Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возрастные особенности переживания одиночества (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)

Работа №152943

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 60 человек в возрасте от 21 до 65 лет.
Есть приложения.

Введение 5
Глава 1. Изучение переживания одиночества в разных возрастных группах в психологической науке 10
1.1 Исследования одиночества в зарубежной и отечественной психологии 10
1.2 Периодизация и психологические особенности разного возраста 21
1.3 Переживание одиночества лицами разного пола 33
Вывод по главе I 43
Глава 2. Эмпирическое исследование переживания одиночества в разных возрастных группах в психологической науке………………………………..44
2.1 Организация, выборка, методы и методики исследования………………44
2.2 Результаты и анализ результатов экспериментального исследования….46
2.3 Практические рекомендации по проблемам одиночества………………..54
Вывод по главе II………………………………………………………………...58
Заключение………………………………………………………………………...59
Список использованной литературы…………………………………………..62
Приложения 69


Актуальность исследования заключается в необходимости систематизации существующих данных о психологическом феномене одиночества, полученных отечественными и зарубежными учеными, а также в изучении этого сложного и противоречивого эмоционального переживания, которое может оказывать как положительное, так и негативное влияние па жизнь человека.
Исследователи феномена одиночества пытаются систематизировать представления о нем, а не просто представить перечень возможных его причин. Однако, главное внимание в исследованиях объяснений одиночества сосредоточено на выявлении постоянных причин одиночества. В свою очередь, пополняются исследования, подтверждающие наличие связи между причинными объяснениями одиночества н реакциями на это состояние. Как люди реагируют на одиночество – депрессией или враждебностью, пассивным уходом в него или активной борьбой за преодоление подобного состояния, это зависит от их собственных стратегий преодоления одиночества. Однако, для прояснения взаимосвязей феномена одиночества и реакций на это состояние необходимы дальнейшие исследования.
Проблема исследования: многие люди переживают недостаток значимых взаимоотношений, что влечет их к переживаю негативного чувства одиночества. Одинокий человек чаще всего находится в глубоком эмоциональном переживании, которое в силах исказить восприятие, ход времени и повлиять на характер социальных действий. Важно определять источники и природу одиночества для выработки оптимальных вариантов по его преодолению, которые будут учитывать специфику данного феномена.
Степень разработанности темы исследования: наиболее популярными направлениями изучения феномена одиночества в отечественных исследованиях являются: социально психологический (Н.А. Бердяев, И.О. Лосский, И.А. Ильин, Ж.В. Пузанова, Л.И. Старовойтова, К.А. Абульханова Славская, С.Г. Корчагина, Г.М. Тихонов); рассмотрение явлений, подобных с чувством одиночества (уединение, изоляция). Сторонниками данной теории являются А.У. Хараш, В.И. Лебедев, О.Н. Кузнецов; изучение культурно исторических форм одиночества (О.В. Данчева Н.Е. Покровский, С.А. Ветров). А также такие психологи как Д.А. Леонтьев, А.С. Гагарин, Л.И. Старовойтова, Е.В. Зинченко, В.А. Андрусенко, В.П. Иванова, В.И. Слободчиков, Н.А. Бердяев, С.Г. Корчагина и др.
Наиболее популярными направлениями изучения явления одиночества в западных исследованиях являются: психоаналитическое и психодинамическое (З. Фрейд, Х. Салливан, Дж. Зилбург, Ф. Фромм Рейхман, Э. Фромм, Д.Рисмен, С.Л. Франк), феноменологическое (К. Роджерс), экзистенциальное (К. Мустакас, И. Ялом, В. Франкл), интеракционистское (Р. Вейс), социологическое (Д. Рисман, Л. Слатер), когнитивное (Д. Перлман, Л.Э. Пепло).
Объектом исследования данной работы является переживание одиночества.
Предметом исследования выступают возрастных особенностей переживания одиночества.
Цель исследования состоит в изучение возрастных особенностей переживания одиночества.
Основные задачи по достижения цели:
1. Провести анализ психологической литературы по проблемам возрастных особенностей переживания одиночества.
