Введение
Глава I. Теоретико-методологическое изучение слоговой структуры у детей с
дизартрией 8
I.1 Формирование слоговой структуры в онтогенезе 8
I.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией..16
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 22
11.1. Цель, задачи и методика исследования детей, имеющих нарушения
слоговой структуры с дизартрией 22
11.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
11.3. Методические рекомендации по устранению нарушений слоговой
структуры у детей с дизартрией 46
Список литературы 68
Приложение 72
Актуальность исследования заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи, а именно с дизартрией.
Как указывает Е.Ф. Архипова, в группах для детей с общим недоразвитием речи, примерно, до 50% детей, в группах с фонетикофонематическим недоразвитием - до 35% детей с заключением дизартрия. Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов (З. Е. Агранович).
В системе языка слоговая структура занимает особое место. Р Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребёнка тесно связано со слогообразованием. Левина указывает также, что нарушения слоговой структуры слов приводит к несформированности словаря.
З. Е. Агранович указывет, что недостаточная степень коррекции приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, Если нарушение слоговой структуры слова вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
У неговорящего ребенка отсутствуют те огромные речевые возможности (обширный словарь, «чувство» языка), которые в условиях нормального развития могут компенсировать те или иные недочеты в овладении речью.
Одним из важнейших направлений исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики является разработка «обходных путей» и специальных средств обучения детей с различными нарушениями развития, необходимых для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Закономерно, что особое место в этом ряду всегда занимала проблема разработки и применения вспомогательных средств формирования и коррекции произносительной стороны устной речи у детей с речевыми нарушениями.
Необходимость широкого применения в логопедии развивающихся технических средств обучения, основанных на использовании информационных технологий, отмечается ведущими исследователями в этой области (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина; Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова; Л.С. Волкова; О.С. Орлова и др.).
Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы.
В специальной логопедической литературе представлен материал, содержащий разнообразный опыт по коррекции слогового оформления слов детьми с различными речевыми трудностями.
К сожалению, вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в литературе освещены недостаточно.
Таким образом, проблема своевременного выявления и устранения особенностей звуко-слоговой структуры слов у детей с дизартрией является актуальной.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей слоговой структуры, в их преодолении у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Объект исследования - произносительная сторона речи.
Предмет исследования - особенности слоговой структуры у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у детей с дизартрией в ходе обследования будут выявлены особенности слоговой структуры слов, которые будут проявляться в нарушениях количества и последовательности слогов в слове, искажениях структуры слогов, обусловленные недостатками фонематического восприятия и нарушениями динамической организации движений. Выявленные особенности позволили нам составить методические рекомендации для их коррекции.
Цель исследования. Выявить особенности и уровни сформированности слоговой структуры слов детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, медико
педагогическую, лингвистическую, педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Экспериментально изучить особенности слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
3. Подобрать методические рекомендации, направленные на развитие слоговой структуры слов детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Теоретико-методологической основой исследования являются: положение о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович); теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, А.А. Залевская, И.А. Зимняя).
Методы исследования. В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования применялись как теоретические (анализ литературных источников), так и эмпирические методы. Среди эмпирических методов исследования использовались метод наблюдения, беседа, опрос, констатирующий эксперимент. Методы количественной и качественной обработки материала и интерпретации результатов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были подобраны методические рекомендации по коррекции слоговой структуры детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Методические рекомендации могут быть использованы логопедами, воспитателями, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей старшего дошкольного возраста.....
Проанализировав теоретическую литературу, нами было отмечено, что проблема своевременного выявления и устранения особенностей слоговой структуры слов у детей с дизартрией является актуальной.
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психологопедагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как клинико-психологопедагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с различными клиническими видами общим недоразвитием речи, развитие слоговой структуры слова в онтогенезе. Также мы проанализировали имеющиеся в литературе методики по формированию слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста (методики Бабиной Г.В., Сафонкиной Н.Ю, Агранович З.Е., Маркова А.К.).
Мы выяснили, что слоговая структура слов в норме у детей полностью сформирована к 6-ти годам. Для дизартрии характерно наличие неврологической симптоматики поражения центральной нервной системы. У детей с дизартрией выявляется нарушение двигательной сферы. Отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, психические процессы такие как: внимание, восприятие, память и мышление имеет ряд отличительных черт, в сопоставлении с нормой развития, что сказывается на личностном развитии ребенка. Процесс формирования слоговой структуры слов у детей с дизартрией значительно отличается от нормы. Особенности формирования слоговой структуры слова у таких детей мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
Для наиболее эффективной коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры у дошкольников необходимо уделить должное внимание предпосылкам формирования слоговой структуры слова, опираясь на данные психолингвистики и нейропсихологии; необходимо развивать речеслуховые и речедвигательные навыки; использовать разнообразные подходы во время логопедической работы.
