ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА 7
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА 7
1.2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА 11
1.3. НАЦИОНАЛЬНОЕ КОМПЛАЕНС-РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ И США 19
1.3.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОМПЛАЕНС-ПРАКТИК В США 19
1.3.2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЛАЕНС-РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ 25
ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ КОМПАНИИ В РФ. 30
2.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ 30
2.2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
НАРУШЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ И США 34
2.3. КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ РФ И США 37
2.4. ОТНОШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РФ К ВНЕДРЕНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИК 43
2.5. ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ АКТЫ 64
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА 68
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ 68
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 69
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИК.75
Коррупция в эпоху глобализации выступает транснационального явления. Ей подвержены все страны мира, о чем ежегодно свидетельствует рейтинг Transparency International.
В рейтинге Transparency International в 2019 году Россия получила 28 баллов, что соответствует 137 месту из 180, США - 69 баллов, что соответствует 23 месту1. Осознание негативных последствий коррупции мировым сообществом привело к принятию Конвенции ООН о противодействии коррупции 2003 г.: В преамбуле которой отмечен, ее транснациональный характер. Это явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.
В Резолюции VIII Конгресса ООН коррупция была признана одной из глобальных проблем, угрожающей всему человечеству. Статистика Международного валютного фонда (далее - МВФ) свидетельствует о том, что ежегодно из-за коррупции мировая экономика теряет от 1,5 до 2 трлн долл. Данную проблему идентифицируют не только на международном и государственном уровне, но и на локальном уровне (персонал компаний). Опрос компании Ersnt &Young показал, что 63% сотрудников в 14 государствах Азитско-Тихоокеанского региона заявили о том, что явление коррупции широко распространено, треть из них (21%) также отметили
взяточничество в качестве обычной практики для получения преимуществ при заключении контрактов.
В условиях замедления темпов роста производительности в мировой экономике , а также с учетом того, что экономическая глобализация стала необратимым трендом , внедрение антикоррупционных комплаенс-политик для организаций приобретает особую значимость, так как нарушение законодательства и привлечение к ответственности в одной из стран присутствия наносит непоправимый репутационный и экономический урон организации во всех остальных странах присутствия. Мировое сообщество стремится к упрощению и прозрачности процедур, о чем свидетельствует внедрение таких процедур как due diligence при взаимодействии с иностранными контрагентами. В связи с этим, для государства построение четкого правового регламента внедрения антикоррупционных политик в организациях будет также служить защитным механизмом для сохранения экономической стабильности, сохранения авторитета государственных корпораций, а также прогнозирования экономической политики с наименьшим количеством потерь.
Особую актуальность приобретают вопросы создания правовых механизмов внедрения комплаенс-политик в организациях Российской Федерации. В большинстве случаев организации не понимают, как действовать в правовом поле и как создать эффективную систему комплаенс в своей организации.
Современные системы антикоррупционного комплаенса не получили должного внимания в российской и зарубежной юридической литературе. Однако теоретические аспекты антикоррупционного регулирования, которое составляет основу антикоррупционного комплаенса нашли отражение в работах современных отечественных и зарубежных ученых таких как Ю. П. Гармаев, С. В. Гландин, Э. А. Иванов, С. Д. Красноусов, Д. Я. Примаков, В. В. Севальнев, Ю. В. Трунцевский. Однако исследования носят фрагментарный характер с фокусом на анализ правового регулирования и теоретических аспектов.
Целью настоящего исследования является изучение эффективной рабочей модели антикоррупционной комплаенс-системы, которая позволит:
• Выявлять риски организации на основе действующего законодательства, предотвращать и минимизировать случаи коррупционного, противоправного, неэтичного поведения;
• Формировать у всех сотрудников единое понимания значимости и мер антикоррупционной комплаенс-политики;
• Повышать прозрачность организационных процессов;
• Формировать возможности сотрудничества с иностранными компаниями и беспроблемного прохождения процедуры due diligence;
• Сокращать репутационные и финансовые риски;
Целью данного исследования на основе вышеуказанного также является разработка комплексную систему антикоррупционных управленческо-организационных мер, закрепленных в локальных актах на основе сравнительно-правового анализа действующей практики в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки.
