Реферат
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения возможностей использования арт-
терапии при работе с младшими подростками «группы риска» 9
1.1 Психологические особенности младших подростков «группы
риска» 9
1.2 Возможности использования арт-терапии при работе с младшими
подростками «группы риска» 17
2 Экспериментальное изучение возможностей использования арт-терапии
при работе с младшими подростками «группы риска» 28
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
исследования 28
2.2 Описание системы занятий с использованием арт-терапии с
младшими подростками «группы риска» 38
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А Результаты исследования психологических особенностей младших подростков «группы риска» 51
Приложение Б Система занятий с использованием арт-терапии в работе с младшими подростками «группы риска» 53
Современная школа, образование в целом, отзываясь на вызовы общества и государства, должны готовить молодое поколение к жизни в быстроменяющемся мире. Целью образования становится формирование личности, способной адаптироваться к социально-экономическим переменам, происходящим в информационном обществе, быть устойчивой к воздействию негативных факторов внешней среды. Актуальным является развитие личностных особенностей, позволяющих человеку достигать поставленных целей, решать проблемы, справляться с эмоциональными нагрузками.
Развитие ребенка тесно связано с миром его чувств и переживаний и от адекватного восприятия реальной действительности зависит душевное и эмоциональное благополучие человека. Конфликтные ситуации, происходящие в семье, особенно травмируют личность ребенка, следовательно, актуальным становится вопрос эмоционального неблагополучия детей. Эмоциональные проявления, особенности эмоциональной сферы на разных этапах развития ребенка в значительной мере определяются взаимодействием с ним взрослого. При нарушении взаимоотношений подростка с родителями и значимыми взрослыми могут проявляться неуверенность, тревожность, переживание одиночества и т.д.
Достижение успеха во многом связано с наличием умений взаимодействовать с окружающими людьми, принимать решения, адекватные сложившейся ситуации. Особенно важно формирование таких умений, а также эмоционального благополучия у подростков «группы риска». Дети данной категории являются социально неадаптированными к тем условиям существования, которые складываются в обществе (семье, школе и т.д.). Они нуждаются в помощи, направленной на изменение сложной ситуации, в которой оказались, а также на уменьшение их социальных, психологических и педагогических проблем.
В работе с младшими подростками «группы риска» эффективным является использование арт-терапии как метода, который способствует снижению тревожности, повышению уверенности в себе, развитию инициативы и формированию более активной жизненной позиции.
Арт-терапевтические упражнения многофункциональны, что позволяет применять их в работе с младшими подростками «группы риска» с разными психологическими особенностями, разным жизненным опытом.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение арт-терапии как метода работы с младшими подростками «группы риска».
Объект исследования - психологические особенности младших подростков «группы риска».
Предмет исследования - арт-терапия как метод работы с младшими подростками «группы риска».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме арт- терапии как метода работы с младшими подростками «группы риска».
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение психологических особенностей младших подростков «группы риска».
3. Разработать и реализовать систему занятий с использованием арт- терапии с младшими подростками «группы риска».
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностика уровня школьной тревожности» (автор - Филлипс)); (методика «12-факторный личностный опросник» (автор - Р. Б Кэттелл, адаптирован Э.М. Александровской)).
3. Методы качественной и количественной обработки результатов.
Методологической основой выступили труды исследователей по проблеме младших подростков «группы риска» Л.В. Мардахаева, Л.Я.
Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьевой, В.Е. Летуновой, Е.Д. Божович, X. Сакату; по проблеме использования арт-терапии в качестве метода работы с младшими подростками «группы риска» Т.Ю. Колошиной, Е.А. Медведевой, А.И Копытина, Л. Д. Лебедевой и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска в ноябре 2019 - мае 2020 гг. Выборка представлена младшими подростками в возрасте 11-12 лет в количестве 21 человека.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь - декабрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов возможностей использования арт-терапии при работе с младшими подростками «группы риска», определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение диагностики психологических особенностей младших подростков «группы риска», анализ полученных результатов исследования.
2 этап (декабрь 2019 г. - апрель 2020 г.) - разработка и организация системы занятий с использованием арт-терапии с младшими подростками «группы риска».
3 этап (май 2020 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования были представлены на конференциях разного уровня: Международной научно-практической конференции, посвященной 110- летию Иркутского Педагогического института «Сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в истории и современности» (Иркутск, 2019); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2019); XI Международных (XXV Всероссийских)
филологических чтениях памяти профессора Раисы Тихоновны Гриб «Человек и язык в коммуникативном пространстве» (Лесосибирск, 2020); XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный - 2020» (Красноярск, 2020); внутривузовской научнопрактической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 2020). По теме ВКР опубликовано 3 статьи.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме использования арт-терапии при работе с младшими подростками «группы риска». Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, а так же представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 44 источника и 2 приложения. В работе содержится 1 таблица и 2 рисунка. Общий объем работы составляет 50 страниц.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что дети «группы риска» - это дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств, дети из многодетных и неполных семей, дети из семей, нуждающихся в социальноэкономической и социально-психологической помощи и поддержке, дети из неблагополучных, асоциальных семей, а также дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации, педагогически запущенные дети. Младшие подростки «группы риска» способны осваивать образовательные программы, но они могут испытывать затруднения, связанные с освоением учебных предметов и трудности с адаптацией в школьной среде. Наличие внутренних конфликтов на фоне проблем в семье и школе порождает у подростков «группы риска» тревожность и страхи. Утрачивается значение образования как ценности.
