ВВЕДЕНИЕ 3
1. «Культура отмены» как новая этика современного медиапространства 10
1.1 «Культура отмены»: история вопроса и общественные дискуссии.10
1.2 Феномен отмены русской культуры как частный случай «культуры
отмены»: мнение российских и красноярских интернет-пользователей 25
2. Оценка интернет-пользователями «культуры отмены» и выбор собственной модели поведения 39
2.1 Восприятие интернет-пользователями явления «культуры отмены» и его последствий в медиапространстве и региональной рекламной практике:
количественное социологическое исследование 39
2.2 Основные модели поведения интернет-пользователей в условиях
новой этики: типология и формирование рекомендаций 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 92
ПРИЛОЖЕНИЕ В 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Актуальность исследования. Научная проблема в избранной области исследования связана с активным распространением такого социально-культурного феномена, как «новая этика» в отечественном медиапространстве и неоднозначной реакцией российских интернет-пользователей на одно из его ярких проявлений - «культуры отмены» как нового способа привлечь к ответственности за социально-этические нарушения известных личностей и компаний через публичное массовое осуждение. Актуальным с точки зрения этой проблематики является исследование не только поведения онлайн- пользователей в условиях анонимности, но и необходимости формирования стратегии, которая позволит «отмененным» брендам и медийным личностям грамотно выходить из затруднительного положения с минимальными потерями.
В современную эпоху интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей, а социальные сети - своеобразной «территорией свободы слова», в которой каждый пользователь может открыто высказывать свое мнение, без страха быть узнанным. Изначально социальные сети задумывались как платформы для онлайн-взаимодействия, предоставляя людям возможность принимать участие в различных формах онлайн-сообществ. В настоящее время современная жизнь немыслима без социальных сетей, которые стали сильным двигателем для развития различных социальных движений. Однако социальные сети имеют и положительные, и отрицательные стороны - от удобства онлайн- шопинга до распространения преднамеренной дезинформации в сети.
Социальные сети дали возможность людям быть постоянно на связи, преодолевая расстояния и прочие физические ограничения. Однако это также привело к возникновению постоянного «виртуального я» и непрерывной коммуникации. Люди оказались привязанными к своим устройствам, и граница между онлайн-миром и реальной жизнью стала размытой.
Человек с аккаунтом в социальных сетях может пристально следить за действиями других аккаунтов, в особенности тех, которые принадлежат известным брендам и звездам и в случае недовольства последними выплеснуть свой негатив на них, используя не всегда корректные формулировки. Временами это происходит из-за банальной конкуренции за лояльных потребителей или преданных поклонников, в ходе которой компании и знаменитости идут на различные поступки, привлекающие внимание общественности к своей персоне или продукту, в надежде, что это позволит им укрепить свое текущее положение, улучшить его или вовсе восстановить. Однако вместо ожидаемой предположительно положительной реакции, они сталкиваются с «отменой» и быстро опускаются на дно социального одобрения, которое способствует стремительному разрыву контрактов с партнерами и рекламодателями. Речь идет о необходимости тщательного изучения произошедшего, вместо того чтобы скоропалительно отказываться от того, кто понес репутационные риски, которые теоретически могут нанести ущерб всем, кто находиться достаточно близко к «отмененному».
Можно аргументированно полагать, что такой ресурс как «репутация» сегодня значат для компаний и звезд не меньше, чем рентабельность и прибыль. В периоды неопределённости репутация становиться одним из ключевых активов, который продолжает стабильно обеспечивать лояльность клиентов, партнеров и в первую очередь собственных работников. Кроме того, сегодня репутационные риски крайне возросли и пространство, в котором ими нужно управлять, видоизменилось, что делает выбранную тему еще более актуальной.
Бренды и медийные личности все чаще используют социальные сети как площадку для выражения собственного мнения, а пользователи как способ «наказать» первых за их поступки, несоответствующие актуальной повестке. Как мы можем заметить механизм «культуры отмены» вполне прост. И на Западе этот механизм работает на полную, нещадно уничтожая тех, кто по мнению широкой общественности заслуживает такого отношения. Однако в России ситуация складывается несколько иначе: некоторые «отмененные» личности и компании не подверглись «кэнсэллингу» за свои слова и действия, в отличии от своих зарубежных «братьев по несчастью», что закономерно вызывает вопросы к функционированию «культуры отмены» в России.
