Антикоррупционный комплаенс: зарубежный и российский опыт
|
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА 7
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА 7
1.2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА 11
1.3. НАЦИОНАЛЬНОЕ КОМПЛАЕНС-РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ И США 19
1.3.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОМПЛАЕНС-ПРАКТИК В США 19
1.3.2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЛАЕНС-РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ 25
ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ КОМПАНИИ В РФ. 30
2.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ 30
2.2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
НАРУШЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ И США 34
2.3. КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ РФ И США 37
2.4. ОТНОШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РФ К ВНЕДРЕНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИК 43
2.5. ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ АКТЫ 64
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА 68
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ 68
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 69
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИК.75
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА 7
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА 7
1.2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА 11
1.3. НАЦИОНАЛЬНОЕ КОМПЛАЕНС-РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ И США 19
1.3.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОМПЛАЕНС-ПРАКТИК В США 19
1.3.2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЛАЕНС-РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ 25
ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ КОМПАНИИ В РФ. 30
2.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ 30
2.2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
НАРУШЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ И США 34
2.3. КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ РФ И США 37
2.4. ОТНОШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РФ К ВНЕДРЕНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИК 43
2.5. ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ АКТЫ 64
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА 68
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ 68
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 69
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИК.75
Коррупция в эпоху глобализации выступает транснационального явления. Ей подвержены все страны мира, о чем ежегодно свидетельствует рейтинг Transparency International.
В рейтинге Transparency International в 2019 году Россия получила 28 баллов, что соответствует 137 месту из 180, США - 69 баллов, что соответствует 23 месту1. Осознание негативных последствий коррупции мировым сообществом привело к принятию Конвенции ООН о противодействии коррупции 2003 г.: В преамбуле которой отмечен, ее транснациональный характер. Это явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.
В Резолюции VIII Конгресса ООН коррупция была признана одной из глобальных проблем, угрожающей всему человечеству. Статистика Международного валютного фонда (далее - МВФ) свидетельствует о том, что ежегодно из-за коррупции мировая экономика теряет от 1,5 до 2 трлн долл. Данную проблему идентифицируют не только на международном и государственном уровне, но и на локальном уровне (персонал компаний). Опрос компании Ersnt &Young показал, что 63% сотрудников в 14 государствах Азитско-Тихоокеанского региона заявили о том, что явление коррупции широко распространено, треть из них (21%) также отметили
взяточничество в качестве обычной практики для получения преимуществ при заключении контрактов.
В условиях замедления темпов роста производительности в мировой экономике , а также с учетом того, что экономическая глобализация стала необратимым трендом , внедрение антикоррупционных комплаенс-политик для организаций приобретает особую значимость, так как нарушение законодательства и привлечение к ответственности в одной из стран присутствия наносит непоправимый репутационный и экономический урон организации во всех остальных странах присутствия. Мировое сообщество стремится к упрощению и прозрачности процедур, о чем свидетельствует внедрение таких процедур как due diligence при взаимодействии с иностранными контрагентами. В связи с этим, для государства построение четкого правового регламента внедрения антикоррупционных политик в организациях будет также служить защитным механизмом для сохранения экономической стабильности, сохранения авторитета государственных корпораций, а также прогнозирования экономической политики с наименьшим количеством потерь.
Особую актуальность приобретают вопросы создания правовых механизмов внедрения комплаенс-политик в организациях Российской Федерации. В большинстве случаев организации не понимают, как действовать в правовом поле и как создать эффективную систему комплаенс в своей организации.
Современные системы антикоррупционного комплаенса не получили должного внимания в российской и зарубежной юридической литературе. Однако теоретические аспекты антикоррупционного регулирования, которое составляет основу антикоррупционного комплаенса нашли отражение в работах современных отечественных и зарубежных ученых таких как Ю. П. Гармаев, С. В. Гландин, Э. А. Иванов, С. Д. Красноусов, Д. Я. Примаков, В. В. Севальнев, Ю. В. Трунцевский. Однако исследования носят фрагментарный характер с фокусом на анализ правового регулирования и теоретических аспектов.
Целью настоящего исследования является изучение эффективной рабочей модели антикоррупционной комплаенс-системы, которая позволит:
• Выявлять риски организации на основе действующего законодательства, предотвращать и минимизировать случаи коррупционного, противоправного, неэтичного поведения;
• Формировать у всех сотрудников единое понимания значимости и мер антикоррупционной комплаенс-политики;
• Повышать прозрачность организационных процессов;
• Формировать возможности сотрудничества с иностранными компаниями и беспроблемного прохождения процедуры due diligence;
• Сокращать репутационные и финансовые риски;
Целью данного исследования на основе вышеуказанного также является разработка комплексную систему антикоррупционных управленческо-организационных мер, закрепленных в локальных актах на основе сравнительно-правового анализа действующей практики в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки.
