КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
|
Введение 5
1 Теоретические подходы к изучению тревожности в психологической науке 8
1.1 Понятие тревожности. Виды и причины 8
1.2 Особенности проявления тревожности у девиантных подростков... 15
1.3 Возможности применения арт-терапии в коррекции тревожности
у девиантных подростков 23
2 Экспериментальное исследование тревожности у девиантных
подростков 32
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов
первичного исследования 32
2.2 Программа коррекции тревожности у девиантных подростков
методами арт-терапии 42
2.3 Анализ результатов повторного исследования 47
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложение А. Показатели выраженности различных форм отклоняющегося поведения у испытуемых по методике «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (авт.
А.Н. Орел) 74
Приложение Б. Показатели уровня школьной тревожности у испытуемых по методике «Методика измерения уровня школьной тревожности Филлипса» (авт. Р. Филлипс) 76
Приложение В. Результаты повторного диагностического обследования подростков 78
Приложение Г. Таблица Критерия Вилкоксона по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д.
Спилбергер) 82
Приложение Д. Таблица Критерия Вилкоксона по методике «Методика измерения уровня школьной тревожности Филлипса» (Р. Филлипс) 84
Приложение Е. Таблица Критерия Вилкоксона по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) 87
Приложение Ж. Программа коррекции тревожности у девиантных подростков методами арт-терапии 90
1 Теоретические подходы к изучению тревожности в психологической науке 8
1.1 Понятие тревожности. Виды и причины 8
1.2 Особенности проявления тревожности у девиантных подростков... 15
1.3 Возможности применения арт-терапии в коррекции тревожности
у девиантных подростков 23
2 Экспериментальное исследование тревожности у девиантных
подростков 32
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов
первичного исследования 32
2.2 Программа коррекции тревожности у девиантных подростков
методами арт-терапии 42
2.3 Анализ результатов повторного исследования 47
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложение А. Показатели выраженности различных форм отклоняющегося поведения у испытуемых по методике «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (авт.
А.Н. Орел) 74
Приложение Б. Показатели уровня школьной тревожности у испытуемых по методике «Методика измерения уровня школьной тревожности Филлипса» (авт. Р. Филлипс) 76
Приложение В. Результаты повторного диагностического обследования подростков 78
Приложение Г. Таблица Критерия Вилкоксона по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д.
Спилбергер) 82
Приложение Д. Таблица Критерия Вилкоксона по методике «Методика измерения уровня школьной тревожности Филлипса» (Р. Филлипс) 84
Приложение Е. Таблица Критерия Вилкоксона по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) 87
Приложение Ж. Программа коррекции тревожности у девиантных подростков методами арт-терапии 90
Проблема тревожности долгое время остается актуальной в современной психологии. Этой проблеме посвящены исследования психологов и педагогов, среди которых: Г. С. Салливан, А. М. Прихожан, Р. С. Немов, Л. И. Божович, А. В. Петровский, В. В. Суворова и др.
Тревожность многими авторами понимается как состояние человека, которому характерны повышенная склонность к переживаниям, опасениям и беспокойству.
Противоречивость и дисгармоничность подросткового возраста, а также высокая предрасположенность к девиантному поведению, общим фоном которого является тревожность, весьма актуальны с целью раскрытия сущности данного явления, а также понимания закономерностей проявления тревожности в данный возрастной период.
Тревожность девиантного подростка состоит не только в беспокойстве, субъективном ощущении уязвимости, незащищенности, личностной неопределенности, но и в специфическом мироощущении, восприятии окружающей среды, которая для подростка также неопределенна, расплывчата, неясна, чужда и даже враждебна. Совокупность этих двух составляющих является показателем тревожности не только как состояния, но и как личностной черты, которая способствует в итоге формированию девиантности подростка как его отношения к миру.
Цель исследования: изучение тревожности у девиантных подростков и возможности ее коррекции средствами арт-терапии.
Объект исследования: тревожность девиантных подростков.
Предмет исследования: возможности коррекции тревожности у девиантных подростков средствами арт-терапии.
Гипотеза: мы предполагаем, что специально разработанная программа коррекции с включением методов арт-терапии в условиях общеобразовательного учреждения способствует снижению тревожности у девиантных подростков.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования, мы определили следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методики и провести экспериментальное исследование особенностей проявления тревожности у девиантных подростков.
3. Разработать и реализовать программу по коррекции тревожности девиантных подростков.
4. Выявить эффективность предложенной программы по коррекции тревожности девиантных подростков.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование («Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (автор А. Н. Орел); «Шкала ситуативной и личностной тревожности» (автор Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина); «Методика измерения уровня школьной тревожности Филлипса» (автор Р. Филлипс); констатирующий и формирующий эксперимент.
