ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
|
Введение 4
1 Теоретические основы развития координационных способностей в лыжных
гонках 6
1.1 Общая характеристика координационных способностей 6
1.2 Проявление координационных способностей у лыжников-гонщиков 8
1.3 Условия развития координационных способностей лыжников-
гонщиков 11
2 Организация и методы исследования 14
2.1 Организация исследования 14
2.2 Методы исследования 14
3 Результаты исследования и их обсуждение 22
3.1 Проект по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков
11-12 лет 22
3.2 Результаты внедрения в тренировочный процесс разработанного
проекта по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков 11-12 лет 27
Заключение 36
Практические рекомендации 38
Список использованных источников 39
Приложения А-Г
1 Теоретические основы развития координационных способностей в лыжных
гонках 6
1.1 Общая характеристика координационных способностей 6
1.2 Проявление координационных способностей у лыжников-гонщиков 8
1.3 Условия развития координационных способностей лыжников-
гонщиков 11
2 Организация и методы исследования 14
2.1 Организация исследования 14
2.2 Методы исследования 14
3 Результаты исследования и их обсуждение 22
3.1 Проект по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков
11-12 лет 22
3.2 Результаты внедрения в тренировочный процесс разработанного
проекта по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков 11-12 лет 27
Заключение 36
Практические рекомендации 38
Список использованных источников 39
Приложения А-Г
Актуальность. В наше время с применением координационных способностей люди сталкиваются в любых сферах деятельности, как в повседневной жизни, так и в спорте. Под координационными способностями мы говорим о: способности координировать и преобразовывать сформированные двигательные действия, переключаться с одних на другие, как того потребуют изменяющиеся условия окружающей среды; способности целесообразно выстраивать полноценное и целостное движение.
Хорошо развитые координационные способности одно из главных качеств, как в игровых видах спорта, так и многих циклических. Например, лыжные гонки относятся к циклическому виду спорта, со сложной технико¬тактической деятельностью, которая требует хорошо развитые координационные способности. Это можно объяснить тем, что спортсмен, проходя дистанцию на высокой скорости, должен уметь быстро и точно оценивать постоянно меняющуюся обстановку, а так же принимать верное решение. Лыжник должен уметь преодолевать внезапно возникающее препятствие [13].
В Федеральном стандарте спортивной подготовки (ФССП) по лыжным гонкам в строке «координационные способности» поставлено 3 балла из 3 по значимости, так же высший бал поставлен вестибулярной устойчивости, скоростным способностям и выносливости, что подтверждает высокую значимость хорошо развитых координационных способностей лыжников- гонщиков для успешного выступления на соревнованиях [48].
Несмотря, на высокие требования к двигательной подготовленности лыжников-гонщиков, в частности координационным способностям, в тренировочном процессе должного внимания не уделяется развитию и совершенствованию координационных способностей, что является актуальной проблемой.
Объект исследования - процесс развития координационных способностей лыжников-гонщиков 11-12 лет.
Предмет исследования - средства развития координационных способностей юных лыжников.
Цель исследования - экспериментальное обоснование проекта по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков 11-12 лет.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что разработанный нами проект поможет улучшить координационные способности спортсменов, и тем самым улучшить спортивный результат.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть характеристику координационных способностей.
2. Определить значимость координационных способностей для спортсменов, занимающихся лыжными гонками.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность проекта, направленного на развитие координационных способностей лыжников-гонщиков 11-12 лет.
Методы исследования:
• анализ литературных источников;
• контрольное тестирование;
• метод проектирования;
• педагогический эксперимент;
• методы математической статистики.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования тренерами по лыжным гонкам, на различных этапах подготовки, в тренировочном процессе разработанного проекта, который включает в себя комплекс упражнений, направленных на развитие координационных способностей.
Хорошо развитые координационные способности одно из главных качеств, как в игровых видах спорта, так и многих циклических. Например, лыжные гонки относятся к циклическому виду спорта, со сложной технико¬тактической деятельностью, которая требует хорошо развитые координационные способности. Это можно объяснить тем, что спортсмен, проходя дистанцию на высокой скорости, должен уметь быстро и точно оценивать постоянно меняющуюся обстановку, а так же принимать верное решение. Лыжник должен уметь преодолевать внезапно возникающее препятствие [13].
В Федеральном стандарте спортивной подготовки (ФССП) по лыжным гонкам в строке «координационные способности» поставлено 3 балла из 3 по значимости, так же высший бал поставлен вестибулярной устойчивости, скоростным способностям и выносливости, что подтверждает высокую значимость хорошо развитых координационных способностей лыжников- гонщиков для успешного выступления на соревнованиях [48].
Несмотря, на высокие требования к двигательной подготовленности лыжников-гонщиков, в частности координационным способностям, в тренировочном процессе должного внимания не уделяется развитию и совершенствованию координационных способностей, что является актуальной проблемой.
Объект исследования - процесс развития координационных способностей лыжников-гонщиков 11-12 лет.
Предмет исследования - средства развития координационных способностей юных лыжников.
Цель исследования - экспериментальное обоснование проекта по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков 11-12 лет.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что разработанный нами проект поможет улучшить координационные способности спортсменов, и тем самым улучшить спортивный результат.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть характеристику координационных способностей.
2. Определить значимость координационных способностей для спортсменов, занимающихся лыжными гонками.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность проекта, направленного на развитие координационных способностей лыжников-гонщиков 11-12 лет.
