Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты воздействия специально-подготовительных
упражнений при совершенствовании плавания кролем на груди детей 10-12 лет 7
1.1 Значение плавания кроль на груди для детей 10-12 лет 7
1.2 Понятие и техника плавания кролем на груди 8
1.3 Анатомо-физиологические характеристики детей 10-12 лет 25
2 Организация исследования 28
2.1 Методы и организация исследования 28
2.2 Организация исследования 29
3 Экспериментальное исследование влияния специально-подготовительных
упражнений на совершенствование техники плавания кроля на груди детей 1012 лет 31
3.1 Разработка комплекса специально-подготовительных упражнений на
совершенствование техники плавания кроля на груди детей 10-12 лет 31
3.2 Результаты и анализ исследования 34
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А 48
Актуальность. Современный этап развития России характеризуется повышением требований к уровню физического развития и состоянию здоровья подрастающего поколения. По мнению авторов Н.Ж. Булгакова и О.И. Попова, возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у школьников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни и здоровом досуге [9].
Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности подрастающего поколения, тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. По данным Минздравсоцразвития России, состояние здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:
• 53 % детей имеют ослабленное здоровье;
• две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
• общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 процентов, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18 процентов;
• продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов.
Плавание - один из немногих видов спорта, гармонически развивающих все группы мышц и оказывающий оздоровительное значение. Упражнения, выполняемые на суше и в воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для формирования правильной осанки детей.
Умение плавать относится к числу жизненно необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания в образовательных учреждениях.
Н.Н. Кардомонова считает, что необходимость обучения плаванию является одной из самых актуальных в системе школьного физического воспитания, так как в настоящее время подготовка остается еще очень низкой [23].
Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умеют плавать. По большей части, это дети школьного возраста. Поэтому умение плавать - это жизненно необходимый навык. А однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. При должной не только практической, но и теоретической подготовке, работе с родителями, поддерживать и развивать полученные на уроках умения и навыки, учащиеся в дальнейшем смогут и самостоятельно, под контролем родителей в свободное от учебы время, особенно в периоды летних каникул.
По мнению Нечунауева И.П. использование специальноподготовительных упражнений при совершенствовании техники плавания кроль на груди позволит решить одну из социально значимых задач нашего времени [35].
Н.А. Бернштейн считает, что занятия плаванием наилучшим образом помогают реализовать оздоровительное направление любой программы. Оно является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию, укреплению здоровья. Содействует развитию сердечнососудистой и дыхательных систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка и повышает эмоциональную устойчивость [9].
Цель - теоретическое и экспериментальное обоснование комплекса упражнений для совершенствования техники плавания кролем на груди с использованием специально - подготовительных упражнений.
Объект исследования - совершенствование техники плавания кролем на груди, занимающихся 10-12 лет.
Предмет исследования - использование специально-подготовительных упражнений, для совершенствования техники плавания кролем на груди для занимающихся 10-12 лет.
Гипотеза: заключается в предположении, что использование в тренировочном процессе детей 10 - 12 лет, занимающихся плаванием, разработанного нами комплекса специально - подготовительных упражнений для совершенствования техники плавания кролем на груди, будет способствовать повышению уровня технической подготовленности.
Практическая значимость: результаты исследования и специальноподготовительные упражнения, направленные на совершенствование техники плавания кролем на груди, могут быть использованы в практике работы тренеров по плаванию.
Задачи:
1. Изучить совершенствование техники в плавании кролем на груди с использованием специально-подготовительных упражнений.
2. Проанализировать методические особенности применения специально - подготовительных упражнений для детей 10 - 12 лет.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность комплексов для совершенствования техники плавания кролем на груди.
Методы исследования:
1. Анализ научно - методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Методы математической статистики.
4. Контрольное тестирование.
1. Проанализировав научно - методическую литературу, мы выявили, что плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию, укреплению здоровья. Содействует развитию сердечно - сосудистой и дыхательных систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно - двигательного аппарата занимающихся и повышает эмоциональную устойчивость у детей в возрасте 10 - 12 лет т.к. именно в этот возрастной период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Происходит ускорение роста, увеличение массы мышц, но мышцы не способны к длительному напряжению. Интенсивно происходит рост скелета и конечностей, а грудная клетка и таз отстают.