Представляется важным также, что так как в России слабо развито гражданское общество, а населению присущ некий нигилизм и безразличие к тому, что не касается непосредственно их, «культура отмены» возможно приобретает временный характер и не представляет особой угрозы для брендов и знаменитостей, представленных в отечественном медиапространстве. В связи с этим для нашей выпускной квалификационной работы актуально изучение фактора «культуры отмены» в современном медиапространстве. Таким образом гипотеза ВКР связана с тем, что последствия «культуры отмены» в России и на Западе сильно отличаются, хотя интернет-пользователи в обоих странах как правило стремятся «отменить» неугодные компании, а в особенности знаменитостей. Брендам и инфлюенсерам в российском медиапространстве удается выходить из «отмены» без больших потерь.
Степень изученности проблемы. Сформулированная тема исследования является многоаспектной. Один из важных аспектов является изучение научных трудов, в котором, раскрываются ключевые для данной работы понятия, позволяющие подойти к изучению фактору «культуры отмены », с самых истоков, с того, что предшествовало ему и что спровоцировало его появление впоследствии. Сюда входят труды известного испанского социолога Мануэля Кастельса «Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе», где автор исследует вопросы появления Интернета и его дальнейшего повсеместного внедрения в повседневную жизнь людей по всему миру. Кроме того, он затронул тему влияние «всемирной паутины» на сферу коммуникаций и культуры общества в целом; монография американского философа и культуролога Генри Дженкинса «Конвергентная культура: столкновение старых и новых медиа», в которой исследователь рассказывает о культурных явлениях, ставшими основой современности и презентует новую концепцию конвергентного общества, в которой ранее пассивную аудиторию выдвигают на первый план в качестве системообразующего элемента в цифровом пространстве; а также статья О.В. Костенко «Историко-философские предпосылки становления понятия «культура отмены» в котором автор осуществляет анализ основных философских направлений, прибегавших к рассмотрению механизмов социального и культурного забвения, начиная с философии киников и заканчивая методом феноменологической редукции.
Следующим важным аспектом изучения темы исследования является сам фактор «культуры отмены» и представляет собой развивающееся направление научных исследований в некоторой степени сырых, что не делает их менее значимыми. Поскольку любые попытки к изучению непосредственно «культуры отмены» являются крайне важными ввиду их небольшого количества. Сюда относятся наиболее актуальные научные статьи российских исследователей Кузнецов Г. и Ступко М. ,Субботивна М.В.; Карпова Л. М.; Ароянц А.А, Башилова В. М., Лоскутова А. М.; Дашинимаев Г.Ю; Шураева Л. Ю., Коринец А.Г. и др., которые рассматривают культуру отмены с точки зрения социального и культурного феномена.
Феномены «новой этики» и «культуру отмены» как одну из ее составляющих рассматривали в своих работах Н. В. Жадунова; Кранк Э.О.; Карпова Л. М.; Кротовская Н.Г. и Кулагина-Ярцева В. С.; Артюгина Э.Ю.; Хаймина А.Д.; Онищенко Е.В.; Черкашина С.А; уделяя также внимание их влиянию на рекламные коммуникации.
Понятие «институт репутации» как важный аспект функционирования «культуры отмены» изучали в своих работах Богуславский И. П.; Абрамкина О.М.
Вышеперечисленные статьи и прочие, которые будут упоминаться по ходу работы и содержат в себе основную информацию, необходимую для понимания сущности фактора «культура отмены», таким образом способствуя активному появлению дискуссий о «культуре отмены» и определения ее роли, а также степени влияния в последующие годы.
Таким образом, рассматривая изученность в научной литературе выбранных аспектов избранной нами проблематики, важно отметить, что слабо изученными являются такие аспекты, как изучение непосредственного самого фактора «культуры отмены» в российском медиапространстве. Также мне не удалось найти статьи или иные труды по теме, связанные непосредственно с г. Красноярск. В связи с небольшим количеством уникальных источников можно признать, что исследований в вопросе «культуры отмены» в отечественном медиапространстве явно недостаточно.
Предмет исследования - фактор «культуры отмены» в современном медиапространстве: мнение и прогноз красноярских экспертов, оценка и модель поведения красноярских интернет-пользователей.
Объект исследования - медиапространство России и Красноярского края.
Цель исследования - описать особенности присутствия феномена культуры отмены в российском медиапространстве, выявить и классифицировать мотивационные факторы, влияющие на оценку красноярских интернет-пользователей и выбор ими модели поведения.
Задачи исследования:
— исследовать источники с целью выявления истории возникновения феномена «культуры отмены» в США и Европе и дать рабочие определения используемых рабочих понятий в контексте выбранной проблематики;
— изложить суть современных западных и российских дискуссий о существе и последствиях «культуры отмены» в современном обществе;
— подготовить вопросы и провести глубинные интервью с красноярскими интернет-пользователями для уточнения специфики феномена отмены русской культуры как особого проявления «cancel culture»
— подготовить и провести количественное социологическое исследование в среде красноярских интернет-пользователей с целью выявления их оценки фактора «культуры отмены» в медиапространстве и региональной практике рекламы;
— классифицировать выявленные оценки, а также мотивацию красноярских интернет-пользователей в контексте общественных дискуссий;
— классифицировать мотивационные факторы, влияющие на оценку красноярских интернет-пользователей и выбор ими модели поведения
— определить перспективы «культуры отмены» и ее последствий в российском и красноярском медиапространстве;
— на основании полученных социологических результатов сформировать собственный прогноз (общественные риски и рекомендации по их предупреждению) развития ситуации в медиапространстве и сформировать аргументированные рекомендации.