Для решения второй задачи нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МДОУ «Детский сад № 59 комбинированного вида» г. Красноярска с целью выявить особенности и уровни сформированности слоговой структуры слов детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Экспериментальная группа составляла 10 детей дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи, дизартрия.
Констатирующий эксперимент состоял из четырех серий заданий: Первая серия - обследование звукопроизношения (материалы, предложенные О.Б. Иншаковой, Е. А Стребелевой);
Вторая серия - выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (методика Бабиной Г.В., Сафонкиной Н.Ю.);
Третья серия - выявление особенностей восприятия лексических единиц (методика Бабиной Г.В., Сафонкиной Н.Ю.);
Четвертая серия - выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (методика Бабиной Г.В., Сафонкиной Н.Ю.)
За основу были взяты критерии оценивания, предложенные Бабиной Г.В., Сафонкиной Н.Ю., но доработанные нами с учетом количественной оценки результатов исследования
В результате констатирующего эксперимента мы выяснили, что низкий уровень сформированности слоговой структуры слов не был выявлен у испытуемых, уровень ниже среднего был выявлен у 30% испытуемых, средний уровень был выявлен у 60% испытуемых, высокий уровень - у 10% испытуемых.
Результаты констатирующего эксперимента указывают на то, что на развитие слоговой структуры оказывает влияние сформированность звукопроизношения, фонематических процессов и сформированность сложных параметров двигательных актов. Мы выявили, что наиболее сильно страдает слоговая структура слов у детей, у которых были выявлены фонетико-фонематические дефекты звукопроизношения, трудности в восприятии лексических единиц и выраженные недостатки двигательных актов - динамического и ритмического.
Также по результатам констатирующего эксперимента нами были выделены следующие особенности:
- трудности в произнесении трехсложных слов со стечением согласных, многосложных слов без стечения согласных, многосложных слов со стечением согласных, слов разной слоговой сложности в предложениях, которые в большей степени выражались в перестановках слогов, в сокращениях количества слогов в слове, в персеверациях;
• значительные трудности восприятия лексических единиц, вызванные недостаточной сформированностью фонематических процессов у детей с дизартрией;
• наиболее выраженные трудности сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического, обусловленные одним из основных проявлений дизартрии - синдромом двигательных расстройств;
Мы можем предположить, что сформированность слоговой структуры слов зависит от сформированности звукопроизношения, чем больше групп звуков в произношении нарушено, тем более выражены недостатки слоговой структуры слов. По результатам констатирующего эксперимента мы выяснили, что у испытуемых нарушены свистящие звуки (40%), шипящие звуки (50%), звуки Л, ЛЬ (20%), звуки Р, РЬ (70%), звуки К, КЬ, Г, ГЬ (10%).
Соответственно, в группе испытуемых возникали трудности только в слоговом оформлении трехсложных слов со стечениями согласных, в произнесении многосложных слов со стечением согласных и без стечения, также, испытуемые затруднялись при произнесении слов различной слоговой структуры в предложениях. С остальными заданиями данной серии все испытуемые справились успешно.
По результатам констатирующего эксперимента мы выделили две типологические группы испытуемых. В первую группу вошли испытуемые, с нарушениями преимущественно двигательного акта (60% Ангелина С., Диана В., Лиза П., Максим С., Настя З., Миша П.), во вторую - преимущественно с фонетико-фонематическими нарушениями (40% Диана А., Игорь Т., Миша К., Алиса С.).
Для решения третьей задачи, на основе проведенного анализа данных экспериментального исследования нами были разработаны методические рекомендации по устранению нарушений слоговой структуры у детей с дизартрией. В основу подобранных нами методических рекомендаций лег типологический подход, т.е. методические рекомендации мы подбирали дифференцированно для каждой типологической группы испытуемых.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза о том, что у детей с дизартрией в ходе обследования будут выявлены особенности слоговой структуры слов, которые будут проявляться в нарушениях количества и последовательности слогов в слове, искажениях структуры слогов, обусловленные недостатками фонетико-фонематической стороны речи и нарушениями динамической организации движений, получила свое подтверждение.
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры у детей. - СПб, 2001.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2008
3. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.
4. Бабина Г.В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М. - Воронеж: МОДЭК, 2001. - 174-192с.
5. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 56 с.
6. Волосовец Т.В. Учебно-методическое пособие. - М.:В. Секачев, 2007
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие.— М.; Айрис-пресс, 2005.— 96 с.
8. Дель, С.В. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / С.В. Дель, А.П. Непокорова // Логопед. - 2007. - №4. - С.26-39.
9. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - Издательство «Сфера», 2010. - 64с.
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) Кн. для логопедов. М., 1990г. - 18с.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
12. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: учебное методическое пособие. М.: Соц-полит, журн., 1994.
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
14. Журнал «Школьный логопед» 2005, №4(7)/ Слоговая структура в системе коррекционного обучения дошкольников и школьников. Бабина
Г.В., Сафонкина Н.Ю.
15. Журнал «Логопед» 2006 №3 / Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников. Овчинникова Е.В....40