ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности речевого развития детей в период младшего
дошкольного возраста 8
1.2. Содержание работы по развитию речи детей младшего
дошкольного возраста в ДОО 12
1.3. Возможности использования технологии обучения составлению
загадок в работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение исходного уровня речевого развития детей младшего
дошкольного возраста 35
2.2. Содержание работы по развитию речи детей младшего
дошкольного возраста посредством использования технологии обучения составлению загадок 45
2.3. Определение эффективности использования технологии обучения составлению загадок в работе над развитием речи детей младшего
дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Родной язык играет уникальную роль в развитии человеческой личности. Язык и речь традиционно признаются в психологии, философии и педагогике узлом, в котором сходятся различные направления психического развития: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и восприятия действительности, язык представляет собой основной канал, по которому люди передают ценности своей духовной культуры, и является необходимым условием воспитания и обучения [10].
Дети дошкольного возраста находятся в периоде активного овладения устной речью, у них формируются и развиваются все ее стороны, включая разговорную речь, лексику и грамматику. Полное овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания ребенка в самый сензитивный период развития. Развитие речи в дошкольном возрасте является основой для успешного обучения в школе.
Развитие связной речи у детей тесно связано с развитием фонетической стороны языка, лексического состава и грамматического строя. Этот вопрос тесно связан с педагогическим процессом, в котором происходит формирование речевой компетенции ребенка и на основе которого происходит его речевое развитие [1].
Нельзя переоценить значение речи в жизни ребенка. Поэтому необходимо создавать специальные условия, чтобы побуждать детей говорить. Проанализировав литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что отгадывание и придумывание загадок может оказывать влияние на разностороннее развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Почему именно загадка? Знакомство каждого ребенка с загадками происходит в самом раннем детстве. Загадка для ребенка - это особый, яркий, притягательный, таинственный мир, который доставляет радость.
Хоть она и является малой формой фольклора, но для педагога - это практический материал с огромными развивающими возможностями. Отгадывание и придумывание загадок развивает мышление, воображение, наблюдательность, внимание, сенсорную сферу, расширяет запас знаний и представлений об окружающем мире, развивает речь дошкольников.
Почему именно составление загадок мы выбрали как средство развития речи детей? Потому что для создания в загадке образа отгадываемого предмета или явления необходимо употребление различных средств выразительности (эпитетов, сравнений, определений и т. д.), которое способствует формированию образности, т. е. выразительности речи. Поскольку ведущим видом деятельности младших дошкольников является игра, следовательно, можно играть в загадки, т. е. дети могут сами придумывать их, загадывать друг другу, родителям [15].
Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - технология обучения составлению загадок как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования - определение эффективности использования технологии обучения составлению загадок в работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста...
Речь сопровождает практически все виды деятельности детей, обогащая их и самих дошкольников. Чем богаче и точнее речь, тем легче ребенку выражать свои мысли, тем больше возможностей для познания действительности и тем богаче его будущие отношения с детьми и взрослыми, его поведение и, в конечном счете, вся его личность.
Некоторые дети с языковыми трудностями прекрасно осознают это и становятся застенчивыми, замкнутыми и раздражительными. Они проявляют агрессию по отношению к сверстникам, а иногда - и к взрослым.
Главная задача, стоящая сегодня перед педагогами, - воспитание целостной личности ребенка дошкольного возраста. Для достижения этой цели необходимо создать необходимые условия для овладения ребенком дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью. Как развивать речевое общение детей? Научить их говорить. Говорить - значит владеть определенным запасом слов и уметь активно ими пользоваться, строить фразы, формулировать свои мысли, понимать, что говорят другие, слушать других и обращать на них внимание.
Дошкольный возраст - это период интенсивного формирования языка и хорошее время для развития языковых привычек и способностей.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки - наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече, не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей дошкольного возраста: способствует формированию ее образности; обогащает словарь за счет многозначности слов; помогает увидеть вторичные значения слов; формирует представления о переносном значении слова; помогает усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее; развивает в ребенке догадливость и сообразительность.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы и умозаключения. Умения четко выделить наиболее характерные и выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передать образы предметов развивают у детей «поэтический взгляд на действительность».
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей.
Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление исходного уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Результаты, полученные в ходе исходной диагностики, позволили сделать заключение о недостаточном уровне речевого развития детей младшего дошкольного возраста ЭГ и КГ: о преобладании его низких и средних показателей. Результаты в ЭГ и КГ у младших дошкольников оказались приблизительно одинаковыми.
Целью формирующего эксперимента стал поиск наиболее эффективных путей и способов работы, направленной на речевое развитие детей, на основе обучения их технологии составления загадок. С этой целью нами были разработаны и реализованы на практике занятия по развитию речи младших дошкольников с использованием обозначенной технологии. Занятия с использованием технологии обучения дошкольников составлению загадок проводились 1 раз в неделю в соответствии с имеющимся планом работы в группе. Кроме того, данная работа проводилась нами в ходе реализации режимных моментов: во время прогулок, в самостоятельной деятельности детей...
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1991. - 157 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Изд-во Лабиринт, 1999. - 352 с.
4. Громова О.Е. Методика формирования начального лексикона. - М.: Творческий центр, 2007. - 230 с.
5. Диагностический материал программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - URL: https://vk.com/wall-206159754_6539
6. Журавлева Н.М. Составление загадок, основанных на сказках для игры «Данет». // Конференция методического центра ОТСМ-ТРИЗ- педагогики «Использование ОТСМ-ТРИЗ для дошкольного образования детей»: материалы конф. - Ульяновск, 2003. - 54 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
8. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Советская Россия, 1993. - 154 с.
9. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей. // Усвоение ребенком родного языка. - СПб., 1995. - 48 с.
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/Д.: Феникс, СПб.: Союз, 2004. - 87 с.
11. Логинова В.И. Формирование словаря. // Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1994. - 295 с.
12. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - С. 17-27.
13. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. - СПб.: КАРО, 2004. - 24 с.
14. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997. - 240 с.
15. Нестеренко А.А. Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. Триз-ОТСМ. - М.: ИГ «Весь», 2017. - 192 с...31