ВВЕДЕНИЕ 3
1. Международный механизм защиты детей в зонах вооруженного конфликта 6
1.1. Особая правовая защита детей в зоне вооруженного конфликта 6
1.2. Институционный механизм защиты прав и интересов детей в зонах вооруженного конфликта 21
2. Меры, направленные на защиту прав, интересов и свобод детей 29
2.1. Обеспечение основных прав ребенка во время вооруженных конфликтов 29
2.2. Право детей на образование в условиях вооруженного конфликта 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
В условиях вооруженного конфликта конфликтующие стороны обязаны проявлять гуманное обращение в отношении мирного населения. Однако конфликты всех времен объединены одной общей характеристикой - огромное количество жертв среди гражданских лиц. В современных конфликтах, количество жертв-некомбатантов возросло и часто превышает потери в армии. Потери гражданского населения в ряде вооруженных конфликтов - не просто издержки вооруженных конфликтов, а именно последствия преднамеренных действий сторон. Оккупирующая держава направляет весь свой огонь против мирного населения, чтобы изгнать его и ускорить капитуляцию .
Особо незащищенными во время вооруженного конфликта являются несовершеннолетние. Дети подвергаются дискриминации, насилию жестокому обращению, а также вербовке в вооруженные группы. У детей забирают детство, а взамен дают шлем и оружие. Но дети не перестают быть детьми, не лишаются своих прав, права на дополнительную, особую защиту.
Права человека, в особенности ребенка, во время вооруженного конфликта нуждаются в дополнительной защите, которая обеспечивается помимо специализированных актов по правам детей, нормами гуманитарного права. Нормы МГП имеют своей главенствующей целью гуманизировать средства и методы ведения войны, их последствия для мирного населения.
Несмотря на ежегодные публикации докладов международных организаций, в которых приводятся статистические данные случаев нарушения прав детей, а также отчеты о проделанных организациями действиях, правовое регулирование механизма защиты прав детей недостаточно эффективно. Ряд государств Африки и Европы систематически нарушают базовые права детей в кризисных ситуациях. Обратить внимание общественности к проблеме, чтобы ее разрешить, мало. Помимо этого требуется проводить больше исследований по теме, разрабатывать новые стратегии действий, чтобы минимизировать количество нарушений прав детей в зонах вооруженного конфликта, проводить мониторинг таких нарушений.
Объектом исследования являются отношения в сфере сотрудничества государств и международных организаций по защите прав детей в зонах вооруженных конфликтов. Предмет исследования - меры, осуществляемые для защиты прав детей в условиях вооруженного конфликта.
Цель работы - выяснить, как осуществляется защита прав детей в зонах вооруженных конфликтов.
В соответствии с целью задачами исследования являются:
1. Охарактеризовать акты, которые закрепляют права детей и регулируют их защиту;
2. Выяснить, в силу чего детям гарантируется особая правовая защита;
3. Узнать, какие организации обеспечивают защиту прав и интересов детей в зонах вооруженного конфликта;
4. Исследовать, какие меры предпринимаются организациями для защиты прав детей в зонах вооруженных конфликтов;
5. Изучить, как проходит реинтеграция детей, связанных с вооруженным конфликтом.
В ходе своей работы я использовала методы диалектики, анализа, синтеза, обобщения, системный, структурный, сравнительно-правовой и функциональный методы, правосоциологический метод, юридическая герменевтика.
Теоретическая разработанность вопроса защиты прав детей в зонах вооруженного конфликта не отличается системностью. Отметим работы С.Ф. Рахимова, Тавассоли Н.М., Хенкертса Жан-Мари, Досвальд-Бека.
Основную эмпирическую базу исследования составили Женевские конвенции и протоколы к ним, Декларация и Конвенция о правах детей, Резолюции ГА ООН и СБ ООН, доклады и отчеты международных организаций, практика Европейского суда по правам человека....
В ходе проведенного исследования автор пришел к выводу, что необходимость гарантии особой защиты вызвана уязвимостью детей, психологической, физической несформированностью, а также более негативными последствиями нарушений прав на дальнейшую жизнь ребенка.
Права детей в ситуации вооруженного конфликта подлежат повышенной, дополнительной защите. Объем этих прав закрепляется рядом международных актов общего характера (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка) и специального характера (Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям, Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах).
Особая защита и уважение подразумевает обеспечение детей питанием, оказание медицинских услуг, воссоединение с семьями, защиту от жестокого обращения, сексуального насилия, предоставление гуманитарной помощи в приоритетном порядке, образование и другое. Право детей на особое уважение и защиту закреплено в качестве нормы обычного международного права, что делает ее обязательной для всех субъектов международного права.