Гипотеза исследования. Гипотеза, предлагаемая к проверке и доказательству в данной выпускной квалификационной работе, связана с тем, что последствия «культуры отмены» в России и на Западе разнятся, при этом интернет-пользователи в обоих странах как правило стремятся «отменить» неугодные компании, а в особенности знаменитостей. Следовательно, тщательное изучение данного вопроса позволит создать наиболее эффективную стратегию для российских PR-служб, которые берутся за восстановление в медийной среде «отмененных» компаний и звезд.
Методологическая основа исследования. В выпускной квалификационной работе был использован ряд общенаучных методов исследования (анализ, синтез, метод эмпирического сбора данных), методы социологического анализа (количественного и качественного). В основу работы положены научные концепции, которые являются ключевыми для понимания контекста, в котором существует «культура отмены». К таковым относятся теории сетевого общества и конвергентной культуры, описанные в трудах М. Кастельса и Г. Дженкинса. Использовались также обзорные статьи отечественных исследователей таких как Баранова М. В., Филиппович Ю. С., Васильевой М.А., Лисица К.В и многих других в области «культуры отмены» в российском медиапространстве.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенных актуальных социологических исследований, разработанные рекомендации и продукты могут быть использованы в PR-деятельности компаний и знаменитостей. Также полученные результаты могут быть использованы преподавателями ВУЗов в курсах по данной тематике. В более широком смысле результаты исследования могут быть практически полезны PR-специалистам, работа которых напрямую связана с контекстом изучаемой проблемы.
Новизна исследования. Новизна данного исследования в первую очередь заключается в упорядочивании последовательности действия «культуры отмены» в российском медиапространстве. В рамках проведения количественного и качественного социологического исследования удалось ввести в научный оборот новые социологические данные, которые позволяют оценить специфику, нынешнее состояние и перспективы развития «культуры отмены» на территории России и г. Красноярск. Таким образом, настоящее исследование является одной из первых научных работ, предлагающих комплексное изучение функционирования фактора «культуры отмены» в российской публичной медиасреде.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из реферата, введения, двух глав, содержащих по два параграфа каждая, заключения, списка литературы и приложения, в котором приведены материалы социологических исследований.
Цель данного исследования заключается в описании особенности феномена культуры отмены и механизмов её распространения в российском пространстве, а также формирования оценки и определения модели поведения красноярских интернет-пользователей. Для достижения цели в рамках данной выпускной квалификационной работы было исследовано 65 источника научной, специальной, а также справочной литературы, что позволило определить современное состояние проблемы исследования, ознакомиться с актуальными теориями и мнениями, выявить актуальные тенденции, определяющие содержание рекламы под воздействием «новой этики», а также ознакомиться с трудами классиков маркетинговой и PR-деятельности, для более глубокого анализа проблематики феномена «культура отмены». В ходе изучения проблематики в сегменте молодежной аудитории было проведено количественное социологическое исследование, которое в среде красноярских интернет-пользователей с целью выявления их оценки фактора «культуры отмены» в медиапространстве и региональной практике рекламы, а также были классифицированы выявленные оценки, и мотивационные факторы, влияющие на оценку красноярских интернет-пользователей. В количественном социологическом исследовании принял участие 401 респондент, исследование было проведено в формате анкетирования. Для более глубокого изучения жителей г. Красноярска было проведено качественное социологическое исследование с целью выяснения мнения красноярцев к феномену «отмена русской культуры». А также привлеченного общероссийского социологического исследования аналогичной проблематики была выявлена специфика отношения россиян к отмене русской культуры и каким образом, это повлияло на рекламный рынок. Исследование проводилось в формате глубинного интервью.
Первый параграф был посвящен теоретическому исследованию, культуры отмены, истоков происхождения термина и его пути становления: от древних времен к современным реалиям. В параграфе также был разработан понятийный аппарат, необходимый для исследования по данной проблематике. Было даны рабочие определения понятия «культура отмены» как практику отказа от поддержки публичных лиц или компаний после их высказываний/действий, воспринятых обществом как предосудительные либо оскорбительные. Описаны также следующие понятия, важные для понимания темы такие как «новая этика» и «институт репутации». Дан краткий обзор кейсов культуры отмены как в российском, так и в западном медиапространстве, рассмотрены различия в функционировании кэнселинга в отечественных кейсах, а также рассмотрен процесс механизма культуры отмены.