2. Рассмотреть теоретические и экспериментальные работы по теме исследования с целью выявления проблемных зон при реализации эмпирических исследований переживания одиночества в разных возрастных группах в психологической науке.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование переживания одиночества в разных возрастных группах в психологической науке.
4. Разработать практические рекомендации по проблемам одиночества с лицами разного возраста.
Гипотезы исследования:
1. Представления об одиночестве и особенности переживания одиночества будут различаться в зависимости от этапа взрослости:
 на этапе зрелости большая выраженность зависимости от общения, чем на этапе взрослости;
 на этапе зрелости более высокий уровень переживания одиночества, чем на этапе взрослости;
 позитивное одиночество больше выражено на этапе взрослости, чем на этапе зрелости.
2. Представления об одиночестве и особенности переживания одиночества будут различаться в зависимости от пола:
 у испытуемых женского пола большая выраженность зависимости от общения, чем у испытуемых мужского пола;
 у испытуемых женского пола высокий уровень переживания одиночества, чем у испытуемых мужского пола;
 позитивное одиночество больше выражено у испытуемых мужского пола, чем у испытуемых женского пола.
3. Практические рекомендации по проблемам одиночества с лицами разного возраста окажут положительное влияние по его преодолению.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа и синтеза научной литературы;
2. Инструментальные эмпирические методы (опрос, тестирование);
3. Методы интерпретации и описания, метод математико–статического анализа.
Методики исследования:
1. Дифференциальный опросник переживания одиночества ДОПО-3к, (краткая версия), (для изучения субъективного переживания одиночества, отношения респондентов к одиночеству как жизненному факту и к уединению).
2. Болгарская версия шкалы социального и эмоционального одиночества для взрослых (SELSA-S) (адаптация О.Ю. Стрижицкой и др.) (для изучения социальных аспектов переживания одиночества);
3. Шкала А. Бека «Социотропия / автономия» в адаптации О.Ю. Стрижицкой и др. (для изучения особенностей взаимодействия личности с социумом).
4. Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (для измерения субъективного благополучия, отражает рефлексивно-оценочные компоненты).
Методы математической статистики: непараметрический критерий U-Манна-Уитни (для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого либо признака, измеренного количественно); корреляционный критерий ранговой корреляции r-Спирмена (для выявления взаимозависимости между качественными признаками).
Характеристика выборки исследования: всего 60 человек, из них: 30 мужчины, из них 15 мужчин 22–28 лет (взрослый период: первый возраст) и 15 мужчин 36-45 год (зрелый период: первый возраст); 30 женщины, из них 15 женщин 21-26 лет (взрослый период: первый возраст) и 15 женщин 33-40 год (зрелый период: первый возраст). При формировании выборки опирались на данные о возрастных границах, представленных периодизацией индивидуального развития В.В. Бунак.
Теоретической основой исследования являются труды как отечественных ученых и практиков психологической науки: Э.Н. Айдарова, А.Е. Астафьев, Л.А. Бабицкая, С.В. Барсукова, З.Б. Набиева, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сорокоумова, М.С. Ткачева, О.В. Токарь, М.Е. Хилько, А.А. Шикина,
Д.Б. Эльконин; так и зарубежных: Р. Abbott, A. Koyanagi, М. McKee,
L.A. Peplau, D. Perlman, Е. Richardson, В. Roberts, А. Stickley и пр.
Практическая значимость исследования работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут положены в основу практической работы с лицами разного возраста, которые столкнулись с проблемой переживания одиночества. По результатам исследования разработаны практические рекомендации по проблемам одиночества с лицами разного возраста. На данный момент существует недостаточно сравнительного материала по теме возрастных особенностей переживания одиночества, в связи с чем данная работа может иметь практическую направленность в этом вопросе.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации основных подходов к возрастным особенностям переживания одиночества.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема одиночества является одной из наиболее сложных фундаментальных проблем человеческого существования. Одиночество можно назвать одним из наиболее распространенных явлений в современном общества, характерным для всех возрастных групп.
В ходе исследования были изучены переживания одиночества в разных возрастных группах в психологической науке, проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте от 21 до 65 лет, 30 женщин и 30 мужчин, которые были разделены на 2 группы (группа «взрослые» (от 21 до 40 лет), 30 человек (15 женщин, 15 мужчин); группа «зрелые» (от 41 до 65 лет), 30 человек (15 женщин, 15 мужчин)).
