Введение 6
1 Теоретические аспекты исследования технологий электронной торговли
в совершенствовании коммерческой деятельности 9
1.1 Рынок электронной торговли в Российской Федерации.
Тенденции и проблемы 9
1.2 Сущность, виды и роль электронной торговли в коммерческой
деятельности предприятий. Влияние технологий на
совершенствование коммерческой деятельности 16
1.3 Подходы к оценке эффективности электронной торговли 22
2 Анализ технологий электронной торговли в совершенствовании
коммерческой деятельности предприятия ООО ЭПФ «Пилон» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия ООО ЭПФ «Пилон» 27
2.2 Исследование материально-технической базы предприятия ООО
ЭПФ «Пилон» 39
2.3 Анализ и оценка эффективности применяемых технологий
электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности предприятия ООО ЭПФ «Пилон» 45
3 Разработка проекта развития технологий электронной торговли в
совершенствовании коммерческой деятельности предприятия ООО ЭПФ «Пилон» 55
3.1 Содержание проекта развития технологий электронной торговли
в совершенствовании коммерческой деятельности ООО ЭПФ «Пилон» 55
3.2 Механизм реализации проекта 62
3.3 Оценка эффективности и анализ рисков проекта развития технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности ООО ЭПФ «Пилон» 66
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение А Устав ООО ЭПФ «Пилон» 83
Приложение Б Должностная инструкция менеджера торгового зала в ООО ЭПФ «Пилон» 86
Приложение В Бухгалтерский баланс предприятия ООО ЭПФ «Пилон». 88 Приложение Г Отчет о финансовых результатах предприятия ООО ЭПФ «Пилон» 91
Для успешного развития торговых предприятий непременным фактором служит постоянное совершенствование коммерческой деятельности в целях получения и прироста прибыли, а также удовлетворения потребностей покупателей. Конкуренция на рынке, цифровизация торговли и изменение потребностей, поведения потребителей диктуют условия совершенствования коммерческой деятельности торговых предприятий. Одно из важных аспектов совершенствования коммерческой деятельности торговых предприятий на сегодняшний день является выход в онлайн среду, то есть выполнение продаж через сайт с функцией интернет-магазина, с использованием мобильных технологий (приложений), взаимовыгодное сотрудничество с партнерами, одними из которых могут являться маркетплейсы, получившие в последние годы широкое распространение.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы, сформулированной как: «Применение технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности», заключается в высоком спросе со стороны населения, их заинтересованности и увеличении числа покупок с применением разнообразных технологий электронной торговли. По их мнению, это значительно упрощает процессы реализации, а также экономит время. Увеличение спроса на технологии электронной торговли гарантирует торговому предприятию прирост экономических показателей, привлечение разнообразной целевой аудитории из числа пользователей сети Интернет, повышение эффективности сбытовой деятельности, системы маркетинга и других составляющих функций коммерческой деятельности торгового предприятия. Технологии электронной торговли позволяют совершенствовать не только внутреннюю деятельность торговой организаций, но и увеличивать ее внешние конкурентные преимущества. Грамотное применение технологий электронной торговли позволяет также оптимизировать расходы на коммерческую деятельность, улучшать качество принимаемых решений, конечным результатом служит рост уровня цифровизации торгового предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка проекта развития технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности предприятия ООО ЭПФ «Пилон».
Для решения поставленной цели в выпускной квалификационной работе будут определены следующие задачи:
• исследовать тенденции и проблемы рынка электронной торговли в Российской Федерации;
• оценить сущность, виды и роль электронной торговли в коммерческой деятельности предприятий, определить влияние технологий на совершенствование коммерческой деятельности;
• рассмотреть подходы к оценке эффективности электронной торговли;
• дать организационно-экономическую характеристику деятельности предприятия ООО ЭПФ «Пилон»;
• исследовать материально-техническую базу предприятия ООО ЭПФ «Пилон»;
• анализировать и оценить эффективность применяемых технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности предприятия ООО ЭПФ «Пилон»;
• исследовать содержание проекта развития технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности ООО ЭПФ «Пилон»;
• разработать механизм реализации проекта;
• оценить эффективность и анализировать риски проекта развития технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности ООО ЭПФ «Пилон».
Объектом исследования выступает оптово-розничное торговое предприятие ООО ЭПФ «Пилон». Юридический адрес: 660006, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Стадионная, д. 1.
Предмет исследования - технологии электронной торговли, как инструменты совершенствования коммерческой деятельности торгового предприятия.
Предмет защиты - проект развития технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности ООО ЭПФ «Пилон».
