Налоговая безопасность как составная часть экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)
|
Введение 4
1 Теоретические основы налоговой безопасности в системе экономической
безопасности региона 7
1.1 Теоретические аспекты экономической безопасности и условия ее
обеспечения на региональном уровне 7
1.2 Роль и место налоговой безопасности в обеспечении экономической
безопасности страны и региона 13
1.3 Элементы налогового механизма (планирование, регулирование и
контроль) как инструменты обеспечения налоговой безопасности 19
2 Обзор существующих методических подходов к оценке уровня налоговой
безопасности региона 26
2.1 Обзор российских и зарубежных методических подходов к оценке
налоговой безопасности и эффективности региональной налоговой системы 26
2.2 Оценка налоговых рисков и выявления угроз налоговой безопасности ... 31
2.3 Разработка методики оценки налоговой безопасности на региональном
уровне, как составляющей экономической безопасности субъекта РФ . 35
3 Оценка и пути укрепления налоговой безопасности Красноярского края 45
3.1 Характеристика социально-экономического и финансового положения Красноярского края и состояния его экономической безопасности 45
3.2. Оценка налоговой нагрузки и уровня налоговой безопасности Красноярского края за период 2018-2021 гг по разработанной методике54
3.3 Пути нейтрализации выявленных угроз и рисков в налоговой сфере для
повышения экономической безопасности Красноярского края 66
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А Методика оценки налоговой безопасности региона И.А.
Коростелкиной 83
Приложение Б Исходные данные по Красноярскому краю, использованные для оценки налоговой безопасности 85
Приложение В Показатели налоговой безопасности средние по группе субъектов 86
Приложение Г Группы получателей налоговых льгот, относящиеся к незащищенным слоям населения
1 Теоретические основы налоговой безопасности в системе экономической
безопасности региона 7
1.1 Теоретические аспекты экономической безопасности и условия ее
обеспечения на региональном уровне 7
1.2 Роль и место налоговой безопасности в обеспечении экономической
безопасности страны и региона 13
1.3 Элементы налогового механизма (планирование, регулирование и
контроль) как инструменты обеспечения налоговой безопасности 19
2 Обзор существующих методических подходов к оценке уровня налоговой
безопасности региона 26
2.1 Обзор российских и зарубежных методических подходов к оценке
налоговой безопасности и эффективности региональной налоговой системы 26
2.2 Оценка налоговых рисков и выявления угроз налоговой безопасности ... 31
2.3 Разработка методики оценки налоговой безопасности на региональном
уровне, как составляющей экономической безопасности субъекта РФ . 35
3 Оценка и пути укрепления налоговой безопасности Красноярского края 45
3.1 Характеристика социально-экономического и финансового положения Красноярского края и состояния его экономической безопасности 45
3.2. Оценка налоговой нагрузки и уровня налоговой безопасности Красноярского края за период 2018-2021 гг по разработанной методике54
3.3 Пути нейтрализации выявленных угроз и рисков в налоговой сфере для
повышения экономической безопасности Красноярского края 66
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А Методика оценки налоговой безопасности региона И.А.
Коростелкиной 83
Приложение Б Исходные данные по Красноярскому краю, использованные для оценки налоговой безопасности 85
Приложение В Показатели налоговой безопасности средние по группе субъектов 86
Приложение Г Группы получателей налоговых льгот, относящиеся к незащищенным слоям населения
На протяжении нескольких последних лет Российская Федерация подвержена влиянию кризисных явлений, вызванных напряженными взаимоотношениями со странами Евросоюза и США. В отношении России вводятся различного уровня экономические барьеры, негативно влияющие на возможность осуществления предприятиям их деятельности, что, в конечном итоге, воздействует на стабильность налоговой системы.
Экономики множества субъектов Российской Федерации ориентированы, в том числе и на внешние рынки, поэтому в условиях всевозможных санкций и давления, одновременно со снижением прибыли таких организаций, возникают угрозы для налоговых поступлений.
Также, важно понимать, что свой вклад в нарушение стабильности внесла пандемия коронавирусной инфекции, возникшая в 2019 г. и затронувшая практически все страны.
В условиях сокращения налоговых доходов, сокращается способность консолидированного бюджета по финансированию расходов. Перед региональным правительством встают задачи по поддержке бизнеса, в т.ч. с использованием налоговых методов.
