Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

Работа №152657

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы55
Год сдачи2020
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы развития координационных способностей в лыжных
гонках 6
1.1 Общая характеристика координационных способностей 6
1.2 Проявление координационных способностей у лыжников-гонщиков 8
1.3 Условия развития координационных способностей лыжников-
гонщиков 11
2 Организация и методы исследования 14
2.1 Организация исследования 14
2.2 Методы исследования 14
3 Результаты исследования и их обсуждение 22
3.1 Проект по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков
11-12 лет 22
3.2 Результаты внедрения в тренировочный процесс разработанного
проекта по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков 11-12 лет 27
Заключение 36
Практические рекомендации 38
Список использованных источников 39
Приложения А-Г

Актуальность. В наше время с применением координационных способностей люди сталкиваются в любых сферах деятельности, как в повседневной жизни, так и в спорте. Под координационными способностями мы говорим о: способности координировать и преобразовывать сформированные двигательные действия, переключаться с одних на другие, как того потребуют изменяющиеся условия окружающей среды; способности целесообразно выстраивать полноценное и целостное движение.
Хорошо развитые координационные способности одно из главных качеств, как в игровых видах спорта, так и многих циклических. Например, лыжные гонки относятся к циклическому виду спорта, со сложной технико¬тактической деятельностью, которая требует хорошо развитые координационные способности. Это можно объяснить тем, что спортсмен, проходя дистанцию на высокой скорости, должен уметь быстро и точно оценивать постоянно меняющуюся обстановку, а так же принимать верное решение. Лыжник должен уметь преодолевать внезапно возникающее препятствие [13].
В Федеральном стандарте спортивной подготовки (ФССП) по лыжным гонкам в строке «координационные способности» поставлено 3 балла из 3 по значимости, так же высший бал поставлен вестибулярной устойчивости, скоростным способностям и выносливости, что подтверждает высокую значимость хорошо развитых координационных способностей лыжников- гонщиков для успешного выступления на соревнованиях [48].
Несмотря, на высокие требования к двигательной подготовленности лыжников-гонщиков, в частности координационным способностям, в тренировочном процессе должного внимания не уделяется развитию и совершенствованию координационных способностей, что является актуальной проблемой.
Объект исследования - процесс развития координационных способностей лыжников-гонщиков 11-12 лет.
Предмет исследования - средства развития координационных способностей юных лыжников.
Цель исследования - экспериментальное обоснование проекта по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков 11-12 лет.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что разработанный нами проект поможет улучшить координационные способности спортсменов, и тем самым улучшить спортивный результат.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть характеристику координационных способностей.
2. Определить значимость координационных способностей для спортсменов, занимающихся лыжными гонками.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность проекта, направленного на развитие координационных способностей лыжников-гонщиков 11-12 лет.
Методы исследования:
• анализ литературных источников;
• контрольное тестирование;
• метод проектирования;
• педагогический эксперимент;
• методы математической статистики.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования тренерами по лыжным гонкам, на различных этапах подготовки, в тренировочном процессе разработанного проекта, который включает в себя комплекс упражнений, направленных на развитие координационных способностей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В ходе проведения анализа литературных источников, нами дана характеристика координационных способностей. Координационные способности - комплекс двигательных навыков, необходимых для высокого уровня выполнения движения.
Координационные способности проявляются в:
• Способности к реагированию;
• способности к равновесию;
• ориентационной способности;
• способности к ритму;
• дифференцированной способности;
• согласованности движений.
Основными средствами для развития координационных способностей являются: подвижные игры, физические упражнения с повышенной координационной сложности. Для оценки координационных способностей часто используют экспертную оценку, различные индексы, а так же комплексные тесты.
2. Обоснована значимость координационных способностей у лыжников-гонщиков. В лыжном спорте большую роль играет техническая подготовленность спортсмена, которая напрямую зависит от координационных способностей. Также координационные способности оказывают влияние на эффективность использования лыжного хода, длину шага, на скорость и качество прохождения различных по сложности виражей, разворотов и поворотов.
Выявлены преимущественно важные компоненты координационных способностей для лыжников-гонщиков:
• Способность к реагированию и перестроению двигательных действий - проявляется в умении быстро реагировать и принимать решения при резком изменении скорости и движения соперников, или внезапно меняющихся условиях.
• Способность к равновесию - проявляется в уверенном и эффективном скольжении на одной ноге при любом рельефе в различных условиях.
• Пространственная ориентация с учетом постоянно меняющихся условий местности и трассы.
• Способность настроить собственный ритм движения на задаваемый соперниками.
3. Эффективность проекта состоящего из 5 этапов и включающего 4 комплекса упражнений, построенных из подготовительных и специальных упражнений, подтвердилась достоверным приростом результатов всех тестов экспериментальной группы по отношению к контрольной в ходе педагогического эксперимента. Прирост результатов экспериментальной группы составляет от 12% до 36%. Максимальный групповой прирост в экспериментальной группе наблюдается в статическом равновесии, которое мы оценивали с помощью пробы Ромберга «Аист». В контрольной группе улучшение в данном тесте составило - 7%.
