Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема формирования среднего класса в России

Работа №152913

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

обществознание

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-7
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания исследования
1.1. Возникновение и эволюция понятия «средний класс» 8-16
1.2. Изучение проблем среднего класса в отечественной науке 16-23
1.3. Понятие «средний класс» в зарубежном обществознании 23-29
ГЛАВА II. Специфика формирования структурных позиций среднего класса в современной России
2.1. Методика выделения критериев среднего класса 30-37
2.2. Динамика численности российского среднего класса 37-43
2.3. Внутренняя структура российского среднего класса 43- 48
ГЛАВА III. Применение результатов исследования в учебном процессе
3.1. Мировоззренческая основа преподавания темы «Проблема формирования
среднего класса» в 9-11 классах общеобразовательной школы 49-51
3.2. Рабочая программа факультатива «Проблема формирования среднего
класса в России» 51-59
Заключение 60-63
Список использованных источников и литературы 64-71


Актуальность темы заключается в том, что сейчас во всем мире происходят трансформационные процессы, благодаря чему остро встает вопрос о том, какое место займет России среди глобализирующихся стран.
Для того, чтобы понять будущее России в международном сообществе, необходимо четко представлять направление экономических и политических процессов в стране.
Успешность протекания политических, экономических и социальных процессов в стране, и их результативность напрямую связана с готовностью населения поддерживать государственные планы. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос об особенностях сознания и поведения тех массовых групп, которые непосредственно оказывают влияние на функционирование экономической системы страны, определяют ее человеческий и инновационный потенциал. Речь идет, прежде всего, о среднем классе.
Объектом исследования является средний класс, его место в социальной стратификации.
Предметом данного исследования являются критериальные принципы социальной стратификации, определяющие место среднего класса в социальной структуре общества, в целом процесс формирования среднего класса в России.
Степень изученности проблемы. Достаточно много ученых затрагивали в своих исследованиях тему среднего класса. Если говорить о проблематике стратификации и определении соответствующего места среднего класса в обществе, то этот вопрос рассматривали: П. Бурдье, Дж. Голдторп , Д. Груски1 и др.
Анализом состава, специфики, истории среднего класса в западных странах и странах Востока занимались М. Арчер2, С. Блюмин3, Ю. Вонг4, Г. Коул5, М. Севедж6, М. Хальбвакс7 и др.
Социальная структура российского общества анализируется в работах Л.А. Литвяковой8, И.В. Белова9 и других исследователей; проблематике непосредственно среднего класса в России посвящены работы Е.М. Авраамовой10, Л.А. Беляевой1 , Т.И. Заславской12, Н.Е. Тихоновой13, Л.А. Хахулиной, О.И. Шкаратана14 и многих других.
Целью данной работы является анализ процесса становления российского среднего класса...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет дать ответы на несколько ключевых вопросов, касающихся как особенностей среднего класса, уже существующего в современном российском обществе, так и процесса завершения его становления как особого социального субъекта.
Прежде всего, в этой связи надо отметить, что применение критериев уровня образования, социально-профессионального статуса, материального благосостояния и самооценки своего положения в обществе позволяет выделить средний класс в России. В зависимости от цели исследования авторы применяют разный набор критериев среднего класса, однако большинство авторов делают акцент на критерии самоидентификации, что является особенностью среднего класса в нашей стране. Данный слой характеризуется отличным от других слоев населения положением, особенностями сознания и поведения, отражающими как специфику структурных позиций, так и особенности, характерные для его представителей жизненных шансов.
Нужно отметить также, что процесс становления среднего класса в российском обществе еще идет и начался гораздо позже по времени, чем в западных странах. На его протекании отражаются и структурные перестройки, и нестабильность экономики, и исторические особенности развития страны в XX веке - в частности, большинство современного российского среднего класса составляют пока выходцы из «малой России», чьи родители не имели высшего образования. Лишь меньшая, хотя и наиболее устойчивая часть среднего класса, - это воспроизводящаяся городская потомственная интеллигенция. При этом соответствующие среднему классу структурные позиции «подтягивают» также представителей из других групп населения, которые осваивают нормы, ценности, поведенческие практики среднего класса, и чьи дети будут проходить социализацию уже в новых условиях - в рамках среднего класса.
В целом можно констатировать, что в данный момент процесс становления среднего класса как особого социального субъекта в российском обществе идет умеренным темпом, и в некоторых аспектах уже достаточно близок к своему завершению. Данный процесс в России характеризуется определенной спецификой, в частности, неравномерностью протекания его в отдельных подгруппах среднего класса и в разных сферах его сознания и поведения...


1. Авраамова, Е.М. Что из себя представляет российский средний клас // Огонек. - М., 2015. - № 15. - C. 65-74.
2. Авраамова, Е.М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки // Общественные науки и современность. - 2012. - № 1. - С. 254-267.
3. Аникин, В.А. Средний класс и тенденции изменения социально- профессиональной структуры России // Средний класс в современной России / Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. М.: ИНФРА М., 2008.
- С. 178. - 203.
4. Аристотель. Афинская политика. Государственное устройство афинян.
- М., 2007. - С. 245.
5. Аристотель. Политика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / пер. с древнегреч. Общ. Ред. А.И. Доватура. - М., 1984. - 356 с.
6. Балобанова, Е.Г. Средний класс как объект исследований российских социологов // Общественные науки и современность. - 2007. - № 1. - С. 4-69.
7. Беляева, Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России. 10 лет постсоветского развития. - М., 2001. - С. 356.
8. Беляева, JI.A. В поисках среднего класса в России // Социологические исследования. -2001. - № 7. - С.104 - 169
9. Беляева, JI.A. И вновь о среднем классе России // Социологические исследования. - 2007. - № 5. - С. 5 -69.
10. Бурдье, П. Различение: социальная критика суждения // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. - М.,
2004. С. 347-348.
11. Ван, Х. Трансформация социальной структуры общества в современном Китае // Социологические исследования. - 2006. - № 7. - С. 56.
12. Ван, X. Трансформация социальной структуры общества в современном Китае // Социологические исследования. - 2006. - № 7. - С. 27- 68.
13. Вебер, М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 2007. - С. 27-68.
14. Вебер, М. История хозяйства. Город. -М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. - 567 с.
15. Гладарев, Б.С., Цинман, Ж.М. Потребительские стили петербургского среднего класса: из экономики дефицита к новому быту // Экономическая социология. - 2017. - Т. 8. - № 3. - С. 145-168...58


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