Введение 3
Глава 1. Отношение к Западу как элемент общественной и культурной жизни в России 7
1.1. Западничество и славянофильство: основные
течения русской философской мысли 19 в.
7
1.2. Отношение россиян к Западу в советское
время и в 90-е гг 11
1.3. Запад и западные ценности в сознании
россиян: настоящее время 17
Глава 2. Социальные и ценностные установки российской молодёжи относительно Запада 24
2.1. Представления молодежи о Западе и западных ценностях (по результатам
анкетного опроса жителей г. Пензы) 24
2.2. Запад и западные ценности в понимании молодежи (по результатам
интервью) 38
2.3. Россия и Запад в зеркале российских СМИ 44
2.4. Образ Запада и западных ценностей как элемент сознания молодежи... 50
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложение
Проблема «Россия - Запад» пронизывает не одно столетие мировой истории. В русской философской мысли этот вопрос был поставлен ещё в 19 веке, положив начало знаменитому спору западников и славянофилов о выборе пути развития России. В советское время противостояние Советского Союза и Запада подавалось как классовое противоречие, «соревнование двух систем». Вопрос о культурном противоречии России и Запада в той форме, в которой он обсуждался западниками и славянофилами, был закрыт.
После Великой Отечественной войны интерес к Западу в России стал проявляться снова, особенно в молодёжной среде. В 90-е гг. прошлого столетия в России начинают разворачиваться социологические исследования, посвящённые восприятию россиянами западных ценностей, оценке ими западного образа жизни, в ходе которых было выявлено критическое отношение к западным культурным формам.
В настоящее время в связи с непростыми социально-политическими и экономическими процессами, происходящими в мире, отношение России к Западу периодически меняется то в положительную, то в отрицательную сторону. Об этом сообщают исследовательские организации «ВЦИОМ», «ФОМ», «Левада-центр» и др. С одной стороны, россияне с интересом смотрят на западную культуру, ценности, образ жизни, считают, что на Западе их жизнь могла бы быть лучше, чем в России, но, с другой, воспринимают всё это настороженно, критически, ищут какие-либо слабые стороны. В чём же причины такого противоречия? Как россияне воспринимают Запад, его культуру, ценности? Что думают о взаимоотношениях России с западными странами? Каковы их миграционные настроения? Особенно важно узнать мнение молодёжи по данным вопросам, так как именно молодёжь - это та категория общества, которой предстоит создавать будущее нашей страны.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования заключается в том, что в современном мире в условиях глобализации, интенсивного развития международных коммуникаций, мирового рынка труда и образования, мирового культурного пространства взаимоотношения со странами Запада становятся не только предметом деятельности государств, но и важными факторами формирования общественного сознания, мировоззрения различных слоёв социума. Наконец, образ Запада, формируемый в российском обществе, становится всё более существенным фактором формирования жизненных представлений и ориентаций молодёжи, фактором, влияющим на их социализацию, на выбор ими жизненного пути, карьеры, образа жизни.
Политическая напряженность между США и странами Западной Европы с одной стороны и Россией с другой даёт западной прессе повод создавать негативный образ России, а российская пресса в то же время всячески демонизирует Запад. Экономическая, социальная и политическая сущность противостояния, как правило, умалчивается, а причины его сводятся к культурным, даже своего рода «первородным» в стиле знаменитого высказывания Редьярда Киплинга «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись никогда». В таких условиях перед социологией встаёт задача выявления представлений молодых россиян о Западе в контексте их жизненных ценностей, стратегий и планов. Без выявления содержания представлений молодёжи о Западе и западных ценностях, без оценки адекватности этих представлений реальности сегодня вряд ли возможны эффективное патриотическое воспитание и гражданская социализация.
Высокий уровень экономического, политического и культурного влияния Запада в современном мире делает актуальным исследование его образа в общественном сознании для любой страны, а для России с его уникальным геополитическим положением особенно.
Актуальность данной работы заключается в выявлении представлений региональной молодёжи о Западе и западных ценностях в контексте конкретных планов молодых людей относительно получения образования, выбора места жительства и карьеры, то есть в контексте факторов, ключевых для прогнозирования социального развития региона.
Цель бакалаврской работы: выявить и обобщить представления молодых жителей города Пензы о Западе и западных ценностях, составить на их основе обобщённый образ Запада и выявить его связь с жизненными планами молодых людей...
В первой главе работы было рассмотрено отношение к Западу как элемент общественной и культурной жизни в России с XIX в. по настоящее время.
Спор между Россией и Западом начался еще в XIX в., когда в русской философской мысли оформилось два противоположных течения - славянофильство и западничество. Основой их полемики выступило противоборство между традиционализмом и модернизацией. Сторонники первого течения утверждали, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития, самобытность, сторонники второго считали, что необходимо следовать по пути западной Европы.
