, А. М. Колышко, Н.И. Сарджвеладзе, С. Куперсмитом, М. Розенбергом, А.Н. Леонтьевым, В.В. Столиным и др. Так, самоотношение чаще всего понимается авторами как обобщенная, устойчивая к возрастным и ситуативным изменениям самооценка, которая находит отражение в суждениях субъекта, и влияет на его активность во многих аспектах жизни. Она построена на эмоционально-ценностной основе и сопряжена с личностными смыслами субъекта. Формирование самоотношения обеспечивается за счет многих факторов. Мы отметили, что в подростковом возрасте одним из ведущих факторов формирования самоотношения является интимно-личностное общение.
Во втором параграфе главы 1 мы рассматривали особенности детей младшего подросткового возраста и их коммуникативной сферы. Были обозначены основные возрастные особенности младших подростков.
В третьем параграфе главы 1 нами были проанализированы работы А.М. Прихожан, Л.И. Божович, А.Г. Самохваловой, О.Ф. Джиоевой и др., и выделены основные коммуникативные трудности, характерные для младшего подросткового возраста, возрастные и индивидуальные особенности подростков, оказывающие влияние на их коммуникативное поведение. Мы отметили коммуникативную агрессивность одной из ведущих коммуникативных трудностей, соответствующей подростковому возрасту. Также мы выделили особенности самоотношения подростков с трудностями в коммуникации: сниженное самоуважение, трудности с самопринятием, 44 наличие негативных и противоречивых установок относительно себя и др. Мы предположили, что трудности в коммуникации подростков, а именно, повышенный уровень коммуникативной агрессивности, сопутствуют негативному самоотношению младших подростков. Данные факторы, по нашим предположениям, затрудняют эффективное межличностное взаимодействие и самореализацию младших подростков, их активность в учебной деятельности. Мы отметили это как психолого-педагогическую проблему, требующую изучения и психологического сопровождения.
Эмпирическое исследование особенностей самоотношения младших подростков с трудностями в коммуникации было отражено в главе 2. Для проведения исследования мы использовали следующие тесты: «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского; «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.В. Бойко; «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева.
Согласно результатам исследования, большая часть младших подростков обладает средним уровнем общительности, что соответствует нормативным показателям. Диагностическую значимость для нашего исследования представляли результаты с показателями уровня общительности «ниже среднего», «низкий», «очень низкий». Младшим подросткам с данными уровнями общительности свойственна повышенная тревожность,
неуверенность в коммуникации, повышенная недоверчивость к собеседнику, неразговорчивость, отстраненность от групповой деятельности. Эти особенности проявляются у исследуемых с такими показателями уровня общительности с разной интенсивностью. Так, исследуемым с уровнем общительности «очень низкий» свойственны наиболее интенсивные проявления данных особенностей.
Мы также выявили, что большинству исследуемых младших подростков характерен невысокий уровень коммуникативной агрессивности, который обычно связан с неумением переключать агрессию с личности собеседника на его деятельность, неодушевленные предметы. Такие показатели считаются 45 нормой. Вторым по количеству респондентов оказался средний уровень коммуникативной агрессивности. Младшие подростки со средним уровнем коммуникативной агрессивности испытывают трудности с торможением и переключением коммуникативной агрессии; она чаще всего проявляется спонтанно и анонимно. Данные особенности характерны для подросткового возраста ввиду физиологических изменений, изменяющейся картины мира и образа «Я» подростков. Младшие подростки с повышенным и очень высоким уровнями коммуникативной агрессивности также испытывают вышеперечисленные трудности, но, помимо этого, для первых свойственно неосознаваемое желание провоцировать агрессию у окружающих, для вторых - бессознательное получение удовольствия от проявления агрессии, перенятие агрессии толпы. В совокупности с исследованием уровня общительности, данные показатели стали диагностически значимыми для дальнейшего исследования, т.к. отражали трудности в коммуникации младших подростков.
Мы выделили группу младших подростков с выраженными коммуникативными трудностями, а именно: повышенный, очень высокий и средний уровни коммуникативной агрессивности в совокупности с очень низким, низким, и ниже среднего уровнями общительности. Также в данной группе был значим очень высокий уровень общительности, т.к. он означает «излишнюю» коммуникабельность, которая доставляет проблемы индивиду.
После исследования особенностей самоотношения участников данной группы, мы выявили, что большая часть исследуемых с низким, ниже среднего уровнями общительности в совокупности с повышенным, средним уровнями коммуникативной агрессивности обладает амбивалентным самоотношением. Для них характерно изменение фона самоотношения в непривычных условиях, сомнение в собственной уникальности, полноценности, своих способностях и качествах....
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 389560/ (дата обращения: 25.02.2022).
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений подростка в современном мире. М.: Воронеж, 2011. 106 с.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов/ 6-е изд. М.: Академический Проект, 2006. 702 с.
4. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского
самосознания / Избр. психол. труды: В 2 т. Т.2. М. 1980. 288 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
6. Арендачук И.В. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития // Изв. Сарат. ун-та. 2018. Т. 17. №4. С. 434-438.
7. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 443 с.
8. Божович Л.И. Подростковый возраст / Возрастная и
педагогическая психология: хрестоматия для студентов высших
педагогических учебных заведений / Сост. И.В Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Академия, 2001. 477 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: НПО «МОДЭК», 2001. 349 с.
10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.
11. Быстрова Н.В., Уракова Е.А., Коротеева О.Д. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. С. 47-53.
12. Джиоева О.Ф. Коммуникативные трудности в общении // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-3. С. 334340.
13. Едиханова Ю.М. Особенности самосознания как фактор развития личностного потенциала подростков и юношей // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-3. С. 281-284.
14. Едиханова Ю.М., Мельникова Е.В. Детерминанты развития самосознания // Проблемы современного педагогического образования, 2019. №63-1. С. 301-304.
15. Зелова М.А. Особенности формирования самооценки подростков и ее связь с межличностными отношениями // Вестник МИТУ-МАСИ. 2018. № 19. С. 65-67....47