Для достижения целей были поставлены следующие исследовательские задачи теоретического и практического характера.
К теоретическим задачам относятся:
- проанализировать историко-теоретические аспекты формирования института комплаенса;
- сформулировать понятие и установить правовую природу институтов комплаенса и антикоррупционного комплаенса.
К практическим задачам относятся:
- сравнить санкции за нарушение антикоррупционного законодательства в РФ и США;
- определить составляющие части комплаенс-политик путем сравнительного анализа действующих комплаенс-политик в сегменте крупного бизнеса в РФ и США и составить модель документа-политики;
- на основе исследования-опроса определить проблемы бизнес структур при внедрении антикоррупционных комплаенс-политик в РФ;
- предложить систему мер антикоррупционной комплаенс-политики организации для РФ.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих при внедрении комплаенс-политик в частные и государственные компании, подверженные рискам нарушений в сфере антикоррупционного законодательства.
Эмпирическую базу исследования составляют нормы международного права, а также изложенные в трудах отечественных и зарубежных авторов концептуальные воззрения по вопросам правовой природы понятий комплаенс и антикоррупционный комплаенс, порядка их регулирования на государственном и локальном уровне, международные правовые акты и соглашения, законодательство РФ, США, действующими комплаенс-политиками крупных организаций РФ и США.
В работе применялись такие методы, как логический, исторический, системно-правовой, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический, контент-анализ.
Структура работы построена с учетом цели и задач исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
В рейтинге Transparency International в 2019 году Россия получила 28 баллов, что соответствует 137 месту из 180, США - 69 баллов, что соответствует 23 месту1. Осознание негативных последствий коррупции мировым сообществом привело к принятию Конвенции ООН о противодействии коррупции 2003 г.: В преамбуле которой отмечен, ее транснациональный характер. Это явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.
В Резолюции VIII Конгресса ООН коррупция была признана одной из глобальных проблем, угрожающей всему человечеству. Статистика Международного валютного фонда (далее - МВФ) свидетельствует о том, что ежегодно из-за коррупции мировая экономика теряет от 1,5 до 2 трлн долл. Данную проблему идентифицируют не только на международном и государственном уровне, но и на локальном уровне (персонал компаний). Опрос компании Ersnt &Young показал, что 63% сотрудников в 14 государствах Азитско-Тихоокеанского региона заявили о том, что явление коррупции широко распространено, треть из них (21%) также отметили
взяточничество в качестве обычной практики для получения преимуществ при заключении контрактов.
В условиях замедления темпов роста производительности в мировой экономике , а также с учетом того, что экономическая глобализация стала необратимым трендом , внедрение антикоррупционных комплаенс-политик для организаций приобретает особую значимость, так как нарушение законодательства и привлечение к ответственности в одной из стран присутствия наносит непоправимый репутационный и экономический урон организации во всех остальных странах присутствия. Мировое сообщество стремится к упрощению и прозрачности процедур, о чем свидетельствует внедрение таких процедур как due diligence при взаимодействии с иностранными контрагентами. В связи с этим, для государства построение четкого правового регламента внедрения антикоррупционных политик в организациях будет также служить защитным механизмом для сохранения экономической стабильности, сохранения авторитета государственных корпораций, а также прогнозирования экономической политики с наименьшим количеством потерь.
Особую актуальность приобретают вопросы создания правовых механизмов внедрения комплаенс-политик в организациях Российской Федерации. В большинстве случаев организации не понимают, как действовать в правовом поле и как создать эффективную систему комплаенс в своей организации.
Современные системы антикоррупционного комплаенса не получили должного внимания в российской и зарубежной юридической литературе. Однако теоретические аспекты антикоррупционного регулирования, которое составляет основу антикоррупционного комплаенса нашли отражение в работах современных отечественных и зарубежных ученых таких как Ю. П. Гармаев, С. В. Гландин, Э. А. Иванов, С. Д. Красноусов, Д. Я. Примаков, В. В. Севальнев, Ю. В. Трунцевский. Однако исследования носят фрагментарный характер с фокусом на анализ правового регулирования и теоретических аспектов.