Для достижения целей были поставлены следующие исследовательские задачи теоретического и практического характера.
К теоретическим задачам относятся:
- проанализировать историко-теоретические аспекты формирования института комплаенса;
- сформулировать понятие и установить правовую природу институтов комплаенса и антикоррупционного комплаенса.
К практическим задачам относятся:
- сравнить санкции за нарушение антикоррупционного законодательства в РФ и США;
- определить составляющие части комплаенс-политик путем сравнительного анализа действующих комплаенс-политик в сегменте крупного бизнеса в РФ и США и составить модель документа-политики;
- на основе исследования-опроса определить проблемы бизнес структур при внедрении антикоррупционных комплаенс-политик в РФ;
- предложить систему мер антикоррупционной комплаенс-политики организации для РФ.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих при внедрении комплаенс-политик в частные и государственные компании, подверженные рискам нарушений в сфере антикоррупционного законодательства.
Эмпирическую базу исследования составляют нормы международного права, а также изложенные в трудах отечественных и зарубежных авторов концептуальные воззрения по вопросам правовой природы понятий комплаенс и антикоррупционный комплаенс, порядка их регулирования на государственном и локальном уровне, международные правовые акты и соглашения, законодательство РФ, США, действующими комплаенс-политиками крупных организаций РФ и США.
В работе применялись такие методы, как логический, исторический, системно-правовой, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический, контент-анализ.
Структура работы построена с учетом цели и задач исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
Проведя анализ основных регулирующих актов и действующих комплаенс-политик крупных организаций, автор пришел к следующим выводам:
Коррупция в бизнесе носит трансграничный характер и эффективные меры противодействия могут быть предприняты только комплексными усилиями государств;
Международное законодательство носит преимущественно стратегический, рекомендательный характер. Это нормы «мягкого права», которые помогают установить вектор развития государств в регулировании антикоррупционного комплаенса и позволяют каждому государству самостоятельно определить эффективные, достаточные и адекватные меры противодействия коррупции самостоятельно. При этом, сохраняется обязанность криминализации части правонарушений (например, подкупа);
На формирование текущего национального законодательства в области антикоррупционного комплаенса оказывает влияние исторический правовой экскурс. В США - самостоятельная заинтересованность бизнеса в развитии подобного законодательства, в РФ - зарождение основ здесь и сейчас, в связи с отсутствием исторической традиции регулировании деятельности бизнеса, особенно в диалоге с государством;
Крупные компания, имея статус транснациональных компаний (при их определении в качестве таковых международными актами) подпадают под действие законодательства, носящее экстерриториальный характер.
Для построения эффективной системы антикоррупционного комплаенс-регулирования на уровне организаций необходимо совершенствование антикоррупционного законодательства путем закрепления конкретных стандартов, норм, процедур антикоррупционных комплаенс-политик; ужесточения проверок при условии формирования консультативно-тренинговой платформы для диалога бизнеса и государства по модели горизонтального диалога;
Внедрение комплаенс-политик усиливает риско-устойчивость компании, в том числе при проверке иностранными контрагентами по процедуре due diligence, которая является ключевой при разрешении вопроса о заключении контрактов с иностранными контрагентами;
Крупные компании уже имеют действующие комплаенс-политики, представители малого и среднего бизнеса интуитивно заинтересованы во внедрении подобных практик в своей деятельности при наличии реальных преимуществ, закрепленных на уровне законодательства (приоритетное право на торгах и др.);
Компаниям с целью повышения стабильности, прозрачности, усиления позиций на международном рынке, сохранения репутации во всех точках представительств необходимо внедрение эффективных антикоррупционных комплаенс-политик. Антикоррупционная комплаенс- политика организации должна быть структурно разделена на 3 направления, каждое из которых содержит конкретный перечень мер, адекватных и эффективных для каждой конкретной организации в зависимости от специфики ее деятельности, штата сотрудников, количества представительств;
В комплаенс-политику каждой конкретной компании должны быть включены комплексные решения таких проблем, как: интеграция максимального количества источников в ходе проверки; установление порядка непрерывного мониторинга контрагентов и их бизнес-партнеров с целью установления новых рисков; разработка карты областей проверок; установление системы скоринга рисков; автоматизация процессов.