Поэтому обеспечение налоговой безопасности является одной из важнейших задач - можно утверждать, что вопрос обеспечения налоговой безопасности требует особого внимания, т.к. от стабильности функционирования налоговой системы зависит благосостояние всего региона, проживающих на его территории граждан и, в итоге - уровень экономической безопасности субъекта.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка методики оценки налоговой безопасности региона, оценка на её основании состояния налоговой безопасности Красноярского края, выявление угроз и предложение мер по стабилизации.
В соответствии с поставленной целью работы определен ряд задач:
1. Изучение теоретических аспектов экономической и налоговой безопасности региона
2. Изучение элементов налогового механизма.
3. Анализ существующих российских и зарубежных методик по оценке уровня налоговой безопасности, методов оценки налоговых рисков и выявления угроз налоговой безопасности.
4. Разработка собственной методики оценки уровня налоговой безопасности региона.
5. Характеристика социально-экономического, финансового положения и состояния экономической безопасности Красноярского края.
4. Проведение оценки налоговой нагрузки и налоговой безопасности Красноярского края с использованием разработанной методики.
5. Разработка мероприятий по повышению уровня налоговой безопасности региона по результатам её оценки.
Объект исследования - Красноярский край.
Предмет исследования - налоговая безопасность Красноярского края с точки зрения обеспеченности бюджета налоговыми доходами, степени воздействия налоговой системы на состояние экономики и контроля деятельности хозяйствующих субъектов.
В процессе написания выпускной квалификационной работы была использована научная и учебная литература, периодические издания, статистические базы данных, информация из официальных источников - сайтов Правительства и Министерства финансов Красноярского края, отчёты Управления федеральной налоговой службы по Красноярскому краю, информация Минфина России и Казначейства РФ.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы методы анализа, синтеза, статистические и математические методы, сравнение.
Первая глава выпускной квалификационной работы раскрывает теоретические основы налоговой безопасности региона - место и роль налоговой безопасности в системе экономической безопасности региона, характеристику налогового механизма, его элементов.
Во второй главе раскрываются существующие в российской и зарубежной практике подходы к оценке состояния налоговой безопасности региона, методы оценки налоговых рисков и способы выявления угроз налоговой безопасности. Также глава содержит описание разработанной методики оценки налоговой безопасности региона через систему баллов.
Третья глава выпускной квалификационной работы непосредственно посвящена оценке состояния налоговой безопасности Красноярского края, выявлению рисков и угроз и разработке мероприятий по повышению уровня налоговой безопасности.
Научная новизна полученных результатов состоит в разработке методики оценки состояния налоговой безопасности региона и мероприятий по её повышению. На региональном уровне оценка налоговой безопасности проводится достаточно редко, чем вызван узкий круг методик оценки, ни одна из которых не ориентирована на рассмотрение влияния налоговой системы на способность осуществления налогами их ключевых функций. Более того, ни одна из рассмотренных методик не предполагает сведение всех показателей к единой оценке.
Экономики множества субъектов Российской Федерации ориентированы, в том числе и на внешние рынки, поэтому в условиях всевозможных санкций и давления, одновременно со снижением прибыли таких организаций, возникают угрозы для налоговых поступлений.
Также, важно понимать, что свой вклад в нарушение стабильности внесла пандемия коронавирусной инфекции, возникшая в 2019 г. и затронувшая практически все страны.
В условиях сокращения налоговых доходов, сокращается способность консолидированного бюджета по финансированию расходов. Перед региональным правительством встают задачи по поддержке бизнеса, в т.ч. с использованием налоговых методов.
Поэтому обеспечение налоговой безопасности является одной из важнейших задач - можно утверждать, что вопрос обеспечения налоговой безопасности требует особого внимания, т.к. от стабильности функционирования налоговой системы зависит благосостояние всего региона, проживающих на его территории граждан и, в итоге - уровень экономической безопасности субъекта.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка методики оценки налоговой безопасности региона, оценка на её основании состояния налоговой безопасности Красноярского края, выявление угроз и предложение мер по стабилизации.
В соответствии с поставленной целью работы определен ряд задач:
1. Изучение теоретических аспектов экономической и налоговой безопасности региона
2. Изучение элементов налогового механизма.
3. Анализ существующих российских и зарубежных методик по оценке уровня налоговой безопасности, методов оценки налоговых рисков и выявления угроз налоговой безопасности.