Выявлено, что корень причин в разном отношении к похожим кейсам культуры отмены может быть объяснен двумя причинами: не полным принятием российской публики в некоторых вопросах новой этики, а также отсутствию института репутации.
Во втором параграфе было изучен феномен отмены русской культуры и выявлена специфика отношения россиян к отмене русской культуры, а также то, каким образом это повлияло на рекламный рынок. В целом по результатам социологического исследования можно сделать выводы о том, что красноярская аудитория активно следит за жизнью как российской, так и мировой культуры, и что их отношение к продуктам западной культуры после отмены отечественной не изменилось. По итогу мы определили основные тенденции в рекламе, произошедших из-за отмены русской культуры:
— каждый четвёртый россиянин чувствует себя «отменённым» из -за ухода зарубежных брендов. Около 30% респондентов готовы отказаться, а 10% участников опроса уже отказались от услуг или продуктов зарубежных компаний, которые ушли из страны;
— инфлюэнс-маркетинг претерпел изменения: компании стали более осторожными и избирательными в выборе инфлюенсера чем раньше
— наблюдающиеся изменения в отношении к ценностям «новой этики» не должны способствовать их большому насаждению в рекламе, поскольку российская публики все еще резко негативно реагирует на это
— компании не спешат расставаться с топ-инфлюенсерами, признанных иноагентами, в силу успешных проверенных результатов.
В третьем параграфе, посвященном исследованию восприятия красноярскими интернет-пользователями явления «культуры отмены» и его последствий в медиапространстве и региональной рекламной практике, было проведено количественное социологическое исследование в форме анкетирования, в котором приняли участие 401 красноярских интернет- пользователей и были классифицированы выявленные оценки, мотивационные факторы, влияющие на оценку красноярских интернет-пользователей. Так, «домашнее насилие» стало самой триггерной темой для россиян, а треть опрошенных согласилась с тем, что культуры отмены необходима в отечественном интернет-пространстве. В параграфе были обозначены и подтверждены предположения об отсутствии прецедентов культуры отмены в Красноярске благодаря результатам исследования. Это обусловлено тем, что здесь нет тех, кто мог бы сравниться в размерах аудитории и уровне известности с теми, кто уже прочувствовал на себе силу cancel culture. Следовательно ситуации, которые могли претендовать на почетное звание «культура отмены», пока не происходили. Однако красноярские интернет - пользователи показали хорошую осведомленность в теме «новой этики», что характеризуется их высокой вовлеченностью в медиасреду.
Были сформированы перспективы развития культуры отмены. Точно сказать, как поведет себя кэнселинг дальше сказать крайне сложно, поскольку сейчас он ведет себя довольно непредсказуемо. С уверенностью можно говорить о том, что пока «институт репутации» не будет работать должным образом, а ценности «новой этики» глубоко не проникнут в отечественную медиасреду, то кэнселинг в России так и останется выборочным и проработать какую-либо коммуникационную стратегию будет крайне сложно. Однако регионы должны уже сейчас начать работу над созданием хорошей репутации в глазах потребителей и озаботиться формированием необходимых контрмер, в случае «отмены». Поскольку именно солидная репутация и лояльность аудитории являются главными защитниками компаний и известных людей в борьбе с «кэнселингом».
В четвертом параграфе ВКР были классифицированы мотивационные факторы, влияющие на выбор модели поведения красноярских интернет- пользователей, изучен теоретический материал о моделях поведения интернет- пользователей и предложена собственная классификация. Также были сформированы рекомендации, которые должны позволить компаниям и знаменитостям не попасть под «отмену» и что следует предпринять, если это все же случилось
Таким образом, реферирование теоретических источников, проведение социологических исследований позволили подтвердить нашу гипотезу: последствия «культуры отмены» в России и на Западе сильно отличаются, хотя интернет-пользователи в обоих странах как правило стремятся «отменить» неугодные компании, а в особенности знаменитостей. Недолговечная память и быстрая отходчивость россиян позволяют брендам и инфлюенсерам в российском медиапространстве выходить из «отмены» без больших потерь. С этой точки зрения цель выпускной квалификационной работы была достигнута, задачи, поставленные в параграфах ВКР, выполнены.
Таким образом, сейчас можно говорить о том, что cancel culture только набирает обороты в России, выбирая своими жертвами известные имена и компании, участь, которая еще не успела настичь региональные фирмы и тамошних звезд. А какие-либо местные претенденты слишком мелковаты, чтобы причислить их к категории «отмененных».
