Развитие силовой выносливости на уроках физической культуры у школьников 8-9 классах (Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ школа № 464.
Выборка: 16 учеников 8-9 классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………7
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста……7
1.2. Виды силовых процессов……11
1.3. Силовая выносливость как физическое качество…………………………14
1.4. Особенности развития силовой выносливости у учащихся старшего школьного возраста…….19
1.5. Методы и возрастные особенности развития силовой выносливости у детей среднего школьного возраста……25
1.6. Методические особенности развития силовой выносливости у детей среднего школьного возраста……43
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ..49
2.1. Организация исследования……………………49
2.2. Методы исследования…………………………………………50
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ………………...54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………62
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….67
База исследования: ГБОУ школа № 464.
Выборка: 16 учеников 8-9 классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………7
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста……7
1.2. Виды силовых процессов……11
1.3. Силовая выносливость как физическое качество…………………………14
1.4. Особенности развития силовой выносливости у учащихся старшего школьного возраста…….19
1.5. Методы и возрастные особенности развития силовой выносливости у детей среднего школьного возраста……25
1.6. Методические особенности развития силовой выносливости у детей среднего школьного возраста……43
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ..49
2.1. Организация исследования……………………49
2.2. Методы исследования…………………………………………50
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ………………...54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………62
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….67
Физическая культура является неотъемлемой частью воспитания личности каждого школьника. Прививание детям культуры спорта и физического воспитания традиционно начинается с первых лет школьной жизни и ставит перед собой множество задач. Одной из основных задач, которые решаются в сфере физического воспитания на всем его протяжении, является целенаправленное, систематическое развитие физических качеств школьника.
Физическими качествами принято называть отдельные двигательные возможности. К ним относятся сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Значительное место в системе физического воспитания детей, подростков и юношей должно быть отведено развитию мышечной силы – способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему путём мышечного напряжения. Силовая подготовка обладает множеством полезных качеств, основными из которых являются приобщение молодых людей к здоровому образу жизни, отказу от различных вредных привычек, имеющих место быть в подростковом возрасте и особо распространённым в период средней и старшей школы, и установлению некоторых черт характера и жизненных позиций.
В исследовании ряда авторов приведён анализ проявления различных двигательных качеств и доказано, что именно такое физическое качество как «сила» является основой для развития всех других качеств.
Таким образом, проблема повышения физической подготовленности школьников в целом и развитие силовых способностей в частности должно являться одной из приоритетных задач для учителя физической культуры в школе. Значимость развития силы и, в том числе, силовой выносливости, связана с тем фактом, что недостаточная силовая подготовленность человека затрудняет выполнение им определенных двигательных действий, например, игровых, беговых и тому подобное. Так же недоразвитость у молодых людей данного физического качества может приводить к определённым проблемам со здоровьем в пубертатном периоде подростков, ведущих к значимым осложнениям в будущем.
Как свидетельствует анализ научной литературы, рабочей программы по физической культуре и практической деятельности в общеобразовательных школах, силовой подготовке уделяется не достаточное количество внимания и времени. В исследованиях многих авторов научных статей и учебно-методической литературы указано, что особенно остро встает вопрос силовой подготовки школьников 7-8 классов. Среди ряда причин авторы выделяют основные затруднительные стороны вопроса: слабые знания и недостаточная оценка учащимися эффективности методов развития силы, неумение преодолевать психологические барьеры, неуверенность в своих силах, которая включает в себя стеснительность из-за слабой физической подготовки и/или индивидуальных особенностей, таких как избыточный вес и увеличение антропометрических показателей в связи с «переходным возрастом» и др.; отсутствие вариативных нагрузок, разнообразия стандартных и нестандартных приспособлений и современных методик, которые используются для развития силовых качеств. Все перечисленные факторы ведут к тому, что у учителей физической культуры возникают серьезные проблемы при подготовке юношей, обучающихся в 8-9 классах, к выполнению школьной программы, в особенности в упражнениях, которые требуют проявления силовых способностей.
Анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам силовой подготовки подростков, позволил выявить противоречия между необходимостью силовой подготовки учащихся средних классов в условиях общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью методик развития силовых способностей и их проявлений (силовая выносливость, взрывная сила и т.д.) в процессе образования в общеобразовательной школы. Стремления найти способ решения данных противоречий определили проблему исследования, заключающуюся в поиске различных и наиболее эффективных вариантов развития силовой выносливости в условиях образовательного процесса на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре в школе.
Предмет исследования: процесс развития силовой выносливости у обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы.
Цель работы: разработать и экспериментально проверить эффективность комплексов упражнений, направленных на развитие силовой выносливости у школьников средних классов.
Задачи:
1. Изучить научную и учебно-методическую литературу по исследуемому вопросу;
2. Изучить особенности физиологии и развития силовой выносливости у учащихся средних классов;
3. Разработать комплексы физических упражнений, которые направлены на развитие силовой выносливости у обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы;
4. Провести педагогический эксперимент для проверки эффективности разработанных комплексов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, изучение материалов периодической печати и сети Интернет, анализ документов в области физической культуры и спорта и научных материалов по методологии исследуемой темы, педагогический эксперимент педагогическое наблюдение, тестирование, методы математической статистики.
Гипотеза: предполагалось, что разработанные комплексы физических упражнений окажут эффективное воздействие на развитие силовой выносливости у обучающихся средних классов общеобразовательной школы.
Элементы новизны исследования: заключаются в теоретической разработке и применении разработанных комплексов физических упражнений на практике.
Практическая значимость: в результате проведённого в исследовании эксперимента была доказана эффективность разработанной методики развития силовой выносливости, что даёт основания для рекомендации данной методики для применения на уроках физической культуры у школьников 8-9 классов общеобразовательной школы.
Физическими качествами принято называть отдельные двигательные возможности. К ним относятся сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Значительное место в системе физического воспитания детей, подростков и юношей должно быть отведено развитию мышечной силы – способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему путём мышечного напряжения. Силовая подготовка обладает множеством полезных качеств, основными из которых являются приобщение молодых людей к здоровому образу жизни, отказу от различных вредных привычек, имеющих место быть в подростковом возрасте и особо распространённым в период средней и старшей школы, и установлению некоторых черт характера и жизненных позиций.
В исследовании ряда авторов приведён анализ проявления различных двигательных качеств и доказано, что именно такое физическое качество как «сила» является основой для развития всех других качеств.
Таким образом, проблема повышения физической подготовленности школьников в целом и развитие силовых способностей в частности должно являться одной из приоритетных задач для учителя физической культуры в школе. Значимость развития силы и, в том числе, силовой выносливости, связана с тем фактом, что недостаточная силовая подготовленность человека затрудняет выполнение им определенных двигательных действий, например, игровых, беговых и тому подобное. Так же недоразвитость у молодых людей данного физического качества может приводить к определённым проблемам со здоровьем в пубертатном периоде подростков, ведущих к значимым осложнениям в будущем.
Как свидетельствует анализ научной литературы, рабочей программы по физической культуре и практической деятельности в общеобразовательных школах, силовой подготовке уделяется не достаточное количество внимания и времени. В исследованиях многих авторов научных статей и учебно-методической литературы указано, что особенно остро встает вопрос силовой подготовки школьников 7-8 классов. Среди ряда причин авторы выделяют основные затруднительные стороны вопроса: слабые знания и недостаточная оценка учащимися эффективности методов развития силы, неумение преодолевать психологические барьеры, неуверенность в своих силах, которая включает в себя стеснительность из-за слабой физической подготовки и/или индивидуальных особенностей, таких как избыточный вес и увеличение антропометрических показателей в связи с «переходным возрастом» и др.; отсутствие вариативных нагрузок, разнообразия стандартных и нестандартных приспособлений и современных методик, которые используются для развития силовых качеств. Все перечисленные факторы ведут к тому, что у учителей физической культуры возникают серьезные проблемы при подготовке юношей, обучающихся в 8-9 классах, к выполнению школьной программы, в особенности в упражнениях, которые требуют проявления силовых способностей.
Анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам силовой подготовки подростков, позволил выявить противоречия между необходимостью силовой подготовки учащихся средних классов в условиях общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью методик развития силовых способностей и их проявлений (силовая выносливость, взрывная сила и т.д.) в процессе образования в общеобразовательной школы. Стремления найти способ решения данных противоречий определили проблему исследования, заключающуюся в поиске различных и наиболее эффективных вариантов развития силовой выносливости в условиях образовательного процесса на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре в школе.
Предмет исследования: процесс развития силовой выносливости у обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы.
Цель работы: разработать и экспериментально проверить эффективность комплексов упражнений, направленных на развитие силовой выносливости у школьников средних классов.
Задачи:
1. Изучить научную и учебно-методическую литературу по исследуемому вопросу;
2. Изучить особенности физиологии и развития силовой выносливости у учащихся средних классов;
3. Разработать комплексы физических упражнений, которые направлены на развитие силовой выносливости у обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы;
4. Провести педагогический эксперимент для проверки эффективности разработанных комплексов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, изучение материалов периодической печати и сети Интернет, анализ документов в области физической культуры и спорта и научных материалов по методологии исследуемой темы, педагогический эксперимент педагогическое наблюдение, тестирование, методы математической статистики.
Гипотеза: предполагалось, что разработанные комплексы физических упражнений окажут эффективное воздействие на развитие силовой выносливости у обучающихся средних классов общеобразовательной школы.
Элементы новизны исследования: заключаются в теоретической разработке и применении разработанных комплексов физических упражнений на практике.
Практическая значимость: в результате проведённого в исследовании эксперимента была доказана эффективность разработанной методики развития силовой выносливости, что даёт основания для рекомендации данной методики для применения на уроках физической культуры у школьников 8-9 классов общеобразовательной школы.
На основе результатов исследования можно заключить, что способность к проявлениям силовой выносливости является самостоятельным качеством, которое требует адекватного подбора средств и методов тренировки.
Анализ научной и методической литературы, а также результатов педагогического эксперимента, даёт право сделать следующие выводы:
1. Анализ литературных данных показал, что проведение занятий по специальной физической подготовке, целью которой является наработка силовой выносливости обучающихся, является важным фактором для достижения высоких результатов по поставленной задаче;
2. Был разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, предоставляющий возможность эффективно воздействовать на развитие силовых способностей у обучающихся исследуемой возрастной группы;
3. Была доказана эффективность разработанного комплекса физических упражнений, выявленная благодаря полученным после анализа результатов данным о достоверном увеличении уровня развития силовых способностей обучающихся экспериментальной группы.
На основе вышеизложенного, можно сделать общий вывод о том, что разработанный и внедрённый в план занятий по физической культуре комплекс физических упражнений оказывает положительный эффект на развитие силовых способностей у обучающихся 8-9 классов на уроках физической культуры.
Анализ научной и методической литературы, а также результатов педагогического эксперимента, даёт право сделать следующие выводы:
1. Анализ литературных данных показал, что проведение занятий по специальной физической подготовке, целью которой является наработка силовой выносливости обучающихся, является важным фактором для достижения высоких результатов по поставленной задаче;
2. Был разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, предоставляющий возможность эффективно воздействовать на развитие силовых способностей у обучающихся исследуемой возрастной группы;
3. Была доказана эффективность разработанного комплекса физических упражнений, выявленная благодаря полученным после анализа результатов данным о достоверном увеличении уровня развития силовых способностей обучающихся экспериментальной группы.
На основе вышеизложенного, можно сделать общий вывод о том, что разработанный и внедрённый в план занятий по физической культуре комплекс физических упражнений оказывает положительный эффект на развитие силовых способностей у обучающихся 8-9 классов на уроках физической культуры.