После Октябрьской революции и до окончания второй мировой войны время ввиду коммунистической идеологии, усиливающейся цензуры идеи западничества находились под строгим запретом. В послевоенное время отношение к Западу находилось под влиянием пропаганды, идеологии правительства СССР, в т.ч. «железного занавеса». Только лишь в первые годы после войны, а затем и в период хрущёвской «оттепели» советский народ получил возможность более тесно соприкоснуться с западной культурой, ценностями, традициями, образом жизни. В то время всё, что связано с Западом, воспринималось как лучшее, более прогрессивное, интересное, одним словом, идеал, к которому нужно стремиться.
Исследования современных авторов показывают, что в настоящее время отношение России к Западу противоречиво ввиду сложной ситуации на внешнеполитическом пространстве. С одной стороны, российское общество с интересом смотрит на западную культуру, ценности, образ жизни, но с другой, не готово принять это, так как нуждается в других образцах культуры.
Социологическое исследование образа Запада и западных ценностей в сознании молодёжи проводилось с использованием трёх методов: анкетный опрос, интервью и анализ документов (в т.ч. контент-анализ).
В заключение работы можно утверждать, что поставленная ранее цель и вытекающие из нее задачи решены в полном объеме: изучены основные проблемы, касающиеся взаимоотношений России и Запада, выявлены социальные и ценностные представления и установки молодежи относительно жизни, экономики, культуры западных стран, их миграционные настроения. В результате удалось выявить целостный образ Запада и западных ценностей в сознании российской молодежи.
Исследование позволило заключить, что Запад как феномен общественного сознания, в том числе и транслируемый СМИ, - не географическое, а обобщенное цивилизационное понятие, позволяющее яснее с точки зрения массовых представлений формулировать при исследовании вопросы об отношении людей к обще-гуманистическим ценностям, имеющим «западную» маркировку. Это условный «Запад», имеющий несколько измерений (характеристик).
1. Социально-историческое измерение: развитие Западной Европы как более-менее единого социально-исторического пространства, что нашло формальное воплощение в создании Европейского союза.
2. Социально-экономическое измерение: Запад является центром,
аккумулирующим преимущества капитализма в противоположность полупериферии и периферии, которые в этих координатах
маркируются как «не-Запад».
3. Социально-культурное измерение: Запад сегодня, при всём
многообразии культурных процессов, происходящих в его странах, можно с определённой долей условности воспринимать как единое пространство культуры, искусства, эстетики, даже моды, существующее в мировом общественном сознании как «западное».
4. Политико-идеологическое измерение, связанное со стремлением к идеологическому доминированию и присвоению ценностей демократии, развития, прогресса как «истинно-западных».
5. Социально-психологическое (социально-мифологическое) измерение:
собирательный образ Запада, являющийся границей разделения
различных социально-политических концепций. Выше упоминалась вечная битва «западников» и «незападников» в России, однако, размежевание социально-политических концепций с точки зрения отношения к Западу - это, отнюдь, не только российское явление...
1. Андреев А.Л. Образ России и образ Запада в сознании россиян (середина 90-х - 2007 гг.) // Историческая психология и социология истории. - 2009. - № 1. - С. 110-128.
2. Бажов С.И. Современное значение спора западников и славянофилов // Вестник славянских культур. - 2009. - № 1. - С. 48-56.
3. Богданов А.В. Западничество в России: история и современность // Философия и общество. - 2008. - № 3. - С. 160-175.
4. Бокова Я. М., Запорожцева О. А. Культурное влияние Запада на мировосприятие советской молодежи в период десятилетия Хрущева // История и археология: материалы III Междунар. Науч. Конф.; декабрь, 2015 г. — СПб., 2015. — С. 20-23.
5. Губман Б.Л. Культурология. XX век: энциклопедия. - М., 1998. - 894 с.
6. Гутарева Н. Ю., Виноградов Н. В. Сравнительный анализ культур Востока и Запада // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1468-1470.
7. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. Том 2: пер. с англ. Н.Н. Марчук. - М.: Вече, АСТ, 1999. - 528 с.
8. Ионова Е.В. Отношение населения России к ценностям западной культуры (по материалам г. Астрахани) // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2007. - № 2. - С. 248253.
9. Колесникова А.Г. Формирование и эволюция образа врага периода «холодной войны» в советском кинематографе: середина 1950-х - середина 1980-х гг.: автореферат дис. ... канд. Ист. наук: 07.00.02 / А.Г. Колесникова; Рос. Гос. Гуманитар. Ун-т (РГГУ). - Москва, 2009. - 25 с.
10. Кордуэлл. М. Психология. А-Я: словарь-справочник: пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с.
11. Лапкин В. В., Пантин В. И. Запад в российском общественном мнении до и после 11 сентября 2001 г. // Полис. Политические исследования. - 2002. - № 6. - С. 104-115.
12. Лапкин В., Пантин В. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. 1998. - № 2. - С. 87-95.
13. Ларина А.А. Основные ценности современной молодежи // Территория науки. - 2015. - № 5. - С. 67-71.
14. Левада Ю. Статьи по социологии / Ю. Левада. Москва: Изд-во Фонда Макартуров, 1993. - 192 с.
15. Лепехов С.Ю., Лепехова Е.С. Западные и восточные ценности и идеалы рациональности: сравнительный анализ // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 10. - С. 43-47...41