1) Аналитический обзор «Здоровье, безопасность, семья и работа» // ВЦИОМ: официальный сайт. - 2020. - 14 окт. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zdorove-bezopasnost-semya-i-rabota (дата обращения: 08.11.2022).
2) Блайд, Д. Маркетинговые коммуникации. Что? Как? И почему? / Д. Блайд. - М.: Баланс-Клуб, 2004. - 368 с. - ISBN: 966-8216-70-9, 0-273-65858-1.
3) Богуславский, И. П. Институт репутации как регулятор общественных отношений в постиндустриальном обществе/ И. П. Богуславский // Всероссийская научная конференция молодых исследователей с международным участием «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации «Социальный инженер-2021». - 2021. - С. 17-22.
4) Бойкина, Е.Э. Современные лики социального остракизма: гостинг,
орбитинг, фаббинг, культура отмены / Е.Э. Бойкина // Современная зарубежная психология. - 2022. - Том 11. - № 2. - C. 131—140. - URL:
https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2022_n2/Boykina(дата обращения: 29.09.2022).
5) Более тысячи рекламодателей в 2022 году покинули рынок или приостановили работу в России. // ТАСС: [сайт]. — 2023. — 21 фев. — URL: https://tass.ru/ekonomika/17101897(дата обращения: 09.04.2023).
6) Браславец, Л.А. «Гражданская журналистика» и типичные роли пользователей социальных сетей / Л.А. Браславец // Релга. Ру. - 2010. - № 13. - С. 14. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30407404(дата обращения: 20.04.2023).
7) Быков, И. А. Культура отмены в политическом дискурсе современной России // И. А. Быков, Ю. Д. Ахмедова // Вестник Кабардино¬Балкарского университета: Журналистика. Образование. Словесность. - 2021. - Т. 1. - №. 1. - С. 14-23. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46434464(дата обращения: 05.02.2023).
8) Валерий Гергиев уволен из Мюнхенской филармонии //
Коммерсантъ: [сайт]. — 2022. — 1 мар. — URL:
https://www.kommersant.ru/doc/5238441(дата обращения: 07.01.2023).
9) Вьюгина, Д. М. Особенности медиапотребления цифрового поколения России/ Д. М. Вьюгина // Медиаскоп. - 2017. - № 4 - URL: http://www.mediascope.ru/2386 (дата обращения: 08.11.2022).
10) Глава SMM-отдела сети ресторанов «Тануки» покинул компанию //
Sostav.ru: [сайт]. — 2020. — 11 июн. — URL:
https://www.sostav.ru/publication/glava-smm-marketinga-seti-restoranov-tanuki-pokinul-kompaniyu-43822.html (дата обращения: 10.01.2023).
11) Годин А.М. Маркетинг: учебник / А.М. Годин. - 7-е изд., перераб. и
доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 652 с. -
(Бакалавр). - ISBN 978-5-394-01319-5.
12) Горнштейн М.Ю. Современный маркетинг: Монография / М.Ю. Горнштейн. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,
2019. - 404 с. - (Бакалавр. Специалитет). - ISBN 978-5-394-02909-7.
13) Григорьева, П. «Владимир Виноградов: в кризис можно управлять репутацией, но делать это тоньше и искуснее» / П.Григорьева // Sostav.ru[сайт] . - 2023. - 28 февр. - URL: https://www.sostav.ru/publication/vladimir-vinogradov- pro-vision-intervyu-59181.html(дата обращения: 09.03.2023).
14) Дашинимаев Г. Ю. Cancel culture как новая социальная реальность /
Г.Ю. Дашинимаев // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. - 2021. - № 1. - С. 19-24. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/cancel-culture-kak-novaya-sotsialnaya-realnost(дата обращения: 29.09.2022).
15) Егорова, Н. Все сложно: как «новая этика» влияет на рекламу /
Н.Егорова // TexTerra: [сайт]. — 2020. — 21 сен. — URL:
https://texterra.ru/blog/vse-slozhno-kak-novaya-etika-vliyaet-na-reklamu.html (дата
обращения: 10.01.2023).
16) Замедлина Е.В. Маркетинг / Е.В. Замедлина. - М.: Научная книга, 2017. - 160 с. — ISBN: 978-5-521-05692-7
17) Карпова Л. М. «Новая этика» в контексте современной российской культуры: pro et contra/ Л. М. Карпова// Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2021. — № 3.
— С. 14-19. - URL: https://vestnik-omgpu.ru/volume/2021-3-
32/vestnik_3(32)2021_14-19.pdf (дата обращения: 29.10.2022).
18) Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория (при уч. изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с. (Серия «Академический бестселлер»). ISBN: 5-94799-373-2.