Для проведения исследования использованы: дифференциальный опросник переживания одиночества ДОПО-3к, болгарская версия шкалы социального и эмоционального одиночества для взрослых (SELSA-S), шкала А. Бека «Социотропия / автономия» в адаптации О.Ю. Стрижицкой и др., шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера.
В дипломной работе были выдвинуты следующие гипотезы:
влияние этапа взрослости: на этапе зрелости наблюдается большая выраженность зависимости от общения, чем на этапе взрослости; наблюдается более высокий уровень переживания одиночества, чем на этапе взрослости; позитивное одиночество больше выражено на этапе взрослости, чем на этапе зрелости.
влияние пола: у женщин наблюдается большая выраженность зависимости от общения, чем у мужчин; более высокий уровень переживания одиночества, чем у мужчин; позитивное одиночество больше выражено у мужчин, чем у женщин.
По результатам исследования:
Переживание одиночества: не было выявлено статистически значимых различий в уровне переживания одиночества между группами «взрослые» и «зрелые»; не было выявлено статистически значимых различий по уровню переживания одиночества между мужчинами и женщинами.
Зависимость от общения: не было выявлено статистически значимых различий в уровне зависимости от общения между группами «взрослые» и «зрелые»; не было выявлено статистически значимых различий по уровню зависимости от общения между мужчинами и женщинами.
Позитивное одиночество: не было выявлено статистически значимых различий в уровне позитивного одиночества между группами «взрослые» и «зрелые»; не было выявлено статистически значимых различий по уровню позитивного одиночества между мужчинами и женщинами.
Социотропность: зрелые женщины имеют значительно низкий уровень социотропности по сравнению со взрослыми мужчинами и со зрелыми мужчинами; не обнаружено статистически значимых различий в уровне социотропности между другими сравниваемыми группами.
Автономность: зрелые женщины (M = 3.9) и зрелые мужчины (M = 3.7) имеют значительно уровень автономности по сравнению со взрослыми мужчинами (M = 3.2); не обнаружено статистически значимых различий в уровне автономности между другими сравниваемыми группами.
Удовлетворенность жизнью: взрослые мужчины (M = 3.9) имеют значительно высокий уровень удовлетворенности жизнью по сравнению со зрелыми женщинами (M = 3.5); не обнаружено статистически значимых различий в уровне удовлетворенности жизнью между другими сравниваемыми группами.
Таким образом, ни одна из выдвинутых гипотез не была подтверждена.
Полученные результаты могут быть объяснены спецификой исследуемых групп.
Несмотря на отсутствие подтверждения выдвинутых гипотез, данное исследование имеет ряд теоретических и практических значений.
Проблема переживания одиночества является актуальной для людей всех возрастов.
Важно, чтобы люди, которые испытывают одиночество, знали, что они не одиноки и что им могут помочь.
На основании полученных результатов были разработаны практические рекомендации для разных возрастных групп и полов: расширение круга общения; поддержка связи с близкими и друзьями; занятия хобби и увлечениями; уделение времени себе; при необходимости обращаться за помощью к психологу.
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для разработки эффективных методов помощи людям, испытывающим одиночество и неудовлетворенность своей жизнью.



1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. Москва: Наука. - 2002. – С.137–145.
2. Андросова М.И. Учебное пособие // М.И. Андросова, Н.Г. Готовцева, Т.Ю. Ковтун. – 2 е изд., испр. и доп.– Киров: Изд во МЦИТО. 2018. С.92
3. Антонова Н.В. Человек и общество в условиях «новой нормальности»: обзор социологических исследований пандемии // Н.В. Антонова / Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально гуманитарные науки». – 2023. – Т. 23, No 1. – С.64–72.
4. Араканцева Т.А. Исследование взаимосвязи некоторых психологических параметров супружеских отношений и гендерных характеристик супругов // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – №3 – С.38 44.
5. Астафьев А.Е. Феномен одиночества в трудах зарубежных и отечественных ученых: сборник трудов конференции // А.Е. Астафьев, С.В. Пазухина / Психолого педагогические исследования – Тульскому региону: материалы III Регион. научно практическая конференция магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2023 г.) / Редкол.: С.В. Пазухина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда». 2023. – С. 262–265.
