Реферат
Введение 5
1. Теоретические основы развития скоростных качеств юных
футболистов на этапе начальной подготовки 8
1.1 Техническая подготовка как основа мастерства футболистов 8
1.2 Возрастные особенности развития физических качеств и физическая
подготовка футболиста 12
1.3 Методы и средства воспитания скоростных качеств юных
футболистов на этапе начальной подготовки 18
2. Экспериментальная работа по воспитанию основ развития скоростных качеств юных футболистов на этапе начальной подготовки .. 36
2.1 Выявление уровня развития скоростных качеств юных футболистов.. 36
2.2 Программа воспитания скоростных качеств юных футболистов на
этапе начальной подготовки 42
2.3 Результаты экспериментальной работы 51
Заключение 56
Список использованных источников 58
Актуальность. Футбол представляет собой преимущественно динамическую работу переменной интенсивности. Во время игры в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, отличные по характеру, мощности и продолжительности. Футбол по праву считается самым популярным видом спорта. Вряд ли можно назвать страну, в которой не играют в футбол. Чемпионаты Мира по футболу по количеству болельщиков конкурируют с Олимпийскими играми. В нашей стране развитию футбола уделяется повышенное внимание. В 2018 году Россия примет на своих стадионах участников Чемпионата Мира. Федеральный стандарт спортивной подготовки зачисление в детей на этап начальной подготовки может происходить с 8 лет. При этом уже в дошкольных учреждениях широко используются средства футбола для физического воспитания. Футбол прекрасно и разносторонне развивает человека.
Фундаментом спортивного мастерства футболистов является основы развития скоростных качеств юных футболистов на этапе начальной подготовки, уровень которой во многом предопределяет зрелищность и результативность игры. От того, насколько совершенно владеет футболист всем многообразием технических приемов, насколько эффективно и грамотно применяет их в различных условиях соревновательной деятельности, при противодействии со стороны команды соперника, а часто при растущем утомлении, во многом зависит достижение высоких спортивных результатов.
Постоянное напряжение игровой деятельности, которое наблюдается в последнее время в футболе, требует от спортсменов быстрого и эффективного выполнения технических приемов в условиях неожиданно меняющейся обстановки, противоборства со стороны соперников, ограниченного времени и пространства.
В последнее время ведущие специалисты замечают отставание российских футболистов от лучших зарубежных спортсменов в технике владения мячом. Данное отставание на этапе начального обучения негативно отражается на дальнейшей подготовке футболистов, поскольку, как показывает практика, приемы, которые исполняются с высоким процентом брака на начальном этапе обучения, продолжают оставаться таковыми в дальнейшем. В итоге большинство футболистов, остаются в стороне от большого футбола и лишь единицы достигают уровня мастеров международного класса.
Играя в футбол, каждый игрок команды должен помнить о том, что игра коллективная, и только усилия всех игроков может привести к положительному результату во время соревнований. А если команда состоит из сильных технически подготовленных футболистов, умеющих на высоком уровне показать свое умение и мастерство, то возможность обыграть соперников будет велика. Все вышесказанное обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных футболистов на этапе начальной подготовки
Предмет исследования - методика воспитания развития скоростных качеств юных футболистов.
Цель исследования - повысить эффективность развития скоростных способностей у юных футболистов на этапе начальной подготовки
Задачи исследования:
4. На основе данных литературных источников обобщить и систематизировать рекомендации специалистов по развитию скоростных способностей у юных футболистов на этапе начальной подготовки;
5. Рассмотреть методы и средства по развитию скоростных способностей юных футболистов;
6. Разработать практические рекомендации по развитию скоростных способностей у юных футболистов
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как И.С. Барчуков, В.В. Варюшин, К.Л. Вихров, В.П. Губа, А.В. Елагин и другие.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, тестирование, педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что систематическое использование в учебно-тренировочном процессе эффективных средств и методов скоростной подготовки позволит повысить уровень физической подготовленности юных футболистов на начальном этапе подготовки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. Дана характеристика скоростных качеств футболистов как основы мастерства футболистов.