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов, в том числе с использованием непараметрического критерия Вилкоксона.
Методологическую основу исследования составили труды зарубежных исследователей тревожности (Ч. Д. Спилбергер, Р. Филлипс, и др.), а также труды отечественных психологов, раскрывающих проблему подростковой тревожности (В. М. Астапов, А. М. Прихожан, В. Н. Карандашев, П. С. Гуревич, Р. М. Грановская и др.) и девиантного поведения (Ж. Г. Василькова, Г. И. Макартычева, Г. Н. Тигунцева, Е. Б. Усова, Л. Б. Шнейдер).
Экспериментальное исследование проводилось на базе Администрации г. Лесосибирска, отделе опеки и попечительства в декабре 2019 - мае 2020 гг. Выборка представлена подростками в возрасте 13-14 лет в количестве 30 человек.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы тревожности девиантных подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики изучения уровня тревожности у девиантных подростков.
2 этап (январь 2020г. - март 2020г.) - организация системы коррекционной работы с девиантными подростками.
3 этап (апрель - июнь 2020 г.) - проведение повторной диагностики изучения тревожности у девиантных поведению, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности коррекционной работы с девиантными подростками, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами коррекционная программа, способствующая снижению тревожности девиантных подростков, может быть использована в практике работы педагога- психолога общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
По теме ВКР опубликована статья в журнале «Молодой ученый». — 2020. — № 23 (313).— URL:https: //moluch.ru/archive/313/71382/— с. 555-557
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 47 источников и 7 приложений. В работе содержится 1 таблица и 22 рисунка. Общий объем работы составляет 73 страницы.
Тревожность многими авторами понимается как состояние человека, которому характерны повышенная склонность к переживаниям, опасениям и беспокойству.
Противоречивость и дисгармоничность подросткового возраста, а также высокая предрасположенность к девиантному поведению, общим фоном которого является тревожность, весьма актуальны с целью раскрытия сущности данного явления, а также понимания закономерностей проявления тревожности в данный возрастной период.
Тревожность девиантного подростка состоит не только в беспокойстве, субъективном ощущении уязвимости, незащищенности, личностной неопределенности, но и в специфическом мироощущении, восприятии окружающей среды, которая для подростка также неопределенна, расплывчата, неясна, чужда и даже враждебна. Совокупность этих двух составляющих является показателем тревожности не только как состояния, но и как личностной черты, которая способствует в итоге формированию девиантности подростка как его отношения к миру.
Цель исследования: изучение тревожности у девиантных подростков и возможности ее коррекции средствами арт-терапии.
Объект исследования: тревожность девиантных подростков.
Предмет исследования: возможности коррекции тревожности у девиантных подростков средствами арт-терапии.
Гипотеза: мы предполагаем, что специально разработанная программа коррекции с включением методов арт-терапии в условиях общеобразовательного учреждения способствует снижению тревожности у девиантных подростков.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования, мы определили следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методики и провести экспериментальное исследование особенностей проявления тревожности у девиантных подростков.
3. Разработать и реализовать программу по коррекции тревожности девиантных подростков.
4. Выявить эффективность предложенной программы по коррекции тревожности девиантных подростков.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование («Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (автор А. Н. Орел); «Шкала ситуативной и личностной тревожности» (автор Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина); «Методика измерения уровня школьной тревожности Филлипса» (автор Р. Филлипс); констатирующий и формирующий эксперимент.
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов, в том числе с использованием непараметрического критерия Вилкоксона.
Методологическую основу исследования составили труды зарубежных исследователей тревожности (Ч. Д. Спилбергер, Р. Филлипс, и др.), а также труды отечественных психологов, раскрывающих проблему подростковой тревожности (В. М. Астапов, А. М. Прихожан, В. Н. Карандашев, П. С. Гуревич, Р. М. Грановская и др.) и девиантного поведения (Ж. Г. Василькова, Г. И. Макартычева, Г. Н. Тигунцева, Е. Б. Усова, Л. Б. Шнейдер).
Экспериментальное исследование проводилось на базе Администрации г. Лесосибирска, отделе опеки и попечительства в декабре 2019 - мае 2020 гг. Выборка представлена подростками в возрасте 13-14 лет в количестве 30 человек.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы тревожности девиантных подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики изучения уровня тревожности у девиантных подростков.
2 этап (январь 2020г. - март 2020г.) - организация системы коррекционной работы с девиантными подростками.
3 этап (апрель - июнь 2020 г.) - проведение повторной диагностики изучения тревожности у девиантных поведению, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности коррекционной работы с девиантными подростками, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами коррекционная программа, способствующая снижению тревожности девиантных подростков, может быть использована в практике работы педагога- психолога общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
По теме ВКР опубликована статья в журнале «Молодой ученый». — 2020. — № 23 (313).— URL:https: //moluch.ru/archive/313/71382/— с. 555-557
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 47 источников и 7 приложений. В работе содержится 1 таблица и 22 рисунка. Общий объем работы составляет 73 страницы.