4. Разработка собственной методики оценки уровня налоговой безопасности региона.
5. Характеристика социально-экономического, финансового положения и состояния экономической безопасности Красноярского края.
4. Проведение оценки налоговой нагрузки и налоговой безопасности Красноярского края с использованием разработанной методики.
5. Разработка мероприятий по повышению уровня налоговой безопасности региона по результатам её оценки.
Объект исследования - Красноярский край.
Предмет исследования - налоговая безопасность Красноярского края с точки зрения обеспеченности бюджета налоговыми доходами, степени воздействия налоговой системы на состояние экономики и контроля деятельности хозяйствующих субъектов.
В процессе написания выпускной квалификационной работы была использована научная и учебная литература, периодические издания, статистические базы данных, информация из официальных источников - сайтов Правительства и Министерства финансов Красноярского края, отчёты Управления федеральной налоговой службы по Красноярскому краю, информация Минфина России и Казначейства РФ.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы методы анализа, синтеза, статистические и математические методы, сравнение.
Первая глава выпускной квалификационной работы раскрывает теоретические основы налоговой безопасности региона - место и роль налоговой безопасности в системе экономической безопасности региона, характеристику налогового механизма, его элементов.
Во второй главе раскрываются существующие в российской и зарубежной практике подходы к оценке состояния налоговой безопасности региона, методы оценки налоговых рисков и способы выявления угроз налоговой безопасности. Также глава содержит описание разработанной методики оценки налоговой безопасности региона через систему баллов.
Третья глава выпускной квалификационной работы непосредственно посвящена оценке состояния налоговой безопасности Красноярского края, выявлению рисков и угроз и разработке мероприятий по повышению уровня налоговой безопасности.
Научная новизна полученных результатов состоит в разработке методики оценки состояния налоговой безопасности региона и мероприятий по её повышению. На региональном уровне оценка налоговой безопасности проводится достаточно редко, чем вызван узкий круг методик оценки, ни одна из которых не ориентирована на рассмотрение влияния налоговой системы на способность осуществления налогами их ключевых функций. Более того, ни одна из рассмотренных методик не предполагает сведение всех показателей к единой оценке.
Налоговая безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности региона, являясь прямым показателем способности бюджета осуществлять возложенные на соответствующий уровень государственного управления.
В случае, если налоги поступают в недостаточном объеме, могут наблюдаться перебои в предоставлении общественных благ - финансирование многих из направлений сокращается или приостанавливается, что влияет на социально-экономическое положение проживающих на территории субъекта граждан.
В ходе работы была разработана методика оценки налоговой безопасности с точки зрения возможности налоговой системы региона осуществлять три функции налогов:
- фискальную, характеризующую качество мобилизации денежных средств в виде налогов в бюджет;
- регулирующую, представляющую собой способность налоговой политики воздействовать с помощью налоговых инструментов на экономику региона и социальную сферу;
- контрольную, отражающую качество работы налоговых органов по предупреждению и выявлению фактов нарушения налогового законодательства.
Красноярский край относится к субъектам со стабильным уровнем экономической безопасности. Наличие на территории региона высокодоходных и уникальных видов производств, различных источников энергии ставит регион в более выгодное положение - по многим ресурсам, субъект способен обеспечить не только свои нужды, но и нужды соседних территорий.
По результатам оценки налоговой безопасности выявлено, что в целом, Красноярский край нельзя отнести к регионам с высоким уровнем риска. Существующие диспропорции вызваны внешними факторами, не зависящими от работы регионального Правительства, Министерства Финансов Красноярского края и т.д. К числу этих факторов относится нестабильная внешнеполитическая обстановка, а также возникшая в конце 2019 - начале 2020 года пандемия коронавируса, повлиявшая, без исключения, на все сферы, составляющие в своей совокупности экономическую безопасность.
Однако нами выделена в качестве особенности края, потенциально угрожающей уровню налоговой безопасности высокая доля налоговых расходов, иначе называемых выпадающими налоговыми доходами. Так принято называть суммы предоставляемых налоговых льгот, которые, хоть и не являясь видом прямой поддержки населения и бизнеса, ложатся некоторым «бременем» на бюджет.
Налоговые льготы могут предоставляться в качестве инвестиций и в таком случае их получателями являются предприятия, относящиеся к социально-значимым, требующим поддержки отраслям, либо к отраслям приоритетным для развития данного региона.