Теоретической основой выполняемого исследования являются: законодательство Российской Федерации, труды авторов по коммерческой деятельности и электронной торговле, интернет-источники (сайты), статьи и публикации по теме работы, материалы собственных исследований.
Информационной основой выполняемого исследования являются: документы предприятия ООО ЭПФ «Пилон», сайт предприятия.
Методической основой выполняемого исследования являются методы: сравнения, группировки, графический, прогнозирования, наблюдения, интервью покупателей, познания процессов и явлений, обобщения, формализации, статистические и динамические методы оценки проектов, др.
В структуру выпускной квалификационной работы вошли: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения. Во введении определены: актуальность работы, цель и задачи, теоретическая, информационная и методическая основа, предмет и объект исследования, структура работы. В первой главе обобщены теоретические аспекты исследования технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности. Анализ технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности предприятия ООО ЭПФ «Пилон» представлен во второй главе работы. Разработка проекта развития технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности предприятия ООО ЭПФ «Пилон» выполнена в заключительной главе работы. Краткие выводы по работе представлены в заключении.
Выпускная квалификационная работа включает страниц. Работа иллюстрирована 37 таблицами и 34 рисунками, включает 50 источников литературы.
В трех главах выпускной квалификационной работы исследованы аспекты применения технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности.
В процессе изучения теоретических аспектов исследования электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности отмечено, что на сегодняшний день такая форма реализации продукции является распространенной, определено ее развитие за счет увеличения числа заказов от населения, роста объемов реализации. Российский рынок электронной торговли развивается, выявлены и ограничения, тормозящие его дальнейшее совершенствование (отсутствие правовой базы, участившиеся случаи мошенничества на рынке и другое). Электронная торговля имеет разные формы проявления: через сайты (интернет-магазины), универсальные торговые
площадки (маркетплейсы), созданные цифровые платформы (приложения) и т.д. В настоящее время определен высокий спрос на маркетплейсы, где представлено разнообразие товаров и участников (продавцов). Выявлено, что в условиях грамотного использования этой формы торговли, оно будет положительным образом влиять на рост эффективности коммерческой деятельности. Оценка эффективности электронной торговли предполагает расчет и анализ динамики основных ее социально-экономических и прочих показателей: количества заказов, выручки и прибыли от онлайн торговли, уровня удовлетворенности пользователей, прочее.
Применяемые технологии электронной торговли рассмотрены по предприятию ООО ЭПФ «Пилон». ООО ЭПФ «Пилон» на Красноярском рынке находится с 1998 года, основной вид деятельности - оптово-розничная реализация промышленных товаров. У предприятия имеется сайт, выполняются онлайн продажи, предприятие функционирует по требованиям российского законодательства. В организации действует линейно-функциональная организационная структура. Основные экономические показатели в 2023 году в 25
ООО ЭПФ «Пилон» по бухгалтерской отчетности и увеличиваются (по выручке, валовой прибыли), и сокращаются (по прибыли). Наибольшее влияние на рост выручки на предприятии в 2023 году оказал интенсивный фактор (увеличение физических объемов продаж). Основные фонды, оборотные средства в ООО ЭПФ «Пилон» в 2023 году использованы частично эффективно.
Анализ коммерческой деятельности предприятия ООО ЭПФ «Пилон» позволил отметить применение технологии электронной торговли. Это обусловлено продажей товаров и услуг предприятия при помощи интернет- магазина (https://pilon.ru). Исследование показало, что в структуре электронной торговли ООО ЭПФ «Пилон» преобладает единственная форма и категория - интернет-магазин с долей в 100% для промышленного сектора (оптовых покупателей) и потребительского сектора (пользователей сети Интернет, розничных покупателей). В результате оценки применяемой технологии электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности предприятия ООО ЭПФ «Пилон» определены ее преимущества и недостатки. К преимуществам применяемой технологии электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности ООО ЭПФ «Пилон» отнесены: рост выручки, прибыли, чистого дохода и рентабельности интернет-магазина.; повышение доли онлайн-продаж в структуре выручки предприятия, увеличение спроса и интереса от оптово-розничных сегментов; высокая степень удовлетворенности пользователей простотой и удобством оформления заказов в интернет-магазине. Среди недостатков выявлены: использование только одного инструмента технологии электронной торговли (интернет-магазина); многих пользователей не устраивает черный фон интернет-магазина.