6. Бабицкая Л.А. Одиночество подростков как социально педагогическая проблема // Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики. – 2022. – С.11–16.
7. Бакалдин С.В. Эмоциональные особенности переживания одиночества // С.В. Бакалдин. – Текст: непосредственный / Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: Изд во АГУ. 2008. – Вып. 5. – С.229 232.
8. Барсукова С.В., Барсуков С.М. Одиночество как социальный феномен современного общества // Современные прикладные исследования. – 2021. – С.45–51.
9. Белова Е.С. Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста // Сборник материалов ежегодной Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015.
10. Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов: перевод с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2004. 336 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы // Юрайт, Москва. 2019. – 282 с.
12. Вейс Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. Прогресс, Москва. 1989. С.114–128.
13. Возрастная психология: учебное пособие // под ред. Е.В. Казаковой, М.В. Кореховой, Э.В. Леус; Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ. 2020. – 216 с.
14. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата // Юрайт, Москва. 2018. – 425 с.
15. Горбушина А.В., Азарова Н.Ю. Эмпирическое исследование стратегий совладания у субъективно одиноких мужчин и женщин среднего возраста // Научно-методический электронный журнал "Концепт" / Учредители: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании». - 2023. - № 1. - С.100-107.
16. Гурбанов Дж., Оразтаганова А. Регистрация возрастных особенностей личности в педагогической науке и ее классификация // Международный научный журнал «Инновационная наука» . 2024 № 3 2. – С.197.
17. Джерелиевская М.А. Различия представлений и переживаний одиночества у юношей и девушек // В сборнике: Современная психологическая наука через призму категории общения. Сборник материалов международной научной конференции. Посвящается 100-летию академика РАО А.А. Бодалева / Издательство: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Издательский Дом (типография), Москва. - 2023. - С.72-74.
18. Зайцева Е.А. К вопросу о развитии социального интеллекта в учебной деятельности младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1 1. – С.946.
19. Захарова Д.А. Теоретические подходы к пониманию феномена одиночества как социально педагогической проблеме у детей сирот // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №. 1 (44). – С.93 95.
20. Защитных Т.А. и. Psychological sciences // The 12th International scientific and practical conference “Scientific progress: innovations, achievements and prospects” (August 21 23, 2023) MDPC Publishing, Munich, Germany. 2023. 254 p. – 2023. – С.99.
21. Зинченко Е.В., Рудя И.А. Субъективное ощущение одиночества у женщин // Северо Кавказский психологический вестник. – 2015. – Т. 13. – №. 4. – С.58–60.
22. Желонкина О.К., Сафонова М.В. Изучение видов одиночества, переживаемого юношами и девушками, увлеченными виртуальным общением // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №1 (39).
23. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины // Е.П. Ильин. – СПб.: Питер. 2007. – 544 с.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет // Изд во УРАО, Москва. 1999. – 175 с.
25. Ледовская О.Н. Проблема исследования особенностей переживания одиночества // Наука молодых наука будущего. – 2023. – С.309–312.
26. Леонтьев Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко / Вопросы психологии. 1995. No 1. С.97–110.
27. Лиджиева О.А., Бейшембиева А.Д., Лиджиев П.Г, Бембетова Б.С., Арджения Я.Т. Проблема одиночества в работах отечественных и зарубежных психологов // Психология.Историко критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. No 3А. С.247–256.
28. Майерс Д. Социальная психология // Перевод с англ. З. Замчук / 7 е изд. Москва [и др.]: Питер. 2011. 793 с.
29. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества / Прогресс, Москва. 1989. С.52–87.
30. Михайлова Н.В. Одиночество как междисциплинарная проблема // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 3. С.420–428.
31. Муртазина И.Р., Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Вартанян Г.А. Одиночество и психологическое благополучие взрослых мужчин и женщин // Вопросы устойчивого развития общества / Учредители: ООО "Институт развития образования и консалтинга". - 2021. - № 8. - С.99-107.
32. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов // Академия, Москва. 2010. – 456 с.