Способность к: согласованности движений, к реагированию, к перестроению двигательных действий и к ориентации в пространстве, увеличилась на 12%. В контрольной группе прирост в перечисленных выше качествах составил - 2%.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что благодаря разработанному нами проекту по развитию координационных способностей юных лыжников, у лыжников-гонщиков, возрос уровень развития координационных способностей. Что свидетельствует об эффективности разработанного нами проекта.



1. Аксенова, А. Н. Методика совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков в переходный период / А. Н. Аксенова, М. Б. Пичугин // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2018. - № 1. - С.7-13.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. - Москва : Просвещение, 1990. - 287 с.
3. Бахур, М. В. Развитие равновесия у детей дошкольного возраста с нейросенсорной тугоухостью / М. В. Бахур, В. Г. Калюжин // Наука-2020. - 2016. - № 3. - С. 91-96.
4. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - Москва : Физкультура и спорт, 2005. - 288 с.
5. Болобан, В. Н. Критерии оценки статодинамической устойчивости тела спортсмена и системы тел в видах спорта, сложных по координации / В. Н. Болобан, Ю. В. Литвиненко, А. П. Оцупок // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 4. - С. 17-24.
6. Бомпа, Т. Подготовка юных чемпионов / Т. Бомпа. - Москва : Астрель, 2003. - 259 с.
7. Ботяев, В. Л. Научно-методическое обеспечение отбора в спорте на основе оценки координационных способностей : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Ботяев Валерий Леонидович. - Москва, 2015. - 415 с.
8. Верхошанский Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 1993. № 12. - С. 21 24.
9. Вишняков, А. В. Педагогический контроль важнейших координационных способностей юных легкоатлетов / А. В. Вишняков, В. А. Кашкаров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 32-34.
10. Гелецкий, В. М. Теория физической культуры и спорта : учеб. пособие / В. М. Гелецкий. - Красноярск : ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
11. Гибадуллин, И. Г. Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков 9-11 лет / И. Г. Гибадуллин, К. М. Касумов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры испорта. - 2015. - № 1 (34). - С. 32-36.
12. Гурский, А. В. Технология совершенствования двигательных действий лыжника-гонщика / А. В. Гурский, В. В. Ермаков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 5. - С. 13-16.
13. Гусева, Н. А. Актуализация развития координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц / Н. А. Гусева, Т. М. Мелихова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 22. - С. 16-20.
14. Гусева, Н. А. Совершенствование координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц в переходном и подготовительном периоде спортивной тренировки / Н. А. Гуева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 2. - С. 5-8.
15. Двейрина, О. А. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления / О. А. Двейрина // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 2. - С. 18-21.
16. Деушев, Р. X. Развитие координационных способностей с учетом половозрастных особенностей учащихся 11-15 лет общеобразовательных учреждениях : дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Деушев Ринат Халимович. - Краснодар, 2015. - 264 с.
17. Зубарев, Ю. М. Развитие координационных и силовых способностей лыжников-гонщиков в подготовительном периоде / Ю. М. Зубарев, Р. А. Истомин // Царскосельский чтения. - 2017. - № 1. - С. 238-241.
18. Зубрилкин, С. Д. Характерные черты использования различных методик для улучшения развития координационных способностей / С. Д.
Зубрилкин, С. С. Якимов, Т. А. Прекина // Эпоха науки. - 2019. - №19. - С. 29¬32.
19. Карпеев, А. Г. О многолетней стратегии спортивно-технической подготовки с учетом возрастных закономерностей развития двигательной координации / А. Г. Карпеев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4. - С. 35-39.
20. Казенников, О. В. Особенности поддержания вертикальной позы при дополнительном контакте с внешним объектом на движущейся и неподвижной платформе / О. В. Казенников, В. Ю. Шлыков, Ю. С. Левик // Физиология человека. - 2005. - Т. 31. - № 1. - С. 59-65.
21. Калмыков, Д. А. Учет иерархичности использования средств формирования видов координационных способностей как необходимое условие совершенствования процесса их развития / Д. А. Калмыков, Г. И. Дерябина, О. С. Терентьева // Вестник Тамбовского университета. - 2018. -№ 175. - С. 69¬78.
22. Коптюг, А. В. Люди и лыжи / А. В. Коптюг, М, Тиннстнен, М. Бэкстрем // Наука из первых рук. - 2006. - № 2. - С. 110-124.
23. Корсаков, С. В. Тренировка для развития равновесия при обучении передвижению на лыжероллерах / С. В. Корсаков, И. А. Солодов, А. Н. Шатагин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8. - С. 80-96.