Эффективная антикоррупционная комплаенс-политика компании строится на основании базовых принципов и норм международного права, с учетом специфики деятельности и масштаба компании, включает в себя 3 направления мер по борьбе с коррупцией, комплексно решает задачи 63
сложных цепочек передачи информации как внутри организации, так и при построении взаимоотношений с контрагентами и их бизнес-партнерами по всему миру. Тон подобным локальным актам задает грамотно построенная система международного и национального законодательства, содержащая технологию составления политики с покрытием максимального количества рисков, а также содержащая эффективные механизмы по содействию в разработке и внедрении названных политик и дополнительные стимулирующие мотивационные меры.
1. Compliance and the compliance functions in Banks 2005 // Basel Committee of Banking Supervision.
2. FCPA Corporate Enforcement Policy 2017. [Electronic Resouce]. URL : https://www.justice.gov/criminal-fraud/file/838416/download.
3. Foreign Corrupt Practices Act Opinion Procedure 1999 URL : https:// www.justice.gov/sites/default/files/criminal-fraud/legacy/2012/11/14/frgncrpt.pdf.
4. Transparency International Business Principles for Countering Bribery 2013. [Electronic Resouce]. URL : https://www.transparency.org/whatwedo/publication/business_principles_for_coun tering_bribery.
5. United States Code. [Electronic Resouce]. URL : https://uscode.house.gov.
6. US Foreign Corrupt Practices Act 1977. [Electronic Resouce]. URL : https://www.justice.gov/criminal-fraud/foreign-corrupt-practices-act.
7. US Sarbanes-Oxley Act 2002. [Electronic Resouce]. URL : http://www.soxlaw.com.
8. US Securities Exchange Act 1934. [Electronic Resouce]. URL : https://www.nyse.com/publicdocs/nyse/regulation/nyse/sea34.pdf.
9. Восьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 года: доклад, подготовленный Секретариатом. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.unodc.org/documents/congress//Previous_Congresses/8th_Congress_1 990/028_ACONF .144.28.Rev.1_Report_Eighth_United_Nations_Congress_on_th e_Prevention_of_Crime_and_the_Treatment_of_Offenders.pdf/.
10. Законопроект № 286313-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях». [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/286313-7(дата обращения: 04.06.2020).
11. Итоговый документ принят резолюцией Генеральной Ассамблеи
ООН №60/1 от 16.09.2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_ conv/
decla-rations/outcome2005_ch2.shtml.
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020). [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс».
13. Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных
должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок 1997 г. [Электронный ресурс]. URL:
http://cikrf.ru/protiv_corrupcii/normativ_docs/conv_1997.html.
14. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173): заключена в г. Страсбурге 27.01.1999 г.// Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2394.
15. Конвенция Организации Объединенных Наций против
коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). [Электронный ресурс]. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml.
16. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс».
17. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.) [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс».
18. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-сийской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ // Российская газета. № 266. 30.12.2008.
19. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: Федеральный закон от 25.12.2008 № 274-ФЗ // Российская газета. № 266. 30.12.2008.
20. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (посл. ред.). [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс».
21. О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ // Российская газета. № 164. 28.07.2006.
22. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Федеральный закон от 8.03.2006 № 40-ФЗ // Российская газета. № 4022. 21.03.2006.
23. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 г. Москва "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"// Российская газета. № 154 (6130). 17.07.2013.
