Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Работа №152661

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2020
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические подходы к изучению тревожности в психологической науке 8
1.1 Понятие тревожности. Виды и причины 8
1.2 Особенности проявления тревожности у девиантных подростков... 15
1.3 Возможности применения арт-терапии в коррекции тревожности
у девиантных подростков 23
2 Экспериментальное исследование тревожности у девиантных
подростков 32
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов
первичного исследования 32
2.2 Программа коррекции тревожности у девиантных подростков
методами арт-терапии 42
2.3 Анализ результатов повторного исследования 47
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложение А. Показатели выраженности различных форм отклоняющегося поведения у испытуемых по методике «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (авт.
А.Н. Орел) 74
Приложение Б. Показатели уровня школьной тревожности у испытуемых по методике «Методика измерения уровня школьной тревожности Филлипса» (авт. Р. Филлипс) 76
Приложение В. Результаты повторного диагностического обследования подростков 78
Приложение Г. Таблица Критерия Вилкоксона по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д.
Спилбергер) 82
Приложение Д. Таблица Критерия Вилкоксона по методике «Методика измерения уровня школьной тревожности Филлипса» (Р. Филлипс) 84
Приложение Е. Таблица Критерия Вилкоксона по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) 87
Приложение Ж. Программа коррекции тревожности у девиантных подростков методами арт-терапии 90

Проблема тревожности долгое время остается актуальной в современной психологии. Этой проблеме посвящены исследования психологов и педагогов, среди которых: Г. С. Салливан, А. М. Прихожан, Р. С. Немов, Л. И. Божович, А. В. Петровский, В. В. Суворова и др.
Тревожность многими авторами понимается как состояние человека, которому характерны повышенная склонность к переживаниям, опасениям и беспокойству.
Противоречивость и дисгармоничность подросткового возраста, а также высокая предрасположенность к девиантному поведению, общим фоном которого является тревожность, весьма актуальны с целью раскрытия сущности данного явления, а также понимания закономерностей проявления тревожности в данный возрастной период.
Тревожность девиантного подростка состоит не только в беспокойстве, субъективном ощущении уязвимости, незащищенности, личностной неопределенности, но и в специфическом мироощущении, восприятии окружающей среды, которая для подростка также неопределенна, расплывчата, неясна, чужда и даже враждебна. Совокупность этих двух составляющих является показателем тревожности не только как состояния, но и как личностной черты, которая способствует в итоге формированию девиантности подростка как его отношения к миру.
Цель исследования: изучение тревожности у девиантных подростков и возможности ее коррекции средствами арт-терапии.
Объект исследования: тревожность девиантных подростков.
Предмет исследования: возможности коррекции тревожности у девиантных подростков средствами арт-терапии.
Гипотеза: мы предполагаем, что специально разработанная программа коррекции с включением методов арт-терапии в условиях общеобразовательного учреждения способствует снижению тревожности у девиантных подростков.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования, мы определили следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методики и провести экспериментальное исследование особенностей проявления тревожности у девиантных подростков.
3. Разработать и реализовать программу по коррекции тревожности девиантных подростков.
4. Выявить эффективность предложенной программы по коррекции тревожности девиантных подростков.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование («Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (автор А. Н. Орел); «Шкала ситуативной и личностной тревожности» (автор Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина); «Методика измерения уровня школьной тревожности Филлипса» (автор Р. Филлипс); констатирующий и формирующий эксперимент.
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов, в том числе с использованием непараметрического критерия Вилкоксона.
Методологическую основу исследования составили труды зарубежных исследователей тревожности (Ч. Д. Спилбергер, Р. Филлипс, и др.), а также труды отечественных психологов, раскрывающих проблему подростковой тревожности (В. М. Астапов, А. М. Прихожан, В. Н. Карандашев, П. С. Гуревич, Р. М. Грановская и др.) и девиантного поведения (Ж. Г. Василькова, Г. И. Макартычева, Г. Н. Тигунцева, Е. Б. Усова, Л. Б. Шнейдер).
Экспериментальное исследование проводилось на базе Администрации г. Лесосибирска, отделе опеки и попечительства в декабре 2019 - мае 2020 гг. Выборка представлена подростками в возрасте 13-14 лет в количестве 30 человек.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы тревожности девиантных подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики изучения уровня тревожности у девиантных подростков.
2 этап (январь 2020г. - март 2020г.) - организация системы коррекционной работы с девиантными подростками.
