Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методическое обеспечение формирования исследовательских умений у обучающихся основной школы посредством педагогической мастерской

Работа №153041

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические аспекты формирования исследовательских
умений у обучающихся основной школы посредством педагогической мастерской 7
1.1 Характеристика подросткового возраста 7
1.2. Сущность исследовательских умений 11
1.3. Подходы к развитию исследовательских умений школьников 14
1.4. Педагогическая мастерская как метод и форма организации занятий по
развитию исследовательских умений 17
Вывод по первой главе 24
2. Методические основы проблемы формирования исследовательских
умений у обучающихся основной школы посредством педагогической мастерской 26
2.1. Обоснование и описание методов и процедур исследования 26
2.2. Методическая разработка по проведению цикла педагогических
мастерских на тему: «Навстречу себе и другим» 29
2.3. Методические рекомендации по реализации педагогической тьюторской
позиции ведущего мастерской 56
2.4. Посткурсовая тьюторская деятельность: сопровождение исследований
обучающихся основной школы 61
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ А - И 78-89

Актуальность исследования. В настоящее время при традиционном подходе к организации процесса обучения утрачиваются интересы, активная позиция и самостоятельность обучающихся. Вызвано это тем, что учебный процесс в школах выстроен таким образом, что предполагает на протяжении долгого времени решение готовых, однородных примеров и задач с одинаковыми приемами. Число детей, которые могли бы решить математический пример или написать сочинение без шаблона или примера педагога, становится с каждым день все меньше и меньше. В погоне за высокими показателями педагоги совсем забывают о том, что знания не должны быть ради знания, они должны быть действительно полезны и применимы в жизни. Процесс должен увлекать обучающихся, побуждать их самостоятельно что-то узнать.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее - ФГОС ООО) описаны новые виды образовательных результатов, которые кроме предметных предусматривают личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты представлены в «Портрете выпускника основной школы». Приблизиться к данному портрету, как показывает практика, не так-то просто, тем более используя старые методы и формы работы.
На данный момент преимущественной организационной формой является урок, где доминирует фронтальная работа, а основным методом обучения является словесный, в дополнение к которому педагоги используют наглядные материалы из учебников и пособий. Однако такие методы и формы работы не приносят ожидаемых педагогом результатов, а также не позволяют обучающимся приблизиться к описанному во ФГОС ООО портрету выпускника.
Метапредметные результаты, намечаемые ФГОС ООО, включают умения «самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности», «самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач» [36] и т.п.
Достижение названных образовательных результатов при использовании нынешних методов невозможно, поэтому необходимо внедрять иные методы, способы и технологии, которые бы выступали условием их формирования. Одним из таких условий может быть организация исследовательской деятельности в процессе обучения, формирование у обучающихся исследовательских умений.
Теоретические основания исследовательских умений описаны в трудах Дж. Дьюи, И. А. Зимней, Е. А. Шашенковой, А. С. Обухова, А. И. Савенкова, К. П. Кортнева. и Н. Н. Шушариной, А. П. Гладковой, С. В. Зуевой, Е. А. Остриковой, О. В. Лебедевой и др.
В настоящее время в теории и в практике осуществляется поиск иных организационных форм и методов, которые бы отвечали требованиям стандарта и в то же время были бы направлены на развитие исследовательских умений и навыков, которые являются базовыми для жизни в современном мире.
Мы предполагаем, что такой организационной формой может являться педагогическая мастерская. Изучением педагогической мастерской как формы организации деятельности учеников занимались такие зарубежные и отечественные педагоги и психологи как: А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже, А. Бассис, А. Мухина, Т. Я. Еремина, Н. И. Белова, Е. О. Галицких, М. Г. Ермолаева, Т. Б. Казачкова, А. А. Окунев и др.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время нет единого эффективного подхода для организации постепенного вхождения обучающихся в исследовательскую деятельность и развития исследовательских умений.
Мы считаем, что педагогическая мастерская как метод и форма работы позволяет организовать постепенное вхождение и самостоятельную деятельность обучающихся, развивает у них исследовательские умения.
Целью нашего исследования было изучить теоретические предпосылки и разработать методическое обеспечение формирования исследовательских умений у обучающихся основной школы посредством педагогической мастерской.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные характеристики подросткового возраста ;для решения задачи выявлены основные характеристики возраста, такие как:
• Потребность в общении и признании;
• Чувство взрослости и подражание поведению взрослых;
• Наличие негативизма, упрямства в адрес взрослого, нежеланием подростка подвергаться критике и нравоучениям со стороны;
• Развитие рефлексии и самосознаниях;
• Формирование образа «Я» => отмирание старых интересов, перестройка прежнего отношения к миру и к себе;
• Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании;
• Познавательная потребность.
2. Изучить сущность исследовательских умений и выявить подходы к развитию исследовательских умений у обучающихся основной школы; в рамках данной задачи мы определили определение понятия (по С. В. Зуевой) и классификацию исследовательских умений (по А. И. Савенкову), которым придерживались на протяжении всего исследования. А также выявили основные подходы по развитию исследовательских умений, исходя из которых был определен наш подход:
• А. С. Обухов, М. Н. Жафярова, М. В. Кларин: создания творческой среды (обстановки);
• Т. А. Егоровой: организации самостоятельной исследовательской практики и специальных занятий по развитию интеллектуально-творческого потенциала детей;
• С. Б. Рыжиков: проведения исследовательских работ углубленного уровня с применением ИКТ технологий;
• А. И. Савенков: выполнения специальных заданий и упражнений.
3. Выявить особенности педагогической мастерской в развитии исследовательских умений у обучающихся основной школы; Как было заявлено ранее в качестве нашего подхода мы использовали такой метод и форму как педагогическая мастерская, она обладает следующими особенностями:
• Наличие творческой среды;
• Наличие элементов неопределенности и сочетания разных видов деятельности, способствующих возникновению интереса и дискомфорта побуждающего к деятельности;
• Поэтапная реализация (индуктор, самоконструкция и др.);
• Наличие позиции мастера, который владеет определённым «ремеслом»;
• Наличие специфических правил и принципов взаимодействия между мастером и обучающимися.
4. Разработать методическое обеспечение для педагогической мастерской, направленной на развитие исследовательских умений у обучающихся основной школы. В рамках данной задачи, во второй главе мы разработали методическое обеспечение, которое состоит из:
а) диагностического инструментария в соответствии с данной классификацией исследовательских умений:
• видеть проблемы;
• вырабатывать гипотезы;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• давать определения понятиям;
• классифицировать;
• делать выводы и умозаключения;
• структурировать материал;
• работать с текстом;
• доказывать и защищать свои идеи.
...