24. Проект норм, касающихся обязанностей транснациональных
корпораций и других предприятий в области прав человека от 30.05.2003 г. [Электронный ресурс]. URL:
https://undocs.org/pdf?symbol=ru/E/CN.4/Sub.2/2003/12.
25. Рекомендация Совета Европы от 30 апреля 2014 г. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.coe.int/t/dghl/standardsetting/cdcj/CDCJ
%20Recommendations/ CMRec(2014)7E .pdf.
26. Руководство Базельского комитета по банковскому контролю №103 от 2003 г. // СПС «Консультант Плюс».
27. Руководство для законодательных органов по осуществлению Конвенции ООН против коррупции. Нью-Йорк, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/Publications/LegislativeGuide /UNCAC_Legislative_Guide_R.pdf.
28. Руководство для законодательных органов по осуществлению Конвенции ООН против коррупции. Нью-Йорк, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/Publications/LegislativeGuide /UNCAC_Legislative_Guide_R.pdf.
29. Руководство по передовому опыту в области внутреннего контроля, этики и комплаенса 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/uploads/imperavi/ru-RU/rukovodstvo.pdf.
30. Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных компаний 2011 г. [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс».
31. Стандарты и рекомендации ФАТФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedsfm.ru/documents/international-fatf.
32. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63- ФЗ (ред. от 07.04.2020) [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс».
33. Указание ЦБ РФ «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» от 07.07.1999 № 603-У. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901738656.
34. Федеральная Антимонопольная Служба. Законопроект об антимонопольном комплаенсе. 18.02.2020. [Электронный ресурс]. URL:https://fas.gov.ru/news/29349.
Судебная практика
1. Northern Securities Co. v. United States, 193 U.S. 197.
2. Lochner v. New York, 198 US 45.
3. Parsons&Whittemore Overseas Co. v. Societe Generale De L’Industrie
4. United States v. Jackson (1968).
5. United States v. Aluminium Company of America (1945).
6. Skilling v. United States (№. 08-1394) 2010.
7. U. S. Securities and Exchange Commission v. WorldCom Inc., Civil Action No. 02-CV-4963 (SDNY) (JSR). 19 May 2003.
8. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.03.2013 по делу № А40-148325/2012[Электронный ресурс] // Электронное правосудие : решения арбитражных судов. - Режим доступа : http://ras.arbitr.ru.
9. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2014 по делу № А40-72433/2014[Электронный ресурс] // Электронное правосудие : решения арбитражных судов. - Режим доступа : http://ras.arbitr.ru.
10. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2018 г. по делу № А40-171207/2017 [Электронный ресурс] // Электронное правосудие : решения арбитражных судов. - Режим доступа : http://ras.arbitr.ru.
Антикоррупционные комплаенс-политики организаций
1. Anti-Bribery Programm. Citi Group Inc. URL : https://www.citigroup.com/citi/investor/data/antibribery.pdf.
2. Anti-Bribery & Anti-Corruption Procedure FCC. URL : https://www.fidi.org/join-fidi/fidi-services/FAIMoverview/FCC/fcc-compliance- anti-bribery-anti-corruption-procedure.
3. Anti-corruption Legal Compliance Guide. ExxonMobil. URL : https:// corporate.exxonmobil.com/-/media/Global/Files/policy/Anti-Corruption-Legal- Compliance-Guide.pdf.
4. Антикоррупционная политика ООО «СИБУР» и предприятий ПАО «СИБУР ХОЛДИНГ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sibur.ru/upload/iblock/3b6/3b68e546ad8db57252647d9ba91d5ad3.pd f.
5. Политика по противлжействию коррупции Банк ВТБ (ПАО). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vtb.ru/akcionery-i- investory/raskrytie-informacii/protivodeistvie-korupcii/.
6. Антикоррупционная политика ОАО «Россети». [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
https://www.rosseti.ru/media/docs/antikoruptsionnaya_politika.pdf.
Специальная литература
1. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: монография ; под ред. Т. Я. Хабриевой, А. В. Федорова. М., 2015. С. 14.