В выпускной квалификационной работе изучена тревожность у девиантных подростков и возможности ее коррекции средствами арт-терапии.
Для этого раскрыто понятие тревожности его виды и причины. Тревожность имеет непосредственную связь с социальным аспектом и проявляется как переживание, испытываемое человеком, когда его положение в социуме подвергается опасности, т.е. тревожность является реакцией на неудачное социальное взаимодействие.
В исследовании рассмотрены характерные особенности тревожных проявлений у девиантных подростков. Тревожность подростка, проявляясь как устойчивое личностное образование, сохраняется в течение длительного времени. Она наделена собственной побудительной силой и компенсаторными, защитными функциями. В силу сложного своего строения тревожность состоит из когнитивного, эмоционального и операционального аспектов при доминировании эмоционального. Наличие тревожности подростка может стать пусковым механизмом формирования у него девиантных проявлений в поведении.
В исследования определены возможности использования арт-терапии в коррекции тревожности у девиантных подростков. Коррекционные мероприятия с помощью арт-терапии являются той важной психологической помощью, которая содействует осознанию, проживанию и отпусканию проблемы. Возможности арт-терапии огромны, при совместном творчестве закладывается почва для формирования эффективного взаимодействия, что оказывает положительное влияние на развитие подростка и его адаптацию в социуме и как следствие снижает девиантность. Групповая арт-терапия влияет на уровень доверия подростка к окружающим и к себе.
Эмпирическое исследование тревожности девиантных подростков позволило сделать следующие выводы:
- изучение отклоняющихся форм поведения у девиантных подростков подтвердило наличие у них проявлений девиантности в поведении, среди которых наиболее выражены предрасположеность к аддиктивным проявлениям в поведении, предрасположенность к преодолению норм и правил, предрасположенность к волевому контролю эмоциональных проявлений;
- изучение уровня ситуативной и личностной тревожности показало, что у большей половины подростков наблюдается высокая степень проявления ситуативной тревожности, которая выступает как реакция на существующую ситуацию, и личностной тревожности, проявляющейся как личностное свойство, т.е. является характерной чертой личности;
- изучение уровня школьной тревожности показало наиболее выраженные ее показатели: общее тревожное состояние в школе, страх выражения себя, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Также было отмечено, что у большинства испытуемых отсутствует страх, связанный с проверкой знаний и страхи во взаимоотношениях с педагогами.
В данной работе осуществлено теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование арт-терапевтической программы по коррекции тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии с целью снижения уровня тревожности и устранения девиантных проявлений в поведении.
В результате коррекционного воздействия средствами арт-терапии произошло снижение уровня ситуативной и личностной тревожности, т.е. тревожности как проявления реакции на ситуацию и тревожности как личностного качества. Также отмечена положительная динамика в изменении у подростков уровня и характера тревожности, связанных со школой, однако эти изменения незначительные. Как следствие, отмечена положительная динамика в снижении девиантных форм поведения у подростков.
Статистический анализ с помощью непараметрического критерия Вилкоксона позволил провести парные сравнения между изучаемыми переменными, а также помог указать выраженность этих изменений:
- по личностной тревожности сдвиг в сторону ее уменьшения высокий при р<0,001, т.е. тревожность подростков как личностное свойство уменьшилась; по ситуативной тревожности сдвиг в сторону ее уменьшения умеренный при р<0,005;
- по восьми факторам школьной тревожности выделены два: переживание социального стресса при р<0,05 и проблемы и страхи в отношениях с учителями при р<0,05, по которым сдвиг в сторону уменьшения тревожности умеренный, т.е. подростки меньше стали реагировать на стресс, исходящий от социума и меньше стали тревожиться во взаимодействии с педагогами. По остальным факторам школьной тревожности сдвиг в сторону ее уменьшения незначительный;
- по семи факторам девиантности выделен один - склонность к волевому контролю эмоциональных реакций при р<0,005, по которому сдвиг в сторону увеличения волевого контроля высокий, т.е. подростки научились управлять своей волей. По остальным факторам девиантности сдвиг в сторону ее уменьшения умеренный.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, гипотеза исследования, где мы предположили, что тревожность у девиантных подростков поддается коррекции средствами арт-терапии, нашла свое подтверждение.
Дальнейшая работа в данном направлении будет способствовать улучшению ситуации в образовательном пространстве как для подростков, так и для педагогов, родителей и сотрудников отдела опеки и попечительства Администрации г. Лесосибирска, на базе которого проводилось исследование.