3 этап (апрель - июнь 2020 г.) - проведение повторной диагностики изучения тревожности у девиантных поведению, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности коррекционной работы с девиантными подростками, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами коррекционная программа, способствующая снижению тревожности девиантных подростков, может быть использована в практике работы педагога- психолога общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
По теме ВКР опубликована статья в журнале «Молодой ученый». — 2020. — № 23 (313).— URL:https: //moluch.ru/archive/313/71382/— с. 555-557
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 47 источников и 7 приложений. В работе содержится 1 таблица и 22 рисунка. Общий объем работы составляет 73 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе изучена тревожность у девиантных подростков и возможности ее коррекции средствами арт-терапии.
Для этого раскрыто понятие тревожности его виды и причины. Тревожность имеет непосредственную связь с социальным аспектом и проявляется как переживание, испытываемое человеком, когда его положение в социуме подвергается опасности, т.е. тревожность является реакцией на неудачное социальное взаимодействие.
В исследовании рассмотрены характерные особенности тревожных проявлений у девиантных подростков. Тревожность подростка, проявляясь как устойчивое личностное образование, сохраняется в течение длительного времени. Она наделена собственной побудительной силой и компенсаторными, защитными функциями. В силу сложного своего строения тревожность состоит из когнитивного, эмоционального и операционального аспектов при доминировании эмоционального. Наличие тревожности подростка может стать пусковым механизмом формирования у него девиантных проявлений в поведении.
В исследования определены возможности использования арт-терапии в коррекции тревожности у девиантных подростков. Коррекционные мероприятия с помощью арт-терапии являются той важной психологической помощью, которая содействует осознанию, проживанию и отпусканию проблемы. Возможности арт-терапии огромны, при совместном творчестве закладывается почва для формирования эффективного взаимодействия, что оказывает положительное влияние на развитие подростка и его адаптацию в социуме и как следствие снижает девиантность. Групповая арт-терапия влияет на уровень доверия подростка к окружающим и к себе.
Эмпирическое исследование тревожности девиантных подростков позволило сделать следующие выводы:
- изучение отклоняющихся форм поведения у девиантных подростков подтвердило наличие у них проявлений девиантности в поведении, среди которых наиболее выражены предрасположеность к аддиктивным проявлениям в поведении, предрасположенность к преодолению норм и правил, предрасположенность к волевому контролю эмоциональных проявлений;
- изучение уровня ситуативной и личностной тревожности показало, что у большей половины подростков наблюдается высокая степень проявления ситуативной тревожности, которая выступает как реакция на существующую ситуацию, и личностной тревожности, проявляющейся как личностное свойство, т.е. является характерной чертой личности;
- изучение уровня школьной тревожности показало наиболее выраженные ее показатели: общее тревожное состояние в школе, страх выражения себя, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Также было отмечено, что у большинства испытуемых отсутствует страх, связанный с проверкой знаний и страхи во взаимоотношениях с педагогами.
В данной работе осуществлено теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование арт-терапевтической программы по коррекции тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии с целью снижения уровня тревожности и устранения девиантных проявлений в поведении.
В результате коррекционного воздействия средствами арт-терапии произошло снижение уровня ситуативной и личностной тревожности, т.е. тревожности как проявления реакции на ситуацию и тревожности как личностного качества. Также отмечена положительная динамика в изменении у подростков уровня и характера тревожности, связанных со школой, однако эти изменения незначительные. Как следствие, отмечена положительная динамика в снижении девиантных форм поведения у подростков.
Статистический анализ с помощью непараметрического критерия Вилкоксона позволил провести парные сравнения между изучаемыми переменными, а также помог указать выраженность этих изменений:
- по личностной тревожности сдвиг в сторону ее уменьшения высокий при р<0,001, т.е. тревожность подростков как личностное свойство уменьшилась; по ситуативной тревожности сдвиг в сторону ее уменьшения умеренный при р<0,005;
- по восьми факторам школьной тревожности выделены два: переживание социального стресса при р<0,05 и проблемы и страхи в отношениях с учителями при р<0,05, по которым сдвиг в сторону уменьшения тревожности умеренный, т.е. подростки меньше стали реагировать на стресс, исходящий от социума и меньше стали тревожиться во взаимодействии с педагогами. По остальным факторам школьной тревожности сдвиг в сторону ее уменьшения незначительный;
- по семи факторам девиантности выделен один - склонность к волевому контролю эмоциональных реакций при р<0,005, по которому сдвиг в сторону увеличения волевого контроля высокий, т.е. подростки научились управлять своей волей. По остальным факторам девиантности сдвиг в сторону ее уменьшения умеренный.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, гипотеза исследования, где мы предположили, что тревожность у девиантных подростков поддается коррекции средствами арт-терапии, нашла свое подтверждение.