2. Всемирный Банк. Перспективы мировой экономики 2020 года: медленный рост, политические вызовы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/feature/2020/01/08/january-2020-global-economic-prospects-slow-growth-policy-challenges.
3. Генеральная Прокуратура РФ. Реестр юридических лиц, привлеченных к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. [Электронный
ресурс]. URL: https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-
remuneration/1558822/.
4. ГИБДД обнародовала статистику по уплате штрафов // Рамблер.
Финансы. 19.01.2018 [Электронный ресурс]. URL:
https://finance.rambler.ru/money/38882577-gibdd-obnarodovala-statistiku-po- oplate-shtrafov/.
5. Горбачева Н. С., Конов А. В., Маскалева А. С. Служебные разоблачения и защита заявителей: опыт США, Великобритании и Канады. Доклад - М.: ООО “ФТБС консалтинг”, 2018. С. 62.
6. Госдума ввела скидку в 50% при досрочной уплате штрафов
ГИБДД // Forbes 12.12.2014 [Электронный ресурс]. URL:
https://www.forbes.ru/news/275659-gosduma-vvela-skidku-v-50-pri-dosrochnoi- uplate-shtrafov-gibdd.
7. Государственная Инспекция Труда. // httpsV/онлайнинспекция.рф
8. Григорян Е. С., Мирошниченко К. С. Роль социальной рекламы в формировании морально-нравственных ценностей молодежи. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/press/practical/2010-07/04.shtml.
9. Злобин А. ВТБ подал к Мозамбику иск из-за скандала о займах на $2 млрд // Forbes. 07.01.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/390769-vtb-podal-k-mozambiku-isk-po-delu-o-zaymah-na-2-mlrd.
10. Индекс восприятия коррупции - 2019. Центр
Антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.transparency.org/files/content/pages/2019_CPI_Report_EN.pdf.
11. Малыхин Д. В. Особенности организации комплаенс-контроля в российских банках // Внутренний контроль в кредитной организации, 2009. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lawmix.ru/bux/26031.
12. Партнерство против коррупции - принципы противодействия
взяточничеству. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.iblfrussia.org/files/PACI%20Russian%20Final.pdf.
13. Примаков Д. Я. Специальные виды комплаенса:
антикоррупционный, банковский, санкционный и розыск активов
(форензик). Инфотропик Медиа, 2019.
14. Руденко Е. Дело К. Шамалова. [Электронный ресурс]. URL: https://lap.hse.ru/data/2017/04/13/1168164037/Шамалов.pdf.
15. Словари и энцикл. на Академике [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4535/МОДЕЛЬ.
16. Средняя начисленная заработная плата работников по группам занятий и возрастным группам. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gks .ru/ storage/mediabank/trud3-1(1).xls.
17. Терешкова В. В. Организация системы антикоррупционного комплаенса в производственной организации: от зарубежной практики к российской. Практическая конференция: 4 марта 2020 г. «Диверсификация и экономическая безопасность организаций оборонно-промышленного комплекса, организаций с государственным участием» / Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
18. Терешкова В.В. Введение в комплаенс: электронный курс. [Электронный ресурс]. URL: https://codolc.com/news/read/590/.
19. Управление рисками - Руководство. ISO 31000. Под ред.
Горбуно А. [Электронны ресурс]. URL:
https://pqm-online.com/assets/files/pubs/translations/std/iso-31000-2018-(rus).pdf.
20. ФЕРМА. Стандарты управления рисками. [Электронный ресурс].
URL: https://www.ferma.eu/app/uploads/2011/11/a-risk-management-standard-
russian-version.pdf.
21. Хабриева Т. А., Федоров А. В. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития в Европе / монография под ред. Хабриевой Т. А., Федорова А. В. // М., 2015.
22. Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 1. М., 1984.
23. Шишкарев С. Н. Основные этапы развития российского законодательства в сфере противодействия коррупции // Вестник Московского университета МВД России, 2009. №12.