Младшим подросткам «группы риска» свойственны следующие психологические особенности: тревожность, неуверенность в себе, робость, застенчивость, а также активность, возбудимость, импульсивность, низкий контроль за своим поведением. В связи с этим необходима организация целенаправленной систематической работы педагога-психолога с младшими подростками «группы риска».
Рассмотренные нами направления арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, мандалотерапия, метафорические карты) являются эффективным средством при работе с младшими подростками «группы риска». Использование арт-терапии способствует снижению тревожности, повышению уверенности в себе, формированию навыков самоконтроля у подростков «группы риска». В процессе занятий с применением арт-терапии задействованы различные анализаторы: тактильные (работа с различными изобразительными материалами, тканью, бумагой разной фактуры), зрительные (работа с цветом, визуальными образами, анализ художественных произведений) и слуховые (слушание музыки, восприятие голоса при релаксации). Использование метода арт-терапии в работе с младшими подростками «группы риска» помогает установить контакт с детьми, увидеть их скрытые возможности и безболезненно выявить проблемы детей и найти пути их решения.
Мы провели экспериментальное исследование психологических особенностей младших подростков «группы риска» на базе МБОУ «Лицей» в городе Лесосибирске. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: методика «12-факторный личностный опросник» (автор - Р. Б. Кэттелл, адаптирован Э.М. Александровской), методика «Диагностика уровня школьной тревожности» (автор - Филлипс). Выборка представлена младшими подростками в возрасте 11-12 лет в количестве 21 человека.
На основании полученных результатов, мы выявили, что для большинства младших подростков «группы риска» нашей выборки характерны такие психологические особенности, как: неуверенность в себе, подчиненность, застенчивость, низкий самоконтроль, школьная тревожность. Некоторым подросткам данной выборки свойственна низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Выявленные особенности свидетельствуют о необходимости психологической поддержки младших подростков «группы риска».
Нами составлена и реализована система занятий с использованием арт- терапии для работы с младшими подростками «группы риска», которая может использоваться педагогом-психологом при работе с детьми данной категории.
Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
1. Алексеева, И. А. Дети группы риска : учебное пособие / И. А. Алексеева.
• Санкт-Петербург : Фонд «Новые шаги», 2002. - 114 с.
2. Аптикиева, Л. Р. Различия подростков «группы риска» и типичных подростков: психолого-педагогический аспект / Л. Р. Аптикиева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - № 3. - С. 6-14.
3. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. - Москва : Академия, 2001. - 248 с.
4. Арутюнян, А. А. Особенности воспитания социальной компетентности подростков группы риска / А. А. Арутюнян, М. Н. Егизарьянц, М. Л. Спирина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019.
• № 62-4. - С. 18-22.
5. Божович, Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е. Д. Божович. - Москва : Знание, 1979. - 40 с.
6. Васильева, В. С. Особенности социально-педагогической работы педагога-психолога с детьми группы риска / В. С. Васильева, И. И. Николаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 12-6. - С. 1023-1026.
7. Воронцов, Д. Б. Формирование социальной компетентности подростков группы риска : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Воронцов Дмитрий Борисович. - Кострома, 2006. - 29 с.
8. Гаврилова, Э. Т. Использование методов арт-терапии в психолого
педагогическом сопровождении личностного развития учащихся / Э. Т. Гаврилова, Т. И. Кожевникова // Современная научная мысль : сб. науч. тр. / Негосударственное образовательное частное учреждение
дополнительного профессионального образования «Экспертно
методический центр». - Чебоксары, 2018. - С. 127-132.
9. Денежко, Л. А. Арт-терапия в работе с детьми и подростками в учреждении дополнительного образования / Л. А. Денежко, Л. А. Чешкина // Современные технологии в мировом научном пространстве : методы, модели, прогнозы : сб. науч. тр. - Петрозаводск : Новая наука, 2019. - С. 138-151.
10. Жаркова, А. С. Методы снижения тревожности у подростков посредством творчества / А. С. Жаркова // Научные революции : сущность и роль в развитии науки и техники : сб. науч. тр. - Челябинск : Аэтерна, 2020. - С. 110-111.
11. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург : ООО «Речь», 2000. - 310 с.
12. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психологии ребенка : учебное пособие / О. А. Карабанова. - Москва : Рос. пед. агентство, 1997. - 243с.
13. Кирейчева, Е. В. Методы арт-терапии при краткосрочной психологической помощи / Е. В. Кирейчева // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур : сб. науч. тр. / ФГАОУ ВО Крымский федеральный ун-т им. В. И. Вернадского. - Севастополь, 2017. - С. 24-28.
14. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург : Речь, 2016. - 160 с.
15. Киселева, М. В. Особенности использования Арт-терапевтических техник для социальной адаптации и реадаптации различных категорий населения / М. В. Киселева // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2017. - Т. 28, № 2. - С. 37-43....44