Дальнейшая работа в данном направлении будет способствовать улучшению ситуации в образовательном пространстве как для подростков, так и для педагогов, родителей и сотрудников отдела опеки и попечительства Администрации г. Лесосибирска, на базе которого проводилось исследование.



1. Азыркулова, А. Т. Коррекция тревожности подростков средствами арт-терапии / А. Т. Азыркулова, Э. А. Алымбаева // Вестник Бишкекского гуманитарного университетата им. акад. К. Карасаева. - 2017. - № 2 (44). - С. 106-108.
2. Астапов, В. М. Клиническая психология. Коморбидность тревоги и подростковой депрессивности: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / В. М. Астапов, А. Н. Гасилина. - Москва : Юрайт, 2019. - 178 с.
3. Ахметзянова, А. И. Психологические особенности личности подростков, детерминирующие их девиантное поведение / А. И. Ахметзянова, И. А. Кедрова, Е. В. Рудакова // Акмеология. - 2016. - № 4 (60). - С. 201-209.
4. Бакшиханова, С. С. Разработка психообразовательной программы для подростков с расстройствами эмоций и поведения / С. С. Бакшиханова, Т. Ц. Тудупова // Мир науки. - 2017. - Т. 6. - № 3. - С. 63.
5. Василькова, Ж. Г. Клиническая психология детей и подростков: учебное пособие / Ж. Г. Василькова. - Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2015. - 156 с.
6. Вяткин, А. П. Методы психокоррекции личности несовершеннолетних в системе раннего предупреждения их преступного поведения / А. П. Вяткин, Т. X. Невструева, Т. А. Терехова, Л. В. Санина // Всероссийский криминологический журнал. - 2016. Т. 10. - № 3. - С. 487- 498.
7. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 476 с.
8. Гуревич, П. С. Психоанализ. Современная глубинная психология: учебник для магистров / П. С. Гуревич. - Т.2. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2016. - 564 с.
9. Гурьев, М. Е. Анализ феномена тревожности в психологической науке / М. Е. Гурьев // В мире научных открытий. - 2014. - С. 116-121.
10. Карандашев, В. Н. Изучение оценочной тревожности / В. Н. Карандашев, Ч. Спилбергер, М. С. Лебедева. - Москва : Речь, 2004. - 80 с.
11. Кенжегали, А. К. Проблема подростковой тревожности в отечественной и зарубежной психологии / А. К. Кенжегали // GLOBAL SCIENCE AND INNOVATIONS 2018 : сб. науч. тр. / Тараз. гос. ун-т. - Тараз,
2018. - С. 421- 427.
12. Конеева, Е. В. Проблемы психолого-социальной реабилитации подростков на основе оптимизации эмоциональной устойчивости / Е. В. Конеева, Т. И. Коток // Человеческий капитал. - 2019. - № 6-2 (126). - С. 282 - 288.
13. Корепанова, Н. Л. Тревожность. Ее причины и следствия / Н. Л. Корепанова, О. В. Лебедева // Концепт. - Киров. - 2016. - Т. 28. - С. 35-37.
14. Кузнецова, М. Н. К вопросу о тревожных расстройствах и деструктивном поведении у подростков, / М. Н. Кузнецова // Вестник Советамолодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 4. - № 4(15). - С. 73-79.
15. Кузьмина, Н. Е. Арт-терапия как средство коррекции личностных качеств, определяющих девиантное поведение подростков / Н. Е. Кузьмина // Гуманитарный вектор. - 2010. - № 1. - С. 87-92.
16. Кушка, М. Г. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением / М. Г. Кушка // Современный ученый. - 2019. - № 5. - С. 144-147.
17. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 256 с.
18. Леванова, Е. А. Тренинг развития психопластики личности в програмах работы с трудновоспитуемыми подростками / Е. А. Леванова, А. А. Перминова, К. В. Мацнева // Социосфера. - 2019. - № 4. - С. 88-94.
19. Липунова, О. В. Взаимосвязь особенностей эмоциональной сферы и типа дезадаптивного поведения личности несовершеннолетних с девиантным поведением / О. В. Ляпунова // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 5. - №4. - С. 167-171.
20. Ловпаче, Ф. Г. Особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением / Ф. Г. Ловпаче, 3. 3. Мамышева // ВестникАдыгейского государственного университета. - 2015. -№ 4 (169). - С. 100-106.