24. Корягина, Ю. В. Современные аспекты спортивной подготовки в биатлоне и лыжных гонках (по данным материалов международного научного конгресса "Наука и лыжный спорт: от теории к практике") / Ю. В. Корягина, Н. С. Загурский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2015. - № 8 (126). - С. 80-88.
25. Курамшин, Ю. Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физической културы: теория и технология применения : учеб. пособие / Ю. Ф. Курмашин. - Москва : Физкультура и спорт, 2014. - 453 с.
26. Курдюков, Б. Ф. Педагогическая проблема развития координационных способностей в дошкольном возрасте / Б. Ф. Курдюков, М. Б. Бойкова, Т. В. Стоякина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 3. - С. 9-12.
27. Лях В.И. Координационные способности школьников: основы тестирования и методика развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 2000. - № 5. - С. 3-10.
28. Лях В.И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста : дис. д-ра. пед.наук : 13.00.04 / Лях Владимир Иосифович. - Москва, 1990. - 513 с.
29. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников : учебное пособие / В. И. Лях. - Москва : Издательство ACT, 1998. - 272 с.
30. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев : учебник для институтов физической культуры. Москва : Физическая культура и спорт, 1991. - 543 с.
31. Мендыбаева, М. М. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы / М. М. Мендыбаева, Т. К. Дюсембаева // Инновационные педагогические технологии. - 2016. - № 7. - С. 89-90.
32. Михалев, В. И. Современная лыжная техника: сочетание мощности и экономичности (по данным зарубежной литературы) / В. И. Михалев, Ю. В. Корягина, О. С. Антипова и др. // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта - 2015. - № 4 (122). - С. 132-139.
33. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л. Д. Назаренко. - Москва : Теория и практика физической культуры, 2003. - 259 с.
34. Никитушкин, В. Г. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет / В. Г. Никитушкин, С. В. Малиновский, Ю. И. Разинов // Теория и методика детско-юношеского спорта. - 2012. - № 3. - С. 26-29.
35. Нормативы испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [ Электронный ресурс] // Автономная
некоммерческая организация
«Исполнительная дирекция xxvii всемирной летней
универсиады 2013 года в г.Казани». - Режим доступа:http://www.gto.ru(Дата обращения 02.09.2019)
36. Осипов, А. В. Формирование координационных способностей у подростков, тренирующихся в циклических видах спорта / А. В. Осипов // Вестник ТГУ. - 2012. - № 11. - 213-215.
37. Пернич, Г. Серия специализированных публикаций Австрийской федерации лыжного спорта : от базового этапа до этапа совершенствования спортивного мастерства / Г. Пернич, А. Штаудахер. - Москва, 2003. - 207 с.
38. Петров, Р. Е. Физическая подготовка лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Петров Роман Евгеньевич. - Набережные Челны, 2014. - 179 с.
39. Прохоров, В. М. Подготовка спортсменов - горнолыжников. - Киев: Здоровье, 2010. - 110 с.
40. Раменская, Т. И. Лыжный спорт : учебник / Т.П. Раменская, А.Г. Баталов. - Москва : Физическая культура, 2005. - 320 с.
41. Рогожников, М. А. Обучение юных тхэквондистов безопорным сложно-координационным техническим действиям : дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Рогожников Максим Алексеевич. Санкт-Петербург - 2016. - 172 с.
42. Сбитнева, О. А. Характерные особенности физической подготовки в лыжных гонках / О. А. Сбитнева // Психология и образование. - 2018. - № 3 (45). - С. 1-3.
43. Смолякова, Л. Н. Координационные способности лыжников- гонщиков / Л. Н. Смолякова, С. С. Горбунов// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - №12. - С. 262-266.
44. Смолякова, Л. Н. Совершенствование координационных способностей лыжников-гонщиков в бесснежный период / Л. Н. Смолякова, С. С. Горбунов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 156. - С. 227-230.
45. Трифонова, Н. Н. Спортивная метрология : учеб. пособие / Н. Н. Трифонова, И. В. Еркомайшвили ; под. общ. ред. Г. И. Семенова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 112 с.
46. Трофимов, А. М. Психофизиологические аспекты ловкости и координационных способностей / А. М. Трофимов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 240-244.
47. Трофимов, О. Н. Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста / О. Н. Трофимов // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 3. - С. 114-118.
48. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки [Электронный ресурс] : Москва, 2018. - Режим доступа : http s: //www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/71777344/
49. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М. : Академия. - 2003. - 478 с.
50. Шишкина, А. В. Планирование специальной физической подготовки лыжников-гонщиков в макроцикле / А. В. Шишкина // Вестник ЧГПУ. - 2009. - № 104. - С. 28-30.
51. Шликенридер, П. Лыжный спорт / П. Шликенридер, К. Элберн. - Мурманск : Тулома, 2008. - 288 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