1. Абрамова, Т. А. Организация работы с одаренными детьми по технологии "педагогическая мастерская" / Т. А. Абрамова // Актуальные проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 1. - С. 43­52.
2. Алиева, Р. Т. Применение технологии педагогических мастерских на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО / Р. Т. Алиева // Проблемы теории и практики современной науки. - 2017. - № 8. - С. 56-59.
3. Белова, Н. И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Белова Надежда Ивановна. - Санкт-Петербург, 2000. - 216 с.
4. Бесаева, А. Г. К вопросу о реализации технологии педагогических мастерских / А. Г. Бесаева, Р. Ш. Халидов // Аллея науки. - 2017. - № 13. - С. 821-826.
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб. : Питер Пресс, 2009. - 400 с.
6. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 23-35.
7. Вартазарян, К. А. Возможности педагогической мастерской для развития рефлексии учащихся / К. А. Вартазарян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 88. - С. 171-178.
8. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М. В. Матюхина [и др.] / отв. ред. М. В. Гамезо. - Москва: Просвещение, 1984. - 256 с.
9. Выготский, Л. С. Педология подростка : в 6 т. / Л. С. Выготский // Москва, 1984. - Т. 4. - 434 с.
10. Гусакова, В. О. Педагогическая мастерская "Её имя - жизнь" / В. О. Гусакова // Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно­нравственного воспитания. - 2017. - № 1. - С. 337-345.
11. Дежина, Л. В. Системно-деятельностный подход при выполнении исследовательских работ и проектов экологической направленности / Л. В. Дежина // Материалы IX Международной научно-практической и XXI Всероссийской тьюторской конференции - 2016. - № 9. - С. 181-186.
12. Егорова, Т. А. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Егорова Татьяна Александровна. - Москва, 2006. - 153 с.
13. Жафярова, М. Н. Мотивационные факторы формирования исследовательских способностей: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Жафярова Мария Наильевна. - Новосибирск, 2002. - 157 с.
14. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. — Ижевск; Москва: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2001. - 103 с.
15. Зуева, С. В. Исследовательские умения учащихся: сущность и
классификация умений, критерии и уровни сформированное™ [Электронный ресурс] / С. В. Зуева. - Режим доступа:
http: //www.econf.rae.ru/pdf/2016/09/5760. pdf.
... всего 40 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