21. Локтаева, С. А. Проблема тревожности в современной психологии / С. А. Локтаева // Велес. - 2018. - № 5-2 (59). - С. 62-65.
22. Макартычева, Г. И. Коррекция девиантного поведения: Тренинги для подростков и их родителей / Г. И. Макартычева. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 368 с.
23. Михайлова, С. С. Коррекция тревожности подростков средствами арт-терапии [Электронный ресурс] / С. С. Михайлова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 6. - С. 147-150. - Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28888921
24. Мусина, А. А. Значимость эмоционального стресса в развитии девиантных состояний / А. А. Мусина, Р. К. Сулейменова, А. К. Сакенова // Инновационная наука. - 2015. - № 10-2. - С. 210-230.
25. Никулина, Ю. Н. Теоретический анализ проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии / Ю. Н. Никулина // Обучение ивоспитание : методики и практика. - 2013. - № 7. - С. 21-27.
26. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Социально¬психологическая диагностика развития личности и малых групп. - Москва : Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - С. 362-370.
27. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие / А. А. Осипова. - Москва : ТЦ Сфера, 2002. - 510 с.
28. Паньшина, Л. В. Признаки склонности к девиантному поведению подростков и ранняя профилактика в условиях образовательного пространства / Л. В. Паньшина // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 6 . - С. 32¬40.
29. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / Под ред. А. И. Копытина. - Москва : Когито-Центр, 2008. - 288 с.
30. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
31. Решетова, Т. Я. Представление о феномене тревожности личности в современной психологии / Т. Я. Решетова // Вестник Университета Российскойакадемии образования. - 2011. - № 1. - С. 90-94.
32. Рудестам, К. Э. Групповая психотерапия / К. Э. Рудестам- Санкт- Петербург : ПИТЕР, 2006. - 384 с.
33. Свиридова, А. Н. Возможности изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально опасном положении / А. Н. Свиридова, Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова, Т. В. Захарова // Вестник Кемеровского гос. ун-та. - 2015. - № 3-3 (63). - С. 232-237.
34. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - № 2. - С. 42-52.
35. Старшенбаум, Г. В. Групповой психотерапевт: интерактивный учебник / Г. В. Старшенбаум. - Москва : Директ-медиа, 2011. - 175 с.
36. Тарарина, Е. В. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-методическое пособие / Е. В. Тарарина. - Луганск : Элтон-2, 2013. - 160 с.
37. Тигунцева Г. Н. Девиантное поведение в подростковом возрасте : практикум / Г. Н. Тигунцева. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. - 231 с.
38. Тимофеев, И. А. Арт-терапия как средство снижения тревожности / И. А. Тимофеев, И. Б. Ческидова // Научно-практич. электрон. журнал «Аллея Науки». - 2018. - № 9 (25). - С.822-828.
39. Усатов, И. А. Тревожность и перфекционизм как детерминанты прокрастинации личности / Устойчивое развитие науки и образования. - 2019. - № 2. - С. 185-191.
40. Усова, Е. Б. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Е. Б. Усова. - Минск : Изд-во МИУ, 2010. - 180 с.
41. Халикова, Н. Н. Проблема тревоги и тревожности в современной психологии / Н. Н. Халикова // Смысл, функции и значение разных отраслейпрактической психологии в современном обществе : сб. науч. тр. / Хабаровск. гос. ун-т. - Хабаровск, 2017. - С. 72-78.
42. Царан, А. А. К вопросу исследования тревоги и тревожности / А. А. Царан, Е. Н. Фомина // Актуальные психолого-педагогические исследования : сб. науч. тр. / Магнитогорск. гос. ун-т. - Магнитогорск, 2018. - С. 31- 35.
43. Чащина, О. В. Арт-терапия как средство нивелирования тревожности личности / О. В. Чащина // Вестник Московского Университета МВД России. - 2010. - № 5. - С. 49-55.
44. Шевелева, Е. И. Арт-терапия как способ коррекции проявлений девиантного поведения у подростков / Е. И. Шевелева // Актуальные вопросы современной психологии. - Краснодар : Новация, 2017. - С. 44-47.
45. Шимановская, Я. В. Актуализация психологических механизмов влияния эмоциональной устойчивости на девиантное поведение подростков / Я. В. Шимановская, В. А. Морозов, Д. М. Макушина // Человеческий капитал. -
2019. - № 6-2 (126). - С. 217-276.
46. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. - Москва : Академ. проект; Трикста, 2005. - 336 с.
47. Юнг, К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления / К.Г. Юнг. - Москва : ООО "Харвест", 2003. - 496с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