Методы исследования:
• анализ литературных источников;
• контрольное тестирование;
• метод проектирования;
• педагогический эксперимент;
• методы математической статистики.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования тренерами по лыжным гонкам, на различных этапах подготовки, в тренировочном процессе разработанного проекта, который включает в себя комплекс упражнений, направленных на развитие координационных способностей.
1. В ходе проведения анализа литературных источников, нами дана характеристика координационных способностей. Координационные способности - комплекс двигательных навыков, необходимых для высокого уровня выполнения движения.
Координационные способности проявляются в:
• Способности к реагированию;
• способности к равновесию;
• ориентационной способности;
• способности к ритму;
• дифференцированной способности;
• согласованности движений.
Основными средствами для развития координационных способностей являются: подвижные игры, физические упражнения с повышенной координационной сложности. Для оценки координационных способностей часто используют экспертную оценку, различные индексы, а так же комплексные тесты.
2. Обоснована значимость координационных способностей у лыжников-гонщиков. В лыжном спорте большую роль играет техническая подготовленность спортсмена, которая напрямую зависит от координационных способностей. Также координационные способности оказывают влияние на эффективность использования лыжного хода, длину шага, на скорость и качество прохождения различных по сложности виражей, разворотов и поворотов.
Выявлены преимущественно важные компоненты координационных способностей для лыжников-гонщиков:
• Способность к реагированию и перестроению двигательных действий - проявляется в умении быстро реагировать и принимать решения при резком изменении скорости и движения соперников, или внезапно меняющихся условиях.
• Способность к равновесию - проявляется в уверенном и эффективном скольжении на одной ноге при любом рельефе в различных условиях.
• Пространственная ориентация с учетом постоянно меняющихся условий местности и трассы.
• Способность настроить собственный ритм движения на задаваемый соперниками.
3. Эффективность проекта состоящего из 5 этапов и включающего 4 комплекса упражнений, построенных из подготовительных и специальных упражнений, подтвердилась достоверным приростом результатов всех тестов экспериментальной группы по отношению к контрольной в ходе педагогического эксперимента. Прирост результатов экспериментальной группы составляет от 12% до 36%. Максимальный групповой прирост в экспериментальной группе наблюдается в статическом равновесии, которое мы оценивали с помощью пробы Ромберга «Аист». В контрольной группе улучшение в данном тесте составило - 7%.
Способность к: согласованности движений, к реагированию, к перестроению двигательных действий и к ориентации в пространстве, увеличилась на 12%. В контрольной группе прирост в перечисленных выше качествах составил - 2%.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что благодаря разработанному нами проекту по развитию координационных способностей юных лыжников, у лыжников-гонщиков, возрос уровень развития координационных способностей. Что свидетельствует об эффективности разработанного нами проекта.
Координационные способности проявляются в:
• Способности к реагированию;
• способности к равновесию;
• ориентационной способности;
• способности к ритму;
• дифференцированной способности;
• согласованности движений.
Основными средствами для развития координационных способностей являются: подвижные игры, физические упражнения с повышенной координационной сложности. Для оценки координационных способностей часто используют экспертную оценку, различные индексы, а так же комплексные тесты.
2. Обоснована значимость координационных способностей у лыжников-гонщиков. В лыжном спорте большую роль играет техническая подготовленность спортсмена, которая напрямую зависит от координационных способностей. Также координационные способности оказывают влияние на эффективность использования лыжного хода, длину шага, на скорость и качество прохождения различных по сложности виражей, разворотов и поворотов.
Выявлены преимущественно важные компоненты координационных способностей для лыжников-гонщиков:
• Способность к реагированию и перестроению двигательных действий - проявляется в умении быстро реагировать и принимать решения при резком изменении скорости и движения соперников, или внезапно меняющихся условиях.
• Способность к равновесию - проявляется в уверенном и эффективном скольжении на одной ноге при любом рельефе в различных условиях.
• Пространственная ориентация с учетом постоянно меняющихся условий местности и трассы.
• Способность настроить собственный ритм движения на задаваемый соперниками.
3. Эффективность проекта состоящего из 5 этапов и включающего 4 комплекса упражнений, построенных из подготовительных и специальных упражнений, подтвердилась достоверным приростом результатов всех тестов экспериментальной группы по отношению к контрольной в ходе педагогического эксперимента. Прирост результатов экспериментальной группы составляет от 12% до 36%. Максимальный групповой прирост в экспериментальной группе наблюдается в статическом равновесии, которое мы оценивали с помощью пробы Ромберга «Аист». В контрольной группе улучшение в данном тесте составило - 7%.
Способность к: согласованности движений, к реагированию, к перестроению двигательных действий и к ориентации в пространстве, увеличилась на 12%. В контрольной группе прирост в перечисленных выше качествах составил - 2%.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что благодаря разработанному нами проекту по развитию координационных способностей юных лыжников, у лыжников-гонщиков, возрос уровень развития координационных способностей. Что свидетельствует об эффективности разработанного нами проекта.
Подобные работы
- Развитие выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Лыжная подготовка девочек 10-12 лет МБОУ СОШ с. Тоора-Хем
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Эффективность применения даблполинга в подготовительном периоде лыжников гонщиков на этапе совершенствования спортивного мастерства
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Развитие специальной выносливости лыжников - гонщиков 16 - 20 лет в
летний подготовительный период
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - КРУГОВОЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ
ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ФУТБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Огневой рубеж - фактор резервных возможностей спортсменов - биатлонистов высокой квалификации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016