Нормы МГП и специализированные международные акты по защите детей формируют повышенный стандарт защиты для ребенка в условиях вооруженного конфликта. В отношении детей действуют нормы, применяемые к гражданским лицам. Общие нормы о правах человека, которые применяются в мирное время, не прекращают действовать. Объем прав и гарантий для детей шире, чем для гражданского населения.
Запрет на участие детей в военных действиях, на вербовку детей в вооруженные силы - норма обычного международного права. Норма носит обязательный характер для всех субъектов международного права, независимо от того, участвует ли сторона в Женевских конвенциях 1949 года.
Привлечение детей в вооруженные силы конфликтующих сторон противоречит наилучшим интересам ребенка. Дети нуждаются в особом отношении, в особой, специальной защите, в том числе, и от последствий вооруженных действий. Дополнительными протоколами I и II устанавливается минимальный возраст для привлечения ребенка к участию в военных действиях - 15 лет, Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, повышает данный предел до 18 лет. Участие с 18 лет возможно при соблюдении определенных условий, установленных Факультативным протоколом.
Дети не утрачивают право на особую защиту, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны, что характеризует их как комбатантов. Статус комбатанта не ограничивает прав, гарантированных нормами международного гуманитарного права ребенку. Дети не лишаются особой защиты по Дополнительному протоколу I даже при попадании в плен.
Дети не имеют устоявшегося мировоззрения, процесс физического, психического, психологического развития завершается только по достижении 18 лет. На наш взгляд, возраст с 15 до 18 лет является не менее уязвимым. Именно в это время происходит формирование личности, восприятие ценностей, а также определение будущего рода профессиональной деятельности. Влияние насилия и жестокости на будущее ребенка не менее губительно, чем в возрасте до 15 лет. Поэтому повышение минимального возраста, до которого призыв в вооруженные силы запрещен, оправдано.
ООН, МККК и другие организации осуществляют контроль за соблюдением норм МГП в отношении детей, в прошлом связанных с вооруженным конфликтом. Институционные структуры осуществляют реинтеграцию детей, включая психологическую, воссоединение детей с семьями, если дети были с ними разлучены в результате вооруженного конфликта, а также принимают меры по обеспечению их образования, необходимого им в будущем для социальной адаптации, социализации и материальной поддержки, организацию религиозного воспитания по желанию их родителей, оказание гуманитарной продовольственной помощи.
Право на жизнь и на уважение достоинства являются фундаментальными правами. Нарушение права на жизнь в некоторых случаях может рассматриваться как военное преступление по Римскому статуту. Право на жизнь также включает в себя право на питьевую воду, что является жизнеобеспечивающим правом....
1. IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны [Электронный ресурс] : заключена в Гааге 18 ноября 1907 года // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru.
2. Африканская хартия прав человека и народов [Электронный ресурс]: акт от 26.06.1981 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
3. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru.
4. Декларация и План действий Мир, пригодный для жизни детей: приняты резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года // URL: http://www.un.org.
5. Декларация о безопасности школ: декларация Совета Безопасности ООН от 29.05.2015 // Global Coalition to Protect Education from Attack. - Режим доступа: https://ssd.protectingeducation.org.
6. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс] : принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru.
7. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) [Электронный ресурс] : принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 года // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru.
8. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся жертв международных вооруженных конфликтов: (Протокол I) [Электронный ресурс] : принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 года // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru.
9. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны [Электронный ресурс] : принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru.
10. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования [Электронный ресурс] : конвенция Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры от 14.12.1960 // Справочная правовая система «Кодекс». - Режим доступа: https://docs.cntd.ru.
11. Конвенция о защите прав человека и основных свобод [Электронный ресурс] : Европейская конвенция от 04.11.1950 // Совет Европы. - Режим доступа: https://www.coe.int/ru.
12. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [Электронный ресурс] : конвенция Генеральной Ассамблеи ООН от 18.12.1979 // ООН. - Режим доступа: https://www.un.org.
13. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] : конвенция Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 // Совет Европы. - Режим доступа: https: //www. coe. int/ru.
14. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] : конвенция ООН от 20.11.1989 // Совет Европы. - Режим доступа: https://www.coe.int/ru.
15. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации [Электронный ресурс] : конвенция Генеральной Ассамблеи ООН от 21.12.1965 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru...(103)