С целью ликвидации выявленных слабых сторон, был разработан проект развития технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности ООО ЭПФ «Пилон». К мероприятиям проекта были отнесены: разработка и ввод собственного мобильного приложения; работа на одном из маркетплейсов (Ozon), как продавца. Организатором и инициатором проекта назначен коммерческий директор ООО ЭПФ «Пилон». Определен механизм 26
реализации проекта, выраженный в найме новых работников для работы с мобильным приложением и в маркетплейсе Ozon, составлении календарного плана работ по мероприятиям проекта. Инвестиции из собственного капитала компании составят Х тыс.руб. Источником финансирования проекта станет нераспределенная прибыль предприятия ООО ЭПФ «Пилон». Планируется полноценно внедрить мероприятия проекта в ООО ЭПФ «Пилон» с сентября 2024 года. Прогнозы коммерческого директора и главного бухгалтера предприятия по мероприятиям проекта показывают общий прирост выручки за первые 4 месяца реализации в 2024 году Х тыс.руб., прибыли от продаж Х тыс.руб., рентабельность продаж составит Х%, а чистая прибыль Х тыс.руб. Прогнозы коммерческого директора и главного бухгалтера предприятия ООО ЭПФ «Пилон» по мероприятиям проекта показывают более значительный прирост экономических показателей от мероприятий проекта в 2025-2026 гг. Чтобы проект развития технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности ООО ЭПФ «Пилон» был безубыточным, рассчитано, что необходимо совершать его пользователями в месяц 1203 заказов через мобильное приложение и 1059 заказов через маркетплейс Ozon. Рассчитан срок окупаемости проекта (7мес.). Определены по предлагаемому проекту в ООО ЭПФ «Пилон» четыре наименования рисков: технические сбои при работе мобильного приложения; низкая рентабельность проекта; невысокая информативность мобильного приложения и товарных карточек в маркетплейсе Ozon; некомпетентность SMM-специалистов при работе с мобильным приложением и в маркетплейсе Ozon. Вероятность наступления по большинству определяемых рисков по проекту развития технологий электронной торговли в совершенствовании коммерческой деятельности ООО ЭПФ «Пилон» - «низкая».
1. Конституция Российской Федерации : конституционный закон : принят
всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями от 01.07.20 //
КонсультантПлюс. - URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 28399.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации : федер. закон № 51-ФЗ, ред. от 11.03.24 № 48-ФЗ // КонсультантПлюс. - URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_5142.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации : федер. закон № 146-ФЗ от
31.07.1998, ред. от 23.03.24 № 58-ФЗ // КонсультантПлюс. - URL :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671.
4. Об обществах с ограниченной ответственностью : Федеральный закон РФ № 14-ФЗ от 08.02.1998, ред. от 13.06.23 // КонсультантПлюс. - URL : https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819.
5. Абель, М. А. Особенности развития электронной коммерции и роль
потребителей в условиях цифровизации / М. А. Абель, В. С. Ляхов // Цифровая экономика глазами студентов : материалы международной научной
конференции. - Казань : Наука, 2023. - С. 326-329.
6. Андреев, А. А. Особенности электронной торговли в Российской Федерации / А. А. Андреев // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2023. - № 3(43). - С. 49-56.
7. Андрианова, Е. К. Влияние электронной коммерции на глобальные цепочки стоимости / Е. К. Андрианова, М. В. Шатунов // Управление бизнесом в цифровой экономике : сборник тезисов выступлений. - Санкт-Петербург : Санкт- Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2023. - С. 93-98.
8. Афанасьевская, А. В. Правовое регулирование электронной торговли / А. В. Афанасьевская, О. В. Содель // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2022. - № 5(148). - С. 271-275.
9. Баранова, М. А. Электронная торговля / М. А. Баранова // Дни науки : сборник материалов научно-практических конференций. - Владимир : Владимирский государственный университет, 2023. - С. 3174-3178.
10. Басовский, Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - Москва : ИНФРА-М, 2023. - 336 с.
11. Брагин, Л. А. Электронная коммерция : учебник / Л. А. Брагин, Г. Г. Иванов, А. Ф. Никишин. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 192 с.
12. Воронина, О. В. Цифровая торговля как элемент глобальной торговой системы в условиях развития информационных и цифровых технологий / О. В. Воронина // Инновационное развитие экономики. - 2023. - № 4(76). - С. 7-10.
13. Гаврилов, Л. П. Электронная коммерция : учебник и практикум / Л. П. Гаврилов. - Москва : Юрайт, 2019. - 477 с.
14. Гасиев, Ф. Г. Эффективность электронной коммерции в условиях
развития цифровой экономики / Ф. Г. Гасиев, И. С. Тюленев // Цифровая экономика глазами студентов : материалы международной научной
конференции. - Казань : Наука, 2023. - С. 342-345.
15. Головенчик, Г. Г. Цифровая экономика / Г. Г. Головенчик, М. М. Ковалев; БГУ. - Минск, 2019. - 395 с....50