Для этого раскрыто понятие тревожности его виды и причины. Тревожность имеет непосредственную связь с социальным аспектом и проявляется как переживание, испытываемое человеком, когда его положение в социуме подвергается опасности, т.е. тревожность является реакцией на неудачное социальное взаимодействие.
В исследовании рассмотрены характерные особенности тревожных проявлений у девиантных подростков. Тревожность подростка, проявляясь как устойчивое личностное образование, сохраняется в течение длительного времени. Она наделена собственной побудительной силой и компенсаторными, защитными функциями. В силу сложного своего строения тревожность состоит из когнитивного, эмоционального и операционального аспектов при доминировании эмоционального. Наличие тревожности подростка может стать пусковым механизмом формирования у него девиантных проявлений в поведении.
В исследования определены возможности использования арт-терапии в коррекции тревожности у девиантных подростков. Коррекционные мероприятия с помощью арт-терапии являются той важной психологической помощью, которая содействует осознанию, проживанию и отпусканию проблемы. Возможности арт-терапии огромны, при совместном творчестве закладывается почва для формирования эффективного взаимодействия, что оказывает положительное влияние на развитие подростка и его адаптацию в социуме и как следствие снижает девиантность. Групповая арт-терапия влияет на уровень доверия подростка к окружающим и к себе.
Эмпирическое исследование тревожности девиантных подростков позволило сделать следующие выводы:
- изучение отклоняющихся форм поведения у девиантных подростков подтвердило наличие у них проявлений девиантности в поведении, среди которых наиболее выражены предрасположеность к аддиктивным проявлениям в поведении, предрасположенность к преодолению норм и правил, предрасположенность к волевому контролю эмоциональных проявлений;
- изучение уровня ситуативной и личностной тревожности показало, что у большей половины подростков наблюдается высокая степень проявления ситуативной тревожности, которая выступает как реакция на существующую ситуацию, и личностной тревожности, проявляющейся как личностное свойство, т.е. является характерной чертой личности;
- изучение уровня школьной тревожности показало наиболее выраженные ее показатели: общее тревожное состояние в школе, страх выражения себя, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Также было отмечено, что у большинства испытуемых отсутствует страх, связанный с проверкой знаний и страхи во взаимоотношениях с педагогами.
В данной работе осуществлено теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование арт-терапевтической программы по коррекции тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии с целью снижения уровня тревожности и устранения девиантных проявлений в поведении.
В результате коррекционного воздействия средствами арт-терапии произошло снижение уровня ситуативной и личностной тревожности, т.е. тревожности как проявления реакции на ситуацию и тревожности как личностного качества. Также отмечена положительная динамика в изменении у подростков уровня и характера тревожности, связанных со школой, однако эти изменения незначительные. Как следствие, отмечена положительная динамика в снижении девиантных форм поведения у подростков.
Статистический анализ с помощью непараметрического критерия Вилкоксона позволил провести парные сравнения между изучаемыми переменными, а также помог указать выраженность этих изменений:
- по личностной тревожности сдвиг в сторону ее уменьшения высокий при р<0,001, т.е. тревожность подростков как личностное свойство уменьшилась; по ситуативной тревожности сдвиг в сторону ее уменьшения умеренный при р<0,005;
- по восьми факторам школьной тревожности выделены два: переживание социального стресса при р<0,05 и проблемы и страхи в отношениях с учителями при р<0,05, по которым сдвиг в сторону уменьшения тревожности умеренный, т.е. подростки меньше стали реагировать на стресс, исходящий от социума и меньше стали тревожиться во взаимодействии с педагогами. По остальным факторам школьной тревожности сдвиг в сторону ее уменьшения незначительный;
- по семи факторам девиантности выделен один - склонность к волевому контролю эмоциональных реакций при р<0,005, по которому сдвиг в сторону увеличения волевого контроля высокий, т.е. подростки научились управлять своей волей. По остальным факторам девиантности сдвиг в сторону ее уменьшения умеренный.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, гипотеза исследования, где мы предположили, что тревожность у девиантных подростков поддается коррекции средствами арт-терапии, нашла свое подтверждение.
Дальнейшая работа в данном направлении будет способствовать улучшению ситуации в образовательном пространстве как для подростков, так и для педагогов, родителей и сотрудников отдела опеки и попечительства Администрации г. Лесосибирска, на базе которого проводилось исследование.
Подобные работы
- Арт-терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - НИВЕЛИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ОПТИМИЗАЦИЯ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - РАЦИОНАЛЬНО - ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа социализации лиц зрелого возраста средствами арт-терапии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИЯ СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическая реабилитация подростков с девиантным
поведением средствами хип-хоп культуры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Творческие технологии (арт-терапия) в работе с разными категориями клиентов
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Арт-терапия как способ преодоления страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022



