Реферат
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы мотивации студентов к самостоятельным занятиям
физической культурой 6
1.1 Понятие мотив и мотивация 6
1.2 Мотивация в сфере физической культуры 10
1.3 Возрастные особенности студентов 16
1.4 Методы и средства формирования мотивации студентов к
самостоятельным занятиям физической культурой 20
2 Организация и методы исследования 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Методы исследования 26
3 Обоснование методики формирования мотивации студентов к
самостоятельным занятиям физической культурой 28
3.1 Методика формирования мотивации студентов к самостоятельным
занятиям физической культурой 28
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Д 50-50
Актуальность: На сегодняшний день сохранение здоровья студентов является важнейшей задачей государства. Вместе с широким развитием и последующим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, важнейшую роль играют самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями.
Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студентов, тем успешнее обучение, в противном случае главная задача обучения теряет свой истинный смысл и ценность. Для того, чтобы студенты могли успешно адаптироваться к условиям обучения в вузе, сохранить и укрепить свое здоровье за весь период обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная физическая активность.
Регулярные, соответствующие возрасту, полу и состоянию здоровья физические упражнения являются одним из обязательных факторов здорового режима дня. Всестороннее развитие физических способностей с помощью организованной физической активности помогает сосредоточить внутренние ресурсы организма на достижение поставленных целей, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.
Отношение студентов к физической культуре является одной из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация данной задачи должна быть рассмотрена каждым студентом с двуединой позиции - как личностно значимая и как общественно необходимая.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что физкультурная деятельность не является для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что проблема формирования мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой является актуальной и требует комплексного подхода к ее решению. В связи с этим было решено провести исследование.
Цель исследования - повышение уровня мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой.
Объект исследования - самостоятельный процесс занятий студентов физической культурой.
Предмет исследования - мотивация студентов к самостоятельным занятиям физической культурой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить уровень мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой.
3. Разработать и экспериментально обосновать методику формирования мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой.
4. Разработать практические рекомендации по формированию мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что повышению мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой способствует формирование синдрома достижения, самоанализ результатов собственной деятельности, выработка тактики целеполагания при самостоятельных занятиях и межличностная поддержка со стороны.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анкетирование
3. Педагогический эксперимент
4. Метод математической обработки данных.
1. Установлено, что мотивация является процессом, в ходе которого формируется и обосновывается намерение что-либо делать или не делать. Мотивация служит основным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной. Источником мотивации человека являются его потребности. На ряду с потребностью так же выделяют мотив, как внутренний побудитель активности человека. Мотивация в физкультурно-спортивной деятельности определена наличием двух разносторонних мотивов:1) укрепление здоровья; 2) достижение высоких спортивных результатов. Первая группа мотивов подразумевает возможность сохранения своего здоровья и профилактики заболеваний. Вторая группа мотивов основывается на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения.
2. Опираясь на результаты исследований, нами было выявлено, что формирование мотивации на самостоятельные занятия физической культурой будет осуществляться при соблюдении следующих условий: формирование у студентов синдрома достижения, т.е. преобладания стремления к успеху над стремлением избегания неудач; самоанализ результатов собственной деятельности; выработка тактики целеполагания при самостоятельных занятиях; межличностная поддержка со стороны единомышленников, наставника; овладение необходимой системой знаний.
Для решения данных условий нами была использована методика мотивационных тренингов.
3. По окончанию педагогического эксперимента было проведено контрольное анкетирование, в ходе которого было выявлено, что уровень мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в экспериментальной группе значительно вырос за счет применения данной методики.
1. Астафьев, В.С. Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека / В.С. Астафьев, Л.М. Верещагина // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2016. - № 13. - С.6-10.
2. Бабушкин, Г.Д. Психология физической культуры и спорта: учебник для высших физкультурных учебных заведений / Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева. - Омск: СибГУФК, 2007. - 270с.
3. Батрымбетова, С. А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента / С. А. Батрымбетова // Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы. - Саратов: СГМУ, 2007. - С. 165-179.
4. Богатырева, Е.В. Социально -психологические особенности студенческого возраста: мотивационный аспект / Е.В. Богатырева // Инженерные технологии и системы. - 2008. - № 3. - С. 234-238.
5. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье: учебник / И.И. Брехман. - Москва: Физкультура и спорт, 1990. - 212 с.
6. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебное пособие / Э. Н. Вайнер. - Москва: Флинта, 2011. - 448 с.
7. Витун, Е.В. Определение мотивации студентов для занятий физической культурой в вузе / Е.В. Витун, В.Г. Витун // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 3. - С. 195203.
8. Волкова, О.В. Становление волевой составляющей личности студента / О.В. Волкова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2011. - № 8. - С. 1-5.
9. Гайнуллин, Р.А. Проблемы физической культуры и спорта у студенческой молодежи. Их физическое воспитание и подготовленность / Р.А. Гвйнуллин, Э.Г. Усманов // Физическая культура и спорт в системе высшего образования. - Уфа, 2017. - С. 43-47.
10. Гончарова, Е.В. Мотивация студентов к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом / Е.В. Гончарова, Л.Е. Чикина // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: педагогика и психология. - 2015. - Т. 1, № 1. - С. 8-9.
11. Дорофеева, Ю.А. Психологические и возрастные особенности студенческого возраста / Ю.А. Дорофеева // Приволжский научный вестник. - 2015. - № 10. - С. 1-3.
12. Ефремова, Н.Г. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов вузов / Н.Г. Ефремова, И.А. Поляков, К.В. Хижняк // Лучшая студенческая статья 2018. - 2018. - № 4. - С. 170-174.
13. Журавская, Н.В. Проблемы формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов нефизкультурного вуза / Н.В. Журавская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12. - С. 49-52.
14. Извольская, А. А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе / А.А. Извольская // Молодой ученый. - 2010. - № 6. - С. 327-329.
15. Ильин, А.А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А.А. Ильин, Л.В. Капилевич, К.А. Марченко, К.В. Давлетьярова // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 360. - С. 143-146....54