19) Киселева А. Э. Институт репутации и культура отмены в России: фактор развития или регрессии / А. Э. Киселева, А. В. Муромская // Парадигма.
- 2021. - № 1. - С. 136-144. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45691126(дата обращения: 02.12.2022).
20) Киселева, А. Э. Cancel culture и институт репутации в России / А. Э. Киселева, А. В. Муромская. // Молодой ученый. - 2020. - № 48 (338). - С. 585¬588. - URL: https://moluch.ru/archive/338/75805/(дата обращения: 15.11.2022).
21) Кожевникова, А. А. Проблема харассмента и общественного отношения к данному явлению / А. А. Кожевникова // Трансформация экономической и правовой системы России: проблемы и перспективы : сборник научных статей Всероссийской научно-практической студенческой конференции, Самара, 23-25 ноября 2020 года. - Самара: Самарский государственный экономический университет, 2021. - С. 206-209. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45830135(дата обращения: 02.12.2022).
22) Костенко, О. В. Историко-философские предпосылки становления понятия «культура отмены» / О. В. Костенко // Общество: философия, история, культура. — 2023. — № 5. — С. 248-252. - URL: https://dom-hors.ru/nauchniy-
zhurnal-obschestvo-filosofiya-istoriya-kultura/2023/5 (дата обращения:
27.02.2023).
23) Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - М.: Диалектика, 2019. - 496 c. - ISBN 978-5-8459-0376-1.
24) «Культура отмены-2022». Исследование PBN и Magram PR. // Коммуникационное агентство PBN: [сайт]. - 2022. - 7 окт. - URL: https://pbnco.com/Cancel_Culture_2022.pdf (дата обращения: 09.12.2012).
25) Кранк, Э.О. «Культура отмены» и «новая этика» / Э.О. Кранк // Культура и искусство: традиции и современность: материалы IX Международной научно-практической конференции. - 2021. - 25 фев. - С. 27¬33.
26) Кротовская, Н.Г. «Новая этика», истоки и современность (Обзор) /
Н.Г Кротовская, В. С Кулагина-Ярцева // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2022. - Том 11. - № 2А. - С.241-259. - URL:
http://www.publishing-vak.ru/file/archive-philosophy-2022-2/d7-krotovskaya.pdf. (дата обращения: 30.09.2022).
27) Кузнецов, Г. «Культура отмены: история и современность» / Г. Кузнецов, М. Ступко // Социодиггер. - 2022. - № 3 . - С. 40-45. - URL: https://sociodigger.ru/wp-content/uploads/2022/04/sociodigger_17_cancel- culture_042022.pdf(дата обращения: 30.09.2022).
28) Лазуткина, Е. В. Основные формы манипуляции информацией в
социальных медиа Рунета / Е. В. Лазуткина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 2(24). - С. 221-225. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7osnovnye-formy-manipulyatsii-informatsiey-v- sotsialnyh-media-runeta(дата обращения: 30.09.2022).
29) Лейзаренко, Д. Способ привлечь знаменитостей к ответственности или травля: что такое cancelculture и не зашла ли она слишком далеко / Д. Лейзаренко // TJournal. - 2020. - URL: https://tjournal.ru/ internet/182917-sposob- privlech-znamenitostey-k-otvetstvennosti-ili-travlya-chto-takoe-cancel-culture-i-ne- zashla-li-ona-slishkom-daleko (дата обращения 30.01.2023).
30) Липанова, Л. Хронология: «Вкусвилл» сделал рекламу с ЛГБТ-
парой, а потом удалил и извинился за «непрофессионализм сотрудников» / Л.Липанова // VC.ru: [сайт]. — 2021. — 5 июл. — URL:
https://vc.ru/marketing/266426-hronologiya-vkusvill-sdelal-reklamu-s-lgbt-paroy-a- potom-udalil-i-izvinilsya-za-neprofessionalizm-sotrudnikov (дата обращения:
10.01.2023).
31) Лисица, К.Э. «Культура отмены» как форма проявления
стигматизации» // К.Э. Лисица, В.А. Туркулец Гуманитарные, социально - экономические и общественные науки. - 2022. - С. 107-110. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-otmeny-kak-forma-proyavleniya- stigmatizatsii(дата обращения: 29.09.2022).
32) Маркетинг: учеб. пособие / Ю. Ю. Суслова, Е. В. Щербенко, О.С. Вермеенко, О.Г. Алёшина. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. - 380 с. - ISBN 978-5-7638-3849-7.
33) Маркетинговые коммуникации: Учебно-практическое пособие / Е. И. Мазилкина. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 256 с. — ISBN 978-5-394-01865-7.
34) «Метрополитен-опера» отменила выступления сопрано Анны
Нетребко в Нью-Йорке // ТАСС: [сайт]. — 2022. — 4 мар. — URL:
https://tass.ru/kultura/13955779?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения:
09.02.2023).