1. И опираясь на мнение Н.А Бернштейна можно сказать, что Благодаря плаванию и специально - подготовительным упражнениям, мы сможем более качественно развить у занимающихся технические навыки, которые необходимы в плавании кролем на груди.
В результате нашего исследования используя специально - подготовительные упражнения в совершенствовании техники плавания кролем на груди можно сказать, что это - одно из ключевых звеньев в тренировке пловцов. Таким образом, нами было выявлено, что использование специально - подготовительных упражнений на тренировочных занятиях по плаванию, способствует повышению уровня развития технических навыков пловца. Благодаря сочетанию этих упражнений, нам удалось достичь большей результативности в технике на тренировочных занятиях, ведь благодаря специально - подготовительным упражнениям, мы смогли совершенствовать технику плавания кролем на груди. Благодаря расчленено - конструктивному методу физического воспитания, словестным и наглядным методам, так же благодаря принципам доступности, непрерывности, наглядности нам удалось более качественно совершенствовать все технические элементы в технике плавания кролем на груди.
В ходе выполнения специально - подготовительных упражнений, направленных на совершенствование техники плавания кролем на груди, занимающиеся проявляли большой интерес к занятиям по плаванию. Нам в своей работе необходимы точные знания о половых, возрастных, индивидуальных особенностях занимающихся, которые помогли нам успешно решить задачи по обучению юных пловцов. Учитывая индивидуальные способности, первичные навыки плавания того или иного воспитанника, мы смогли правильно построить процесс подготовки, использовать методы и средства развития его двигательных способностей в соответствии с возрастом.
3. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность использования разработанного нами комплекса специально - подготовительных упражнений для совершенствования техники плавания кролем на груди детей 10 - 12 лет. При сравнении показателей изменений результатов экспериментальной и контрольной групп, мы выявили, что в трех контрольных тестах результаты в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной. На основании проведенного педагогического эксперимента, можно сделать вывод о том, что, благодаря разработанному комплексу упражнений, уровень развития техники плавания кролем на груди у детей 10 - 12 лет, эффективен, об этом свидетельствует большой прирост результатов экспериментальной группы.
1. Авдиенко, В.Б., Солопов, И.Н. Искусство тренировки пловца. Книга тренера / В. Б. Авдиенко, И. Н. Солопов. - ИТРК, 2019. - 497 с.
2. Аришин, А.В. Использование метода компьютерного видеоанализа для контроля и коррекции технической подготовки квалифицированных пловцов / А.В. Аришин, А.И. Погребной // Олимпийский спорт и спорт для всех. XX Международный научный конгресс / Международная ассоциация университетов физической культуры и спорта, Министерство спорта Российской Федерации, Олимпийский комитет России, Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт - Петербург, 2016. - 417 с.
3. Аришин, А.В. Коррекция кинематических характеристик гребка высококвалифицированных пловцов / А.В. Аришин, А.И. Погребной // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2016. - 108 с.
4. Аришин, А.В. Сравнительный анализ кинематики гребка у пловцов высокой квалификации / А.В. Аришин, А.И. Погребной // Вестник Адыгейского государственного университета, 2016. - 102 с.
5. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 223 с.
6. Бакшеев, М.Д. Основы управления подготовкой пловцов: учеб.пособие / М. Д. Бакшеев; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК,2010. - 64 с.
7. Бернштейн, Н. А. Физиология человека / Н. А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 428 с.
8. Блайт Люсеро. 100 лучших упражнений / Люсеро Блайт. - М.: Эксмо, 2013. - 280 с.
9. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ж. Булгаковой - М.: Академия, 2005. - 432 с.
10. Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 400 с.
11. Булгакова, Н.Ж. Теория и методика плавания / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, Е.А. Распопова. - М.: Физическая культура и Спорт, 2014. - 318с.
12. Викулов, А.Д. Плавание / А.Д. Викулов. - М.: Владос - Пресс, 2014.368 с.
13. Горина, Г.А. Дыхательные упражнения в бассейне / Г. А. Горина. //Физическая культура. Всё для учителя!, - 2014. - 17 с.
14. Городничев, Р.Н. Физиологические основы координационных способностей спортсменов / Р.Н. Городничев. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 236 с.
15. Гузман, P. Плавание. Упражнения и техника всех стилей / P. Гузман. - М.: Попурри, 2013. - 238с....50