24. Щербов А. Подрядчики обвинили менеджеров подразделения «Россетей» в «откатах и распилах» // УрфоПравда. 03.06.2015. [Электронный ресурс]. URL: https://pravdaurfo.ru/articles/114618-oleg-budargin-ne-doletel-do- korrupcionnogo.
25. An Analytical Framework for combating corruption. . [Electronic resource]. URL: http://www.usaid.gov/pdf_docs/PNADD630.pdf.
26. Biegelman T. Martin, Biegelman R. Daniel. Building a World-Class Compliance Program. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc., 2008.
27. Birnie P. and Boyle A. «International Law and the Environment», 2nd edn. Oxford, 2002.
28. Black J. Decentring regulation: Understanding the role of regulation and Self-regulation in a “post-Regulatory” World // Current Legal Problems, 2001. №54.
29. Citigroup Agrees to $97.4 Million Settlement in Money Laundering Inquiry // New York Times. 22.05.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2017/05/22/business/dealbook/citigroup-settlement-banamex-usa-inquiry.html.
30. European Comission. Due diligence explained. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/growth/sectors/raw-materials/due-diligence-ready/explained_en.
31. Hillgenberg H, «A Fresh Look at Soft Law». 10 EJIL, 1999.
32. Information Exchange Working Group. FIU tools and practices for investigating laundering of the proceeds of corruption. [Электронный ресурс]. URL: https://egmontgroup.org/en/content/new-publication-fiu-tools-and-practices- investigating-laundering-proceeds-corruption-public.
33. International Compliance Organisation //
https://www.int-comp.org/careers/your-career-in-compliance/what-is-compliance/.
34. Kassam A. Spain's High Court charges builder FCC over Panama contracts // The Reuters. 30.10.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/article/us-spain-fcc-court/spains-high-court-charges-builder-fcc-over-panama-contracts-idUSKBN1X91QJ.
35. Lagarde C. Addressing Corruption with Clarity.[Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org/en/News/Articles/2017/09/18/sp091817-addressing-corruption-with-clarity.
36. Lashmar P. Exxon probed over $500m Africa scandal // The Independent. 11.05.2003. [Электронный ресурс]. URL: https://www.independent.co.uk/news/business/news/exxon-probed-over-500m-africa-scandal-104198.html.
37. Malcolm N. Shaw. International Law. Cambridge University Press, 2018.
38. Michael Corkery M. and Ben Protess B.
39. Official Corruption Prosecutions. Trac Reports. [Электронный ресурс]. URL: https://trac.syr.edu/tracreports/bulletins/corruption/monthlyjan19/ fil/.
40. OMAROVA // Brooklyn Journal of International Law, 2010. №35 (3).
41. Pham L. Corruption in Asia May Be Getting Worse: EY Survey.
23.05.2015. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-05-23/asian-graft-worsens-and-millennials-pose-a-challenge-ey-survey.
42. PwC State of Compliance Study 2016. Laying a strategic foundation for strong compliance risk management. [Электронный ресурс]. URL: https://cgx3j41r03fwkmmdtoy3l6aq-wpengine.netdna-ssl.com/wp-content/uploads/ 2017/11/PWC_State_of_Compliance_Study_2016.pdf.
43. Ramsay M. L. Pyramids of Power. New York: Da Capo Press, 1975.
44. Robert G. Caldwell G. Robert. The Social Significance of American Panics // Scientific Monthly, April 1932.
45. Shanquan G. Economic Globalization: Trends, Risks and Risk
Prevention. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.un.org/en/development/desa/policy/cdp/cdp_background_papers/bp2000_1.pdf.
46. Skeel A. David. Icarus and American Corporate Regulations // The Business Lawyer. November 2005.
47. U.S. Food and Drug Administration. The History of FDA's Fight for Consumer Protection and Public Health. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fda.gov/about-fda/history-fdas-fight-consumer-protection-and-public-health.
48. United Nations Global Compact. A Guide for Anti-Corription Risk
Assessment. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.unglobalcompact.org/library/411.