35) Морозова, А. А. Влияние медиатизации на личность и общество:
трансформация потребления информации в социальной сети / А. А. Морозова // Ментально-языковые трансформации русской лингвокультурной личности: поиск идентичности в медиатизированном обществе: коллектив. монография. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2018. — С. 274—295. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36444963(дата обращения: 05.03.2023).
36) Мудров, А.Н. Основы рекламы: учебник / А.Н. Мудров. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Магистр, 2008. - 397 с. — ISBN 978-5-9776-0038-5.
37) Ноэль-Нойман, Э.Н. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./ Общ. ред. и предисл. Мансурова Н. С. — М.: Прогресс- Академия, Весь Мир, 1996. — 352 С. — ISBN: 5-85864-035-4.
38) Нью-Йоркский Карнеги-холл отстранил от концертов Гергиева и
Мацуева // Известия: [сайт]. — 2022. — 25 февр. — URL:
https://iz.ru/1296629/2022-02-25/niu-jorkskii-karnegi-kholl-otstranil-ot-kontcertov- gergieva-i-matcueva(дата обращения: 10.12.2022).
39) Ольмечеко, Е. Что такое «новая этика» и стоит ли использовать это
понятие? / Е. Ольмеченко // «Открытый вопрос: гайд по миру "новой этики"».
2020. — URL: http://mmbook-hse.ru/books/41/sections/514/ (дата обращения:
05.03.2023).
40) Пак, Н. Регина Тодоренко получила премию как ведущая года / Н.
Пак// NUR.KZ: [сайт]. — 2022. — 29 дек. — URL:
https://www.nur.kz/showbiz/career/2002724-regina-todorenko-poluchila-premiyu-kak-veduschaya-goda-no-ee-zaheytili-podpischiki/ (дата обращения: 10.01.2023).
41) Перси, Л. Стратегическое планирование рекламных кампаний / Л. Перси, Э. Ричард. - М.: ИД Гребенников, 2008. - 416 с. - ISBN: 978-5-93890¬025-7.
42) Порозов, Р.Ю. Современная российская молодежь в интернете:
модели поведения и особенности взаимодействия/ Р.Ю. Порозов // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: сборник материалов Второй международной научно¬
практической конференции. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», Гуманитарно -педагогическая академия. - Симферополь, 2020. - С. 116-119.
43) Сервис BrandAnalytics. Статистика социальных сетей.
Распределение по регионам России // URL: https://br-
analytics.ru/statistics/am/vk/month/202305/total (дата обращения: 29.04.2023).
44) Соколова, М. А. Stay woke: терминологизация сниженной лексики в американском политическом дискурсе / М. А. Соколова // Политическая
лингвистика. — 2021. — № 5 (89). — С. 79-85. — URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7stay-woke-terminologizatsiya-snizhennoy-leksiki-v- amerikanskom-politicheskom-diskurse(дата обращения: 29.04.2023).
45) Субботина, М. В. Культура отмены: проявление социальной
справедливости или новый инструмент манипуляции / М. В. Субботина // Общество: социология, психология, педагогика. — 2022. — №3. — С. 34-37. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-otmeny-proyavlenie-sotsialnoy-
spravedlivosti-ili-novyy-instrument-manipulyatsii (дата обращения: 29.04.2023).
46) Тульпе, И.А. «Новая этика» как социальный диагноз / И.А. Тульпе, М. Ю. Смирнов // Концепт: философия, религия, культура. — 2022. — Т. 6, № 1. — С. 30-38. — URL: https://concept.mgimo.ru/jour/article/download/598/460(дата обращения: 09.04.2023).
47) У Регины Тодоренко отобрали звание «Женщина года» журнала Glamour за слова о домашнем насилии // BBC News: [сайт]. — 2020. — 25 апр. — URL: https://www.bbcrussian.com/russian/news-52428568 (дата обращения: 23.02.2023).
48) Удалов, Ф. Е. Основы менеджмента: учеб. пособие / Ф. Е. Удалов, О. Ф. Алёхина, О. С. Гапонова. - Нижний Новгород: Нижнегородский госуниверситет, 2013. - 363 с. — ISBN 978-5-91326-268-4.
49) Федоров, В. В. Номадическая характеристика коммуникативного поведения пользователей социальных сетей /В. В. Федоров // Журналистика- 2017: состояние, проблемы и перспективы : матер. 19 Междунар. научно-практ. конф. — 2017. — С. 375-378.
50) Федорова, Е. Возможна ли «культура отмены» в России / Е.Федорова// Агентство социальной информации : [сайт]. - 2021. - 15 окт. - URL: https://www.asi.org.ru/news/2021/10/15/kultura-otmeny/(дата обращения: 02.12.2022).