33. Мухиярова Е.Н. Переживание одиночества в зрелом возрасте: гендерный аспект // Е.Н. Мухиярова. – Санкт Петербург. 2006. – 192 с.
34. Набиева З.Б. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований феномена одиночества. // Психолог. 2023. № 5. С.206 216.
35. Никифорова Л.В., Алонцева А.И. Характеристики одиночества в зависимости от пола // В сборнике: Глобальные проблемы научной цивилизации, пути совершенствования. Материалы XV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях / Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольское издательство "Параграф", Ставрополь. - 2022. - С.69-77.

36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров // Юрайт, Москва. 2013. – 460 с.
37. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО) // Смысл, Москва. - 2016. - 88 с.
38. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2020. - № 1. - С.117-142.
39. Павленко О.И. Особенности структуры одиночества // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – С.322–325.
40. Парфенова О. Деспотичная мать. Как восстановиться от семейной травмы и начать новую жизнь // Litres. 2022.
41. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие // Academia, Москва. 2000. – 180 с.
42. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов // под общей редакцией Л.А. Головей / Юрайт, Москва. 2020. – 413 с.
43. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. №3. С.121 129; №5. С.144–151.
44. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Практикум по психологии образования // под ред. И.В. Дубровиной / Наука, Москва. 1997. – 191 с.
45. Севелова М.А. Маскулинность и фемининность как ключевые категории гендерной теории // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. №5 6. 2011.
46. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов // под ред. Д.И. Фельдштейна / Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
47. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник // КНОРУС, Москва. 2016. – 280 с.
48. Стрижицкая О. Ю., Петраш М. Д., Муртазина И. Р., Вартанян Г. А., Маневский Ф. С., Александрова Н. Х., Бабакова Л. В. Адаптация болгарской версии шкалы социального и эмоционального одиночества (SELSA-S) для взрослых и пожилых людей // Консультативная психология и психотерапия. - 2020. - Том 28. - № 4. - С.79-97.
49. Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д., Муртазина И.Р., Вартанян Г.А. Адаптация методики «социотропность — самодостаточность» на российской выборке взрослых и пожилых людей // Экспериментальная психология. - 2021. - Том 14. - № 3. - С.217-233.
50. Тихонов Г. М. Феномен одиночества: гендерный аспект // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. №1.
51. Тлеужева М.Р., Шереметьева А.А. Феномен одиночества как психологическая проблема // Современные проблемы педагогики и образования. – 2023.
52. Фаррахов А.Ф. Социальные факторы, вызывающие чувство одиночества у молодых людей // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. ИЯ Яковлева. – 2013. – №. 3 (79). – С.168–173.
53. Федяева М.В., Волчкова Н.И. Гендерные различия в субъективном ощущении одиночества у старших подростков // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6.
54. Чуешкова А.Е. Сравнительный анализ зарубежных и российских психологических подходов к исследованию феномена одиночества // Ученые записки крымского инженерно педагогического университета. 2017. Серия: педагогика, психология. С.168 173.
55. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов // Юрайт, Москва. 2020. – 457 с.
56. Шикина А.А., Айдарова Э.Н. Теоретические подходы к проблеме одиночества: от «патологии» к ресурсу // ББК 74+ 88 М 63. – 2019.

57. Худнева Н.А. Приоритеты современного младшего школьника (патриотический аспект) // Взгляд в себя: к онтологии национального самосознания России: сборник статей по итогам Международной научной конференции – 2018. – С.54–60.
58. Хухлаева О.В., Зыков Е.В., Базаева Г.В. Психология развития и возрастная психология: учебник // Юрайт, Москва. 2018. – 367 с.
59. Stickley A., Koyanagi A., Roberts B., Richardson E., Abbott P., Tumanov S., McKee M. Loneliness: Its Correlates and Association with Health Behaviours and Outcomes in Nine Countries of the Former Soviet Union // PLoS ONE. 2013. Vol. 8(7). p.e67978. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0067978 [дата обращения 17.05.2024].
60. Peplau L.A., Perlman D. Perspective on loneliness. // In L.A. Peplau & D. Perlman (Eds.), Loneliness: A sourcebook of current theory, research and therapy. — 1982. — New York: John Wiley and Sons. — Pp.1–18.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