Второй тип налоговых льгот - льготы на поддержку «нуждающихся» граждан. К их числу были отнесены пенсионеры, матери одиночки, многодетные семьи, инвалиды и т.д. Однако факт предоставления льгот группам, классифицированным на основании таких общих характеристик, по нашему мнению, нарушает принцип справедливости налогообложения.
В связи с этим, нами было предложено исключать из категории получателей налоговых льгот лиц, которые способны уплачивать налоги в полной сумме, без ухудшения своего материального положения.
Полномочия по контролю за исполнением налогоплательщиками нововведений должны быть возложены, по нашему мнению, на отдел предпроверочного анализа, являющийся структурной единицей ИФНС. В результате предложенных мер будет восстановлена социальная справедливость, налоговые доходы будут увеличены, а налоговые расходы - сокращены.
В случае, если налоги поступают в недостаточном объеме, могут наблюдаться перебои в предоставлении общественных благ - финансирование многих из направлений сокращается или приостанавливается, что влияет на социально-экономическое положение проживающих на территории субъекта граждан.
В ходе работы была разработана методика оценки налоговой безопасности с точки зрения возможности налоговой системы региона осуществлять три функции налогов:
- фискальную, характеризующую качество мобилизации денежных средств в виде налогов в бюджет;
- регулирующую, представляющую собой способность налоговой политики воздействовать с помощью налоговых инструментов на экономику региона и социальную сферу;
- контрольную, отражающую качество работы налоговых органов по предупреждению и выявлению фактов нарушения налогового законодательства.
Красноярский край относится к субъектам со стабильным уровнем экономической безопасности. Наличие на территории региона высокодоходных и уникальных видов производств, различных источников энергии ставит регион в более выгодное положение - по многим ресурсам, субъект способен обеспечить не только свои нужды, но и нужды соседних территорий.
По результатам оценки налоговой безопасности выявлено, что в целом, Красноярский край нельзя отнести к регионам с высоким уровнем риска. Существующие диспропорции вызваны внешними факторами, не зависящими от работы регионального Правительства, Министерства Финансов Красноярского края и т.д. К числу этих факторов относится нестабильная внешнеполитическая обстановка, а также возникшая в конце 2019 - начале 2020 года пандемия коронавируса, повлиявшая, без исключения, на все сферы, составляющие в своей совокупности экономическую безопасность.
Однако нами выделена в качестве особенности края, потенциально угрожающей уровню налоговой безопасности высокая доля налоговых расходов, иначе называемых выпадающими налоговыми доходами. Так принято называть суммы предоставляемых налоговых льгот, которые, хоть и не являясь видом прямой поддержки населения и бизнеса, ложатся некоторым «бременем» на бюджет.
Налоговые льготы могут предоставляться в качестве инвестиций и в таком случае их получателями являются предприятия, относящиеся к социально-значимым, требующим поддержки отраслям, либо к отраслям приоритетным для развития данного региона.
Второй тип налоговых льгот - льготы на поддержку «нуждающихся» граждан. К их числу были отнесены пенсионеры, матери одиночки, многодетные семьи, инвалиды и т.д. Однако факт предоставления льгот группам, классифицированным на основании таких общих характеристик, по нашему мнению, нарушает принцип справедливости налогообложения.
В связи с этим, нами было предложено исключать из категории получателей налоговых льгот лиц, которые способны уплачивать налоги в полной сумме, без ухудшения своего материального положения.
Полномочия по контролю за исполнением налогоплательщиками нововведений должны быть возложены, по нашему мнению, на отдел предпроверочного анализа, являющийся структурной единицей ИФНС. В результате предложенных мер будет восстановлена социальная справедливость, налоговые доходы будут увеличены, а налоговые расходы - сокращены.
Подобные работы
- НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Анализ государственной бюджетной политики (на примере муниципального образования Рыбинский район)
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2008 - Проблемы освоения нефтегазовых месторождений в Красноярском крае (1991-2016 гг.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Анализ государственной бюджетной политики (на примере муниципального образования Рыбинский район)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1950 р. Год сдачи: 2008 - Налогообложение деятельности крестьянско-фермерских хозяйств
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Оценка потенциала рынка продукции традиционных промыслов народов Крайнего Севера
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Презумпции в конституционном праве
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАССОВЫЙ СПОРТ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016