51) Филиппович, Ю. С. О некоторых особенностях феномена
«культура отмены» / Ю. С. Филиппович, Г. С. Стрекалов // Коллекция гуманитарных исследований. — 2021. — №26. — С. 36-40. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nyo-nekotoryh-osobennostyah-fenomena-kultura- otmeny(дата обращения: 11.03.2023).
52) Хаймина, А.Д. Феномен «новой этики» в кризисных
коммуникациях / А.Д. Хаймина // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения. — 2022 — С.152-154. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48411248(дата обращения: 11.03.2023).
53) Харламова, А. «Попытка провалилась: как на самом деле
происходит отмена русской культуры на Западе» / А. Харламова // Вечерняя Москва: [сайт]. - 2022. - 17 июн. - URL: https://vm.ru/world/975048-popytka-provalilas-kak-na-samom-dele-proishodit-otmena-russkoj-kultury-na-zapade (дата
обращения: 09.02.2023).
54) Цибизова, И. М. [Реф.] Толерантность: теория и практика. часть II/ И. М. Цибизова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2022. - № 2. - С. 204-206. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7o-nekotoryh-osobennostyah-fenomena-kultura- otmeny(дата обращения: 11.03.2023).
55) Чипсы Lay's удалил рекламу после критики защитников ЛГБТ //
Sostav.ru: [сайт]. — 2020. — 19 окт — URL:
https://www.sostav.ru/publication/lays-udalil-reklamu-posle-kritiki-zashchitnikov-lgbt-45677.html (дата обращения: 10.01.2023).
56) Шеф-редактор «МБХ медиа» уйдет с поста после обвинений в
домогательствах // РБК: [сайт]. - 2020. - 15 июл. - URL:
https ://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f0d37 e49a7947865cec8102 (дата обращения:
10.03.2023).
57) Шульц, Д. Стратегические бренд-коммуникационные кампании. / Д. Шульц, Б.Барнс - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. - 512 с. - ISBN: 5-938-90006-9.
58) A Letter on Justice and Open Debate // Harper’s Magazine: [сайт] — 2020. — 7 июл. — URL: https://harpers.org/a-letter-on-justice-and-open-debate/.
59) Boire, Richard G. "On Cognitive Liberty (Part I)" / Richard G. Boire // Journal of Cognitive Liberties. — 2000. — 1 (1): 7-13. — Spring. — URL: http://www.cognitiveliberty.org/ccle1/1jcl/1jcl7.htm(дата обращения: 23.02.2023).
60) Gardner, A. A Complete Breakdown of the J.K. Rowling Transgender¬
Comments Controversy / A. Gardner // Glamour: [сайт]. — 2023. — 25 апр. — URL: https://www.glamour.com/story/a-complete-breakdown-of-the-jk-rowling-
transgender-comments-controversy (дата обращения: 01.05.2023).
61) Heard, A. I spoke up against sexual violence — and faced our culture’s wrath. That has to change. / A. Heard // The Washington Post: [сайт]. — 2018. — 18 дек. — URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/ive-seen-how-institutions-protect-men-accused-of-abuse-heres-what-we-can-do/2018/12/18/71fd876a-02ed-11e9-b5df-5d3874f1ac36_story.html (дата обращения: 01.04.2023).
62) Marzouki, Y. Revolutionizing Revolutions: Virtual Collective
Consciousness and the Arab Spring/ Y. Marzouki, O. Oullier // Huffpost: [сайт]. — 2017. — 6 дек. — URL: https://www.huffpost.com/entry/revolutionizing-
revolutio_b_1679181 (дата обращения: 01.04.2023).
63) Merriam-Webster. (n.d.): Cancel culture. In Merriam-Webster.com dictionary // URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/cancel%20culture.(дата обращения: 10.03.2023).
64) Oxford Languages: Word of the Year 2020 // URL:
https://languages.oup.com/word-of-the-year/2020/ (дата обращения: 10.03.2023).
65) Rossman E. Как придумали «новую этику»: фрагмент из истории
понятий // Сигма: платформа для публикации текстов о человеке, культурных явлениях и обществе. — 2020. — 27 сен. — URL: https://syg.ma/@ella-
rossman/kakpridumali-novuiu-etiku-fraghmient-iz-istorii-poniatii (дата обращения: 10.03.2023).
66) Suler, J. The Online Disinhibition Effect/ J. Suler //CyberPsychology &
Behavior.Jun. - 2004 - Vol. 7. - P. 6 - URL:
https://www.researchgate.net/publication/8451443_The_Online_Disinhibition_Effect(дата обращения: 08.10.2023).