Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные роли современной молодёжи России и Китая

Работа №152764

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы97
Год сдачи2024
Стоимость5150 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ МОЛОДЕЖИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 8
1.1 Молодёжь и гендерные роли: понятийный аппарат 8
1.2 Основные теоретико-методологические концепции изучения гендерных ролей молодёжи России и Китая 21
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ И РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ВТОРИЧНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 32
2.1 Гендерные роли молодёжи в современной России 32
2.2 Гендерные роли молодёжи в современном Китае 38
2.3 Общее и особенное в гендерных ролях современной китайской и российской молодежи: опыт сравнительного анализа 48
Выводы по главе 2 50
ГЛАВА 3. ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ РОССИЙСКОЙ И КИТАЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПОСТГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПИЛОТАЖНОЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 51
3.1 Программа исследования 51
3.2 Анализ и интерпретация полученной базы данных 53
3.3 Итоги эмпирического исследования 72
Выводы по главе 3 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
Список литературы 78
Приложение 1. Анкета на русском языке 84
Приложение 2. Анкета на китайском языке 89




XX век известен политическими и социальными революциями, произошедшими в разных частях мира. Наряду с этим вторая половина двадцатого столетия ознаменовалась сексуальной и гендерной революциями. Произошло ослабление гендерной поляризации в сфере общественного разделения труда .
Экономические, политические, социальные трансформации, происходящие в России и Китае в первой четверти ХХI века, оказывают воздействие как на институты общества, так и на социальные группы, а также отдельных индивидов. Молодежь – особенная социальная группа. Являясь стратегическим человеческим ресурсом любой страны, в силу ряда особенностей, она является уязвимой социально-демографической группой. Это уязвимость касается и восприятия гендерных установок.
Актуальность данного исследования обосновывается тем, что трансформация представлений о гендерных ролях и их содержании происходит очень быстро. Несмотря на глобализационные процессы, национально-культурные особенности остаются важным фактором, определяющим содержание гендерных ролей. Эти факторы актуализируются в контексте процессов де-глобализации и глокализации. Поэтому в условиях всестороннего стратегического сотрудничества и укрепляющейся дружбы между народами России и Китая социологический анализ гендерных ролей современной молодёжи наших стран представляет особую практическую актуальность.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования по гендерным ролям в первую очередь связаны с работами авторов, обосновавших основные дефиниции теории пола и гендера и разграничивших понятия «пол» и «гендер» (Г. Рубин , К. Уэст и Д. Зиммерман , Р. Коннел , Дж. Лорбер , Э. Гидденс ). Отдельно стоит отметить работы российских (Ю.П. Лежнина , Н.А. Нечаева , О.В. Попова , Г.С. Ковтун, А.А. Куперман ) и китайских (ЧжанЛэ , Ван Пэн и У Гуйсяо ) современных исследователей. Специфика представленных работ заключается в том, что большинство из них отражает подход, рассматривающий гендер в качестве социального конструкта, результата социального взаимодействия.
Объект исследования – молодежь России и Китая.
Предмет исследования – гендерные роли.
Целью выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) является изучение особенностей гендерных ролей современной молодежи России и Китая.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятийный аппарат;
2. Охарактеризовать теоретико-методологические концепции изучения гендерных ролей;
3. Провести вторичный социологический анализ гендерных ролей современной российской и китайской молодежи;
4. Провести сравнительный анализ гендерных ролей современной российской и китайской молодежи;
5. Разработать программу и провести пилотажное эмпирическое исследование на тему: «Гендерные роли российской и китайской молодёжи в условиях постглобализации»;
6. Обобщить полученные данные, подвести итоги, сформулировать выводы и обозначить перспективы дальнейшего исследования темы.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Гендерная проблематика является одной из ключевых в социальной науке на протяжении последних десятилетий. Несмотря на установившееся в большинстве стран равноправие мужчин и женщин, гендерное мировоззрение в разных странах по-прежнему сильно различается. Можно выделить множество факторов влияния: культура, религия, гендерная политика и др. Одной из самой чувствительной к влиянию извне социально-демографической группой является молодежь. В связи с этим исследование гендерного вопроса в данной группе обладает особой ценностью, поскольку позволяет отслеживать новые тенденции и прогнозировать варианты развития.
Первая глава ВКР была посвящена раскрытию теоретико-методологических основ исследования. Было выявлено, что ключевыми индикаторами молодежи являются возрастная характеристика, социально-экономический статус, социально-психологические свойства и субкультура. Гендерная роль представляет собой модель поведения, набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к мужчинам и женщинам. Исследование гендерных ролей часто происходит в рамках следующих теорий: теории социального конструирования гендера, теории гендера как стратификационной категории, культурной метафоры как интерпретация гендера.
Вторая глава ВКР была посвящена вторичному социологическому исследованию гендерных ролей, которое позволило проанализировать результаты предыдущих исследований. Результаты российских исследований показали, что в стране по-прежнему сильны традиционные гендерные нормы. Представление о гендерных ролях жителей мегаполисов и провинциальных городов отличаются, первые являются эгалитарными, вторые более консервативными. Результаты китайских исследований показали, что китайское общество так же больше придерживается традиционных гендерных ролей. Приверженность к эгалитарным гендерным нормам отмечается у женщин с высоким образованием и доходом. Однако реализацию своей независимости женщины видят не во властвовании внутри семьи, а в самореализации в обществе.
Третья глава ВКР была посвящена проведению самостоятельного эмпирического исследования с помощью метода анкетного опроса. Целью исследования являлось изучение общественного мнения российско-китайской студенческой молодежи по вопросу гендерных ролей современных мужчин и женщин.
Результаты исследования показали, что российские респонденты, в отличие от китайских, более склонны к традиционным гендерным ролям. У женщин это в большей степени проявляется в роли жены, которая должна обладать такими качествами, как ум, верность в любви, хозяйственность, любовь к детям и отсутствие вредных привычек. У идеальных девушек могут присутствовать маскулинные качества. Гендерные роли идеальных парня и мужа полностью представлены маскулинными качествами. При этом от российских мужчин в сравнении с китайскими по-прежнему ожидается большая инициативность и финансовое содержание семьи. Однако в целом можно отметить тенденцию развития эгалитарного типа семейных отношений, где мужчина и женщина являются равноправными партнерами и оба несут одинаковые обязанности, включая финансовую нагрузку, воспитание детей и выполнение домашних обязанностей.
Гендерные роли китайских респондентов обладают своими особенностями. Прежде всего это касается отсутствия большой разницы между качествами идеальной девушки и жены, парня и мужа. В случае женщины, это ум, здоровье, отсутствие вредных привычек, умение обеспечить материальный достаток и уверенность в себе. Мужчина же так же должен обладать умом, здоровьем, умением обеспечить материальный достаток, верностью в любви и не иметь вредных привычек. Можно заметить, что мужские и женские гендерные роли мало отличаются. В семейных отношениях так же наблюдается стремление к эгалитарному типу отношений.
Важным является факт, что китайская молодежь чаще встречалась с гендерной дискриминацией и менее согласна с утверждением, что в Китае установилось реальное равноправие мужчин и женщин. Одним из частых мест дискриминации является трудовой коллектив. Именно поэтому китайские исследования социологии труда нередко проводятся в гендерном дискурсе.
Таким образом, после обобщения всей полученной информации мы пришли к выводу, что гендерные роли современной молодежи России и Китая обладают как общими, так и особенными чертами. Однако можно предположить, что на современном этапе китайское общество более эгалитарное, тогда как российское по-прежнему обладает традиционными особенностями. Считаем необходимым повторное проведение аналогичного исследования через несколько лет для отслеживания динамики изменения общественного мнения по предмету исследования.
Изученная тема обладает перспективами научного исследования, что обусловлено следующими факторами: во-первых, углубляющимся стратегическим партнерством России и Китая; во-вторых, влиянием гендерных вопросов на все общественные процессы; в-третьих, актуальностью проведения экспертного интервью по вопросу гендерных ролей современной молодежи двух стран в условиях деглобализации.




1. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. URL: http://www.owl.ru/win/books/rw /о2_1.htm. (дата обращения: 09.02.2024)
2. Аристотель Политика. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Aristotel_Politika.pdf. (дата обращения: 06.02.2024)
3. Большая российская энциклопедия.URL:https://bigenc.ru/c/molodiozh-91560e/annotation. (дата обращения: 24.01.2024)
4. В каком возрасте человек считается молодым. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5941581.(дата обращения: 26.02.2024)
5. Женская культура. Режим доступа: https://fil.wikireading.ru/hnLN2wUeK1 (дата обращения: 09.02.2024).
6. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН11.1989).URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/. (дата обращения: 24.01.2024)
7. Конституция РФ (ред. от 3 июля 2020 года). URL: http://www.kremlin.ru/acts/constitution.(дата обращения: 05.02.2024)
8. Молодежь. URL:https://www.un.org/ru/global-issues/youth.(дата обращения: 24.01.2024)
9. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/kant_observations.pdf.(дата обращения: 06.02.2024)
10. Путин назвал молодежную политику стратегически важной темой // Российская газета. 2022. URL: https://rg.ru/2022/12/22/putin-nazval-molodezhnuiu-politiku-strategicheski-vazhnoj-temoj.html.(дата обращения: 18.01.2024)
11. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. URL: https://studylib.ru/doc/151282/slovar._-gendernyh-terminov--doc. (дата обращения: 02.02.2024)
12. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г, В. Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. – 488 с.
URL:https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=6556. (дата обращения: 19.01.2024)
13. Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ О молодежной политике в Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46328. (дата обращения: 26.01.2024)
14. Философия права. URL: https://bookscafe.net/read/gegel_georg_vilgelm_fridrih-filosofiya_prava-230127.html#p2. (дата обращения: 06.02.2024)
15. 全国年节及节假日放假办法 (于2013年12月11日修改) .
Меры по национальным праздникам в связи с ежегодными фестивалями и памятными днями» (ред. от 11.12.2013).URL: https://flk.npc.gov.cn/detail2.html?ZmY4MDgwODE2ZjNlOThiZDAxNmY0MWVmZjc4NDAxZjg. (дата обращения: 26.01.2024)
...
55 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