Развития скоростных качеств футболистов - это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение техникой игры, основными задачами которого являются: прочное освоение всего многообразия рациональной техники; обеспечение разностороннего владения техникой и умения сочетать в разной последовательности приемы, способы и разновидности обработки мяча; надежное и эффективное использование технических приемов в сложных условиях игры (при противодействии игроков команды соперника).
2. Изучены возрастные особенности развития физических качеств и физическая подготовка юных футболистов.
В этот период осваивается примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в жизни. В период интенсивного развития двигательного анализатора в коре мозга двигательные навыки усваиваются быстро. Чем большим объемом движений он овладевает в этот период, тем легче осваиваются элементы скоростных качеств мастерства в избранной специализации. Процесс овладения двигательными навыками зависит от типологических свойств нервной системы.
Период подросткового возраста является сенситивным для формирования основных локомоций и координационных механизмов. Чем больше двигательных навыков закладывается в этом возрасте, тем богаче и разнообразнее двигательная активность человека и возможность адаптации его к виду спорта.
3. Рассмотрены методы и средства воспитания скоростных качеств юных футболистов на этапе начальной подготовки.
4. Содержание спортивной тренировки футболиста составляют: систематические занятия по совершенствованию игровых действии, приобретение специальных знаний, отработка движений, развитие творческих способностей, воспитание моральных и волевых качеств.
5. Проведена экспериментальная работа по воспитанию развития скоростных качеств юных футболистов на этапе начальной подготовки
6. На начальных стадиях обучения скоростным качествам в футболе на первое место выдвигается количество повторений и их вариантность, что позволяет охватить все разнообразие двигательных действий.
В целом, результаты исследования показывают, что если средний балл по всем показателям базовых элементов техники по результатам констатирующего эксперимента в КГ составил 15,6 балла, то ЭГ - 16,7 балла, а по результатам контрольного эксперимента в КГ он составил 17,2 балла, а в ЭГ - 21,0 балла.
1. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. —
2002. — C. 36—38.
2. Барчуков, И. С. Физическая культура: Учебное пособие для вузов / И. С. Барчуков. — Москва, 2003. — 255 с.
3. Буйлин, Ю. Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Ю. Ф. Буйлин. — Москва: Физкультура и спорт, 2000. — 214 с.
4. Варюшин, В. В.Тренировка юных футболистов: учеб. пособие для вузов / В. В. Варюшин. — Москва: Физическая культура, 2010. — 211 с.
5. Вихров, К. Л. Знакомство с футболом / К. Л. Вихров. — Киев: Реклама,
2003. — 81 с.
6. Годик, М. А. Типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / М. А. Годик, Г. Л. Бороздов, Н. В. Котенко, В. Н. Малышев, Н. А. Кудин, С. А. Российский. — Москва, 2011. — 263 с.
7. Губа, В. П. Теория и методика футбола: учебник. / В. П. Губа, А. В.
Лексаков.— Москва: Советский спорт, 2013. — 536 с.
8. Елагин, А. В. Футбол. Энциклопедия в 3-х томах / А. В. Елагин, Д. А. Еремин, В. С. Петров, А. В. Савин.— Москва: Человек, 2013. — 912 с.
9. Заваров, А. А. Футбол. Уроки профессионала для начинающих / А. А. Заваров. — Санкт-Петербург: Питер, 2010. — 296 с.
10. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А. В. Карасева. — Москва: Лептос, 2004. — 308 с.
11. Золотарев, А. П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва: научно-методическое пособие / А. П. Золотарев, А. В. Лексаков, С. А. Российский.— Москва: Физическая культура, 2007. — 160 с.
12. Качани, Я. Тренировка футболистов / Я. Качани, Л. Горский. — Братислава, 2012. — 311 с.
13. Колодницкий, Г. А. Внеурочная деятельность учащихся / Г. А. Колодницкий. - Москва: «Просвещение». 2011. — 184 с.
14. Кузнецов, А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. 1 этап (8—10 лет) / А. А. Кузнецов. — Москва: Человек, 2007. — 112 с.
15. Кук, М. Самый популярный учебник футбола. Тренировочные программы и упражнения от ведущих тренеров мира / М. Кук. — Москва: ACT, 2009. — 231 с....40