Целью настоящего исследования является изучение эффективной рабочей модели антикоррупционной комплаенс-системы, которая позволит:
• Выявлять риски организации на основе действующего законодательства, предотвращать и минимизировать случаи коррупционного, противоправного, неэтичного поведения;
• Формировать у всех сотрудников единое понимания значимости и мер антикоррупционной комплаенс-политики;
• Повышать прозрачность организационных процессов;
• Формировать возможности сотрудничества с иностранными компаниями и беспроблемного прохождения процедуры due diligence;
• Сокращать репутационные и финансовые риски;
Целью данного исследования на основе вышеуказанного также является разработка комплексную систему антикоррупционных управленческо-организационных мер, закрепленных в локальных актах на основе сравнительно-правового анализа действующей практики в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки.
Для достижения целей были поставлены следующие исследовательские задачи теоретического и практического характера.
К теоретическим задачам относятся:
- проанализировать историко-теоретические аспекты формирования института комплаенса;
- сформулировать понятие и установить правовую природу институтов комплаенса и антикоррупционного комплаенса.
К практическим задачам относятся:
- сравнить санкции за нарушение антикоррупционного законодательства в РФ и США;
- определить составляющие части комплаенс-политик путем сравнительного анализа действующих комплаенс-политик в сегменте крупного бизнеса в РФ и США и составить модель документа-политики;
- на основе исследования-опроса определить проблемы бизнес структур при внедрении антикоррупционных комплаенс-политик в РФ;
- предложить систему мер антикоррупционной комплаенс-политики организации для РФ.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих при внедрении комплаенс-политик в частные и государственные компании, подверженные рискам нарушений в сфере антикоррупционного законодательства.
Эмпирическую базу исследования составляют нормы международного права, а также изложенные в трудах отечественных и зарубежных авторов концептуальные воззрения по вопросам правовой природы понятий комплаенс и антикоррупционный комплаенс, порядка их регулирования на государственном и локальном уровне, международные правовые акты и соглашения, законодательство РФ, США, действующими комплаенс-политиками крупных организаций РФ и США.
В работе применялись такие методы, как логический, исторический, системно-правовой, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический, контент-анализ.
Структура работы построена с учетом цели и задач исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
Проведя анализ основных регулирующих актов и действующих комплаенс-политик крупных организаций, автор пришел к следующим выводам:
Коррупция в бизнесе носит трансграничный характер и эффективные меры противодействия могут быть предприняты только комплексными усилиями государств;
Международное законодательство носит преимущественно стратегический, рекомендательный характер. Это нормы «мягкого права», которые помогают установить вектор развития государств в регулировании антикоррупционного комплаенса и позволяют каждому государству самостоятельно определить эффективные, достаточные и адекватные меры противодействия коррупции самостоятельно. При этом, сохраняется обязанность криминализации части правонарушений (например, подкупа);
На формирование текущего национального законодательства в области антикоррупционного комплаенса оказывает влияние исторический правовой экскурс. В США - самостоятельная заинтересованность бизнеса в развитии подобного законодательства, в РФ - зарождение основ здесь и сейчас, в связи с отсутствием исторической традиции регулировании деятельности бизнеса, особенно в диалоге с государством;
Крупные компания, имея статус транснациональных компаний (при их определении в качестве таковых международными актами) подпадают под действие законодательства, носящее экстерриториальный характер.
Для построения эффективной системы антикоррупционного комплаенс-регулирования на уровне организаций необходимо совершенствование антикоррупционного законодательства путем закрепления конкретных стандартов, норм, процедур антикоррупционных комплаенс-политик; ужесточения проверок при условии формирования консультативно-тренинговой платформы для диалога бизнеса и государства по модели горизонтального диалога;
Внедрение комплаенс-политик усиливает риско-устойчивость компании, в том числе при проверке иностранными контрагентами по процедуре due diligence, которая является ключевой при разрешении вопроса о заключении контрактов с иностранными контрагентами;
Крупные компании уже имеют действующие комплаенс-политики, представители малого и среднего бизнеса интуитивно заинтересованы во внедрении подобных практик в своей деятельности при наличии реальных преимуществ, закрепленных на уровне законодательства (приоритетное право на торгах и др.);
Компаниям с целью повышения стабильности, прозрачности, усиления позиций на международном рынке, сохранения репутации во всех точках представительств необходимо внедрение эффективных антикоррупционных комплаенс-политик. Антикоррупционная комплаенс- политика организации должна быть структурно разделена на 3 направления, каждое из которых содержит конкретный перечень мер, адекватных и эффективных для каждой конкретной организации в зависимости от специфики ее деятельности, штата сотрудников, количества представительств;
В комплаенс-политику каждой конкретной компании должны быть включены комплексные решения таких проблем, как: интеграция максимального количества источников в ходе проверки; установление порядка непрерывного мониторинга контрагентов и их бизнес-партнеров с целью установления новых рисков; разработка карты областей проверок; установление системы скоринга рисков; автоматизация процессов.
Эффективная антикоррупционная комплаенс-политика компании строится на основании базовых принципов и норм международного права, с учетом специфики деятельности и масштаба компании, включает в себя 3 направления мер по борьбе с коррупцией, комплексно решает задачи 63
сложных цепочек передачи информации как внутри организации, так и при построении взаимоотношений с контрагентами и их бизнес-партнерами по всему миру. Тон подобным локальным актам задает грамотно построенная система международного и национального законодательства, содержащая технологию составления политики с покрытием максимального количества рисков, а также содержащая эффективные механизмы по содействию в разработке и внедрении названных политик и дополнительные стимулирующие мотивационные меры.
Коррупция в бизнесе носит трансграничный характер и эффективные меры противодействия могут быть предприняты только комплексными усилиями государств;
Международное законодательство носит преимущественно стратегический, рекомендательный характер. Это нормы «мягкого права», которые помогают установить вектор развития государств в регулировании антикоррупционного комплаенса и позволяют каждому государству самостоятельно определить эффективные, достаточные и адекватные меры противодействия коррупции самостоятельно. При этом, сохраняется обязанность криминализации части правонарушений (например, подкупа);
На формирование текущего национального законодательства в области антикоррупционного комплаенса оказывает влияние исторический правовой экскурс. В США - самостоятельная заинтересованность бизнеса в развитии подобного законодательства, в РФ - зарождение основ здесь и сейчас, в связи с отсутствием исторической традиции регулировании деятельности бизнеса, особенно в диалоге с государством;
Крупные компания, имея статус транснациональных компаний (при их определении в качестве таковых международными актами) подпадают под действие законодательства, носящее экстерриториальный характер.
Для построения эффективной системы антикоррупционного комплаенс-регулирования на уровне организаций необходимо совершенствование антикоррупционного законодательства путем закрепления конкретных стандартов, норм, процедур антикоррупционных комплаенс-политик; ужесточения проверок при условии формирования консультативно-тренинговой платформы для диалога бизнеса и государства по модели горизонтального диалога;
Внедрение комплаенс-политик усиливает риско-устойчивость компании, в том числе при проверке иностранными контрагентами по процедуре due diligence, которая является ключевой при разрешении вопроса о заключении контрактов с иностранными контрагентами;
Крупные компании уже имеют действующие комплаенс-политики, представители малого и среднего бизнеса интуитивно заинтересованы во внедрении подобных практик в своей деятельности при наличии реальных преимуществ, закрепленных на уровне законодательства (приоритетное право на торгах и др.);
Компаниям с целью повышения стабильности, прозрачности, усиления позиций на международном рынке, сохранения репутации во всех точках представительств необходимо внедрение эффективных антикоррупционных комплаенс-политик. Антикоррупционная комплаенс- политика организации должна быть структурно разделена на 3 направления, каждое из которых содержит конкретный перечень мер, адекватных и эффективных для каждой конкретной организации в зависимости от специфики ее деятельности, штата сотрудников, количества представительств;
В комплаенс-политику каждой конкретной компании должны быть включены комплексные решения таких проблем, как: интеграция максимального количества источников в ходе проверки; установление порядка непрерывного мониторинга контрагентов и их бизнес-партнеров с целью установления новых рисков; разработка карты областей проверок; установление системы скоринга рисков; автоматизация процессов.
Эффективная антикоррупционная комплаенс-политика компании строится на основании базовых принципов и норм международного права, с учетом специфики деятельности и масштаба компании, включает в себя 3 направления мер по борьбе с коррупцией, комплексно решает задачи 63
сложных цепочек передачи информации как внутри организации, так и при построении взаимоотношений с контрагентами и их бизнес-партнерами по всему миру. Тон подобным локальным актам задает грамотно построенная система международного и национального законодательства, содержащая технологию составления политики с покрытием максимального количества рисков, а также содержащая эффективные механизмы по содействию в разработке и внедрении названных политик и дополнительные стимулирующие мотивационные меры.
Подобные работы
- Правовые основы организации комплаенса в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022 - Современные технологии антикоррупционной борьбы: российский опыт
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - ОФФШОРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Коррупция и конфликт интересов на государственной службе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2021 - Уголовно-правовое воздействие на коррупцию: проблемы правоприменения
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Коррупционные правонарушения в сфере государственных закупок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Управление предупреждением коррупции в органах местного самоуправления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021 - Борьба с коррупцией: роль и значение права (Московский финансово-юридический университет)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021



